Мы прибыли из Ургенча в Хиву после обеда.
Мы прибыли из Ургенча в Хиву после обеда.
Скорбящая мать.
Памятник 1983 года.
Точно такие в каждом узбекском городе.
На базаре в Хиве не смогли найти знаменитые каракалпакские дыни.
Видимо уже все поели, не сезон.
Хорошо хоть бухарскую попробовали несколько дней назад в Бухаре.
В Бухаре теплее чем в Хорезме вот дыни пока и есть.
В Узбекистане успевают за сезон взять два урожая сельхозяйственных продуктов.
Хива — последняя столица государства Хорезм.
В 1997 году Хива отпраздновала своё 2500-летие.
Окружённый мощными стенами исторический внутренний город Хивы — жемчужина Хорезмского оазиса — объявлен ЮНЕСКО памятником всемирного наследия.
Поздняя легенда об основании города повествует, что он вырос вокруг колодца Хейвак, вода из которого имела удивительный вкус, а колодец был выкопан по приказу Сима — сына библейского Ноя.
Этот колодец можно увидеть и сегодня в старом квартале Хивы, Ичан-Кале.
В древности город был известен под сакским названием Хейвак.
Сведения письменных источников об основании Хивы чаще всего легендарны.
В своей истории город пережил ахеменидское завоевание и периоды расцвета, когда границы древнего Хорезма простирались до Колхиды.
С 305 по 995 год Хорезмом, в состав которого входила Хива, управляла династия Афридигов, Вазамар (вторая половина III века н. э.) и другие.
Хорезмийцы хоронили кости умерших в оссуариях, которые помещались в наусы (типа мавзолеев). В Хорезме найдены многие десятки разнообразных оссуариев. Среди них — древнейшие в Средней Азии (рубеж V—IV вв. до н. э.). В сасанидском Иране, где зороастризм был догматической религией, почти не обнаружено оссуариев и наусов. Очевидно, эта традиция была характерна для зороастрийцев Средней Азии, а именно Хорезма.
Общепризнанно, что Афригиды исповедовали хорезмийский вариант зороастризма вплоть до исламизации при Абдаллахе ибн Турксабасе (мусульманскому влиянию Хорезм в 712 году подчинил Кутейба ибн Муслим, вмешавшийся в локальную междоусобную войну).
Особенно жестокие репрессии Кутейба обрушил на учёных Хорезма. Как пишет в «Хрониках минувших поколений» аль-Бурини, «и всеми способами рассеял и уничтожил Кутейба всех, кто знал письменность хорезмийцев, кто хранил их предания, всех учёных, что были среди них, так что покрылось всё это мраком и нет истинных знаний о том, что было известно из их истории во время пришествия к ним ислама».
Конец правлению династии Афригидов было положено в 995 году, когда к власти пришёл Мамун ибн Мухаммад и основал новую династию хорезмшахов Мамунидов со столицей в Куня-Ургенче.
В 995–1017 годах Хорезмом управляла династия Мамунидов.
В 1017 году Хорезм оказался в зависимости от Ганзеви.
Во второй половине XI века Хива оказалась в зависимости от Сельджукидов.
В 1097 году к власти пришла династия Ануштегинидов.
Основным тюркоязычным этносом Хорезма были тюрки. Выдающийся ученый и этнограф Бируни (973–1048) в своих произведениях приводит названия тюркских месяцев и тюркских лечебных трав, которые использовало тюркское население Хорезма.
Бируни в своем произведении «Памятники минувших поколений», написанном в Хорезме около 1000 года, приводит тюркские названия годов по животному циклу, которые использовало тюркское население Хорезма: сичкан, од, барс, тушкан, луй, илан, юнт, куй, пичин, тагигу, тунгуз.
В IX–XII веках, кроме множества исламских учебных заведений, в Хорезме успешно действовали крупные центры науки: астрономии, математики, медицины, химии и т. д.
Огромное научное наследие оставили Аль-Буруни, Кубра и другие учёные и богословы, чьи имена также связаны с Хорезмом.
В Хиве родился Наджму-д-дин Абу-ль-Джаниб Ахмад аль-Хорезми, известный как Наджм ад-дин аль-Кубра (1145, Хива — 1221, Ургенч) — хорезмийский мистик и богослов, автор многочисленных философских и богословских трактатов, суфийский шейх и поэт.
Известным учёным из Хивы был Шихаб ад-Дин Абу Са’д ибн 'Имран. Он был выдающимся юристом, муфтием толка аш-Шафи’и, обладал знаниями по лексикологии, медицине, диалектике, языкознанию и науке о хорошем управлении, вёл преподавание в 5 мадрасах Хорезма. И был убит монголами.
В 1220 году город был разрушен армиями Чингизхана.
Исламизация и тюркизация Хорезма нашла отражение в создании литературных, научных и религиозных произведений и переводе арабских и персидских произведений на тюркский язык.
Хива изначально не была столицей Хорезма.
Историки говорят, что в 1598 году Амударья отступила от прежней столицы Ургенч (в прошлом — Гургандж).
Амударья, протекая по территории ханства, впадала в Каспийское море по старому руслу, известному как Узбой, снабжая жителей водой, а также обеспечивая водный путь в Европу.
Напомню, на старых советских картах река впадала в ныне высохшее Аральское море. Сейчас в это полувысошее «море» впадает только менее полноводная Сырдарья.
Амударья несёт свои воды вновь в Каспийской море как и в древности.
Одако, в настоящее время воды реки доходят до Аральского «моря» лишь в период наиболее сильных весенних паводков, так как забираются на орошение.
В течение веков река радикально меняла своё русло несколько раз.
Поворот Амударьи в конце XVI века погубил Гургандж.
На расстоянии 150 км от современной Хивы, недалеко от населённого пункта Куня-Ургенч (территория Туркмении), что означает «старый Ургенч», находятся руины древней столицы.
В 1511 году Хива вошла в состав государства, управляемого узбекской династией Шейбанидов.
В 1598 году, когда город впервые стал столицей Хивинского ханства, он являлся маленьким укреплённым городком, имевшим к тому времени 20-вековую историю.
Кстати, и сейчас это небольшой город с 50 000 населением.
Статус столицы окончательно был закреплен за Хивой при Абдулгази-хане (1643–1663).
После этого в русских письменных источниках государство стало часто называться как Хивинское ханство.
Однако в официальных документах и на монетах оно продолжает именоваться Хорезмом.
В короткий период Хива стала одним из духовных центров Исламского мира. Интенсивное развитие Хивы начинается.
Хивинский хан Абулгази бахадур-хан известен как автор двух исторических сочинений — «Родословная туркмен» (закончена к 1661 году) и «Родословная тюрок».
После смерти Йадир-хана (1704–1714) на хорезмский престол взошёл Шергази-хан (1714–1728).
Он был потомком Султан Гази-хана, старшего сына Ильбарс-хана. Шергази-хан родился в Бухаре, куда переселились его предки, возможно, из-за политических неурядиц в Хорезме.
Шергази-хан окончил медресе в Бухаре и был весьма образованным человеком.
Он выделялся способностями среди других представителей династии, поэтому его называли сахибкиран, так же, как и Амир Тимура.
В 1717 году на подступах к Хиве произошло сражение 20-тысячного войска Шергази-хана с 4-тысячным экспедиционным отрядом Бековича-Черкассого, формально окончившееся победой русских.
Однако, потеряв бдительность, Бекович-Черкасский позволил затем разделить свой отряд на несколько частей, которые по отдельности были уничтожены хивинцами. Да и сам командующий поплатился за это жизнью.
Захват Хивы войсками Надир-шаха в 1740 году привёл к разорению страны.
Расцвет Хивы как города, строительство множества монументальных архитектурных сооружений происходили в XVIII — начале XX века, когда государством правила узбекская династия Кунгратов.
В 1763 году к власти в Хорезме (в российской историографии называлось Хивинским ханством) пришёл представитель узбекского рода кунграт Мухаммад Амин (1760–1790), имевший титул инака.
При нём город начал быстро развиваться.
Мухаммад Амин положил начало перестройке и восстановлению города, а его преемники систематически продолжали это дело.
По приказу Мухаммад Амина в Хиве в Ичан-Кале были построены пятничная многоколонная мечеть и минарет (1788–1789); отремонтированы стены и башни Ичан-Калы, восстановлены все разрушенные здания города.
В то же время вторично восстановлено и медресе Ходжамбердыбия.
Мунис пишет, что к 1782 году восстановительные работы в Хиве были завершены.
В 1793–1794 годах Хиву посетил медик Бланкеннагель (приехал из Петербурга для излечения глаз местного правителя), который во время поездки занимался сбором различных сведений об этой стране. Он оставил подробное описание Хивы, её географического положения, природных богатств, народонаселения и внешней торговли, в том числе данные о торговле с Россией.
Правитель Хорезма Мухаммад Рахим-хан (1806–1825), кроме родного узбекского, знал персидский и арабские языки. Он был покровителем науки и искусств.
В 1815 году по приказу Мухаммад Рахим-хана I был сделан новый трон, облицованный серебром с басменным узором (в настоящее время он хранится в одном из музеев Москвы). В этот период хивинский историк Мунис Хорезми активно работал над составлением всеобщей истории Хорезма.
Аллакули-хан (1825–1845) живо интересовался событиями в мире и изучал иностранные языки. В отличие от всех современных ему среднеазиатских правителей, он свободно читал и писал на русском языке.
Для создания системы «кош» с медресе Кутлуг Мурада инака на оси запад-восток воззводится входное купольное помещение, разделившее медресе Ходжамбердыбия на два неравных по размеру дворика.
Самым грандиозным событием этого периода стало сооружение второй линии обороны города — Дишан-калы.
В 1842 году, за 30 дней была сооружена шестикилометровая стена, окружающая Внешний город.
После этого наряду с этим термином закрепилось и другое обозначение Внутреннего города — Ичан-кала, за пределы которого город перерос в связи с новым статусом столицы.
Особенно много сооружений и благоустроенных рынков и улиц появилось во время Аллакули-хана.
В эпоху правления Аллакули-хана в Хиве творили такие поэты, как Мунис Хорезми, Роджих, Дилавар, Саид Мирза Джунайд, Мирза Масихо.
Историки Мунис Хорезми и Агахи писали историю Хорезма.
В 1839 году в Хиве насчитывалось 20 000 жителей, а в крепости было четверо ворот.
В эпоху правления Мухаммад Амин-хана (1845–1855) в Хиве было построено самое большое медресе, названное его именем. В медресе учились 260 студентов.
В 1856 году после его смерти к власти в Хивинском ханстве пришёл сын Мухаммад Амин-хана Саид Мухаммад-хан (1856–1864).
В 1864 году к власти в государстве пришёл его сын Мухаммад Рахим-хан Второй.
Он был образованным правителем, в юности учился в медресе в Хиве.
Мухаммад Рахим-хан II был просвещённым монархом, известным поэтом и композитором.
Он стремился усовершенствовать свою придворную среду именно через культурные достижения. Совершенствование придворной культуры и создание максимально большого количества поэтических опусов и культурных ценностей при своём дворе и было той целю, к которому Мухаммад Рахим-хан II стремился. Мухаммад Рахим-хан II даже сочинял музыку, а также стремился, чтобы его вечера музыки соответствовали высокому уровню музыкального искусства и именно при нём в Хорезме впервые была создана нотная запись музыки. Музыкальное оформление вечеров при дворе Мухаммад Рахим-хана II имело свою почву и культурные традиции в истории региона. Существовали и такие сферы культуры, где Мухаммад Рахим-хан II охотно воспринимал новшества.
При дворе Мухаммад Рахим-хана II поэтическим творчеством начали заниматься десятки интеллектуалов, которые одновременно сочетали в себе поэтов, каллиграфов, переводчиков, историков и что более 30 поэтов писали поэтические произведения.
Он возглавлял их, и даже сам писал стихи под поэтическим псевдонимом Фируз.
При этом он во многом подражал творчеству Алишера Навои.
Все его окружение писало на староузбекском языке и также подражало творчеству Навои. Почти каждый из его придворных поэтов создал свои поэтические сборники (диван). Создание дивана являлось показателем того, что поэт достиг мастерства, стал зрелым мастером.
Поэт Агахи в своём историческом произведении «Шахид ал-икбал» (Свидетель счастья) писал о первых годах правления Мухаммада Рахим-хана II. Он утверждает, что Мухаммад Рахим-хан II много времени посвящал беседам с учёными; на этих событиях они вели дебаты по религиозным вопросам, читали исторические и поэтические произведения; поэты читали свои стихи, восхваляющие правителя …
По приказу Мухаммад Рахим-хана II началось переписывание 1000 рукописей, а более 100 знаменитые исторические и художественные произведения Востока переводились на староузбекский язык. Продолжались и оттачивались средневековые ценности культуры.
При нём были составлены придворные поэтические антологии: «Маджма-йи шуара-йи Фируз-шахи», «Мухаммасат-и маджма-йи шуарайи Фируз-шахи» и «Хафт шуара-йи Фируз-шахи».
Одним из основных образцов-идеалов Мухаммад Рахим-хан II выбрал период поздних Тимуридов — эпоха правления Байкары (1469–1506), когда культура в Герате достигла наивысшего уровня.
Развивались архитектура, прикладные виды искусства, каллиграфия, книжное дело. Интерес к культурному наследию Тимуридов (1370–1405) и проявился в подражании культурным моделям той эпохи.
Мухаммад Рахим-хан II, как и любой другой правитель мусульманского востока, стремился быть покровителем шариата.
По утверждению историка Хорезмского двора поэта Баяни при нём в городе Хиве было построено более пятнадцати мечетей и медресе.
Однако, несмотря на все преобразования работорговля в ханстве была отменена только в конце 19-го века после завоевания ханства русскими войсками и навязывания Российской Империи протектората над Хорезмом.
Советский мемориал, посвящённый видимо Хивинской революции 1920 года.
Сейчас он в плачевном состоянии.
Памятник плита без надписи!
В подготовке материала использованы сведения из Википедии.
Продолжение следует…