В субботу поехала в Харлем. Столица провинции Северная Голландия находится всего в 15 минутах езды от Амстердама. Билет купила как обычно круговой, хоть и небольшая, а всё экономия. День выбрала не случайно. Каждый год во вторые выходные сентября в Голландии проходит День открытых дверей. Многие музеи и другие интересные места работают бесплатно, а некоторые и вовсе открыты только в эти дни. Раз предлагают, надо брать. На 11 утра заказала бесплатный билет в Музей Франса Хальса.
Приехала пораньше, чтобы без толпы погулять по городу. Центр Харлема как остров со всех сторон окружен водой. От станции взяла чуть правее и по улице Круисвег (Kruisweg) дошла до внешнего канала Ньювеграхт (Nieuwe Gracht). Небо хмурилось, обещая дождливый день. Однако нам дождик не помеха, в рюкзачке припасён дождевик и зонтик.
Мост Круйсбруг (Круисбруг) представляет историческую ценность как прекрасно сохранившийся образец пластинчатого моста конца XIX века из чугуна и кованого железа. Построили его в 1889 году по проекту городского архитектора Жака Лейха (Яцяуес Леийх) взамен старого каменного.
За мостом начинается улица Круисстраат (Kruisstraat) застроенная двух-трёхэтажными домиками.
Из однородного ряда выделяется красивый кирпичный фасад с коваными цветами и ступенчатой крышей. Думала, дом старый, а оказалось совсем новенький — 1931 года. Фармацевт из Брюгге заказал харлемскому архитектору C.C. ван Бомонт (C.C. van Beaumont) проект фасада, который объединил бы историю его родного города с историей Харлема. Под белым навесом скрываются вырезанные из старых балок статуи: Ливена де Кей, Ганса Мемлинга, Юберта ван Эйка, Яна ван Эйка, Диерика Баутса и Франса Хальса. Также из магазина на первом этаже можно увидеть витражи с изображениями Харлема и Брюгге.
Вскоре Круисстраат перешла в одну из старейших улиц Харлема Бартельжорисстраат (Barteljorisstraat). Тут уж пошли настоящие старинные дома.
Вот этот серенький с рыбкой второй половины XVII века был построен известным голландским архитектором Золотого века, автором голландского барокко, Якобом ван Кампен. Одно из его творений Королевский дворец в Амстердаме я посетила в первый день поездки.
Нарядный кирпичный дом на углу занят модным магазином H&M.
Скромный домик слева XVIII века когда-то принадлежал семье Корри Бом, спасшей от нацистов сотни евреев.
Минут через десять вышла на Гроте-Маркт (Grote Markt). На Рыночной площади, как и положено, раскинулся рынок. Палатки заслоняли собор и ратушу, а Мясной дом и вовсе был одет в строительные леса. Однако свою пользу из предриятий торговли мне извлечь удалось, но об этом позже.
К счастью полностью заслонить роскошные фасады торговым рядам не удалось. Два соседа, один XVII века с памятной табличкой нидерландскому поэту Виллему Бильдердейку, другой XVI века с изящными декоративными башенками пинаклями.
Покрутилась среди рядов, обошла Собор вокруг.
На небольшой площади с обратной стороны собора стоит башня Клокхусторен (Klokhuistoren). Башню построили в 1918 году по заказу издательской фирмы Энсхеде (Joh. Enschede) как точную копию деревянной колокольни Собора Св. Бавона XV века разрушенную в 1804 году.
На Гроте Маркт я ещё вернусь, а пока нырнула в переулок между собором и Мясным домом и оказалась в настоящей Старой Голландии.
Вдоль узких улочек непрерывными рядами тянулись традиционные голландские фасады.
На одном заметила высеченную из камня надпись: «St Elisabeth of Groote Gasthuis». Гостевой дом Св. Елизаветы был построен для монастыря «Миннеброерс». В ходе реформации в 1581 году монахов выселили, а здания передали больнице.
Сохранились старые ворота. Сверху изображёно, как на носилках несут пациента в корзине. Внизу герб общества Св. Елизаветы. Три короны на голубом поле символизируют королевства: Венгрию, Богемию и Тюрингию.
Сейчас в одном из зданий находится Музей Харлема.
Следом за музеем идёт ряд совершенно одинаковых домиков из красного кирпича со ступенчатыми фронтонами и крышами крытыми черепицей. Между 1608 и 1613 годами на улице было построено 20 доходных домов. Проект был одним из первых примеров крупномасштабной серийной застройки.
Иду, смотрю по правой стороне вывеска: Встреча в Музее Франса Хальса. Тут только заметила, что улочка называется Грут Хейлигленд (Groot Heiligland), где под номером 62 и находится искомый объект. Музей был ещё закрыт, поэтому прошла мимо, пока не упёрлась в поперечный канал.
Повернула направо и отправилась вдоль набережной. Канал Гастхуссингел (Gasthuissingel) когда-то был частью защитных сооружений Харлема. Минут через 10 на горизонте показались башни Собора святого Бавона.
Как так получилось, что в одном городке сразу два собора с одинаковым именем? Дело в том, что в 1578 году старую церковь отняли у католиков в пользу протестантов. Большая часть произведений искусства и серебряной утвари была конфискована, а что уцелело теперь находится в коллекции музея Франса Хальса. Католикам Харлема пришлось уйти в подполье. Когда же римско-католической епархии позволили вернуться в город, было решено построить новый собор.
Строительство началось в 1895 году по проекту сына Питера Кейперса, Джозефа. Неороманская Базилика вторая по величине римско-католическая церковь в Нидерландах.
Внутрь попасть к сожалению не удалось, все двери были закрыты. Повернула обратно и тут низкие тучки наконец разразились коротким осенним дождиком. Только успела забежать на крытое крыльцо Муниципального театра, что весьма кстати попался на пути.
Дождь закончился также внезапно, как и начался. К 11 уже была в музее. Музей Франса Хальса заслуживает отдельного рассказа. Скажу только, что получила огромное удовольствие.
После музея вернулась на Гроте-Маркт. Рыночная площадь выглядит практически также, как на картинах XVII века. Шанс сравнить мне выдался пару недель назад на выставке фламандских художников. Самое узнаваемое здание конечно монументальный Собор с ажурной башней увенчанной золотым петушком.
Отстояла небольшую очередь, получила бесплатный билет и тут перед самым входом в церковь увидела табличку: «Большой орган на реставрации. Извините за незначительные неудобства».
«Незначительные неудобства» выглядели вот так. За строительными лесами еле угадывались очертания грандиозного инструмента, на котором играли Мендельсон, Гендель и десятилетний Моцарт.
Сквозь прутья можно было разглядеть нижнюю часть органа и мраморный барельеф работы Яна Баптиста Ксавери 1739 года. «Аллегория музыки и поэзии» считается одной из лучших его работ.
Средневековая Церковь Святого Бавона была построена в 1370—1520 гг. в стиле брабантской готики. В 1559 году она стала собором только что созданной Харлемской епархии. В 1578 году кальвинисты взяли штурмом Сен-Бавон, разграбили церковь и убили священника.
К счастью некоторые элементы убранства сохранились. Неоготическая кафедра XVII века покоящаяся на крыльях пеликана.
Наборный потолок из кедра XVI века.
Кружевная решётка хоров 1509—1517 гг.
Деревянные скамьи с фамильными гербами 1512 г.
А вот с витражами не повезло, слишком они хрупкие. В 1877 году в церкви появились витражи спроектированные Питером Кейперсом. Одно из них с изображением Голландии в виде девушки со львом было пожертвовано Голландским обществом промышленности и торговли.
Никак не могу привыкнуть наступать на надгробья. В церкви их около 400, в том числе Франса Хальса.
Напротив Сен-Бавона находится ещё один знаковый объект — Городская Ратуша, построенная в XIV веке на месте графского замка. После пожаров в 1347 и 1351 годах Вильгельм I, граф Голландии и герцог Баварии пожертвовал то, что осталось от Гравензаала муниципалитету города. В 1604 году ратуша получила новый фасад. Проект разработал городской архитектор Харлема Ливен де Кей, он же построил здание Музея Франса Хальса.
В ратуше заседает городской совет и туристов обычно не пускают. Тут смотрю народ по ступенькам поднимается. Ну и я решила зайти. У входа остановил смотритель и спрашивает зарезервировала ли я визит. Отвечаю, что накануне весь интернет прошерстила, а информации, как это сделать на английском не нашла, всё только по-голландски. Он попытался возразить, а я всё не уходила. В конце концов страж сдался и пропустил без билета, всё-таки день особенный.
Всё ещё не веря в свою удачу вошла в святая святых Харлема старинный Гравензаал. Солнце ярко светило в высокие окна зала отражаясь на старинных полотнах и стирая краски с витражей. Однако кое-что запечатлеть всё же удалось. На витраже справа изображены 8 фамильных гербов знатных семей. Слева гербы мужа, справа — жены.
Витраж над дверью с гербом Харлема посвящён легенде об осаде египетского города Думьята в 1218 году. Легенда гласит, что Думьят был защищён со стороны Нила большой тяжелой цепью. Находчивые голландские судостроители оборудовали корабли закрепленной вдоль носа железной пилой. Так они пропилили цепь и открыли флоту дорогу в город.
Витражи были изготовлены в 1636 году художником по стеклу Питером Хольстейном как часть серии из 10 окон для церкви в Блумендале. В 1867 году они были проданы архивисту из Харлема по цене 5 гульденов за штуку. В 1870 году он передал четыре витража городской администрации. По иронии судьбы, после реставрационных работ Блумендальская церковь хотела выкупить окна обратно, однако им пришлось довольствоваться только копиями.
Ещё одно окно прославляющее военную мощь Голландии. Под витражом памятная доска написанная художником Карелом ван Мандером и посвященная уроженцу Харлема Яну Гюйгену ван Линсхотену, путешественнику и историку, участнику арктических экспедиций Баренца (1595 г.).
Гравензаал означает Зал Графов. Стены зала украшает серия портретов Графов Голландского дома. Портреты на больших деревянных панелях были написаны между 1486 и 1491 годами. Каждый портрет сопровождается подписью в стихах.
Серия была профинансирована императором Священной Римской империи Максимилианом I. На первой панели изображен герольд со свитком повествующим историю происхождения Графов Голландии.
До 1566 года картины хранились в Монастыре кармелитов. Когда Харлем осадили протестанты, панели для сохранности перевезли в городскую ратушу. В серии представлены все голландские правители начиная от Дирка I и заканчивая Максимилианом Австрийским.
Из Гравензаала прошла в офисы городской администрации. Кабинет мэра, комната клерков, зал заседаний шерифа. Картины, гобелены статуэтки. Над камином в комнате шерифа заинтересовала картина с необычным сюжетом похожим на какое-то медицинское действие. Долго искала, что же там происходит, уже отчаялась и всё же нашла. Дело было в VII веке до н. э. Правитель Эпизефирских Локров в Нижней Италии Залевк был известен своими суровыми законами. В частности за прелюбодеяние лишали зрения. Когда провинился его собственный сын, Залевк отказался его помиловать. Вместо этого, чтобы сохранить сыну глаз, он приказал удалить один себе.
Приговор Залевка, Ян де Брай 1676 г.
Сити Холл стоит углу одной из «золотых улиц» Харлема Зейлстраат (Zijlstraat), на относительно небольшом отрезке которой находятся 25 национальных монумента. В нижних этажах исторических домов расположены кафе, ресторанчики, бутики.
Местечко, что я присмотрела для ланча было, к сожалению, закрыто. Может то был знак свыше. Вернулась на рынок, а там роскошный рыбный киоск. Глаза разбежались от разнообразия даров рек и морей. Смотрю какие-то длинненькие, копчёненькие, спрашиваю: Уж не угорь ли это? Молоденькая продавщица слова такого не знала, но позвала другую, та и подтвердила, что он самый. Положили мне в булочку целых две рыбки. Как вспомню, так готова бежать обратно на тот рынок. Селёдочку тоже купила, завернула в салфетку, чтобы насладиться позже.
За десертом вернулась на Зейлстраат в кофейню Huize van Wely.
Выпила прекрасного кофе, поболтала с продавщицей. Кафе очень понравилось, вкусно и цены разумные, даже удивительно, что я была единственным посетителем. Видимо владельцы не очень интересуются рекламой.
Гостеприимный Харлем не обманул ожиданий. Широко распахнул все двери и дал прикоснуться к своим сокровищам.
Фотоальбомы к рассказу
Теги:
Самостоятельные путешествия