Продолжая нашу прогулку по прекрасной Селесте, мы чуточку заболтались и, незаметно для себя, оказались за пределами исторического центра. Получалось, что надо вернуться или, точнее «правильно зайти» в город — теперь уже не со стороны вокзала, как это сделали мы, подобно многим современным путешественникам, а через городские ворота. Так, как это было заведено на протяжении столетий.
Ведь подобно всем средневековым городам, Селеста была когда-то окружена крепостной стеной, по периметру которой стояли дозорные башни, чтобы любой, кто приближался к воротам, будь то всадник или пеший путник, был виден городской страже издалека.
В большинстве европейских городов, под натиском растущих кварталов, крепостные стены теперь снесены, но если где-то их остатки сохранились, то, конечно, считаются историческим объектом и вызывают неизменный интерес. Здесь, в Селесте как раз осталась одна очень древняя башня, которая в своё время являлась частью старинных, самых первых городских укреплений 1216 года!
Ведьмина башня
Грубый силуэт, узкие щели бойниц — сначала это была обычная дозорная вышка, с угловыми воротами. Они назывались Нижние ворота и впоследствии были замощены. В 16–17 веках верхние этажи башни стали использовать в качестве тюрьмы для женщин, обвинённых в ведьмовстве. Здесь эти несчастные проводили свои последние дни перед казнью.
Со стороны города Ведьмина башня (Tour des Sorcières) выглядит немного интереснее, а на её крыше можно заметить аистиное гнездо. И снова, как и в поместье Лазаря, снизу гнездо поддерживает металлический каркас. Это, как мы с вами уже знаем, признак того, что жители Селесты хотят видеть аистов на крыше Ведьминой башни каждый год.
Уж простите, я снова об аистах, но буквально несколько слов. Пару лет назад, проезжая одно из греческих сёл, мы видели аистиное гнездо в такой же металлической тарелке, закреплённой на деревянном столбе. Столб высился на обочине дороги.
Мы узнали, что прежде аисты селились на крышах домов, однако жители деревни перенесли их гнезда на столбы, поскольку замучились ежегодно заниматься уборкой кровель. Дело в том, что птенцы аистов, вырастая, едва умещаются в гнезде. Тогда они усаживаются головами к центру, а гузками наружу, ну и как результат…
В Селесте же, судя по всему, загаженная пометом черепица никого не смущает.
В 17 веке, когда Нижние ворота в Ведьминой башне замуровали, их функцию стали выполнять новые, выстроенные по соседству —
Страсбургские ворота
Более парадные и внушительные, эти ворота появились в Селесте в 1679 году, после того, как город был захвачен французами. Военный министр Людовика XIV маркиз де Лувуа лично заложил первый камень Страсбургских ворот, да не просто камень, а свинцовую коробку с золотом! А проектировал их никто иной, как личный военный архитектор Короля-Солнца, знаменитый Вобан.
Красные, поскольку построены из розоватого песчаника и кирпича, ворота имеют треугольный фронтон, украшенный гербом Селесты и монограммой Людовика XIV.
Ниже располагался бюст короля, но его зачем-то заменили в 1920 году на аллегорическое изображение Французской республики — в виде женской головы.
Годом раньше (1919) замуровали и проход, в котором более не было нужды, установив там небольшую мемориальную доску в память об осаде Селесты в 1814 году войсками антифранцузской коалиции — на заключительном этапе наполеоновской войны. И это, как по мне, было выполнено безвкусно, ужасно испортив общий вид ворот. Сделали бы кирпичную кладку, вместо белой стены, что ли…
Зато пройдя, наконец, в город, мы не могли не залюбоваться неожиданным ракурсом, который с этой точки открылся на уже знакомую церковь Св. Георгия. Отсюда были частично видны все её украшения: и готическая башня, и барочный шпиль, и великолепная мозаичная кладка на крыше абсиды.
Сверившись с путеводителем, мы взяли от городских ворот немного левее и вскоре оказались на площади Капустного рынка — Place du Marché aux Choux. Окружающие её дома, возможно, просты с точки зрения архитектуры, но зато сплошь — исторические, яркие.
Некоторые украшены росписью на стенах. В большинстве зданий сейчас расположились гостевые дома, кафе и рестораны.
Среди домов выделяются два особенно интересных — это особняк Билле́ и соединенный с ним башенкой с винтовой лестницей особняк Сен-Ло Hôtel de Saint-Lô. Оба здания являют собой прекрасные образчики позднего ренессанса в Эльзасе (16 век).
Maison Billex
В истории особняка Билле имеется одна весьма зловещая страница. В 1615 году этот дом, построенный в эпоху Возрождения, выкупил и реконструировал уважаемый горожанин, мастер гильдии мясников и член городского совета Ганс Биллекс (по-французски правильно произносить Билле́) . Он украсил свой новый дом почти вызывающе для небольшого городка — дверной рамой с рифлеными пилястрами, эркерным окном и капителью на фасаде.
Поселившись в обновлённом шикарном доме с молодой женой и маленькой дочерью, Ганс зажил вполне счастливо, и процветал целых 15 лет. Вот уж и дочка-красавица заневестилась… А в 1630 году всю семью Билле обвинили в колдовстве! Богатых, почетных горожан. По доносу ли завистников, политических ли противников в совете или конкурентов-мясников, а, может, какой отвергнутый жених оскорбился и возвёл напраслину? Времена были тёмные, суд короткий.
Ганса через весь город провезли на телеге, заживо привязали к лестнице, дважды заклеймили раскалёнными клешнями, затем повесили и не хоронили — тело бросили в огонь. Его жену Розину Бламбергер вместе с юной дочерью Марией признали ведьмами и казнили вместе, в один день.
Так бывает. Семью уничтожили на корню, а память — нет. Особняк через столько столетий и событий пронёс имя своего хозяина, до сих пор это «La maison Billex», хотя, казалось бы, был повод его переименовать. В «дом Присяги», например. Ведь именно здесь сам Король-Солнце принимал принял присягу верности от членов городского магистрата Селесты и Страсбурга.
По условиям Вестфальского договора 1648 года Эльзас, как известно, стал частью Франции, но это официально, а на местах сей факт долго не принимался. Страсбург не сдавался Людовику XIV до 1681 года! Но пришло время, когда Эльзас подчинился, и в октябре 1681 года король лично прибыл в Шлештадт (Селесту) для встречи с местными властями и инспекции. Людовик XIV явился помпезно, в сопровождении королевы, великого дофина с супругой, герцога и герцогини Орлеанских, принца Конти и огромной свиты, которая с трудом уместилась в 400 экипажах.
Единственным достойным жильём, которое на тот момент можно было считать самым современным и пригодным для жизни, оказались дом Билле и примыкающий к нему Сен-Ло. В них и расквартировались высокие гости. Но только в XX веке на эркере особняка разместили надписи, которые увековечивают это, столь важное в истории города, событие.
А мы? Мы вдруг почувствовали, что подустали немного от монументальных готических и романских храмов, да и от исторических особняков тоже… Хотелось чего-то праздничного, нарядного, деревянного и цветного. Хотелось сказки, мы же в Эльзасе!
Так что с площади Капустного рынка мы отправились прямиком к Новой башне, которая, на мой вкус, самая интересная башня в Селесте! Она же Часовая, она же Рыцарская.
Название «Новая башня», как это часто бывает, обманчиво и связано с тем, что она стоит на так называемой Новой дороге. С 1280 года стоит, между прочим, так что на самом деле старая, даже древняя. Подобно Ведьминой, эта башня в своё время особой красотой не отличалась и предназначение имела оборонительное, но в начале 17 века, в эпоху Ренессанса, разжилась «короной» из луковичного купола с четырьмя угловыми башенками, окружёнными ажурной галереей, а в 1663 году и первыми часами.
В том же 17 веке Новая башня со всех сторон была расписана фресками. Южный фасад башни, что на входе в старый город, украшает большое панно со сценой распятия Христа.
В арочном проходе ворот находятся несколько фресок поменьше. Одна, совершенно замечательная, изображает развитые в городе ремёсла и соответствующие им цеховые гербы. Слева направо: сапожник, пекарь, бондарь, в алом халате — лекарь, далее мясник, кровельщик, кожевенник и портной.
С противоположной стороны внутренней арки спрятался совсем маленький барельеф с изображением рыцаря на коне. Поэтому у башни ещё одно имя — Рыцарская, и улица, которая отсюда начинается тоже носит название улица Рыцарей (Rue des Chevaliers).
И это, действительно, самая красивая и сказочная улица Селесты! Даже в музее Хлеба стены украшены изображениями Rue des Chevaliers.
Считается, что своё название улица Рыцарей получила от дома № 13, который называется «У Рыцаря». По преданию, там жил когда-то рыцарь, но на самом ли деле, никто не скажет. На фото ниже дом видно примерно по центру, здание оранжевого цвета:
Угол дома украшает эркер с фигуркой рыцаря на коне.
Сейчас фигурки рыцарей можно найти и на других домах, хотя, в принципе, это дань местной моде. Сама улица чисто торговая, на ней находятся бутики, магазины и здания бывших ремесленных цехов. И ещё французские кондитерские, в которых за месяц до Пасхи уже появились шоколадные зайцы! Многие ручной работы и притом весьма искусной.
Красивейшее здание занимает магазин ювелирных изделий Maison Roelly. Его неоренессансный фасад покрыт богатой росписью, имитирующей рельефный декор.
Сфотографировать здание целиком было довольно трудно, потому что улица Рыцарей в этой своей части очень узкая. При этом «обман зрения» работает даже с небольшого расстояния. Кажется, будто видишь настоящие колонны и выступы фасада. Подобная техника архитектурных иллюзий называется по-французски Тромплёй (trompe l’oeil).
Находясь на этой, самой эффектной улице Селесты, я невольно вспомнила о матрёшке. Дело в том, что здесь тоже внутри большого прячется малое: на улице много необычных зданий, а каждое здание украшают различные детали, которые, в свою очередь, тоже не просты, а снабжены ещё более мелкими декоративными конструкциями…
Внимательность просто необходима, чтобы ничего не упустить, ведь самые маленькие элементы здесь выполнены по-особенному… Вот только у меня вдруг разбежались глаза, и я то и дело пыталась охватить взглядом всё и в целом. Например, отметив деревянный эркер на первом же доме при входе от ворот, я не стала снимать крупным планом его нижнюю часть. А там были такие очаровательные, вырезанные из дерева фигурки животных — белочек и сов…
Или, другой пример, необычная деревянная галерея, соединяющая два фахверковых домика:
Если встать под ней, то можно рассмотреть внизу четыре уголка-подпорки, и на каждой вырезан по камню смешной человечек, как будто поддерживающий галлерею. Я их тоже почему-то не фотографировала, и в тот момент казалось, что фотографий сделано достаточно.
Не заходя по пути в магазины, а только рассматривая архитектурные детали, мы всё равно шли по улице Рыцарей довольно долго. Хотя она, конечно, вовсе невелика. Добравшись до её конца, мы снова оказались в самом центре, возле романской церкви Сент-Фуа.
Рядом на площади отметили выразительное здание, которое занимает одноименная школа — école Sainte Foy — всё, что осталось от обширного ансамбля, который ранее принадлежал колледжу иезуитов, обосновавшихся в Селесте в 1615 году.
В самой церкви, как я уже упоминала в предыдущем рассказе, мы застали службу и решили, что дожидаться её окончания, дабы подробнее осмотреть интерьер, не станем. Пора было уезжать, закончив наше знакомство с прекрасной Селестой.
И мы уехали, несмотря на то, что всего через пару часов в городе должен был начаться карнавал! Я ни за что не согласилась бы пропустить такое событие, но узнали мы о нем уже находясь в Селесте, а заранее спланированный график дня был настолько плотным, что выбора не оставалось. От расстройства я впоследствии перелопатила весь их городской сайт на предмет расписания мероприятий. Чем это теперь поможет, и попаду ли я снова в Селесту, кто знает? Хотя бы с читателями поделюсь информацией о ярких городских событиях. Во-первых, Селеста считается родиной рождественской ёлки, и здесь интересно оказаться в Рождество. Во-вторых, в августе в городе проходит красивейший цветочный парад Corso Fleuri de Sélestat
Corso Fleuri de Sélestat (из интернета)
Corso Fleuri de Sélestat (из интернета)
Ну, а если вы не сходите с ума по событийности и не любите шум-гам-тарарам, то можете спокойно приезжать в Селесту в любые другие дни, поскольку, удивительное дело, туристов здесь практически нет.
Теги:
Культурно-познавательный туризм, Самостоятельные путешествия