Из рук моих — нерукотворный град
Прими, мой странный, мой прекрасный брат.
По церковке — все сорок сороков
И реющих над ними голубков;
И Спасские — с цветами — ворота,
Где шапка православного снята…
М. Цветаева
Из рук моих — нерукотворный град
Прими, мой странный, мой прекрасный брат.
По церковке — все сорок сороков
И реющих над ними голубков;
И Спасские — с цветами — ворота,
Где шапка православного снята…
М. Цветаева
Всегда с огромным удовольствием приезжаю в Москву. И заранее радуюсь предстоящим впечатлениям. Всякий раз, возвращаясь сюда, я нахожу для себя что-то новое, ранее незнакомое.
Чтобы, так сказать, расширить кругозор, стараюсь селиться в разных районах и отелях. В этот приезд мы жили на Маросейке. Эта старинная московская улочка и прилегающие к ней кварталы, изрезанные извилистыми переулками, стали для меня настоящим открытием. Здесь каждый двор, каждое ее урочище, каждый камень хранит какую-нибудь тайну, легенду и свои захватывающие повести.
Давным — давно Маросейка была частью Покровской улицы, через которую «царская дорога» вела из Кремля в загородные дворцовые села — Рубцово, Семеновское и Преображенское. Вдоль «правительственной трассы» селились богатые купеческие семьи, состоятельные горожане и знать. Здесь же предпочитали жить и «понаехавшие тут» предприимчивые иностранцы. Их деловая хватка вызывала недовольство терпящих убытки русских купцов. Жаловалось и духовенство, возмущенное молитвенными домами протестантов, отчего: «всякое осквернение русским людям, бывает». Несмотря на противоречия и претензии иноземцы «пустили корни» и сформировали различные общины и диаспоры.
Среди тех, кто облюбовал Улицу Маросейку были выходцы из Малороссии (Украины). В 1660-х годах здесь появилось Малороссийское подворье (представительство гетманской администрации), которое и дало имя улице. Поначалу в обиходной речи она носила прозвище Малороссийка, но в дальнейшем для удобства произношения сократилась до «Маросейки».
Современные границы Маросейки утвердили только в XIX веке. Сегодня она берет свое начало от площади Ильинские ворота, названной в честь ворот — проездной арки в башне Китайгородской стены. И стену, и ворота соорудили в XVI в. Справа от Ильинских ворот стояла часовня Сергия Радонежского. Рядом, за городской стеной находилась чудесная церковь святого Николая Чудотворца «Большой крест». К сожалению, в ожидаемом светлом будущем всем этим постройкам места не было. В 1927 разобрали часовню, следом разрушили храм Николая Чудотворца, а в 1934 году вместе с Ильинскими воротами окончательно разобрали стену.
В самом начале Маросейки стоит небольшая церковь во имя святителя Николая чудотворца. Свой современный вид она приобрела в середине XVIII века. В целом жизнь скромного храма протекала тихо и размеренно. Особую известность церковь приобрела в первые десятилетия XX века, когда ее настоятелем служил священник Алексей Мечёв. Прозванный в народе «добрый пастырь» он безотказно принимал страждущих со всех концов страны.
На эту церквушку мы любовались каждый день из окон нашего номера. Прямо напротив храма находится гостиница, в которой мы остановились. Отель Маросейка носит одноименное название с улицей и занимает верхние этажи здания, ранее принадлежавшее графине Варваре Петровне Разумовской — старшей дочь обер-камергера графа Петра Борисовича Шереметева и княжны Варвары Алексеевны Черкасской.
Одна из богатейших невест России в 1774 г. была выдана замуж за графа Алексея Кирилловича Разумовского. 24-летняя красавица принесла мужу 44 тысячи душ крестьян, богатые вотчины и родила в браке четырех детей. Но графиня была слишком пуглива и набожна. Через десять лет она так надоела вспыльчивому и деспотичному Разумовскому своими суевериями и совершенной беспомощностью, что он изгнал жену из дома и разлучил с детьми «во избежание дурного нравственного влияния». В 1779 году для графини возвели на Маросейке дом с угловой ротондой, куда она съехала и где прожила всю оставшуюся жизнь. Поначалу Варвару Петровну опекал родной брат Николай Петрович (тот самый, что женился на крепостной актрисе Прасковье Жемчуговой). После его кончины графиня осталась одна и кроме близких родственников никого не принимала. Окруженная лишь прислугой и приживалками и В. П. Разумовская скончалась 27 Мая 1824 г. Солидный кусок от имущества сумел «оттяпать» её управляющий, вольноотпущенный Иван Сыров.
Дом многократно менял своих хозяев, постоянно перестраивался и перекраивался. Так, в 1839 году к основному зданию примкнул трехэтажный флигель. Потом первый этаж заняли торговые лавки, а остальные помещения сдавались в наём под квартиры. В начале XX века в здании размещался популярный трактир купчихи И. Коленовой. В 1975 году в дом встроили вестибюль станции метро «Китай-город».
Что касается самого графа Разумовского, то он ни капли не скучал. Избавившись от законной супруги, Алексей Кириллович пригрел подле себя молодую мещанку Марию Соболевскую, и за 35 лет успел с ней нажить 10 внебрачных детей. Впоследствии все получили дворянское звание, отличное образование и фамилию Перовские — по имению Разумовских «Перово». Всем дочерям Алексей Кириллович обеспечил выгодные партии, а братья Перовские стали известными в России людьми, благодаря своим деловым качествам и талантам.
От Маросейки в обе стороны разбегаются узкие переулки. Один из них — Большой Спасоглинищевский своим названием напоминает об урочище «Глинищи» и указывает на обилие в окрестностях глины, пригодной для гончарных изделий. Естественно, что издавна здесь жили мастера, изготовлявшие домашнюю утварь, печи и кирпич.
На углу Армянского переулка полюбуемся на самое нарядное здание Маросейки. Знатоки архитектуры поочередно приписывают авторство двум знаменитым зодчим — Василию Баженову и Матвею Казакову. Каменный особняк был построен в 1779 году для подполковника Михаила Хлебникова, а в 1793 году стал собственностью генерал-фельдмаршала графа Петра Александровича Румянцева-Задунайского.
За Армянским переулком короткая Маросейка вдруг заканчивается. Дальше начинается Покровка, и здесь сразу вспоминается фильм М. М. Казакова «Покровские ворота». От самих ворот осталось одно название, хотя они действительно существовали и служили проходом в крепостной стене Белого города. Простояв двести лет, к XVIII веку Белгородская стена пришла в негодность и была разобрана. Вместо стены проложили бульвары, устроили площади.
Раскинувшийся полумесяцем вокруг Кремля и Китай-города Белый город представлял собой не только надёжную твердыню, но и престижную часть города. Поскольку это была территория, где в XVI—XVII вв. жили главным образом бояре и дворяне, находившиеся на царской службе, земля, занятая их дворами, освобождалась от земельных налогов, т. е. была «белой». Можно предположить, что отсюда и «Белый Город». А может название родилось от цвета покрытых слоем извести кирпичных стен и башен.
Белый город вполне соответствовал образу Златоглавой Москвы: храмов и монастырей здесь было множество. Увы, но уцелела лишь малая часть. Одна из немногих сохранившихся — церковь святых бессребреников и чудотворцев Космы и Дамиана. Она стоит у пересечения Старосадского переулка с Маросейкой. Первые упоминания о деревянной церкви на этом месте относятся ко второй половине XV столетия. Ныне существующий каменный храм построен в 1791–1793 арх. М. Ф. Казаковым. На фоне раздражающей административной «свечки», церковь выглядит неприметно. Здание имеет спокойную и строгую отделку. А вот внутренний интерьер оформлен красочно.
Уходящий вправо Старосадский переулок так насыщен интересными фактами и событиями, что даст фору любой здешней улице.
Древний переулок и его окрестности связаны с жизнью и творчеством целого ряда писателей и поэтов. В здании, которое с 1938 года занимает крупная научная библиотека (дом № 9), часто бывал у своей богатой тетки Федор Достоевский. В доме № 10 жил у брата и писал «московские» стихи Осип Мандельштам. Особняк с лепным декором и масками львиных голов принадлежал И. Е. Салтыкову, брату русского писателя-сатирика М. Е. Салтыкова-Щедрина. В 1980-х в доме размещалась биомагнитная лаборатория Института радиотехники и электроники РАН, которая тайком от прессы изучала экстрасенсов. В частности, здесь исследовали способности целительницы Джуны Давиташвили, которая несколько лет числилась в штате старшим научным сотрудником, а также телекинез Нинель Кулагиной и кожно-оптическое восприятие Розы Кулешовой.
В соседнем Петроверигском переулке в начале XIX века жил директор Московского университета Иван Петрович Тургенев, отец знаменитых братьев Андрея, Александра и Николая. Дворянин, офицер, видный масон и переводчик, он превратил свой дом в популярный литературный салон. Вместе с университетской профессурой в его доме бывали Херасков, Дмитриев, В. Л. Пушкин, Вяземский, Карамзин, Жуковский. После смерти И. П. Тургенева, имение переходило из рук в руки. В 1832 году усадьбу на торгах приобрёл богатейший купец-чаеторговец Пётр Кононович Боткин. От двух браков у него было 25 детей. Из них выжило только 14. «Чайное процветание» позволило встать на ноги всем членам этой огромной семьи. Из Боткиных вышли литератор и музыкант Василий Боткин, художник Михаил Боткин, всемирно известный терапевт Сергей Петрович Боткин, а также лейб-медик Евгений Сергеевич Боткин, который был лечащим врачом семьи Николая II и разделил с ней ее трагическую участь в подвале Ипатьевского дома.
Под влиянием старшего сына Василия отец «терпел» в доме собрания интеллигентов, отчего боткинская усадьба была причислена к «самым образованным купеческим домам». На званые вечера сюда приходили Н. В. Гоголь, А. И. Герцен, И. С. Тургенев, Л. Н. Толстой, Н. А. Некрасов, Н. П. Огарёв, М. С. Щепкин, П. С. Мочалов и многие другие.
Я был опять в саду твоем,
И увела меня аллея
Туда, где мы весной вдвоем
Бродили, говорить не смея.…
Фет
Гуляя по Старосадскому сложно не заметить высокий шпиль лютеранского собора Святых Павла и Петра. История храма восходит к 1817 году, когда лютеранская община выкупила несколько обветшалых зданий некогда богатых палат Лопухиных близ Маросейки. Из-за скудости средств строить начисто не стали. Пришлось переделать главный дом — над основным залом надстроили купол, поставили крест и начали проводить там богослужения.
Накопив финансы, лютеране в начале 60-х годов XIX века снесли всё прежнее. По проекту архитектора Мейнгарда вырос храм в готическом стиле. На рубеже XIX–XX веков церковь насчитывала уже почти 20 тысяч прихожан (большинство немцев, а также финнов, латышей, и шведов). По этой причине было принято решение кардинально перестроить церковь. Проект выиграл архитектор В. А. Косов. 5 декабря 1905 года состоялось освящение нового храма в качестве Кафедрального собора Московского консисториального округа.
Начало Первой мировой войны вызвало в Российской империи рост германофобских настроений. В 1915 году по Москве прокатилась волна немецких погромов, в результате которых Петропавловский храм понес серьезный материальный ущерб.
С приходом к власти большевиков гонения усилились. Из церкви были изъяты многие ценности. В ноябре 1936 года все службы были прекращены, члены церковного совета и пастор Александр Штрек были арестованы и расстреляны. Храм был закрыт и история евангелическо-лютеранской церкви прервалась на 55 лет.
Только в 1992 г. здание вернули верующим. Тогда же начались восстановительные работы, которые продолжались более десяти лет. Сегодня лютеранский приход по-прежнему действует. Зайти сюда стоит даже нерелигиозным людям. Здесь царит атмосфера абсолютной открытости и душевности.
Превосходная акустика собора даёт возможность в полной мере насладиться звучанием органа немецкой фирмы Вильгельма Зауэра. Этот небольшой инструмент (33 регистра; свыше 2000 труб) с мягким, массивным звучанием был создан в 1898 году во Франкфурте. Изначально орган был установлен в церкви Св. Михаила. Когда церковь закрыли романтический инструмент попал в крематорий Донского монастыря и долго провожал усопших в последний путь. Холод, сырость и пепел сделали свое дело. Доведенный до ручки в 1972 орган замолчал. В 1996 года инструмент удалось вернуть в собор Петра и Павла. После капитального ремонта «король музыкальных инструментов» снова звучит — как во время богослужений, так и на концертах, которые регулярно проходят в кирхе.
Что за звуки! неподвижно внемлю
Сладким звукам я;
Забываю вечность, небо, землю,
Самого себя…
Лермонтов
Впоследствии храм видоизменялся еще не раз. В советские времена церковь уцелела, но лишилась глав, внутреннего убранства и до недавнего времени пребывала в ужасном состоянии. Отрадно видеть, что храм несмотря ни на что выстоял и сегодня радует людей. Теперь там есть воскресная школа и православная гимназия. Насущные проблемы прихода помогает решить благотворительное братство во имя равноапостольного князя Владимира.
В XVI столетии к югу от Владимирской церкви был учреждён Иоанно-Предтеченский женский монастырь. По одной версии, он был основан великим князем Иоанном III, а согласно другой — великой княгиней Еленой Глинской. Как бы там ни было, обитель была основана на государевой земле как ружная, т. е. получавшая ругу — содержание, которое ежегодно выплачивалась властями. Монастырь всегда опекался царским двором и был не только местом молитв или монашеского пострига, но служил усыпальницей великокняжеского рода. В монастыре также работали различные мастерские, монахини плели кружево, вышивали золотом, шили предметы церковного облачения. Обитель занималась и просветительской деятельностью, открыв школы для девочек-сироток. Детей обучали ркоделию, чтению, письму, закону Божьему и швейному делу.
Вплоть до 1764 года Ивановский монастырь существовал на пожертвования состоятельных покровителей. Это обязывало идти на определенные уступки по отношению к дарителям, что снискало для подворья печальную репутацию. Так, как монастырский устав славился невероятной строгостью, сюда ссылали неверных и неугодных жен, попавших в опалу знатных женщин. Часто совершался и насильственный постриг. В разные годы здесь томились Мария, жена царя Василия Шуйского, и Пелагея, жена убитого Иваном Грозным царевича Ивана. Тридцать три года провела в «покаянном заточении» «Кровавая барыня» Дарья Салтыкова. Невольной насельницей была княжна Тараканова, принцесса Августа, дочь императрицы Елисаветы Петровны и графа Алексея Разумовского.
Пожар 1812 года уничтожил почти две трети столичных домов. Что пощадил огонь, того не пощадили оккупанты. Французы грабили всё без разбору. Разрушения в Ивановском монастыре были столь велики, что он был упразднен. По Божией милости, богатая вдова подполковника Макарова-Зубачева, Елизавета Алексеевна, пожертвовала свои средства на богоугодное дело и завещала Ивановскому монастырю значительную сумму. В 1859 г. приступили к строительству, которое тянулось больше 20 лет. В 1860–1879 годах, с использованием подклетов старых построек, в стиле ренессанса по проекту зодчего М. Д. Быковского был построен комплекс, дошедший до наших дней. В центре ансамбля поднялось монументальное здание собора, связанное галереями с другими постройкам монастыря, расположенными по периметру участка. Вдохновением для архитектора послужили итальянские базилики.
В советские годы монастырю снова пришлось нелегко. В 1918 обитель закрыли. В 1919 г. в кельях организовали концлагерь. Позднее здесь обосновалось отделение ЭКСПОГИ — Института по изучению преступника и преступности. Собор переоборудовали в архивохранилище, а в корпусах разместилась Высшая юридическая заочная школа МВД СССР. Лишь в начале 2000-х годов статус монастыря был восстановлен. За последние 20 лет был обновлен внешний облик собора и его интерьеры.
Ивановский монастырь подарил неофициальное название холму, а затем и району. Территория «Ивановской горки» очерчена Покровским бульваром, Маросейкой и Солянкой. А многочисленные переулки — Хохловский, Колпачный, Старосадский, Спасоглинищевский и т. д. — это все здесь, на Ивановской горке.
С Ивановой горки спускаемся вниз по улице Забелина и идём аккурат «к черту на кулички». Нужный нам адрес находится на Славянской площади, у выхода из метро «Китай-город». Там стоит Храм Всех Святых, что на Кулишках. Его возвели близ топкого Васильевского луга, который тянулся до самой Яузы. Этот луг, и прилегающие к нему земли восточной части Белого города в давнюю пору назывались Кулишками или Кулижками. С топонимом Кулишки сам чёрт не разберётся. Единого мнения на этот счёт нет. Полагают, что Кулишки хранят память о Куликовской битве — по преданию, церковь Всех Святых приказал заложить Дмитрий Донской по случаю победы над войсками хана Золотой Орды Мамая в 1380 году. Думают, что к названию причастны птицы кулики, которые водились тут в изобилии. Доказывают, что «кулишки» — уменьшительное от «кулиги» и в русских диалектах означало вырубленный участок леса или болотистое место. Как правило, кулижки находились далеко от сел и деревень, отсюда фраза «на кулишках» стала означать «край света» и «несусветную даль». А там, как известно, водится черт. И к нему иногда посылают.
Без нечистой силы в здешних Кулишках тоже не обошлось. Глубокой осенью 1666 года в Троицкой богадельне, построенной неподалёку объявился бес. Он стучал, гремел, бегал по потолку, звонил в колокола. Неведомый дух перебирался из храма в храм, устраивал там «светопреставления» и не давал покоя ни днём, ни ночью. Присутствие «полтергейста» зафиксировано в документах правления царя Алексея Михайловича. Говорят, что изгнать нечисть удалось только преподобному Иллариону из Флорищевой пустыни. Однако, перед тем, как окончательно сгинуть, бес успел взобраться на колокольню Всехсвятской церкви, отчего та накренилась. Если присмотреться, можно заметить, что верхний ярус колокольни отклонен и «падает» в сторону Кремля. Конечно, этому явлению есть вполне разумное объяснение: причиной крена стало оседание церкви — за 350 лет храм ушел в землю 3,5 метра.
В Москве немало интересных мест, окутанных ореолом тайн и загадок. А в основе самых неправдоподобных легенд зачастую лежит истина. И никто на берётся с уверенностью утверждать — где правда, а где нет. Ясно одно — удивительное всегда рядом, стоит лишь внимательно присмотреться.