Тропарёво-Никулино один из районов Москвы, расположен на Юго-Западе и считается престижным. Здешние цены на квадратный метр подобное подтверждают. Погожим зимним днём я приехал на станцию Тропарёво, дабы прогуляться.
Тропарёво-Никулино один из районов Москвы, расположен на Юго-Западе и считается престижным. Здешние цены на квадратный метр подобное подтверждают. Погожим зимним днём я приехал на станцию Тропарёво, дабы прогуляться.
Станция метро Тропарёво на Сокольнической линии между Юго-Западной и Румянцево. Открытие состоялось 8 декабря 2014 года. В январе 2016 линия получила продолжение. До этого момента Тропарёво чуть более года оставалась конечной.
Выйдя из метро, я решил идти не по проспекту Вернадского, а по тихой и спокойной Рузской улице.
Одной из здешних достопримечательностей является Военная академия Генерального штаба Вооружённых сил Российской Федерации. Мощное восьмиугольное здание огорожено забором.
На территории застыли на постаментах пушки, танки и самолёты. Всё под снегом, да ещё и за забором, и, хотя в Академии в рамках взаимообмена проходят подготовку офицеры НАТО, объект считается секретным…
Зато напротив в Тропарёвском парке вполне спокойно можно сфотографировать памятник Генералу Скобелеву. Теперь многие не помнят, на Тверской, на месте нынешнего Юрия Долгорукого, с 1912 по 1918 год возвышался конный монумент героя русско-турецкой войны 1877–1878 годов, генерала от инфантерии Михаила Дмитриевича Скобелева.
В революционные годы генерала убрали. Москва почти сто лет оставалась без Скобелева. В 2007 г. Мэрия объявила конкурс на лучший проект памятника. Большинством голосов был выбран вариант скульптора Александра Рукавишникова. 9 декабря 2014 года состоялось торжественное открытие.
К моему большому сожалению, Генерал оказался частично укрыт снегом, что не позволило в полной мере оценить комплекс и задумку Рукавишникова.
Впрочем, всё тут слегка запутано, либо специально засекречено. Я вроде как иду по Рузской улице, проспект Вернадского в стороне, но Академия имеет адрес Вернадского 100.
Оставим военным их военную тайну и отправимся дальше.
В прежние времена на месте Тропарёва-Никулина находились село Тропарёво и деревня Никулино — бывшие подмосковные владения Новодевичьего монастыря.
В состав города поселения вошли в 1960 году и были далее снесены. Однако, благодаря сёлам, район получил нынешнее название.
Где какое село находилось, теперь понять сложно.
Тропарёво-Никулино в первую очередь ценится тем, что здесь дома не стали набивать друг к другу. Чувствуется простор!
Район никогда не являлся промышленным, что во все времена давало ещё один плюс — свежий воздух.
В 60-х годах речушку Очаковку замуровали в трубу, срыли бульдозерами курганы вятичей, полностью преобразив ландшафт.
(Фото из интернета)
Дождавшись разрешительного сигнала, перехожу Тропарёвскую улицу. С левой стороны Рузской одно из зданий МПГУ.
Поворачиваю вправо и оказываюсь возле храма Архангела Михаила. Друзья, узнаёте церквушку? Нет? Вы её видели много раз, но мельком.
Теперь попробуем вспомнить в привычном ракурсе. Это Женя Лукашин из фильма «Ирония судьбы, или С лёгким паром» возвращается домой.
(Фото из интернета)
Теперь это место выглядит вот так.
Фильм зрителям особенно полюбился, и потому на доме Жени Лукашина, возле его подъезда, в декабре 2003 г. была установлена мемориальная табличка, с изображением портфеля с веником.
Как объяснили местные жители, первую табличку украли, вторую тоже, и, сколько их далее было, они уже не помнят. На момент моего визита возле подъезда висела вот такая бумажная версия.
Фильм снимали в начале 70-х. С тех пор многое во внешнем облике дома изменилось. Напротив подъезда, дабы Женя не употреблял алкоголь, открылся молочный магазин.
Торец дома в 1977 г. дополнили цокольной пристройкой, где обрёл прописку Театр на Юго-Западе.
Не скажу, что театр популярен, но своего зрителя по-любому имеет.
В репертуаре до 40 спектаклей от классики (Шекспир, Гоголь, Чехов, Гольдони, Эрдман, Булгаков, Горький) до современной драматургии (Сорокин, Гуркин, Черлак, Мирза, Коляда, Брюлотт, Ерофеев).
К теме фильма мы ещё вернёмся, ну, а пока поговорим про церковь.
Храм возведён в 1693–1694 годах на подмосковных землях Новодевичьего монастыря. Точнее, церковь на этом месте была, но сгорела. В результате, решили поставить новую из камня. Кто автор проекта, история умалчивает.
Во время Отечественной войны 1812 года храм незначительно пострадал во время отступления войск Наполеона. В 1823 году церковь была отремонтирована.
Последующая судьба в чём-то типична, а в чём-то нет. В 1939 г. храм закрыли, ограду уничтожили колокола сбросили, внутреннее убранство разорили.
Что было бы дальше, сказать сложно.
Архангелу Михаилу в начале 60-х определённо повезло, его отдали под склад декораций Мосфильма.
Далее началось расселение деревни Тропарёво. Микрорайон застраивался новыми домами и вопрос о целесообразности «тёмного прошлого» оставался открытым.
Осознавая подобное, наши кинематографисты решили задействовать церквушку в советско-итальянском фильме Подсолнухи с участием Софи Лорен и Марчелло Мастроянни.
К началу 70-х противоположная сторона проспекта обросла типовыми домами. Строители присматривались к чётной стороне, но вопрос утверждён не был.
(Фото из интернета)
Мне думается, именно с целью сохранения культурного наследия в 1975 г. Эльдар Рязанов задействовал церквушку в своём фильме.
Своеобразием церкви является сочетание традиционной сельской церковной архитектуры с нетипично богатым оформлением фасада.
Храм строился в конце XVII века, когда в церковной архитектуре происходил переход от украинского стиля (трёхглавие) к московскому, или нарышкинскому стилю (назван так, поскольку в имениях Нарышкиных были возведены церкви подобного типа).
Церковь выделяется удлинёнными пропорциями бесстолпного четверика, завершённого кокошниками, имитирующими закомары, и «глухими» двухъярусными барабанами глав.
Окна обрамлены пышными резными наличниками, под ложными закомарами проведён широкий фриз, углы украшены колонками, такие же колонки разделяют полукружия апсид.
В настоящее время на территории административное здание, воскресная школа, часовня и палатка, где торгуют выпечкой.
И всё же, честное слово, не могу никак понять правил нынешней РПЦ? В одних храмах фотографировать можно, в других после подобного может исчезнуть святость. Казалось бы, храм уцелел благодаря кино? Увы, нет, табличка на входе предупреждает — фото и видео съёмка запрещены.
Господь всех нас рассудит, но желание заходить внутрь пропало. Иду по проспекту Вернадского дальше до дома 113.
Подъезд Жени изначально был таким же, как и подъезд Нади.
По фильму, Надя Шевелёва жила в Ленинграде, но для съёмок выбрали дом по соседству. Панельные многоэтажки на Вернадского строились по типовому проекту, за что архитекторы получили государственные награды и премии.
Что удивительно, на Надином доме мемориальная табличка сохранилась.
Её никто не тронул.
Заканчивая с «Иронией судьбы», нельзя пройти мимо песен. Их много, они разные и фильм великолепно дополняют. Авторы текстов и музыки известные поэты и композиторы, за исключением одного имени — Владимир Киршон. Ему принадлежат стихи «Я спросил у ясеня». Музыку на них написал М. Таривердиев.
Владимир Киршон один из руководителей Российской ассоциации пролетарских писателей (РАПП). В апреле 1937 г. после ареста Генриха Ягоды, как бывший приближённый наркома, попал в опалу. Киршона исключили из партии и из Союза писателей. Летом 1938 г. поэт оказался расстрелян. О судьбе Киршона Рязанов наверняка знал.
От Надиного дома три минуты пешком до станции метро Юго-Западная.
Попадая сюда, который год удивляюсь незавершенному наземному переходу над улицей 26 Бакинских комиссаров.
Уже много лет металлические каркасы чернеют над головой.
Впрочем, надеюсь, достроят. В наше время изменения происходят быстро.
Спасибо всем, кто прошёлся со мной по маршруту!