Сегодня, к сожалению, подходит к концу наша прогулка по замечательному городу Клайпеда. Логично будет ее завершить в Старом городе, который совсем небольшой.
Сегодня, к сожалению, подходит к концу наша прогулка по замечательному городу Клайпеда. Логично будет ее завершить в Старом городе, который совсем небольшой.
Начало Старому городу положила реконструкция замка, когда жители были переселены по обе стороны реки Данге. В XVI веке территория города была разделена на небольшие прямоугольные кварталы. Сеть улиц была окончательно сформирована и впоследствии мало изменилась. С 1595 года и вплоть до XIX века здесь проводились ярмарки, куда приезжали купцы с самых отдаленных уголков страны.
В XVII веке параллельно друг другу росли две части города: собственно Старый город и квартал ремесленников на улице Оду, который впоследствии ненадолго стал отдельным городом под названием Фридрихштадт, в честь короля Пруссии Фридриха I.
Город имел свой герб, флаг и старейшину. В начале было всего шесть усадеб, которые потом разрослись до цифры 46.Помимо рыбаков, здесь жили кожевники, а позже развивались и другие ремесленники, кто не имел права селиться в городе, а также замковые чиновники, солдаты, иностранцы, трактирщики.
Два города недолго сосуществовали. При реорганизации городского самоуправления Пруссии в 1722 году обе части вновь соединили. Так образовалась целостная территория нынешнего Старого города.
В середине 19 века Старый город играл роль административного, торгового и духовного центра жизни. В нем располагались крупнейшие в городе магазины, склады и банки.
Вторая мировая война принесла много разрушений-сильно пострадали целые кварталы в Южной части, церкви. О культурном наследии вспомнили лишь в 1963 году, когда город был объявлен городским памятником, а на следующий город был составлен план по восстановлению. В период с 1971—1981 гг. был отреставрировано около 70 зданий.
Выходим на Театральную площадь-сердце Клайпеды и популярное место у клайпедчан и гостей города, которая притягивает людей, как магнит. Здесь проходят концерты, международный джазовый фестиваль «Замок», Праздник Моря и другие мероприятия.
В XIX веке на этом месте соседствовали два рынка-рыбный и мясной. Театральная площадь была между ними, но в конце концов они объединились. Несмотря на рынок, здесь находились аттракционы и развлечения, уже тогда на площади играли бродячие артисты. Здание театра на нынешнем месте было построено в 1819 году на средства купцов Руппеля и Войтковица. На сцене театра шли пьесы У.Шекспира, Ф.Шиллера, оперы В. А. Моцарта и Г. Розини и других известных композиторов и драматургов. Театр спонсировался купеческой организацией «Конкордия».В 1836 году по приглашению этой организации гастролировал Королевский оперный театр, в составе которого был 23-х летний талант Рихард Вагнер, еще не прославившийся, но уже подающий надежды.
Стоит, конечно, упомянуть о фонтане со скульптурой девочки, установленного в 1912 году, как дань памяти уроженцу Мемеля поэту, профессору Кёнигсбергского университета Симону Даху(1605–1659).Фонтан его имени был построен на общественные средства, но в народе его еще называли «колодцем Симона Баха».
Скульптура же изображает юную босую девочку-одну из воспетых поэтом героинь.
Дочь, рано погибшего пастора Мартина Неандера из Тарау, в семнадцать лет вышла замуж за пастора Иогана Патрация. На свадьбу был приглашен поэт, который по этому случаю написал стихи. Позднее стихи были положены на музыку, после чего песня «Анхен из Тарау» приобрела характер народной и стала популярна везде, где говорят по-немецки. Таким образом, благодаря простой девушке, поселок приобрел международную известность.
В 1939 году памятник перенесли возле площади Летувининку. Считается, это было сделано при подготовке памятнику Гитлеру, ведь он выступал здесь с речью с театрального балкона. Во время войны памятник был утерян, а восстановили его в 1989 году. Скульптура была восстановлена по сохранившимся фотографиям и оригинальной копии-маленькой статуэтки.
Идем дальше. В городе много малой городской скульптуры.
Мне больше всего понравилась скульптура кота из гранита, установленная в 1979 году. Два раза он исчезал со своего места после нападения вандалов, но в 2006 году вновь вернулся на свое место в сквере под дубом. Ему дали имя Клайпедис, но его другое название «Кот с лицом джентельмена» мне нравится больше.
Если хотите вкусно пообедать, то это можно сделать в комплексе ресторанов и кафе под названием «Фридрихо Пассажас».На входе, возле арки, на металлическом столбе стоит мужик, почти совсем голый, из одежды пачка из дубовых листьев да венок на голове.
Правой рукой он опирается на якорь, левой держит здоровенную дубину. На столбе табличка с надписью:" ANNO 1707 FRIDRICHO PRIEMIESTIS»,что в переводе значит:«Пригород Фридриха с 1707 года».Скульптура называется «Дикарь».
Внутри дорого-богато, но обстановка приятная много иностранцев и местных знаменитостей, которых мы успели разглядеть. Так как мы были совсем не голодны, то вторые блюда не заказывали, хотя из отзывов, говорят, здесь хорошая кухня.
С другого конца похожая скульптура. Ну, а мы пройдемся по старому кварталу Фридриха.
В отличие от Старого города, для Фридриха характерна свободная планировка зданий и кварталов. Эта территория формировалась постепенно, без предварительного плана. Уличная сеть не была согласована со Старым городом. Эти различия можно наблюдать и сегодня. Для него характерны крупные кварталы неправильной формы, оси улиц, которые не всегда перекрываются на стыках.
Здесь можно встретить фахверковые здания, возле которых теперь образован, так называемый, двор художников, где располагаются художественные и ремесленные мастерские со всевозможными выставками на заданную тематику.
Когда-то теперешние фахверковые здания представляли собой склады с криволинейными крышами, на чердаках которых пространство позволяло хранить больше товаров. Это совсем небольшой пятачок фахверковых зданий, но он есть, чтобы хотя бы иметь представление.
Как я уже отмечал, Старый город Клайпеды небольшой в размерах, и здесь нет каких-то архитектурных шедевров, но каждый интересующийся может для себя найти что-нибудь привлекательное, будь-то граффити или дом с красивыми ставнями. Мы хорошо прошлись по музеям. Кое-что я уже показывал…некоторые даже вызвали бурную дискуссию, но еще некоторые покажу позже в отдельных альбомах.
Клайпеда, пожалуй, единственный литовский город, где в Старом городе мы не увидим ни одной церкви. Храмы, которые не были разрушены во время Второй мировой войны, были снесены, как идеологически неприемлемые в послевоенные годы, но с увеличением числа католиков, горожане стали просить власти разрешения на строение новых молитвенных домов. Такое разрешение было получено в 1956 году.
Поэтому направляемся туда!.. Костел Марии Королевы Мира находится неподалеку от Старого города. Строительство и судьба храма были нелегкими. Деньги собирались со всей Литвы и даже американские литовцы внесли свой вклад.
Верующие собственноручно копали траншею для фундамента, а кирпич, цемент и железо тоже грузили сами. За три года, по проекту Юозаса Балтренаса, была построена трехэтажная базилика высотой 63 метра и шириной 25 метров с башней в 70 метров. Фасад здания украшала статуя Марии Королевы Мира.
Внутри храма главную фреску Королевы Мира создал художник, профессор Антанас Кмеляускас.
Но, запланированное на 1960 год, открытие костела не состоялось. Строителей костела обвинили во взяточничестве, спекуляции строительными материалами, растрате государственных средств, злоупотреблением служебным положением, некоторых приговорили к тюремному заключению.
Так, в то время уникальное сооружение в Литве было отобрано у верующих еще до открытия. После уничтожения всех религиозных символов, здесь был содан филиал филармонии ЛССР.Здание вернули верующим лишь в 1988 году. На реконструкцию государство выделило полмиллиона рублей.
Художник Антанас Кмеляускас перерисовал фреску Марии Королевы Мира. Теперь, на заднем плане он изобразил фрагменты истории литовского народа: депортации, партизанское сопротивление, Гору крестов и Пьету.
Храм во всех смыслах необычный. Построенный в 60-е года, имеет что-то свое от того времени, а внутри это тоже не совсем обычный храм в традиционном понимании, особенно фрески.
Надеюсь Клайпеда вам понравилась, и вы, при случае, сюда заглянете. Но, не проездом, а целенаправленно на пару-тройку дней. Хотя, нашему брату, туристу тяжело задерживаться на больший промежуток времени в одном городе, если это не Рим или Париж, ведь надо успеть все!..