Закончив этот рассказ, увидел, что он и не про путешествие как таковое, а про тяжёлый и неоднозначный путь через века и эпохи. Подумал: а зачем так «много букафф»? Сократи на треть, даже наполовину — получится относительно нормальный отзыв о тогдашних впечатлениях от посещения ещё одного интересного места. Сиюминутных, безвременных впечатлениях, лишённых ощущения неумолимого хода времени и смены эпох. Так надо, такой формат. Но ещё раз подумал — и оставил всё как есть. Вдруг есть ещё любопытные, кому это всё может пригодиться?
В Тобольск мы приехали из Тюмени 02.11.2013. Ненадолго, т. к. общее время в пути примерно 7,5 часов, да ещё останавливались на 1,5 часа в Покровском, на родине Г. Е. Распутина, чтобы посетить посвящённый ему музей (отзыв здесь).
На дворе ноябрь, темнеет рано, к тому же надо не слишком поздно заселиться в гостиницу в Тюмени, чтобы отдохнуть перед завтрашним днём. Короче, на знакомство с Тобольском у нас получилось не более трёх часов.
Главная цель на этот малый отрезок времени — конечно, Тобольский Кремль. Расположен он на правом берегу Иртыша чуть ниже впадения в него реки Тобол, на горе высотой около 60 м над рекой. Эта возвышенность с кремлёвскими строениями видна издалека (на расстоянии 8–9 км) с тюменской трассы, ещё до пересечения Иртыша. Жаль, погода была пасмурная, а то бы эта картинка оживилась ещё и сиянием куполов.
Самое первое фото в Тобольске я сделал у гостиницы «Сибирь», в которой мы обедали. Этой важной процедуры не помню совершенно, да и фотки изнутри ни одной не осталось. Так что ничего не могу сказать про ресторан этого замечательного трёхзвёздочного отеля. Но за ним слева проглядывают кое-какие кремлёвские здания — туда пролегает наш маршрут.
Фасад гостиницы «Сибирь» со стороны ул. Октябрьской. Тобольск, 2013.
Только сначала я сфотографировал улицу Октябрьскую, на которую выходит подъезд гостиницы, в обратную от Кремля сторону. Ближайшее отсюда двухэтажное здание с воротами и смотровой башней похоже на пожарную часть. В сером одноэтажном деревянном доме за ним — Музей истории освоения и изучения Сибири. Где-там, далеко впереди — Новый современный город, но туда мы в этот раз не дойдём.
Улица Октябрьская, вид от гостиницы «Сибирь» в направлении Нового города. Тобольск, 2013
Расскажу немного об истории Тобольска, тем более что существовала некая связь между Прикамьем, или Пермью Великой, и Тобольском.
Прослеживая хронологию развития Российского государства за Уральский хребет, я пришёл к выводу, что это развитие шло в общем направлении не только с запада на восток, но и с севера на юг. Для развития очень нужна была возможность беспрепятственного продвижения по водным путям как на юг (нижняя Волга), так и за Уральский хребет, по Каме и Чусовой. Ключом к решению была Казань, т. к. долгое время эти пути перекрывались Казанским ханством. В 1552 г. Казань пала, пути на юг и восток стали более доступны.
В 1558 г. Иван Грозный пожаловал солепромышленникам Строгановым, имевшим уже вотчину в Сольвычегодске, большие угодья в Прикамских землях. Эти владения в 1566 г. получили, говоря современным языком, определённую автономию «с особой территорией, войском и государственным аппаратом, доходы с которого поступают в гос. казну», но главное — большие полномочия по продвижению на восток царской власти вкупе с православием.
Хан Кучум, пришедший в Сибирь из Бухарского ханства (1556), взяв власть, стал наращивать своё влияние за Уралом. Сначала он демонстрировал лояльность и соглашался платить дань Москве, но как только собрал достаточно сил, убил московского посла (по сути — объявил войну Москве), а с 1572 году начал нападать на пермские вотчины Строгановых.
Строгановы решили привлечь поволжских казаков для охраны своих поселений. Грамота, отправленная Строгановыми Ермаку Тимофеевичу по кличке Тукмак (волк) в апреле 1579 года, гласила: «Имеем крепости и земли, но мало дружины. Идите к нам оборонять Великую Пермь и восточный край христианства». Не ручаюсь за дословное совпадение, но смысл обращения Строгановых был именно такой.
В июне 1579 года Ермак с дружиной казаков прибыл в вотчину Строгановых на Каме — крепость Орёл-городок. В 1579—1580 гг. дружина продолжала пополняться новыми отрядами, прибывавшими по Каме. Среди них были и яицкие казаки. Строгановы снарядили и оплатили Сибирские походы Ермака и его дружины. Выражаясь современным языком, это была «частная военная компания», государство тут было как бы и ни при чём.
В сентябре 1581 г. дружина Ермака численностью (оценочно) порядка 1500 человек прошла на 80 стругах по Каме и её притоку Чусовой, откуда волоком преодолела перевал к реке Тагил на восточном склоне Урала. На перевале казаки построили земляное укрепление Кокуй-городок (Ермаково городище) и зазимовали.
Весной 1582 г. по рекам Туре и Тоболу, после нескольких стычек с татарами, дружина вышла к Иртышу. На Чувашском мысу, что на правом берегу Иртыша недалеко от впадения в него Тобола, 23 октября 1582 г. произошла битва, в которой дружина Ермака разгромила войско хана Кучума, после чего без боя заняла столицу Сибирского ханства город Искер (Кашлык). Кучум с остатками войск ушёл на юг. Многие сибирские племена сразу признали власть русских, на их сторону перешли и многие татарские феодалы. Практически это выразилось в их согласии платить дань (ясак) русскому царю.
Приведу схему этого похода, заимствованную в интернете
Схема похода дружины Ермака в Сибирь в 1581-1585 гг. Из интернета
Об успехах дружины Ермака в борьбе с Сибирским ханством доложил Ивану IV ближайший сподвижник Ермака атаман Иван Кольцо. Царь оказал казацкой делегации милостивый приём, щедро одарил посланцев — среди подарков была кольчуга великолепной работы — и отправил обратно к Ермаку. (В романе Алексея Иванова «Тобол» эта кольчуга наделяется мистической силой и становится чуть ли не одним из действующих лиц).
Весной 1583 г. царь отправляет на подмогу дружине Ермака отряд из 500 стрельцов во главе с князем Семёном Болховским, назначенным первым воеводой Сибири. Однако отряд прибыл в Кашлык только в ноябре 1584 г. Стрельцы не пережили суровую и голодную зиму и погибли поголовно, вместе с князем Болховским. Сильно поредела и дружина Ермака, в ней осталось меньше половины, погибли три сотника из пяти (в т. ч. Иван Кольцо). Не хватало людей, продовольствия, укрытий, но главное — не было пополнения огнестрельным оружием, благодаря которому малочисленные казацкие отряды одерживали победы над численно превосходящими их лучниками Кучума. Дружина была обречена.
Действительно, в августе 1585 г. Ермак погиб, остатки его дружины на стругах спустились по Иртышу и старым Печорским путём вернулись на Русь. Татары, освободившись от ненавистных русских отрядов, снова завладели своей прежней столицей Кашлыком, начали её обживать и восстанавливать.
Однако уже через год новый царь Фёдор Иоаннович отправил в Сибирь воевод с казаками и стрельцами. И это, замечу, была уже не частная, а хорошо подготовленная государственная военная экспедиция. Отряд был хорошо вооружён и экипирован. Пройдя тем же путём, что и Ермак (через Каму и Чусовую), они вышли на Туру и 29 июня 1586 г. заложили первый в Сибири город (острог) Тюмень. А через год они же во главе с «письменным головой» Данилой Чулковым «заложили „с великим поспешением“ на правом берегу Иртыша, на „велице горе Алафейской“, в трёх верстах по течению от Чувашского мыса, острог, названный Тобольским» (цит. по Википедии).
Одна из версий названия «Алафейская» отсылает к арабско-тюркскому «алафга» — корона. Сейчас часть этой горы между берегом Иртыша и Никольским взвозом называют Троицкий холм. Название, возможно, появилось в связи с тем, что праздник Святой Троицы (другое название — Пятидесятница, т. к. отмечается на 50-й день после Пасхи) приходится как раз на июнь, когда был основан Тобольский острог. Этим же именем была названа первая (деревянная) церковь, построенная здесь русскими первопроходцами. Следующую (после Никольского взвоза) часть Алафейской горы, где установлен памятник Ермаку, стали называть Чукманский мыс.
С появлением Тобольского острога бывшая столица Сибирского ханства перестала существовать. Тобольский острог заложен в 1587 г., на год позднее Тюменского. Последний, однако, на протяжении двух веков выполнял транзитные и оборонительные функции, тогда как Тобольск быстро стал центром освоения, фактически «столицей Сибири». Созданной официально в 1708 г. Тобольской губернии были подвластны все восточные русские земли — от Вятки и Перми Великой до Тихого океана.
В общем, как ни крути, а Тобольск своим возникновением обязан не столько воеводе Чулкову, сколько вольному атаману Ермаку с его дружиной, хотя сам он этот острог и не закладывал. Не случайно на самом видном месте в Тобольске, на Чукманском мысу напротив Кремля, в 1839 г. был поставлен памятник Ермаку. Вокруг него разбит парк Ермака. К сожалению, мы не дошли до смотровых площадок у Восточной стены Кремля, поэтому привожу фото памятника Ермаку из интернета.
Тобольск. Памятник Ермаку, 1839. Автор А.П. Брюллов. Из интернета
Говоря о Тобольске, невозможно не коснуться, хотя бы вскользь, общей структуры города, ибо без такого понимания сложно воспринять Тобольск как нечто большее, чем туристический объект с некоторыми интересностями. И здесь я вновь должен воспользоваться заимствованными фотографиями, ибо сам такие сделать не могу.
Вот общий вид Тобольска с Иртышом. Здесь можно увидеть три основные части. Прежде всего — Верхний посад с Кремлём, расположенный на высоком взгорке («Горе») над Иртышом. Эту часть туристам (нам в том числе) обычно и показывают. Ниже по рельефу (справа на снимке) — Нижний посад. Типовое решение для средневекового русского города: при нападении кочевников жители Нижнего посада укрываются в Кремле и вместе с его защитниками держат оборону.
Только вот в XVII веке, когда такие набеги ещё могли быть, все здания Верхнего посада были деревянные, а каменными (после неоднократных пожаров) они стали уже в XVIII веке, когда разбойные набеги стали невозможны. Тогда же и Кремль стал белокаменным, правда, толщина его стен не превышала полуметра (1,5 кирпича), и были они скорее не для обороны, а для того, чтобы закрепить статус Тобольска как имперского центра за Уралом, столицы Сибири. И красивейший Софийско-Успенский собор, и высоченная (75 м) колокольня, громадный и пышный Дворец наместника — всё было подчинено этой цели.
Общий вид Тобольска, 2018. Из интернета
В принципе, наше посещение Тобольска этим возвышенным (во всех смыслах) местом, то есть Кремлём, тогда, в 2013, и ограничилось. Но между горой и Иртышом существует и другая, низменная часть города, которую называют нижний Посад, в просторечии Подгора. Мы на эту часть города посмотрим позднее, хоть и слегка свысока. При этом будем помнить, что в имперские времена Подгора была и основным жилым массивом, и деловым центром Тобольска.
Но, как видно на дальнем плане предыдущего снимка, сейчас в Тобольске существует ещё и третий, Новый город, которого раньше не было совсем. Секрет его возникновения тоже известен. На следующем снимке совсем на горизонте (за северо-восточной окраиной Тобольска) можно рассмотреть цепочку огней. Это крупнейшее предприятие Тобольска — Нефтехим (название условное, т. к. оно периодически изменяется).
В 1972 г. был подписан акт выбора площадки в 6 км от Тобольска, в 1974 г. начато строительство, в 1984 г. были запущены проектные мощности. На строительстве и при освоении мощностей были задействованы десятки тысяч специалистов, в т. ч. и приехавших со всех концов тогда ещё Союза. На севере Тобольска, за бывшей его окраиной (кладбищем Завальное) возник целый город с современными жилыми кварталами и инфраструктурой, население Тобольска в целом удвоилось (примерно до 100 тысяч). Тобольский Нефтехим стал градообразующим предприятием.
Тобольск на утренней заре, 2018. Вдали видны огни Тобольского Нефтехима. Из интернета
В Новом городе мы не были и даже не слыхали о нём, что не удивительно, т. к. у нас на весь визит было меньше трёх часов. Но всё-таки кое-что, связанное с Новым городом, у меня в рассказе будет, поэтому я и посчитал необходимым дать некоторое представление о нём. Предыдущий снимок я здесь привожу в основном, чтобы показать улицы, связывающие Кремль и Красную площадь с Новым городом. Они здесь освещены и хорошо видны.
Слева — улица Семёна Ремезова, она проходит и через Красную площадь, почти до Дворца наместника, заканчиваясь у памятника Семёну Ремезову. На противоположном конце, который на снимке не виден, ул. Ремезова на подходе к Новому городу поворачивает налево, ближе к Иртышу. Её фактическим продолжением является центральная магистраль Нового города — Комсомольский проспект. Как видно на снимке, правее улицы Ремезова параллельно ей от Красной площади отходит улица Октябрьская (ранее — Петропавловская), которая была немного видна на первых снимках. Она заканчивается, немного не доходя до Нового города.
Но вернёмся к нашей экскурсии 2013 г. Вот фотография памятника Семёну Ремезову, около которого на Красной площади заканчивается улица его имени. Он встретился нам не в самом начале обхода Кремля, но дальше придётся на него ссылаться много и часто. На постаменте памятника надпись: «С. У. Ремезову от благодарных тоболяков». Я тут же про себя чертыхнулся: а год и автора указать нельзя было? Уже из Википедии узнал: памятник выполнил скульптор и художник О. Комов в 1993 г.
Памятник Семёну Ремезову на Красной площади. Тобольск, 2013.
Семён Ульянович Ремезов (1642 — после 1721) — русский картограф и архитектор энциклопедического масштаба. Долго перечислять его достижения. Если коротко — он составил первые картографические атласы Сибири и много сделал для создания единственного за Уралом каменного Тобольского Кремля. Тоболяки помнят его с благодарностью. В честь него получил название «Ремезов» аэропорт Тобольска, открывший регулярные полёты в октябре 2021 г.
Впрочем, некоторые моменты в деятельности Семёна Ремезова, каким-то образом связанные с Пермским краем, всё же отмечу.
В конце 1697 г. Ремезов получил приказ «быть у всего каменного строения», т. е. был определён как главный строитель каменного Кремля в родном Тобольске. Пермский писатель Алексей Иванов в романе «Тобол» (2017) называет должность Семёна Ремезова редким определением — «архитектон». Я теперь именно так Семёна Ремезова и воспринимаю: архитектон — это главный архитектор, да ещё и уполномоченный руководить строительством. Именно в таком качестве мог он реально создавать единственный за Уралом каменный Кремль.
В 1703 году Ремезов, вместе с сыном Леонтием, составляет «Чертёж земли Кунгурского города», главным образом с целью облегчить использование водных путей Перми Великой для перевозки уральского железа. В той же командировке 1703 года Ремезов исследовал Кунгурскую пещеру. И в Кунгуре же (которому в ту пору ещё и 40 лет не исполнилось) сделал он ценнейшую библиографическую находку, которая сейчас называется «Летописью Кунгурской» и приписывается самому С. Ремезову, хотя её подлинное авторство не установлено.
Теперь позволю себе ещё раз прибегнуть к услугам интернета и приведу изображение одного листа из «Чертёжной книги Сибири» (1699–1701), посвящённого Тобольску на рубеже XVII–XVIII веков. Карта не очень ориентирована по сторонам света, север здесь должен смотреть влево и немножко вниз.
Интересно изображение на карте Кремля, которого тогда ещё доделывался в каменном исполнении, обозначение Прямского (Софийского) взвоза между двумя частями Троицкого холма и обозначение некоего здания поперёк взвоза, хотя Рентереи, как таковой, здесь тогда ещё не было. Из главных зданий тогда в каменном исполнении существовали Софийско-Успенский кафедральный собор и первая колокольня при нём (1686). Потом постепенно и под руководством самого Ремезова, в каменном исполнении будет отстраиваться и левая (на чертеже нижняя) половина Троицкого холма, хотя в натуре многое по сравнению с чертежом поменяется.
С.У. Ремезов. Карта Тобольска из «Чертёжной книги Сибири» (1699-1701). Из интернета
Меня на этом чертеже заинтересовало также зонирование территории Кремля. Лощина посреди Троицкого мыса, на котором поставлен Кремль, существовала всегда, и здесь её не пытались каким-то образом ликвидировать, засыпать, но приспособили для устройства Прямского взвоза (слово-то какое ёмкое, так и чувствуется тяжкий вход-въезд). Сейчас то, что справа от взвоза (если смотреть снизу) — это собственно Кремль, огороженная территория со стенами и башнями. Другое современное название этой территории — Софийский двор. Почему Софийский — понятно, по имени собора, а вот почему двор? — так обороняться уже не надо, а место внутри такое просторное, да такое своё — ну чисто двор!
А что ж тогда по другую сторону — там, где Дворец наместника, да и сам памятник Семёну Ремезову? Всё примерно так, как и намечалось, только нет здесь стены и башен, все они постепенно были снесены. Это уже не Кремль, и называют это место — Воеводский двор, или Малый город.
А сейчас, да простит меня читатель, приведу ещё одну схему того же Троицкого холма, которая более соответствует сегодняшним реалиям. Схему и расшифровку к ней заимствовал из электронной версии интереснейшей публикации С. П. Заварихина «Тобольский Кремль» (1987 г.). Думаю, она поможет будущим туристам быстро и правильно ориентироваться в Софийском дворе и Малом городе. Не забудем только, что схема соответствует ситуации 1987 г.
Тобольский кремль. План-схема. Из интернета
Расшифровка к схеме Тобольского Кремля
1) Софийский (Успенский) собор; 2) колокольня; 3) соборная ризница; 4) Покровский собор; 5) архиерейский дом; 6) колокольня угличского колокола; 7) беседка в архиерейском саду; 8) конюшни; 9) консистория; 10) монашеский корпус; 11) здание XX века; 12) гостиный двор; 13) рентерея; 14) Павлинская башня; 15) юго-западная башня; 16) южная башня; 17) юго-восточная башня; 18) юго-восточная наугольная башня; 19) восточная башня; 20) северо-восточная башня; 21) западное прясло стены с воротами; 22–29) прясла стен Софийского двора; 30) северное прясло со Святыми воротами; 31) здание судебной управы; 32) дворец наместника; 33} здание типографии; 34) Софийский взвоз; 35) торговая (столовая) палатка; 36) просфорная; 37) жилой дом конца XVIII в.; 38) разобранное здание консистории; 39) домик садовника; 40) Троицкая церковь (не сохранилась); 41) граница уничтоженных и первоначальных каменных стен; 42) Софийский двор; 43) Малый (Вознесенский) город.
Идём в сторону Кремля. Обширная территория перед ним называется, как положено — Красная площадь. Где-то на краю площади стоит бывшая (но хорошо сохранившаяся) водонапорная башня высотой 25 м, построенная в 1902 г. Сейчас башня является объектом культурного наследия регионального значения, но при этом (по информации на 2019 год) практически не используется.
Водонапорная башня на краю Красной площади. Тобольск, 2013
На следующем снимке слева — здание Тобольской православной духовной гимназии, являющейся (с 1994) частью духовной семинарии, основанной в 1743 г. Оно обращено фасадом к Красной площади, поэтому выделяется на фронтальных снимках со стороны Кремля. Справа от гимназии отель «Сибирь», откуда мы недавно начинали своё путешествие по Тобольску. Жёлто-розовое здание, выглядывающее из-за башни — это губернский музей, основанный в 1887 г. к 300-летию Тобольска. Сейчас это фактически краеведческий музей. Я видел фотографии из музея, там очень достойные интерьер и экспонаты, но мы в музей не заходили.
Дальше на снимках — не Кремль, хотя внешне эти солидные стены с башнями и напоминают кремлёвские. На следующем снимке крайняя слева — Орловская, или северо-восточная башня Кремля, но то, что ближе — это северная сторона Гостиного двора, построенного Семёном Ремезовым в 1703—1708 гг. Гостиный двор, имеющий в плане форму прямоугольника, примыкает к Кремлю с северной стороны, но не является его частью.
Стены Гостиного двора — это наружная стена единого двухэтажного здания, второй этаж которого был жилой, на первом этаже располагались лавки с товарами, а подвальные помещения использовались для хранения товаров. Выходы из всех помещений Гостиного двора были только внутрь, то есть это была такая мини-крепость.
Северная стена Гостиного двора. Слева на удалении - Орловская башня Кремля. Тобольск, 2013
Основное предназначение Гостиного двора в такой компоновке — защита товаров от пожаров и грабежей, а главное — создание представительного облика торгового центра столицы Сибири. Тогда для создания такого важного торгового центра рассматривалась ещё площадка в Нижнем городе, рядом с существовавшим базаром и недалеко от Иртышской пристани. Но тогдашний Сибирский приказ в Москве решил, что Гостиный двор должен располагаться в Верхнем городе рядом с Кремлём.
Минувшие века показали гениальность архитектурного решения по размещению Гостиного двора севернее Кремля и вместе с тем — ошибочность такого решения относительно места размещения Гостиного двора как торгового предприятия. Для торговцев это место оказалось неудобным, поэтому помещения Гостиного двора за свою долгую историю чего только не насмотрелись: здесь были «татарская комиссия», тюрьма, гостиница, многочисленные губернские службы и т. д. и т. п. В XIX веке Гостиный двор пришёл в упадок.
Северная (слева) и Западная (справа) стены Гостиного двора. Тобольск, 2013
В 1961 г. на базе Тобольского краеведческого музея (сейчас Губернский музей) официально был создан Тобольский историко-архитектурный музей-заповедник. После этого в 1980-х началась и реставрация Гостиного двора, потом по известным причинам она была остановлена и возобновилась только в середине 2000-х гг. Реконструкция была завершена в 2014 г. Сейчас в Гостином дворе снова торговые лавки с хранилищами, Музей Сибирского предпринимательства и мини-отель.
Вход в Гостиный двор осуществляется через Западные ворота в арке квадратной башни. Сейчас над входной аркой крупные, заметные издалека надписи: «Гостиный двор. Торговые ряды». В ноябре 2013 г. этих надписей, как видим, ещё не было.
Западная сторона Гостиного двора с центральным входом. Тобольск, 2013
Между юго-западным углом Гостиного двора и Кремлём создавали соединительную стену, но потом в ней сделали основной вход в Софийский двор. А в этом уголке сейчас Церковная лавка.
Церковная лавка в стене, соединяющей юго-западный угол Гостиного двора с кремлёвским Софийским собором. Тобольск, 2013
На следующем снимке видно, что Гостиный двор слева почти вплотную приближается к Софийскому собору, а между ними в соединительной стене — ворота.
Софийский собор высотой 47 м — доминанта не только Верхнего города и Кремля, но и всего Тобольска. В 1686 г. митрополит Павел I освятил новый, первый в Сибири каменный храм в память Успения Божией Матери, т. е. как Успенский (вместо «Софии Премудрости», как именовался прежний деревянный храм). Впоследствии собор именовался то Успенский, то Софийско-Успенский, но постепенно стало преобладать название Софийский собор — думается, не без умысла. До него на Руси Софийские храмы были в Киеве, Новгороде Великом и в Москве, они олицетворяли эти города как центры православия. Теперь своя София была и в Тобольске, как знак признания, что он является не только столицей, но и православным центром Сибири.
Примыкание Гостиного двора к Кремлю и Софийскому собору. Тобольск, 2013
Первый в Сибири каменный Софийский собор в Тобольске построен на основании высочайшего указа, по образу Вознесенского собора в Девичьем монастыре Московского Кремля. В его внешнем облике заметны черты «русского узорочья», но в целом собор выполнен в стиле «сибирского барокко».
Стройка в 1681—1683 гг. была практически остановлена, пока в Тобольск не прибыли из Москвы и Устюга Великого мастера каменного строения во главе с подмастерьем Василием Ларионовым. Надо сказать, что ранг «подмастерье» в те времена обозначал не только высшую степень мастерства каменщика, но и его умение составлять сметы, определять потребности в материалах и руководить стройкой. Таковы были и потомственные московские каменщики, подмастерья Герасим Шарыпин и Гаврила Тютин. Бригады опытных каменщиков во главе с такими «подмастерьями» сумели построить Софийский собор к 1686 г.
Софийский собор, общий вид. Тобольск, 2013.
За свою историю Софийский собор пережил не одну реконструкцию. Упомяну о некоторых переделках, которые повлияли на изменение внешнего вида собора.
По данным православной энциклопедии «Древо» , первоначально «основной кубический объем храма завершался закомарами и был увенчан пятиглавием». Закома́ра (от др. русского комара — свод) — в русской архитектуре полукруглое или килевидное завершение наружного участка стены, воспроизводящее своими очертаниями прилегающий к ней внутренний свод.
Вскоре после строительства собор утратил закомары, покрытие заменили на четырехскатную кровлю (так было проще и надёжнее отводить с кровли дождевую и снеговую воду). На фотографиях начала XX века собор выглядит именно так. Сейчас закомары ему возвращены, это можно видеть и на моих фото 2013 г. Произошло это, по имеющейся информации, в период 1970—1985 гг. Согласно той же энциклопедии, «Летом 1978 года была восстановлена позолота фигурных надстроек с ажурными крестами, отчего венчание собора приобрело особую нарядность».
О главах собора известно, что они были сооружены луковичными. Однако пожар 1733 года уничтожил простые луковичные главы и привёл к необходимости первого крупного ремонта здания. В 1735 году главы и кровлю собора покрыли вместо тёса железом, изменили форму глав. Они получили более сложный силуэт с перехватами у основания, близкий к форме глав в украинской архитектуре («украинское барокко»). Вообще влияние украинского, а через него и западноевропейского зодчества на архитектуру Сибири в XVIII веке было довольно сильным. Отчасти оно объясняется тем, что с 1702 по 1768 год все тобольские митрополиты были выходцами с Украины.
Колокольня Софийского собора создавалась одновременно с ним теми же каменщиками Василия Ларионова. Расположенная юго-восточнее собора, была она приземистой и массивной, и всё же рухнула в 1794 г. Предвидя такой исход, заблаговременно выбрали новое место, и в 1794—1797 гг. построили новую колокольню, которую по проекту губернского архитектора Александра Гучева построил Пётр Савин. Руководителем строительства стал «правящий архитекторскую должность» уездный землемер Федор Уткин, прошедший до этого хорошую школу у Гучева. Колокольня получилась одновременно и массивно-устойчивой, и воздушно-лёгкой, взметнувшейся выше всех других строений Тобольского кремля, в то же время собирая все его строения в единый ансамбль.
Двухэтажное здание между Софийским собором и колокольней — это ризница, построенная в 1796 г.
Софийский собор, ризница и колокольня, вид с западной стороны. Тобольск, 2013
Проходим внутрь Софийского двора. Сейчас Софийский собор, ризница и колокольня у нас по правую руку. Первое, что здесь видим — несколько старых надгробий, обозначающих, что здесь раньше было кладбище священнослужителей.
Софийский двор, сохранившиеся надгробия старого кладбища. Тобольск, 2013
Софийский двор Тобольского Кремля, 2013 год
Приземистая церковь за колокольней — это зимний (отапливаемый) Покровский собор, построенный в 1743—1746 гг. «на казённый счёт». Освящён во имя преподобных Антония и Феодосия Печерских Чудотворцев митрополитом Антонием II (Нарожницким), под влиянием которого небольшая главка собора выполнена в стиле «украинского барокко».
Зимний Покровский собор, общий вид с Софийского двора. Тобольск, 2013
Чуть повернув объектив, видим справа Покровский собор, прямо за которым Архиерейский дом, в котором сейчас размещён Музей истории православия в Сибири. Слева здание консистории, которое сейчас является одним из зданий, принадлежащих Тобольской духовной семинарии (основана в 1743, воссоздана в 1989).
В небольшой часовне между Архиерейским домом и консисторией много лет содержался самый знаменитый тобольский арестант — главный колокол г. Углича, сосланный в Тобольск за то, что в 1591 г. своим набатом призывал угличан взбунтоваться из-за более чем странной смерти младшего сына Ивана IV царевича Дмитрия. Мятежный колокол провёл в Тобольске 300 лет, после чего был амнистирован и возвращён городу Угличу.
Софийский двор. В перспективе - Архиерейский дом. Тобольск, 2013
Центр Софийского двора. На удалении справа — здание консистории, за ним видна квадратная башня Восточной стены Кремля. С Восточной квадратной башней связана интересная история. Первоначально она была круглой и построена артелью Гаврилы Тютина, выступая, как положено, за линию Восточной стены. При этом башня оказалась в опасной близости от косогора. Когда угроза сползания башни в обрыв стала реальной, она была отодвинута на запад и перестроена с увеличением габаритов для исключения опасности сползания. При этом крепостная стена стала составной частью фасада башни. Сохранившийся фрагмент стены впоследствии дал возможность восстановления в первоначальном виде этой и других кремлёвских стен.
Указатели на Софийском дворе. Тобольск, 2013
На следующем фото справа, в удалении — Орловская башня, восстановленная в начале 1970-х гг. точно по образу Южной круглой башни, построенной каменщиками Герасима Шарыпина в конце XVII века и перестроенной затем в 1714—1716 гг. Общая высота башни 17 м, диаметр 9 м, толщина стен более метра. Двухэтажное здание перед ней — епархиальная гостиница (здание начала XX века)
Северо-восточный угол Софийского двора с Орловской башней Кремля. Тобольск, 2013.
Здесь я должен признаться, что из-за спешки и незнания общей ситуации, моя фотогалерея в границах Софийского двора из той поездки на этом практически исчерпана. В ней почти нет башен и стен, тем более — общего вида Тобольского Кремля. Поэтому снова прибегну к помощи всё той же публикации «Тобольск с высоты: бывшая столица Сибири». На следующем фото — общий вид Тобольского Кремля ранним утром с прилегающими территориями.
Тобольский Кремль. Общий вид, 2018 г. Из интернета
Красиво смотрится здесь Кремль со всеми его башнями и стенами. Только вот не всегда так было. Первоначально башни и стены Кремля строили те же артели, что возвели Софийский собор, сразу после его окончания (1686). Герасим Шарыпин строил западную и южную стены с башнями на них, а Гаврила Тютин — северную и восточную. Каменная стена общей протяжённостью 620 м и высотой 4,3 м получила семь круглых и две квадратных башни. Всё строительство заняло 10 лет. К моменту назначения Семёна Ремезова главным строителем «каменного города» в 1697 году, наружные сооружения Софийского двора были практически готовы.
Тогда главной задачей Семёна Ремезова было создание единого архитектурного ансамбля «каменного города», или Кремля, включающего как почти готовую «духовную» часть восточнее Прямского взвоза (Софийский двор), так и почти не существовавшую тогда «светскую» часть западнее взвоза, где должны были расположиться основные учреждения зарождавшейся Сибирской губернии. Этому делу он посвятил более 20 лет. Если иметь в виду только тему каменной ограды Кремля, то Ремезов непосредственно участвовал в реконструкции участков стены на примыкании к Рентерее и (возможно) других башен и участков стен, подвергавшихся опасности возможных оползней.
Здесь, вероятно, следует сказать, что существует некая связь между созданием и последующим состоянием такого сложного комплекса, как Кремль, и «внешнеполитической ситуацией» вокруг него. Я уже упоминал, что вскоре после основания Тобольск-де-факто стал превращаться в столицу Сибири. Пётр I, как никто понимавший необходимость расширения Российского государства не только на юг и запад (к морям), но и на восток, уделял новой столице огромное внимание, поощрял придание ей не только каменной основательности, но и столичного блеска.
Не случайно же за исторически короткий срок (каких-то 20 лет!) Тобольск обзавёлся прекрасным каменным Кремлём и готовился к обустройству невиданного за Уралом «каменного города». В 1708 г. он уже-де-юре превратился в столицу Сибири, став центром громадной Сибирской губернии. В 1711 г. царь направил в Тобольск первого губернатора Сибири — князя Матвея Петровича Гагарина, который также всячески поддерживал каменное строительство с имперским размахом.
Первый сбой случился в 1714 г., когда вышел указ о повсеместном запрете каменного строительства в связи с разворачивающейся стройкой новой столицы на берегах Невы. Ремезов при поддержке князя Гагарина ещё три года ухитрялся, в обход царского указа, продолжать строительство Тобольского Кремля, но потом пошли неприятности, реально остановившие каменное строительство в Тобольске на 30 лет.
В 1717 г. рухнула Вознесенская церковь, возведённая, как считается, по проекту Семёна Ремезова рядом с Приказной палатой на западной стороне Прямского взвоза (по роману А. Иванова «Тобол», это была рукотворная авария, учинённая арестантами-староверами, привлечёнными к работам в подвале недостроенной церкви). В 1718 г. отозвали в Петербург губернатора М. П. Гагарина (впоследствии казнённого по приказу Петра I). Истории неизвестна и судьба самого Семёна Ремезова после 1720 г.
В 1764 г. была образована Тобольская губерния, которая по-прежнему была самой большой в России, но фактически объединяла только Западную Сибирь и Урал. В 1782 г. образовано Тобольское наместничество в состве Тобольской и Омской областей. В 1796 г. Тобольская область этого наместничества переименована в Тобольскую губернию, просуществовавшую в таком каестве до 1918 г. В 1796 г. стала самостоятельным образованием и Пермская губерния. В состав Пермской губернии, например, входили тогда нынешние Пермский край, Свердловская и часть Челябинской областей. Таким образом, по мере «взросления» Российского государства территория, подвластная Тобольску, сокращалась, соответственно понижался статус его властей.
В XIX веке в связи с перемещением на юг торговых путей (перенос сибирского тракта от Екатеринбурга на Тюмень-Ялуторовск-Ишим в 1838 г.), а затем и строительством железной дороги значительно южнее Тобольска, его значение сильно упало, хотя он и продолжал оставаться губернским центром. В апреле 1918 г. Тобольская губерния была переименована в Тюменскую с переносом её административного центра в г. Тюмень. С тех пор Тобольск стал заурядным уездным (районным) городом Тюменской губернии (области).
Все эти политико-экономические метаморфозы не могли пройти бесследно для такого небольшого города, как Тобольск, который постепенно, но неизбежно утрачивал свой имперский шик. И если сейчас турист, очарованный несказанной красотой и притягательностью Тобольского Кремля (это более 90% всех отзывов о нём), думает, что так было всегда — он сильно ошибается.
Даже в «золотую пору» Кремля шли бесконечные доделки и переделки его строений, вызванные не только объективными причинами типа сложного рельефа, но порой и прихотями тогдашних «халифов на час». В результате даже то, что было к концу XVIII века, сильно отличалось от первоначальных построек времён Семёна Ремезова, и особенно это касалось кремлёвских стен и башен. К концу XVIII, а особенно в XIX веке они всё больше воспринимались как «лишние» (зачем крепость, когда некому уже нападать, а содержать всё это хлопотно и дорого?) и заменялись чем-нибудь облегчённым, а кое-где и штакетником. И вот, закрытый, кремлёвского типа Софийский двор постепенно превращался в открытое, буквально «безбашенное» пространство, т. е. без капитальных стен и почти без башен.
К началу XX века Тобольский Кремль в значительной мере стал уже бывшим. Думаю, если бы тогда можно было заснять его с высоты (аналогично предыдущему снимку), мы не увидели бы цельной и гармоничной картины Кремля. Только София с колокольней и архиерейским домом, да ещё невероятно разросшийся Тюремный замок.
Процитирую выдержку из книги С. П. Заварихина «Тобольский кремль» (1987).
«Совсем недавно, в начале 1960-х годов, вся линия крепостных стен Тобольского кремля практически отсутствовала. Семь башен разрушились по разным причинам, стены в XIX веке были постепенно разобраны и заменены деревянным штакетником на кирпичных столбиках. Мирная провинциальная оградка с тремя декоративными башенками (одна круглая, две четырехугольные) изменила лицо Софийского двора. Исчез героический образ древнего ансамбля, и вернуть этот образ можно было, только восстановив формы XVII века. Поэтому автор первого проекта реставрации кремля, Федор Георгиевич Дубровин, отбросив сомнения по поводу правомерности новодела, обосновал необходимость восстановления древних форм крепостных стен и башен. Сейчас уже несколько прясел стен, а также две башни (восточная квадратная и северо-восточная круглая) приобрели первоначальный вид».
Это констатация того, что оставалось от Тобольского Кремля к концу XIX века и что успели сделать реставраторы к началу 1970-х гг.
Благотворным для сохранения памятников Кремля стал переезд в 1925 году в Архиерейский дом краеведческого музея. В 1939 году Тобольский Кремль был признан архитектурно-историческим памятником, подлежащим государственной охране, но из-за войны тогда ничего сделать не успели. В 1952 году было выявлено прогрессирующее разрушение кладки и составлен проект реставрационных работ. В 1961 году Тобольский музей получил статус историко-архитектурного музея-заповедника. Ему на баланс были переданы все памятники кремля и города.
Сейчас на территории Кремля всюду установлены указатели, подобные тем, что я зафиксировал в 2013 г.
Указатели на территории Тобольского Кремля. Тобольск, 2013
Проведение в Тобольске в 1969 году конференции по изучению и охране памятников дало толчок для активизации в 1970-х гг. реставрационных работ. За пятнадцать лет были восстановлены стены и башни кремля, утраченное позакомарное покрытие Софийского собора (можно сравнить современные и исторические, начала XX в., фотографии Софийского собора), фасад Гостиного двора, укреплён фундамент Рентереи. Тобольский Кремль вновь обрёл ансамблевое звучание. Замечу, всё это сделано без повышения статуса города Тобольска и за государственный счёт.
В том, что и сейчас (имею в виду 2013 год, когда там побывал) Тобольский Кремль поддерживается в хорошем состоянии, есть большая заслуга президента РФ В. В. Путина, который при посещении Тобольска в 2003 г. призвал превратить его в туристический центр Западной Сибири.
Продолжим, однако, нашу экскурсию 2013 года. Переходим в Малый город. На дощечках у входа в ту его часть, где расположен Тюремный замок, написано, что там есть ещё, но мы не пошли, дефицит времени.
А направились мы ко Дворцу наместника
Вот фото Дворца наместника, правда, сделанное уже после его посещения. Дворец Наместника был построен в 1780—1782 гг. в порядке подготовки к учреждению Тобольского наместничества (1782) по результатам недавнего Пугачёвского восстания. Строительство прошло довольно быстро благодаря тому, что оно было осуществлено на месте и с использованием фундаментов полуразрушенной Приказной палаты, построенной в 1700—1702 гг. Семёном Ремизовым. Говорят, что остатки Приказной палаты можно обнаружить в нижнем этаже Дворца по кирпичной кладке большей толщины.
Дворец наместника. Тобольск, 2013
Группа собралась для входа во Дворец наместника в назначенное время. В самом Дворце мы пробыли не более 1,5 часов, но у меня почему-то совсем нет фотографий от этого посещения, и я не помню, почему. Возможно, действовал некий запрет на фотографирование. Но общее впечатление от интерьеров и экспозиции было очень сильным. Запомнилось, что это скорее столичный, но уж никак не провинциальный музей. И бесконечные вопросы по этому поводу, на которые тогда у меня не было ответов.
У Дворца наместника. Тобольск, 2013
Да простит меня читатель за ещё одну цитату, которая сейчас мне кажется важной для понимания, почему провинциальный музей имеет такое столичное, я бы сказал даже «имперское», содержание. Это электронное издание Вслух.ру, публикация от 11.08.2005:
»Губернатор Тюменской области Сергей Собянин совершил рабочую поездку в Тобольск, чтобы лично проконтролировать ход строительных и реставрационных работ, финансируемых по большей части из областного бюджета.
Памятник архитектуры того же XVIII-го века — Дворец наместника (он же — здание губернского правления) уже готов к отделочным работам. Но для того, чтобы их начать, нужно знать требования будущих владельцев. Об этом Сергей Собянин и спросил руководителей Тобольского краеведческого музея. Их планы разместить в залах стиля классицизма предметы быта и культуры коренных народов Сибири губернатору показались не совсем уместными — создаётся какой-то историко-культурный диссонанс. В ближайшее время музею и городским властям нужно окончательно определиться с дальнейшим использованием здания».
Похоже, это замечание руководством музея было встречено с пониманием.
Дальше привожу два фото, сделанных почти с одной точки у Дворца наместника с интервалом примерно в 1,5 часа. Точка съёмки не очень удобная, т. к. ризница собора и низ колокольни здесь скрыты одноэтажным зданием судебной управы (сейчас — выставочный зал Тобольского музея-заповедника). Первое фото сделано до входа во Дворец наместника, второе — после его посещения. Их сравнение показалось мне довольно любопытным.
На первом фото видим, что ближе к вечеру ноябрьские тучи слегка разошлись, открыв местами голубое небо.
Софийский собор и колокольня. Тобольск, 02.11.2013, 16 ч. 22 мин.
А на втором — снова хмурые тучи, на фоне которых — розовые шейки глав Софийского собора и розовая же колокольня… Удивительное зрелище, я такого прежде не видел. Какой-то сигнал?..
Софийский собор и колокольня. Тобольск, 02.11.2013, 17 ч. 45 мин.
Выйдя на площадку с обратной стороны Дворца наместника,
Смотровая площадка у Дворца наместника. Тобольск, 2013.
понимаем, что причина внезапного «порозовения» Софийского собора и колокольни — закат солнца в разрывах туч. Отсюда неплохо просматривается и Подгора. Вот здесь, например, на переднем плане заметно какое-то организованное русло. Насколько понял по карте, это — речка Курдюмка, а идущая вдоль неё улица называется почему-то Подшлюзы. Видимо, это тоже часть истории Тобольска. Блестящая лента на дальнем плане — это Иртыш
Нижний посад («Подгора») на закате. Тобольск, 2013
Чтобы получилась панорама Подгоры, потихоньку поворачиваю объектив влево. На переднем плане следующего снимка металлические перила, ограждающие смотровую площадку. А ещё, мне кажется, здесь закат получился наиболее удачно.
Где-то здесь, почти напротив Троицкого холма, раньше находилось устье Тобола при впадении его в Иртыш. Такая близость была опасна для кремлёвской застройки. Тогдашний губернатор князь Гагарин был опытным гидростроителем: в 1701—1707 гг. он возглавлял строительство Вышневолоцкой водной системы, соединившей бассейны Невы и Волги. В 1716 году Гагарин занялся проектированием канала между реками Тобол и Иртыш. Новый канал, построенный по его приказу, соединил реки в трёх верстах выше старого устья, обезопасив от подмывов Троицкий мыс.
На предыдущих и следующем снимках видна действующая церковь Захария и Елизаветы — памятник сибирского барокко (1758–1766). Во время учёбы в гимназии прихожанином храма был уроженец Тобольска, будущий автор «Конька-горбунка» Пётр Ершов.
На следующем снимке хорошо видно, что ближайшие к Троицкому холму кварталы Подгоры имеют относительно современную планировку и застройку. В левой части кадра видна отреставрированная в 2010-х гг. церковь Михаила Архангела (1748 — нижний зимний храм, 1754 — верхний летний). Дальше за ними — «деревянное море», где сейчас, по словам самих тоболяков, царит разруха.
Белое трёхэтажное здание внизу на следующем снимке — это с 1892 г. здание Тобольской мужской гимназии, в которой в 1857—1862 гг. директором был её выпускник, а потом преподаватель Пётр Павлович Ершов. Потом здесь разместили основанный в 1916 г. Тобольский учительский (затем педагогический) институт. Имя Д. И. Менделеева, который родился и вырос в Тобольске, пединститут получил в 1969 г. С 30.08.2014 г. это филиал Тюменского госуниверситета.
Сейчас в этом же здании размещается и Музей народного образования Тюменской области. Корпуса института расположены в разных частях города, центральное здание находится сейчас в Новом городе в северной части Тобольска (ул. Знаменского, 58), рядом со зданием филиала ТюмГУ. Слева на взгорке видна Южная круглая башня Кремля, построенная в конце XVII века каменщиками Герасима Шарыпина, перестроенная в 1714—1716 гг. из-за опасности её сползания и дошедшая до нас в таком виде, пережив все потрясения минувших веков.
Слева, прямо под горой, уходящая вдаль улица Алябьева. Александр Васильевич Алябьев — тобольский губернатор (1787–1796), много сделавший для развития губернской столицы. При нём в Тобольске была открыта первая в Сибири типография (1789), построен первый в Сибири светский театр (1794). Его сын Александр Александрович, родившийся в Тобольске (1787) — знаменитый русский композитор-романтик.
Южная круглая башня Кремля и Подгора. Тобольск, 2013
Виды Подгоры с учётом современных отзывов о ней навеяли некоторые мысли относительно общего вектора развития Тобольска. Мы на Подгору взглянули только сверху, на территории не были, но я в пессимистические оценки местных авторов верю, тем более что видел современную гугл-карту города. Горько, но под этой неприглядной правдой — жёсткие экономические реалии.
Возникновение нового градообразующего предприятия Тобольска («Нефтехим») привело к формированию в Тобольске Нового города, о чём я уже упоминал. Однако оно же роковым образом отразилось на состоянии Подгоры. Практически во всех публикациях о Тобольске XXI века отмечается плачевное состояние и разруха этого некогда процветавшего жилого и делового центра города. Отдельные новостройки, восстановленные и отреставрированные церкви оказались подобны лоскуткам на этом большом, но ветхом и рваном одеяле. Сейчас, как мне видится, реально содействовать в возрождении Нижнего посада мог бы новый мост через Иртыш, которого так сейчас не хватает городу и который выходил бы на правый берег Иртыша как раз в районе Подгоры.
В этом отношении интересна также история ещё одного местного бренда — Тобольского драматического театра имени знаменитого земляка П. П. Ершова, автора «Конька-горбунка».
Старейший в Сибири, он был основан в 1705 году владыкой Филофеем Лещинским для популяризации среди местного населения идей православного христианства, но постепенно стал вполне светским и пользовался у тоболяков большой популярностью. В конце XIX века труппа отчаянно нуждалась в новом помещении, а губернские власти были глухи к этим нуждам. Тогда «пустили шапку по кругу», собрали за три года 14979,03 (!) руб., а проект и смету на новое здание составил безвозмездно губернский инженер Ф. Д. Маркелов. Тобольская городская дума отвела для строительства одно из лучших мест в Подгоре — на пересечении улиц Большой Архангельской (Ленина) и Абрамовской (Декабристов). В 1898–99 гг. театр построили. И вот что у них получилось. Я бы сказал, очень даже недурно.
Здание Тобольского драматического театра, 1983 г. Из интернета
Говорят, это было уникальное для России деревянное театральное здание, таких больше не было. Я понимаю, почему тогда построили именно так. Денег мало, а хотелось красиво и удобно. Но, вполне вероятно, такой затейливый теремок имел и некую архитектурную предысторию. Вот, взгляните. Так выглядел типичный казачий форпост в Сибири в начале XVII века.
Казачий форпост начала XVII века в местечке Абулак (20 км от Тобольска). Современная реконструкция. Фото из интернета
Рубленое дерево, башенки, балконы — всё для наблюдения и обороны. Но сдаётся мне, что именно это, изначально боевое сооружение, характерные черты которого наверняка были и в облике Тобольского деревянного острога, послужило прообразом для теремка-театра конца XIX века.
Тоболяки в XX веке любовно называли свой театр «наш теремок». В 1951—1956 гг. его возглавлял Гавриил Данилович Абдулов, здесь родился в 1953 г. и рос до трёх лет его сын Александр. Увы, как не захотел никогда побывать на своей малой родине актёр Александр Абдулов, так не пережил и теремок перестройку, сгорел в ноябре 1990 г.
По информации сайта woodenrussia.ru: в 1990 году здание планировали ремонтировать. Для ремонта были завезены стройматериалы. Труппа переехала в кинотеатр (?) «Комсомолец», расположенный, по моим предположениям, на Комсомольском проспекте в Новом городе. В ночь с 17 на 18 ноября 1990 г. пожар уничтожил большую часть деревянного театра-теремка в Подгоре. Официальное заключение — короткое замыкание. Обгоревшие руины позже снесли. С момента гибели здания неоднократно возникали идеи об его восстановлении. Однако дальше разговоров на эту тему и сбора средств дело не пошло.
Почему я посчитал нужным вспомнить эту театрально-архитектурную историю? Повод, в общем, был незначительный. Тогда, в 2013, от гостиницы «Сибирь» мы почему-то не пошли прямо в Кремль, а свернули направо по Свердловскому переулку и подошли к этому деревянному терему на ул. Революционной, 2 (это почти рядом с Красной площадью).
Судя по имеющимся публикациям, построен он был примерно в 2012 г., за год до нашего посещения, но кем построен, почему именно такая «псевдорусская» архитектура у этого здания — я ничего не нашёл. Все публикации — только о ресторане, достоинствах и недостатках его кухни, интерьеров и обслуживания. Как будто и не было никакой истории у этого здания (пример того, как прививается современному обществу всеобщее историческое беспамятство).
Ладно, бог с ним. Зато в процессе поиска натолкнулся на интересную историю Тобольского театра.
Современное деревянное здание в форме «теремка». Тобольск, ноябрь 2013.
Мне показалось, что первоначальный облик Тобольского острога явился отправной точкой для архитектурного решения театра-теремка в конце XIX века, а тот, в свою очередь, послужил примером для современного терема-новодела XXI века, ставшего рестораном. Не исключаю, что строительство нового «терема» (явно не за государственные деньги) могло быть и своего рода вызовом властям: мол, могём, если хотим!
Последняя по времени (известная мне) попытка восстановить театр-теремок была предпринята весной 2016 года. Тогда группа известных деятелей, в т. ч. глава города Владимир Мазур и актёр Дмитрий Харатьян, заложила «памятный знак о начале работ по строительству нового здания театра-теремка» (правда, уже детского). Вот одно из многочисленных фото с того мероприятия.
Тобольск, апрель 2016 г. На церемонии закладки памятного знака в месте строительства нового театра-теремка. Фото из интернета
Последствия этой попытки мне неизвестны, но современная гугл-карта Тобольска показывает, что на месте бывшего театра сейчас по-прежнему пустырь.
Но вот не кажется мне затея 2016 г. такой уж пустой забавой. Она, прежде всего, говорит, что тоболякам до сих пор не безразлична эта тема. Читал, что сохранились и обмерочные чертежи театра-теремка, предусмотрительно выполненные в 1988 г. в связи с приближавшимся капитальным ремонтом. Только вот не надо бы строительство нового-старого театра привязывать к той географической точке на карте города, которая была удобна тоболякам в конце XIX века, но абсолютно неуместна сейчас.
Посмотрим, насколько представлены в современном облике Тобольска исторические черты, которые были ему присущи на разных этапах его развития. Вот Кремль, вообще все строения Троицкого холма — это имперская эпоха с преобладанием стилей XVIII века. Подгора — патриархальный полуфеодальный полугород — полудеревня, каким, по сути, он и оставался до 1970-х гг. Затем — просто вымирающее под влиянием Нового города поселение с редкими островками реконструкции и нового строительства. Наконец, Новый город — это уж совсем конец XX — начало XXI века.
Стоп! — а где же первые 100 лет истории, эпоха деревянного острога, а потом и кремля, тоже деревянного? Их нет совсем. Была попытка с деревянным театром-теремком, и та увяла. И вот сейчас — эти периодически повторяющиеся попытки возродить деревянное зодчество. Так, может быть, не стоит им противиться? Мне кажется, вполне разумно было бы создать вблизи Кремля кусочек деревянного острога XVI—XVII вв. и встроить в него навеянное архитектурой той эпохи новое (но по старым чертежам) здание театра-теремка в качестве детского центра (театр кукол, ТЮЗ). Не сомневаюсь, что современные технологии могли бы уберечь строящиеся деревянные сооружения от их главного врага — пожаров.
А новый театр тоболякам построили, примерно в 1,5 км северо-восточнее Кремля, на Комсомольском проспекте в Новом городе. В одной из публикаций в ЖЖ в августе 2013 г. о новом здании говорилось как о недостроенном, а в другой, от сентября 2014 г., новое здание описывалось уже во всех деталях, как готовое.
Судя по тем фотографиям, интерьеры нового здания театра роскошны, а вот архитектура меня как-то не впечатлила: вполне «современная» система нескольких кубиков, которые могли поставить где угодно, только вот к истории Тобольска, его архитектурным традициям едва ли они имеют какое-нибудь отношение.
Новое здание Тобольского драматического театра им. П.П. Ершова, 2014. Из интернета
На архитектурном сайте totalarch.com обнаружил авторов «проекта реконструкции» театра (здесь, надо полагать, находилось здание к/т «Комсомолец», которое как бы «реконструировали», а на самом деле построили новое здание). Это ООО «АМТ-проект», Новосибирск, а строило его ООО «Строительные технологии» из Тюмени. Но никакие даты не указаны.
Между тем отпущенное нам тогда время краткого визита в Тобольск заканчивается. Последние кадры делал уже совсем в сумерках, наспех. На одном из них на переднем плане (к сожалению, обрезанное снизу) — здание Рентереи (или шведской палаты) над Прямским взвозом — одно из последних архитектурных творений Семёна Ремезова (1714–1717). Не очень понятное название объясняется тем, что на строительстве рентереи работали пленные шведы, а использовалась она для хранения губернской казны и пушнины. Сейчас там запасники Тобольского музея.
Тобольский Кремль и Рентерея вечером. Тобольск, 2013
И вот уже совсем сумерки, зажглись фонари. Пространство впереди — это Красная площадь, от которой начинается освещённая сейчас улица Семёна Ремезова. Справа Гостиный двор, за которым в отдалении виднеется здание духовной гимназии.
Красная площадь после заката солнца. Тобольск, 2013
Было уже совсем темно, когда отъезжали. Дальше — кадры из окна автобуса, на ходу.
Софийский собор с подсветкой, на вечерней зорьке. Тобольск, 2013
Проезжаем пер. Розы Люксембург в Подгоре. На горе видны купола Софийского собора, колокольня и рентерея с цепочкой огней, идущих от неё вниз вдоль Прямского взвоза. Справа, без подсветки — Архиерейский дом.
Вид от пер. Розы Люксембург на Кремль и Рентерею вечером. Тобольск, 2013
Минуло более восьми лет после короткого визита в Тобольск, но его образы, загадки и вызванные ими вопросы живы в памяти. В этом рассказе я попытался раскрыть некоторые из них. Ещё раз убедился: как достойны поклонения люди, создававшие рукотворную красоту окружающего нас мира, так достойны уважения и те, кто эту красоту сберёг, и те, кто сумел её воссоздать из руин. Будем помнить всех.
Теги:
Культурно-познавательный туризм, Автобусные туры