Плотно пообедав, мы отправились на прогулку в бывший еврейский квартал. Вначале стоит рассказать пару слов о бывшей Свято Троицкой церкви, стоящей в двадцати метрах от нашей гостиницы. Построили ее монахи Пиоры в 1745 году. В 1868 году деревянная церковь сгорела, а на ее месте построили каменную.
6
3
В 20-х годах прошлого века ее пришлось передать католической церкви. В 1926 году она была передана на попечение Марианской конгрегации монахов, которая заботится о ней до сих пор. Внутрь мы зашли, но увидели лишь пустые стены да неказистый алтарь.
Со всей уверенностью можно сказать, что Укмярге в прошлом веке считался «самым еврейским» городом Литвы.
1
Из экспозиции Краеведческого музея Укмярге
И дело даже не в том, что в национальном составе города большинство составляли евреи, а в том, что они, по сути, жили отдельно от других граждан города. У них были свои школы, больницы, аптеки, религиозные школы, а управлялось все специальным институтом самоуправления-кагалом или кахалом(в разных источниках пишется по разному).Широкая автономия или город в городе!…
Из экспозиции Краеведческого музея Укмярге
Начнем прогулку с бульвара. В прошлом веке здесь находился рынок. Вообще, это не единственное место. Было еще два, но каждый раз, по тем или иным причинам, его переносили. А в те времена место важное и людное.
8
2
Бульвар в современном виде очень симпатичен. Даже сейчас в промозглую снежно-дождливую погоду приятно здесь прогуляться. Несмотря на время, многие здания сохранились до наших дней.
4
2
2
История же еврейского сообщества ведет свое начало к XVII веку, когда в исторических документах 1674 года был упомянут первый укмяргский еврей-лавочник. В конце XIX века евреи составляли три четверти от общего числа жителей. Двадцатый век стал решающий, их число уменьшилось практически до нескольких десятков человек. Есть веские причины, но об этом позже.
7
Надпись:"Книга сближает".
4
Еврейский квартал располагался в центре города, бедняцкие еврейские хибары располагались возле Большого холма. По переписи домов за 1812 год из 239 домов 164 принадлежали евреям. Была одна Синагога и, в разное время, от 4 до 15 молельных домов(сохранилось только три). В нынешнем здании бывшей Синагоги сейчас находится спортивный зал.
4
Первая Синанога упоминается в 1685 году, но в каком месте она стояла неизвестно. В каком году построена эта синагога тоже неизвестно, но точно не позднее 18 века. Построена в стиле необарокко. В 1877 году во время большого пожара, когда сгорело около 500 строений, тоже горела, но все же уцелела.
2
Из экспозиции Краеведческого музея Укмярге
На стене синагоги установлена мемориальная табличка Мойше Лейбе Лилиенблюму (1843–1910)-известному еврейскому просветителю и сионистскому деятелю, проживавшему в Укмярге. Уроженец Кедайняй, сюда он приехал в тринадцатилетнем возрасте, когда отец «женил» его на одиннадцатилетней девочке еврейке. Со временем он стал одним из самых значительных еврейских писателей, влиятельным политическим мыслителем и деятелем в Российской империи. Как популяризатор Хаскалы, он бросал вызов укоренившимся традициям.
Он публиковал статьи, в которых предлагал религиозные реформы, призывал к адаптации иудаизма к современности. Так, он предлагал хотя бы ненадолго отказаться от некоторых требований религиозного закона в отношении еврейской пищи-разрешить есть бобовые во время Песаха-чтобы облегчить переживание следовавшего за этим голода.
1
Из экспозиции Краеведческого музея Укмярге
Но, сторонников он не приобрел…наоборот, на дверях, колоннах и даже общественных туалетах висели осуждающие плакаты. Местный раввин призывал народ выгнать его из города, и добился-таки своего. В 1869 году М. Л. Лилиенблюм переехал в Одессу, где продолжил призывать к реформам религии, но вскоре он полностью разочаровался в своих способностях что-то изменить, хотя и не отказался от самих идей.
4
4
2
Помимо М. Л. Лилиенблюма в Укмярге проживало еще несколько известный евреев-изобретатель метронома Зельман Померанц, известный бизнесмен и филантроп Хаим Френкель, Моше Зейферт, Исраэль Пайперт, Моррис Тобиас, Яков Рубик.
5
Религия сильно влияла на взаимоотношения местных жителей и евреев. Ведь, по сути, это иной уклад жизни и другие правила. Религия евреев -иудаизм была тесно связанна с самобытной системой образования. В 19 веке в Укмярге была светская школа, частная школа, религиозная школа Талмуд-Тора и ремесленная школа.
4
3
3
В межвоенный период у евреев было две начальные школы, и их дети могли посещать две гимназии, где в одной преподавали на разговорном еврейском языке идиш, а в другой на древнееврейском иврите. Перед войной их объединили-часть на идиш, часть на иврите.
4
До наших дней сохранилась начальная школа Талмуд-Тора, основанная в 1886 году, но построенная только к 1898 году.
3
Начальная школа Талмуд-Тора
Строительство спонсировал Хаим Френкель. Школа содержалась различными сионистскими организациями, а затем перешла в руки муниципалитета и стала 3-й Начальной школой. До Второй мировой войны здесь учились мальчики из бедных еврейских семей. После войны советская власть здание национализировало. До 2009 года здесь находилась художественная школа, а в 2019 году открылся Центр Толерантности, в котором также находится немногочисленная еврейская община Укмяргского района.
Большинство проживавших тогда в Укмярге евреев занималось торговлей и ремеслом. К концу 19-го века почти все промышленные предприятия были в их руках.
10
Им принадлежали городские мельницы, торговцы верховодили в торговле тканями и одежды, бакалейщики различными товарами и строительными материалами. Занимались экспортом древесины и льна в Германию.
3
Из экспозиции Краеведческого музея Укмярге
Из экспозиции Краеведческого музея Укмярге
Евреям принадлежал первый книжный магазин(1862), первое фотоателье(1873), типография(1881).
В 1884 году Я.Леман открыл фабрику по производству плиток для печей. В межвоенное время она стала самым большым производителем плиток в стране. В год производилось 6 000 комплектов или 720 000 штук. Они были хорошего качества и интересным рельефом. Часто получали призы на различных международных выставках.
3
Из экспозиции Краеведческого музея Укмярге
3
Из экспозиции Краеведческого музея Укмярге
Небольшое отступление, чтобы рассказать о главном храме Укмярге. Он в двух шагах от еврейского квартала. И так, костел Святых Петра и Павла. Эта каменная святыня, в которой переплелись черты классицизма и романтизма, была построена в 1818 году.
10
После реконструкции в 1931–1935 годах планировка костела кардинально изменилась. Здание как будто перевернули. Со стороны бывшего главного фасада прикрепили апсиду, а со стороны бывшей апсиды появился портик-вход.
6
10
4
Нынешний храм трехнефный, крестовая планировка, безбашенный. В фасаде церкви использовались формы неоклассицизма, неоромантизма и необарокко. Портал главного фасада обрамляют парные колонны, поддерживающие треугольный фронтон.
3
3
2
Над дверью храма, в полукруглой нише, врезано изображение Христа-мозаичная техника. Углы фасада украшают парные пилястры. Вверху фасада фигура Христа с Крестом, а по бокам парапета-скульптуры святых апостолов Петра и Павла.
8
Колокольня рядом с храмом была построена в 1836 году.
Во время Первой мировой войны еврейского населения поубавилось. Военные Российской империи боялись, что оставшиеся евреи раскроют немцам военные секреты, поэтому многих эвакуировали. Хотя значительная часть уехавших и не вернулась обратно, но все-таки значительная часть осталась и все еще составляло большинство.
2
Из экспозиции Краеведческого музея Укмярге
После войны и официального восстановления Литовского государства в Укмярге действовали Укмяргский филиал Еврейского спортивного союза «Маккаби»,«Единство»,просветительское общество «Орт»,общество социального обеспечения и культуры «Эрзо»,имевшие амбулаторию, больницу и аптеку.
1
3
4
Из экспозиции Краеведческого музея Укмярге
Евреи города составляли экономически и политически активную общину. На первых выборах в городской совет в 1920 году из 36 членов совета 19 были представителями еврейской общины, а торговец Б.Гольдберг стал заместителем Городского главы.
В этом здании в 1922 году открылся Еврейский Детский дом Розенблюма. Его организовали за счет и по инициативе американских евреев. Через четыре года здание было перестроено в зал со сценой, а в 1927 году здесь открылся кинотеатр, прибыль которого шла на содержание еврейских детских домов.
4
Детский приют Розенблюма
В приют Розенблюма принимались дети с 6 лет и оставались там до 14 лет. В исключительных случаях принимались и не осиротевшие дети. В доме во все времена проживало около сорока детей, а еще пятнадцать жили в семьях. В 1940 году имущество было конфисковано советскими властями, а здание приюта национализировано. Сам приют, конечно, перестал существовать. Теперь здесь расположен бар «Два бокала»!…
3
А недалеко от автобусного вокзала сохранилось еще одно историческое здание. Это бывшая еврейская больница, построенная в 1825 году на средства богатых евреев.«Больничное братство» вдобавок еще открыло аптеку, сауну, бойню и мясной рынок!.. Прибыль последних учреждений использовалась для содержания больницы.
2
Укмяргская еврейская община тоже внесла финансовый вклад в содержание больницы, выделяя 630 рублей серебром в год. В 1941 году больницу постигла та же участь, что и приют. Ее национализировали. Теперь здесь располагается дневной стационар психиатрической больницы.
Процветание еврейской общины Укмярге было трагически прервано во время Второй мировой войны. Когда немцы захватили Литву, нацисты арестовали тысячи евреев, заперли их в гетто, а затем с помощью местных пособников зверски убили в Пивонийском лесу. В период 18—19 августа и 5 сентября 1941 года было расстреляно 6354 еврея-среди которых были мужчины, женщины и дети. От еврейской диаспоры остались вживых 0,1% человек. В 1953 году на этом месте установлен памятник. В настоящее время еврейскую общину составляет несколько десятков человек.