Попав впервые в Стамбул, у меня голова шла кругом, хотелось увидеть все и сразу. Если не получалось все, то хотелось посетить как можно больше достопримечательностей, объектов и интересных мест. Приходилось корректировать желания, а реально рассматривая свои возможности, с сожалением уменьшать список. Сейчас могу ответственно заявить, что мы с Оксаной поступали правильно, потому как распаляясь на количестве, было бы невозможно насладиться созерцательным моментом. Именно поэтому после долгих раздумий и колебаний при посещении дворца Долмабахче решили отказаться от осмотра внутренних покоев султана и гарема.
И это был правильный выбор и, если судьба еще раз забросит нас в Стамбул, в чем я не сомневаюсь, тогда мы со знанием дела вторично с огромным удовольствием посетим дворец.
Долмабахче — это название целого района, расположенного на европейском побережье Босфора между причалами Бешикташ и Кабаташ.
Изначально это место было заливом, а для выравнивания береговой линии его постепенно засыпали землей, высаживая на ней сады. «Долмабахче» в переводе с турецкого так и означает — «заполненный сад».
Историки считают, что именно на месте района Долмабахче в середине 15 века причалили корабли султана Мехмеда Завоевателя. По его приказу вся турецкая флотилия была вытащена на берег и волоком переброшена в воды Золотого Рога. Благодаря этому войскам Мехмеда I удалось обойти легендарные цепи, протянутые через залив и защищавшие Стамбул от менее находчивых противников.
Легенда это или реальная история особо разбираться не буду, но мне она кажется вполне правдоподобной: для достижения целей все средства хороши.
В начале 17 века в районе Долмабахче на берегу Босфорского пролива султан Ахмед I велел построить загородный деревянный дворец Бешикташ. Но что-то с дворцом не задалось — в нем часто случались пожары, деревянное здание как-то быстро пришло в негодность и в итоге совсем было заброшено.
В первой половине 19 века, когда Константинополь стремительно разрастался в разные стороны, султан Абдул-Меджид I вспомнил об участке на берегу Босфора. Для возведения новой резиденции он показался султану очень удобным: расположенность от центра города, да и берег пролива особенно живописен.
Были приглашены архитекторы: отец и сын Бальяны из знаменитого в те времена семейства зодчих армянского происхождения. Руководил проектом и строительством отец — Карапет Бальян и в 1842-м году возведение роскошного дворца по европейским канонам, но с вкраплением турецкого национального стиля было начато.
По окончании строительства в 1853-м году перед взором венценосного заказчика предстал роскошный элегантный дворец своим великолепием, изысканностью и богатством превосходивший резиденции многих европейских правителей.
Султан Абдул-Меджид I остался доволен выполненным заказом, ему действительно понравилось легкость и какая-то даже игривость в сочетании стилей: ускользающее барокко и едва только зарождающее рококо!
Можно бесконечно любоваться беззаботным калейдоскопом роскоши, развлечений и наслаждения жизнью, выраженных в архитектуре этого удивительного здания, последнего их султанских дворцов Стамбула: нарядные скульптуры и вазы, амурчики и кентавры.
Весь султанский двор во главе с султаном Абдул-Меджидом I незамедлительно покинул резиденцию Топкалы и переехал в новый дворец!
Мы отправились во дворец Долмабахче пешком от площади Таксим с самого утра, спускаясь к Босфору и заглядывая во все укромные уголочки района Кабаташ. Пока добрели, толпа желающих растянулась в очередях у касс.
Быстренько оценив обстановку и узнав ситуацию, купили самые дешевые билеты, а это оказалась художественная галерея дворца.
Архитектурный комплекс Долмабахче состоит собственно из самого дворца, мечети и часовой башни.
Строительство дворцовой мечети Безм-и-Алем Валиде Султан начато в 1853-м году сразу после завершения строительства дворца по приказу матери султана Абдул Меджида I — Безмиалем Валиде Султан на расстоянии примерно 50 метров от главного входа.
Архитектором мечети так же был выбран Карапет Бельян, стиль выдержан аналогичный дворцу, строительство закончено в 1855-м году, когда Валиде Султан уже умерла.
Ближе к Главным Воротам (ворота Хазине Капысы) во дворец
расположена Часовая башня, построенная в стиле нео-барокко. Украшает башню монограмма султана Абдул-Гамида II, нанесённая с двух сторон здания. Часы для башни на заказ собрали умельцы из французской мастерской Жана Поля Гарнье.
Теперь больше ничего не может задержать нас за пределами территории дворца, входим внутрь и попадаем в огромный живописный парк,
Парк Селямлык и Лебединый фонтан. Правда лебедей мы увидели в парке Гарема.
который украшают вечнозеленые огромные деревья, кустарники,
искусственно созданные водоемы, фонтанчики, разнообразные скульптуры.
Дворец протянулся вдоль берега Босфора на 600 метров,
и мы неспешно идем знакомиться с декоративным внушительным зданием, обрамленным белым мраморным фасадом. Перед нами блистал яркий образец «турецкого барокко» — смешения европейской архитектуры с восточной тягой к роскоши и декоративности.
Вдоль всего фасада дворца, смотрящего на Босфор, дворец огорожен красивым металлическим ограждением,
в котором устроено несколько ворот и во времена проживания в нем султанов на входах дежурила стража, охраняя большое семейство.
Восточные ворота, словно невесомые, воздушные и ажурные, украшенные узорами из камня и металла называют Романтическими. Это именно к ним в былые времена причаливали первые европейские гости Османской империи.
В настоящее время они представляют большой интерес для любителей эффектных фото и пробраться к ним, к пустующим, невероятно сложно. Мы с Оксаной, набравшись терпения, сначала фотографировали сами ворота, потом друг друга, а уж потом попросили запечатлеть на их фоне и нас вдвоем. Получилось одно более-менее приличное фото без отрезаных голов и конечностей!))
К дворцу примыкают еще несколько зданий, а для того чтобы запахи еды не тревожили жильцов и гостей дворца и не нарушали их покой, кухонные помещения располагались отдельно. Для особых и важных визитеров, прибывающих на кораблях по Босфору, была построена дворцовая пристань.
Пришло время посетить картинную галерею, насчитывающую свыше трех тысяч экспонатов.
Открыта галерея еще в конце 30-х годов прошлого века, вход в нее с правого торца дворца.
Фотографировать внутри категорически запрещено, как впрочем и в самом дворце, везде в залах стоят сотрудники и шикают на посетителей. Когда стала разбирать фотографии, то была в шоке — как это я умудрилась столько наснимать? Кажется, в самом начале просмотра мы не знали о запрете, видимо тогда и нащелкали.
Большим удивлением было увидеть в экспозиции огромный зал с картинами всемирно известного российского художника-мариниста Ивана Айвазовского. Оказалось, что в 60-х годах 19 века по заказу османского султана Абдул-Азиза он создал 40 произведений с изображением Босфорского залива. Ни одной картины не получилось сфотографировать.
За свои работы Айвазовский был награжден Орденом Османа, покрытым бриллиантами, но после резни 1894–1896 годов, устроенной по приказу султана, Айвазовский в знак протеста выбросил свой орден в море.
Картины в музее мне понравились, хороши батальные сцены, сцены битв на суше
портретная галерея известных лиц османской империи в национальных одеждах.
В отдельной комнате представлены экспонаты, необходимые для работы художников — бутылочки для красок и карандаши.
После времени, проведенного в темных залах галереи, нам захотелось на яркий дневной свет. Пройдя немного вдоль фасада Гарема, выкрашенного в приятный, теплый розовый цвет, похожий на цвет пыльной розы,
мы очень своевременно оказались в небольшом оазисе — парке Гарема.
Не довелось побывать внутри личной части дворца султана и его семьи, так насладимся уютной обстановкой парка
с круглым прудиком и парой прекрасных лебедей! Ничто не нарушало идиллию и гармонию парка, даже малыш, пытающийся пообщаться с роскошными птицами не мешал.
Время давно перевалило за полдень, оно балансировало на том моменте, когда уже пора было бы и подкрепиться, особенно после полученных разноплановых положительных эмоций. Мы были наполнены ими доверху словно маковые коробочки и боялись, что при каком-то неосторожном движении или добавочной эмоции рассыплем их, чтобы было совершенно недопустимо. Волшебство — сразу за парком Гарема перед нами гостеприимно распахнуло двери невероятно уютное кафе.
Ни минуты не раздумывая, мы расположились за столиком и сделали заказ. О, это был такой же фантастический десерт, как и весь этот день. А ведь мы всего на всего заказали капучино и профитроли, но какая подача! Ни разу я не пробовала ничего подобного. Три или четыре крошечные пироженки были залиты густым шоколадным кремом, и чтобы найти их в стеклянной банке, надо было постараться! Единственный минус — слишком сладкий крем, а в остальном десерт был необычным, сытным и вкусным.
Подкрепившись, отяжелевшие, сытые и довольные мы медленно отправились исследовать оставшуюся территорию вокруг дворца. Всего во дворце 12 ворот, и мы наконец-то подошли к самым красивым из них — каменным ажурным Северным воротам дворца,
выходящим на проезжую часть. Но сейчас они закрыты и служат роскошной деталью оформления дворца. Великолепная каменная резьба, множество деталей, каждая из которых должно быть что-то изображает.
Далее мы прошли мимо Музея часов,
побродили по парку «Кушлук Бахчеси», полюбовались отражением гарема в водоеме,
огромными блестящими листьями магнолий. Насмешил петух, неизвестно откуда взявшийся и важно шагавший по газону — возможно вообразил себя павлином?
После турецкой революции и образования республики в 30- годах 20 века дворец Долмабахче стал резиденцией первого президента страны Мустафы Кемаля Ататюрка. Он не скрывал своей тяги к комфорту и роскоши, а поэтому жил в Долмабахче до самой своей смерти в 1938 году.
В 1952 году дворец был отреставрирован и превращен в музей. В настоящее время в его многочисленных залах и павильонах часто устраивают разнообразные культурные мероприятия, концерты и выставки.
В настоящее время во дворце Долмабахче располагается представительская резиденция, предназначенная для торжественных приемов.
А мы покидаем этот оазис красоты и отправляемся к следующему, не менее интересному историческому объекту, о котором уже рассказывала Оксана.
Теги:
Самостоятельные путешествия, Культурно-познавательный туризм