Интересно ли оказаться снова в том городе, где вы успели уже осмотреть основные достопримечательности? Давным давно я начала отвечать на этот вопрос положительно. Когда не нужно спешить, незачем, сверяясь с навигатором, прокладывать маршруты «от ратуши к собору», ты встречаешься с городом, как с добрым знакомым. И начинаешь замечать то, мимо чего пробежал ранее без остановки, и раскрывать маленькие секреты.
А ещё, именно такие, необязательные прогулки можно превратить в увлекательную игру.
Погоня за Василиском
Знает ли кто-нибудь, как выглядит Василиск? Это такое чудовище — полу-петух, полу-дракон. У него голова петуха, тело змеи, жабьи лапы и крылья дракона. И при всей нелепости своего облика, пострашнее любого Змея Горыныча будет. Ибо Василиск не только летает и пыхает огнем, но и одним только взглядом способен испепелить. Родится чудище из яйца, снесенного петухом, и высиженного змеей. Либо девственница выносит яйцо подмышкой за 11 дней. Ну, то есть ни одно условие из перечисленных, по-моему невыполнимо. И Василиску родиться на нашей земле просто не суждено.
Однако, жители средневекового Базеля считали иначе. Истории известен случай (1474 год, сохранились документы), когда на Ратушной площади торжественно казнили петуха, который якобы снес яйцо. Что вылупится из яйца, проверять не стали, а быстренько назначили Василиска символом города.
Теперь в Базеле изображения устрашающего полукровка где только не красуются. А, собственно, где?..
В 2013 году я впервые побывала в Базеле вместе с мужем и дочкой, но погуляли мы всего несколько часов. Для такого города этого недостаточно, и я знала, что ещё вернусь. Чтобы бродить дотемна, увидеть больше улиц и площадей, посетить хоть парочку музеев и…найти василисков!
Мне хотелось собрать свою фото-коллекцию этих забавных «дракончиков», а пока имелся только один- украшающий основание фонтана на центральной улице Герберштрассе. Летом он был весь такой нарядный, в цветочках, зато зимой ничто не мешало рассмотреть чудовище в подробностях.
К этому василиску на Герберштрассе я привела теперь свою дочку и подругу, предложив им помочь мне в поиске остальных.
Что характерно, квест мы с дочкой позорно провалили, а василисков методично обнаруживала внимательная Софа, благодаря которой мы и собрали весь «фото-улов». Прелестный фонтанчик с василиском в районе Марктштрассе:
Ещё один, выполненный в современном дизайне, нашелся в центре города, в одном из внутренних двориков:
Когда мы набрели на старинный фонтан в конце Агустинергассе, выполненный в виде вместительной ванны, я рассматривала колонну с гербом Базеля. А кто его держит, этот герб?
С середины XV века Василиска стали изображать в качестве щитодержателя, поддерживающего герб Базеля, а также чеканить на монетах.
Также, в связи с карнавалом, нам попался живой василиск. Хотя этот не считается. Он, конечно, украшал собой город, но явно временно. И вообще на месте никак не стоял.
Самый большой василиск, точнее целая их стая, обнаруженная снова не мной, убила наповал. Не сама стая, конечно, а комизм ситуации.
Последнее время в самостоятельных поездках я стараюсь выбрать отель поближе к вокзалу. В Мадриде, Лиссабоне, Риме и Намюре это неизменно становилось залогом того, что путешествие складывалось удачно и без лишних энергозатрат. В Базеле я тоже предпочла поселиться «на вокзале». Точнее, непосредственно напротив. Удобно. 15 минут пешком до центра города и всего 5 минут до платформ, чтобы уехать в однодневное путешествие.
Роскошное здание ж/д вокзала «Basel SBB», построенное в 1854 году в стиле необарокко, находилось прямо под окнами нашего номера. И, конечно, оно было запечатлено на первой же фотографии, которую я сделала в том путешествии.
Каждый раз, выглядывая из окна отеля, я с удовольствием смотрела на базельский вокзал, да и ходили мы туда почти ежедневно, как на работу. Но лишь на пятый(!) день Софа, присмотревшись, вдруг сказала: «А вон ещё один василиск, под куполом…»
Ну и дела! Да там не один, а целых восемь василисков расположились по углам симметричных башен. Всё это время мы принимали их просто за барочные завитушки.
Барельеф с котелком пшенной каши
Из окон нашего отеля, а также по пути в центр города мы ежедневно видели внушительный монумент, установленный недалеко от здания центрального вокзала Базеля, на противоположной стороне большой вокзальной площади. Он носит название Страсбургский мемориал (Strassburger Denkmal), в память о франко-прусской войне 1870–1871 годов.
Скульптурная группа изображает женщин с ребенком, которых защищает ангел. Ангелом по отношению к жителям Страсбурга во время жестоких боев за город выступила Швейцария. Города Базель, Берн и Цюрих приняли у себя около полутора тысяч стариков, женщин и детей из осажденного Страсбурга.
Мемориал создал в 1895 году знаменитый французский скульптор Фредерик Огюст Бартольди, и подарил его Швейцарии, поскольку швейцарцы не раз оказывали помощь жителям Страсбурга. Один из барельефов, высеченных на тумбе, относится к описанным событиям 1871 года, но есть и другой, на котором изображён значительно более ранний эпизод, происшедший в 1576 году.
За свою долгую историю Страсбург не раз подвергался нападениям, и в 1576 году в очередной раз был осаждён. Жители обратились за помощью к швейцарцам, и те, конечно, откликнулись. Но решили не только помочь, а ещё и лишний раз доказать всем непревзойденную мобильность своей армии.
Самым быстрым способом попасть из Цюриха в Страсбург в те времена был речной сплав. Обычно он занимал трое суток. Швейцарцы же предприняли попытку преодолеть водный путь до Страсбурга в три раза быстрее, сплавляясь по рекам Лиммат, Ааре и Рейн. Чтобы усилить впечатление и покрасоваться, они использовали немного театральный эффект, вошедший в историю, как «доставка котелка пшённой каши».
Еще до восхода солнца цюрихцы сели в лодку и погрузили в неё большой чугунный котел с кипящей пшенной кашей — в те времена она была основным продуктом питания. Термосов в 16 веке ещё не выпускали, поэтому котёл обернули соломой и тряпками, присыпали слоем песка и накрыли огромной бочкой. Прошло 17 или 20 часов, во всяком случае, менее суток, и вечером того же дня цюрихцы уже угощали страсбуржцев кашей, которая была еще тёплой. Так они показали, что всегда готовы прийти на помощь союзникам настолько быстро, что даже котелок каши не успеет остыть!
Кстати, если в Базеле барельеф, увековечивший этот эпизод, украшает Страсбургский мемориал, то в Страсбурге есть подобный барельеф на фонтане под названием Цюрихский. К 400-летию этого знаменательного события (1976 г.) швейцарцы провели его инсценировку, которую затем решили воспроизводить каждые десять лет. «Спектакль» получил название Hirsebreifahrt — поход с пшенной кашей.
Метамеханика Тэнгли
Направляясь от вокзальной площади в исторический центр, заблудиться невозможно- отличным ориентиром служит самая высокая церковь в городе Элизабеткирхе.
Elisabethenkirche, или Offene Kirche Elisabethen
Рядом с Elisabethenkirche расположена скульптурная композиция, которую обычно не обходит вниманием ни один турист, приезжающий в Базель. Речь идёт о кинетическом фонтане Тэнгли. Его автор, Жан Тэнгли, довольно знаменит, и получил признание при жизни, хотя его работы более, чем необычны. Самая яркая и известная среди них — Фонтан Стравинского, установленный в 1983 году в Париже возле Центра Помпиду и здания IRCAM. Это совместное творение Тэнгли и его жены Ники де Сен-Фалль — французской художницы, работавшей в стиле поп-арта.
Фонтан Стравинского в Париже (фрагмент)
Фонтан Стравинского на самом деле очень похож на свой базельский аналог, явное отличие привносят лишь яркие выразительные элементы, созданные Никой де Сен-Фалль.
В Базеле кинетический фонтан не имеет подобных украшений, но тем не менее носит название «Карнавальный» — Fasnachtsbrunnen. (Что очень подходяще теме нашей поездки!). Фонтан появился в 1977 году. Его установили на месте, где когда-то располагалась сцена старого городского театра.
Теперь здесь большой, но неглубокий пруд, внутри которого происходит целое представление. Забавные, словно бы ожившие, механизмы булькают, вертятся, плавно или резко поднимаются, совершают некие монотонные, почти осмысленные движения, брызгая при этом водой. Все девять разных механических фигур должны, по замыслу скульптора, напоминать нам о том, что когда-то на этом самом месте разыгрывались спектакли, и актеры выходили на сцену, чтобы играть перед публикой свои заученные роли
Или же нам надлежит вспомнить о карнавале, что очень легко сделать, глядя на сумасшедший фонтан. Рассматривая движущиеся железки, невольно наделяешь их чертами живых существ и начинаешь для каждой придумывать характер.
На самом деле, примеры современного искусства нравятся далеко не всем, в отличие от классических картин и скульптур. Классические образы красивы, и выполнены со вкусом, и главное, понятны. Насчёт понятности, правда, не стоит обманываться. Художники во все времена закладывали в свои произведения некие символы, и без соответствующих знаний, мы не всегда угадаем замысел, не «прочтём» сюжет.
Просто у современных мастеров символов ещё больше, и любую идею они предпочитают хорошенько спрятать. А делается это чаще всего ради нас с вами — чтобы мы учились смотреть внимательнее и не ленились думать. В Базеле для меня ярким подтверждением вышесказанного стал —
Двуликий Янус
Направляясь в студенческий район Базеля, я вспомнила, что когда мы прогуливались в скверике возле Доминиканской церкви (Предигеркирхе) с мужем и дочкой, заметили современную скульптуру молодого мужчины. Особо заострять на ней своё внимание мы тогда не стали.
Доминиканская церковь Предигеркирхе (Predigerkirche)
Студент с мячом отдыхает на футбольном поле?…Поскольку сразу за церковью начинается университетская улица, и в районе полно студентов, мы решили, что подобная скульптура здесь вполне уместна.
В этот раз я подошла поближе и прочла название «Янус». Янус? Древний мифологический бог? Властитель дверей и врат, входов и выходов. Покровитель месяца Январь, хозяин начала и конца, ведающий о прошлом и о будущем.
Позвольте, у него же должно быть две головы, глядящие в разные стороны, да и этот поджарый юноша с мячом на роль бога никак не тянет! Но с мячом ли? Нет, это и есть вторая голова, хотя все равно так не должно быть — оба лица повёрнуты к нам. Все становится понятно, если вы не поленитесь обойдя скульптуру, взглянуть на спину юноши. А спины-то и нет вовсе… Скульптор удивительно искусно создал двустороннее изображение, что весьма непросто выполнить не в рисунке, а в объёмном варианте.
С «изнанки» мы видим высохшее тело старика и его умудрённый, хотя и по-юношески веселый взгляд. Все правила, как оказывается, соблюдены. Молодой человек смотрит в прошлое, его вторая половинка — старик, глядит в будущее. У старика есть ключ — знак его власти. Когда-нибудь, в далёком пока будущем, каждому из нас Янус откроет нашу последнюю дверь…
В поисках Гельвеции
Помимо сбора коллекции василисков, мне хотелось найти в Базеле ещё одну скульптуру, которую не получилось увидеть в прошлый приезд. Я знала примерное расположение памятника, но 4 годами ранее мои муж и дочка успели устать к тому моменту, когда я притащила их к Среднему мосту. Гельвеция должна была быть там, на входе, но вместо неё обнаружилась чудаковатая статуя Амазонки с лошадью. Этой «современной» скульптуре вообще-то добрая сотня лет…
Амазонка с лошадью - последняя работа Карла Буркхардта, 1923 г.
По мосту мы тогда не пошли, так что посмотреть его противоположную сторону не получилось. В этот раз, напротив, мы с Софой и Маей исходили и мост, и вообще весь центр города вдоль и поперёк. Однако теперь, напомню, это происходило в иной реальности — только так и не иначе можно назвать дни, когда в Базеле царствует Фаснахт!
Амазонка во время Фаснахта: бастеры принарядили статую по случаю праздника и снабдили пивом)))
«Средь шумного бала случайно» я увидела Гельвецию лишь к вечеру второго дня. Там, где ей и положено быть — возле Среднего моста, на берегу Рейна. Но перед тем, как хорошенько рассмотреть скульптуру, давайте разберёмся, кто же она такая, эта Гельвеция.
Прежде всего Гельвеция — это древнее название Швейцарии, которое на самом деле действительно и сегодня. Международный код страны CH означает Confoederatio Helvetica (лат.), хоть и переводится не дословно, как Швейцарская конфедерация.
Поскольку страна, разделённая на три части — немецкую, французскую и итальянскую, имеет три государственных языка, то и называется, соответственно, «Швайц», «Сюисс» или «Свицера». Чтобы не отдавать предпочтение ни одному из народов, носителей того или иного языка, пришлось обратиться к древней традиции и официально называть Швейцарию «Гельветическая Конфедерация».
А кроме того Гельвеция — это женщина, точнее женский образ, символизирующий страну. Тут все понятно. При словах «Родина-мать» что представят большинство россиян? Не что, а кого! Простую и строгую женщину. Не слишком молодую, но сильную, требовательную, суровую и, конечно, родную. Образ был создан в советские времена, когда стало понятно, что персонифицированный образ Родины воспринимается более сильно, глубже воздействует на патриотические чувства.
Образ Гельвеции гораздо старше, он появился в 17 веке. В этой собирательной фигуре отразился единый дух всех граждан Швейцарии, независимо от их языка и религиозной принадлежности. Образ использовался на почтовых марках и монетах. Гельвеция предстаёт на них знатной дамой-воином, с гордым сильным профилем, со щитом и копьём (иногда с мечом) в руках.
Это тоже не ново. Вспомним, как выглядят статуя «Великая Германия» или статуя Свободы — греческие богини, могучие и властные, с воинственными атрибутами, будь то меч или факел, в руках. Да и какими им быть, ведь это не просто женские образы, а символы сильных государств.
Базельская Гельвеция иная. Полное её название «Гельвеция в пути» (Helvetia auf der Reise), и это одна из самых знаменитых работ швейцарского скульптора Беттины Айхин. Скульптура появилась в Базеле в 1979 году, став одним из символов города.
Немолодая женщина сидит лицом к реке Рейн и задумчиво смотрит на её бегущие воды. Слегка ссутуленные плечи, простая одежда — здесь не древнегреческая богиня, не «железная леди». Позади за спиной Гельвеции лежат на асфальте ее вещи: щит, копье, дорожный плащ и чемодан.
Что это? Гельвеция-Швейцария состарилась, она устала? Почему она решила освободиться от своих атрибутов? А дорожные принадлежности для чего? Куда и зачем может путешествовать страна? Много вопросов, но ответы есть на все.
Путешествует она, конечно, во времени, проходя долгий путь через годы и столетия, как и любая страна. Гельвеция меняется в этом путешествии, становится свободнее и мудрее, лучше узнает себя, но и сохраняет свои главные, основные черты. Устала ли она, состарилась? Конечно же нет! Достаточно взглянуть на статую с другого ракурса
В такой пацанской позе может сидеть лишь сильная, уверенная в себе женщина. Например, путешественница -после долгого пешего похода, на привале где-то в горах или вот, на берегу реки. На минутку сбросила обувь и тяжёлую ношу, присела, зачарованная окружающей красотой, задумалась о вечном…а через минуту вскочит, снова зашагает бодро и целеустремлённо.
Босоногая Гельвеция, олицетворение Швейцарии, в исполнении Беттины Айхин, обрела более человеческие черты, поэтический образ. По словам скульптура, «авторский замысел заключался в том, чтобы сделать из Гельвеции, изображенной на швейцарских монетах и почтовых марках, не застывший символ, а живую женщину, освободив ее от груза сковывающих атрибутов».
Случайно пойманный момент: стайка мальчишек, отвлекшись от шумящего вокруг карнавала, зависли за спиной Гельвеции и заинтересованно рассматривают её копьё :-)
На мой взгляд, затея удалась, получилось сильнейшее художественное произведение, потому что содержит множественный подтекст и реально заставляет думать.
Нарядная обезьяна
В заключение рассказа я хочу показать отнюдь не современный арт-объект, а напротив, очень старинный, классический. Но, как и каждое произведение искусства он таит в себе некую загадку.
В самом центре старого Базеля, неподалёку от ратуши, есть маленькая площадь Andreasplatz, больше похожая на внутренний дворик. На этой площади установлен фонтан, украшенный фигуркой обезьяны. Обезьяна не простая, она ярко раскрашена, одета в кафтан и щегольскую шляпу, а в левой лапе держит кисть винограда.
Согласно городским летописям, в 1393 году где-то в этом районе была больница, а возле неё — фонтан с питьевой водой, называемый «Обезьяна». Почему обезьяна, не знает никто. Как она выглядела — тем более, поскольку в конце 16 века старый фонтан был снесён. В 1657 году фонтан решили восстановить, и в память о прежней обезьяне скульптор создал новую, образ которой соответствует представлениям 17 века о стиле и красоте. Обезьяна даже одета, и конечно, по моде того времени.
В 1895 году скульптура обезьяны была случайно повреждена и потеряла руку, а ещё через 20 лет хрупкий оригинал поместили Исторический музей, заменив его копией. Копию скульптуры создал Jean Hym в 1916 году. Вот уже 100 лет фонтан обезьяны содержится в идеальном порядке, хоть это и копия. В этом проявляется бережливое отношение баслеров к памятникам города.
Поделюсь все же интересным эпизодом, который мне попался на глаза в интернете. На одном форуме жители Базеля обменивались своими скромными познаниями о фонтане обезьяны (насколько я смогла понять, используя программу-переводчик):
Один человек вспоминал, что в 40-х, когда был ребёнком и жил в районе ратуши, он часто играл с соседскими мальчишками в окрестных дворах. Обезьяна была их любимицей! Фонтан их привлекал настолько, насколько способна яркая игрушка притягивать маленьких детей. Они её почти одушевляли. Однажды мальчишкам пришла в голову идея, как было бы здорово, если во время дождя обезьяна держала бы в руке раскрытый зонтик. Пытаясь прикрепить зонтик, они умудрились повредить скульптуру, за что были «страшно» наказаны! Целую неделю их не пускали гулять, а вместо игр ребята должны были чистить овощи к обеду.
Если тот человек ещё жив, то он уже глубокий старик, но есть у него такое доброе, тёплое воспоминание из детства в Базеле.