Начало читайте в части 1 и 2.
Начало читайте в части 1 и 2.
Город Бухара богат историческими памятниками архитектуры, их насчитывается около 140.
Архитектурные ансамбли Пои-Калян,
Ляби-Хауз, Гаукушон, Чор-Бакр, Тошмачит, мавзолей Саманидов и другие являются лучшими образцами творений средневековых зодчих XI–XVII веков.
В Бухаре сохранилось также множество памятников жилой архитектуры и дворцов, бань и торговых сооружений.
Бухара слыла «городом нищеты», где жизнь остановилась на уровне мрачного средневековья, однако, на самом деле, это представление было далеко от действительности.
Ещё до 1920 года в Бухаре существовало несколько банков и представительств иноземных торговых домов; шла оживлённая торговля, связывавшая Бухару с мировыми деловыми центрами.
2 сентября 1920 года РККА во главе с М. В. Фрунзе в результате 3-дневного штурма захватила Бухару.
При штурме города были задействованы 10 самолетов-бомбардировщиков.
В результате штурма и бомбардировки Бухары, бо́льшая часть жилых кварталов города была разрушена.
Последний бухарский эмир Сеид Алим-хан бежал из города и страны в Афганистан, и Бухарский эмират прекратил своё существование.
В конце 1920 года был произведён учёт разрушений, вызванный свержением эмирата.
На территории 27 ремесленных городских кварталов — гузаров, протянувшихся от парадной площади Регистан до минарета Калян, особенно пострадавших от бомбардировки, были разрушены 9 мечетей и 582 жилых дома, в том числе несколько административных зданий.
Минарет Болоховуз, 1916—1917 гг.
Также были разрушены 850 лавок и мастерских, 38 караван-сараев, конюшен и 38 пекарен.
Шуховская башня.
Крепостная была проломлена.
Были разрушены не только многие дворцовые помещения в Арке, но и полностью исчезли окаймлявшие Регистан здания: огромное 2-этажное медресе Бозори Гусфанд (1670), старинная приземистая лечебница Доруи Шифо (1697), ханака Усто Рухи, медресе Шодым Бий (XVII век), медресе Ходжа Нихол, мечеть Поянда бий Аталык (с 3 низкими порталами по фасаду).
Исчезли расположенные поблизости Базарные купола Токи-Тиргарон и Токи-Орд фурушон, многие культовые здания (вблизи главного городского бассейна Ляби-хауз), насыщавшие город.
Не осталось «камня на камне» и от большого двухэтажного медресе Кальабад (1600 год).
И даже такие оригинальные здания, как Чор-Минор, лишились всех строений ансамбля.
Был засыпан мусором и облицованный когда-то каменными плитами хауз посередине двора.
Стоит, «осиротев», только портик с 4 минаретами.
Многие памятники архитектуры были разрушены из-за нерадивости арендаторов или небрежности «исследователей», которые оставляли вырытые ими траншеи незасыпанными.
Вскрытые фундаменты гибли на глазах у радетелей города.
Так, не сразу были засыпаны траншеи, вырытые в ходе раскопок у стен медресе Мири Араб, а в медресе Адулла-хана Второго трещина расколола его портал сверху донизу.
14 сентября 1920 года были образованы Всебухарский революционный комитет во главе с Абдукадыром Михитиновым и Совет народных назиров (комиссаров) во главе с Файзуллой Ходжаевым.
8 октября того же года Бухара стала столицей Бухарской народной советской республики, которая в 1924 году по национальному признаку была разделена между Узбекской ССР, Туркменской ССР и Таджикской АССР (автономия УзССР).
13 февраля 1925 года в Бухаре состоялся I съезд Советов трудящихся, где была принята Декларация об образовании Узбекской ССР и её вхождении в состав СССР в качестве союзной республики.
С 15 января 1938 года город являлся центром Бухарской области Узбекистана.
Башня Шухова.
В 1990 году по инициативе И. Каримова был основан Бухарский государственный медицинский институт.
Музей мемориальный комплекс Имама Аль-Бухари.
Его полное имя — Абу Абдуллах Мухаммад ибн Исмаил ибн Ибрагим аль-Джуфи Аль-Бухари.
Исмаил Аль-Бухари — величайшая фигура в мусульманстве, известный богослов IХ столетия, который прославляется в мусульманском мире уже более 1000 лет.
Он — автор хадисов «Аль-Джами ас-салих», или «Достоверный», который является второй Мусульманской книгой после Корана.
Хаджи Исмаил Бухари был рожден в 810г. в Бухаре.
Имам аль-Бухари часто становился жертвой смуты и заговоров. Из-за этого его четырежды изгоняли из Бухары. В первый раз его изгнали в ранний период за то, что он издал фетву, согласно которой приемные отношения действительны, даже если попить козьего молока или бараньего. Существует множество мнений о достоверности этого факта. Во второй раз его изгнали из Нишапура за то, что он утверждал, что вера (иман) не сотворена. В третий раз на одном из собраний имама, кто-то спросил его сотворена Речь Аллаха или нет. Имам аль-Бухари сначала попытался уйти от прямого ответа, но спрашивающий настаивал на своём, и в итоге имам сказал: «Речь Аллаха не сотворена, но наше её чтение сотворено». И люди не поняли имама аль-Бухари до конца и обвинили имама в том, что тот вводит «новшество».
Из Нишапура он отправился в Мерв, а затем из Мерва он переехал в Бухару
Хотя Бухари свободно передавал то, что знал, каждому, кто хотел учиться у него, он держался подальше от государственных деятелей, и считал посещение их дворцов поступком, унижающим науку. Однажды эмир Бухары, Халид Зухри, попросил его обучать своих детей, но имам отказался, и эмир подговорил некоторых людей, и те стали дурно высказываться об убеждениях имама. Это вынудило его в четвёртый раз покинуть Бухару и отправиться к родственникам в город Хартанг (близ Самарканда).
В этом городе имам и умер в 870 году в возрасте 60 лет.
До 1960-х годов, особенно в период борьбы с исламом в СССР, святилище Имама аль Бухари было заброшено.
После улучшения отношений СССР с мусульманским странами произошли некоторые изменения. В 1971-м году Высшему исламскому институту было присвоено его имя.
В августе 1974-го года в Самарканде состоялось празднование 1200-летия со дня рождения Мухаммада аль-Бухари, кульминацией которого стала международная конференция «Имам аль-Бухари и современность».
В ней приняли участие более 60 крупнейших богословов и религиозных деятелей из 27 государств, в том числе представители Всемирной исламской лиги.
После обретения Узбекистаном независимости память об имаме аль-Бухари стала частью государственной идеологии.
Будущий президент Чечни Ахмат Кадыров проходил в 80-х годах обучение в медресе Бухары.
В 1993 году исторический центр города Бухары был включён в список городов Всемирного наследия ЮНЕСКО.
Здание музея истории водоснабжения Бухары.
ИСЕКО объявила Бухару «столицей исламской культуры» 2020 года.
В Бухаре имеются многочисленные автобусные маршруты.
В 1986–2005 годах в городе работали троллейбусы.
Население Бухары на протяжении более чем 2000-летней истории города развивалось непрерывно, видоизменяясь и смешиваясь с пришлыми группами.
Самыми древними здешними жителями были согдийцы, чей язык считается умершим и относится к почти исчезнувшей северо-восточной подгруппе иранских языков (непонятной носителям других групп).
В мечети Болои — Ховуз.
Мечеть Боло-хауз возведена на средства матери узбекского правителя Абулфейз-хана — Ситораи Мохи-хоса; до 1920 г. служила главной пятничной мечетью Бухары, в ней молился бухарский эмир. Сейчас это вновь главная мечеть города.
Зимняя мечеть и хауз были сооружены в 1712 году, фасад зимней мечети был заслонен расписным айваном летней мечети на гипертрофированно вытянутых колоннах. Айван был отремонтирован в 1917 году. В том же году зодчим Ширином Мурадовым был выстроен минарет.
Мы 6 января в четверг смогли свободно зайти внутрь во время службы.
Первая перепись по национальному признаку в городе Бухаре была проведена в 1926 году.
Из 41 823 переписанных жителей 27 823 человека определили себя как узбеки, 8646 — как таджики, а 5354 отнесли себя к другим народам.
При этом подавляющее большинство жителей города разговаривали и продолжают разговаривать на таджикском языке.
В Бухаре преобладает узбеко-таджикский биллингвизм.
В период советской власти почти всё население города почему-то начало относить себя к узбекам не только в гражданском смысле, но и в этническом.
Интересные результаты были получены в результате серии экспедиций 1940–1950-х годов под руководством О. А. Сухаревой, занимавшихся, в частности, изучением этнического и языкового состава населения Бухары.
Мечеть отстроена по типу большой квартальной мечети и имеет зимнюю и летнюю части. Зимней частью является четырёхколонный зал, имеющий несколько входов.
Летняя же часть — это айван, окружающий собой с трёх сторон зимний зал мечети.
Колонны айвана сделаны из дерева в форме сталактитов и служат для поддержки потолка айвана, поэтому они укреплены на бетонном фундаменте.
Колонны, находящиеся с одной из торцевых сторон айвана, выполнены особо — они образуют парадный вход в айван и затем зимнюю мечеть. Оформление интерьера характерно для 19-го — начала 20-го века.
Внутри оседлого населения бухарцы, как и другие городские группы населения Средней Азии, использовали название местожительства (бухарцы, самаркандцы, ташкентцы и прочие).
Отдельные группы населения, состоявшие в родстве со знаменитыми родами, использовали во внутриэтнической самоидентификации названия родов (часто бывших узбекских племён).
Жители соседних деревень, независимо от языка общения, относили себя к узбекским племенам (бахрин, сараи и прочие).
Хозяева гостевого дома в еврейском квартале, где мы проживали последнюю ночь перед улетом домой, тоже разговаривали на таджикском языке, но считали себя по национальности узбеками.
Остаток вечера решили отметить в национальном ресторане «Старая Бухара».
Как оказалось это была плохая идея.
Слушали европейскую музыку, хотя ресторан позиционировал себя как национальный.
Я предложил официантке открыть бутылку вина, но та гордо заявила что сама справится.
В итоге она бутылку открывала и отколола краешек горлышка.
Предлагала заменить бутылку, но я ее пожалел и отказался.
Затем она принесла суп, а ложки принести забыла.
Пришлось за ней и за ложками самим бегать.
Заведение лучшее и дорогое в городе, а интернет не тянет.
Про себя я решил ничего на чай им не давать.
Но не тут то было!
Видимо специально для таких случаев как наш в чек автоматически включили аж 15% обязательных чаевых.
В чеке 30 долларов.
Ох уж эти хитрые бухарцы!
Короче, давно я не был в ресторане и нечего было начинать!
Столько музеев интересных можно было посетить за те деньги что мы оставили в этом беспонтовом заведении!
Лучше бы мы эти последние полтора часа в Узбекистане провели в разговарах за жизнь в гостевом доме, у гостеприимных хозяев.
После «пафосного» ресторана осталось 12 000 сом (1,2 доллара).
Я узнал заранее от хозяев гостевого дома, что до аэропорта доехать 10 — 15 тысяч сом.
Говорю таксисту, брат вот возьми все что есть в сомах по братски, больше нет.
Тот оказался нормальным парнем, кстати с Ташкента, столичный.
«Ташкентский», как тут говорят.
Доехали с ним хорошо, посмеялись по дороге над бухарский менталитетом.
Аэропорт Бухары.
В 2011 году был построен новый современный терминал, который имеет 1 взлётно-посадочную полосу и связывает город с крупными городами России и Ташкентом.
В подготовке материала использовны сведения из Википедии