Турист Константин Павлов (KonstantinPavlov)
Константин Павлов — был 19 ноября 22:20
Уезжаю в Марокко! До начала декабря выпадаю из общественной жизни

Кот-д’Ивуар. Дорога на Ямусукро

Абиджан, Ямусукро — Кот-д’Ивуар Ноябрь 2021
59 55

Абиджан, это вам не Биробиджан

В названии ивуарийского мегаполиса слышится что-то если и не родное, то хорошо знакомое: Андижан, Азербайджан, Биробиджан… Но нет, имя Абиджан чисто африканского происхождения, на языке одного из африканских этносов что-то там означает, хотя, думаю, что именно, точно не знает никто.

В информационном пространстве об Абиджане имеются довольно лестные определения. Одни называют самый крупный город Кот-д’Ивуара африканским Нью-Йорком, на том основании, что есть в Абиджане свой downtown, состоящий из небоскрёбов деловой центр, который я, впрочем, так и не увидел. Иные именуют этот город африканским Парижем, ибо там говорят на французском языке, или, как минимум, на языке, очень на него похожем. А ещё есть мнение, что Абиджан африканский Стокгольм, имея в виду, что и он расположен на нескольких островах, соединённых между собой транспортными артериями.

2
На этой улочке в Абиджане мы жили
На этой улочке в Абиджане мы жили
Выдающихся архитектурных объектов на ней не обнаружено, но было достаточно чисто
Выдающихся архитектурных объектов на ней не обнаружено, но было достаточно чисто

Какое определение могу дать Абиджану я, человек проведший в этом городе шесть ночей и пять дней?

1
В этом здании мы сняли на двоих верхний этаж , метров 150, наверное
В этом здании мы сняли на двоих верхний этаж , метров 150, наверное

Скажу так, это точно не Париж и не Стокгольм, даже в африканском исполнении. В каждом из этих городов я бывал и неоднократно, сравнить бы мог, но это абсолютно не сравниваемые понятия.

Вспоминая неопрятные улочки Абиджана и его дикие автомобильные пробки, мог бы назвать его классической африканской задницей, но воздержусь и от этого.

Кот-д’Ивуар. Дорога на Ямусукро
Кот-д’Ивуар. Дорога на Ямусукро
Кот-д’Ивуар. Дорога на Ямусукро

Потому как сразу всплывают в памяти образы Конакри и Монровии, вот если, где и задница, так это там, и, скорее всего, и в иных африканских городах, где я не был.

Я понял, что не смогу дать внятную характеристику этому городу, а ведь далеко не в каждом заграничном населённом пункте я проводил так много времени. Безликий он какой-то, не яркий, но, при этом, для меня теперь не чужой, и даже немного, совсем чуть-чуть, мой город.

Кот-д’Ивуар. Дорога на Ямусукро
Кот-д’Ивуар. Дорога на Ямусукро
Кот-д’Ивуар. Дорога на Ямусукро
Кот-д’Ивуар. Дорога на Ямусукро

Ни про одну достопримечательность Абиджана рассказать не смогу, потому как не видел или видел, но исключительно из окна автомобиля.

Дело в том, что этот город не просто крупный, он размазан по поверхности земли тонким слоем малоэтажных строений по достаточно обширной территории. Перемещаться внутри города это адские муки. Ведь современных видов общественного транспорта, таких как метро, в Абиджане нет в принципе. Как нет и Собянина, который смог бы это метро построить.

А что есть? Есть такси, причем в большом количестве. Поднял руку, и через несколько минут подъедет агрегат на колёсах, как правило, весьма потрёпанного вида. Такси стоит дорого, но подозреваю, что цены поднимали специально для нас. Обмануть белоснежку в тех местах святое дело. Однако, мы перемещались всегда компанией, расходы делили, и в итоге получалось терпимо.

Кот-д’Ивуар. Дорога на Ямусукро

То есть транспорт был, но вот дороги, это жесть. Есть в Абиджане шестиполосная трасса, пересекающая город из одного конца в другой, имеются и иные автомобильные трассы, местами даже неплохие.

Кот-д’Ивуар. Дорога на Ямусукро
Кот-д’Ивуар. Дорога на Ямусукро

Но совершенно однозначно, что для огромного пятимиллионного мегаполиса этих дорог явно недостаточно.

При таких обстоятельствах поездки по городу то ещё удовольствие, и тысячу раз подумаешь, стоит ли вообще куда-нибудь ехать. Иногда, чтобы преодолеть в безумном автомобильном трафике каких-нибудь километра три, приходилось тратить часа полтора, не меньше.

На городских дорогах практически в любое время дня невообразимая масса разнокалиберных транспортных средств. И вроде бы всё едет, но движение их, не что иное, как наглядное пособие молекулярно-кинетической теории о хаотическом движении атомов и молекул. Все едут как хотят, и все друг другу мешают. Можно было бы выйти и пойти пешком, точно было бы быстрее, да вот только пешеходных тротуаров в этом городе тоже нет, идти пришлось бы по этой же забитой машинами трассе, что уже небезопасно.

Кот-д’Ивуар. Дорога на Ямусукро
Кот-д’Ивуар. Дорога на Ямусукро

Вот и не удалось нам посмотреть в Абиджане, те немногие достопримечательности, что там имеются. К тому же, ночевали то мы в Абиджане, но три дня из пяти провели за его пределами.

Один чудный день ушёл на Гран-Бассам, где мы стали свидетелями карнавала Abissa. В другой мы уехали в Ямусукро, и об этом я сейчас расскажу. Ещё один день был посвящён национальному парку Assinie, что находится прямо на границе с Ганой.

Оставшиеся два дня мы провели в Абиджане, но большей частью в консульствах Либерии и Гвинеи.

Консульство Либерии в Абиджане
Консульство Либерии в Абиджане

Однако, при желании, мы, наверное, смогли бы смотаться или в абиджанский порт, или к местному католическому собору, или посетить средневековую мечеть, исполненную в африканском стиле. Но пробки, дикие пробки, убивали любое желание на корню.

Так что, лучше поедем в Ямусукро, там то пробок точно нет.

Урок истории по дороге в Ямусукро

Из Абиджана в Ямусукро ведет широкое асфальтированное, местами шести, местами четырёхполосное шоссе, что для африканского континента непозволительная роскошь. Судя по солидности автострады, логично предполагаешь, что рано или поздно шоссе приведёт в крупнейший мегаполис, сравнимый с Абиджаном. Подобные ожидания подкрепляет имеющийся статус Ямусукро, столицы Кот-д’Ивуара. И вот, едешь-едешь, по широченной трассе, вообще без пробок и попадаешь в деревню.

Кот-д’Ивуар. Дорога на Ямусукро
Кот-д’Ивуар. Дорога на Ямусукро

Собственно говоря, Ямусукро и переводится, как деревня Ямусо, названная в начале 20-го века так в честь некой местной королевы Ямусо, ныне известной исключительно потому, что она являлась тётей одного парня. Речь идёт о ФеликсеУфуэ-Буаньи, первом президенте Кот-д’Ивуара.

Надо знать, что Кот-д’Ивуар за чуть более, чем 60 лет своей независимости знал всего пять президентов. Первый занимал этот пост 33 года, ровно до тех пор, пока не умер, второго свергли, третьего тоже, да ещё и убили, четвёртого судили в Международном уголовном суде в Гааге, а пятый тот, который сейчас.

Безусловно, самым успешным и самым знаменитым из них был первый президент Феликс Уфуэ-Буаньи. Рождённый в семье вождя в деревеньке Ямусукро, он получил неплохое образование в соседнем Сенегале, и ещё будучи молодым человеком стал успешно заниматься политикой. В те времена, когда Кот-д’Ивуар имел статус французского доминиона, Уфуэ-Буаньи был избран депутатом французского парламента, а позже получил во Франции министерский пост, став первым африканцем — министром европейского государства.

1
Ямусукро, столица Республики Кот-д’Ивуар
Ямусукро, столица Республики Кот-д’Ивуар
2
Ямусукро, столица Республики Кот-д’Ивуар
Ямусукро, столица Республики Кот-д’Ивуар
1
Ямусукро, столица Республики Кот-д’Ивуар
Ямусукро, столица Республики Кот-д’Ивуар

С 1960 года Уфуэ-Буаньи президент Кот-д’Ивуара. На первых выборах нового независимого государства он получил 100% голосов избирателей при явке 98,8%. В тот день также проходили выборы в парламент страны, на которых победила партия, лидером которой был всё тот жеУфуэ-Буаньи, также получив 100% голосов «за» при явке 95,9%.

Эта партия почти все годы правления первого президента была единственной легальной партией страны, и вроде как, все взрослые жители страны были членами этой партии. Вот такая вот неразрывная связь партии и народа, какой не наблюдалось даже в СССР.

Но, впрочем, никакой реальной властью парламент не обладал, все решения принимались исключительно президентом. На всех последующих выборах, а они, зачем-то, проводились каждые пять лет, и президент, и его партия, неизменно набирали свои 100% голосов, однако явка со временем стала снижаться.

2
На улочках Ямусукро драку затеяли местные девчонки
На улочках Ямусукро драку затеяли местные девчонки
1
Бились всерьёз, пока их не разняли взрослые
Бились всерьёз, пока их не разняли взрослые
Причина битвы осталась нам неизвестна
Причина битвы осталась нам неизвестна

Надо сказать, что при столь авторитарном режиме правления, Уфуэ-Буаньи, в отличие от многих других лидеров африканских стран, никогда не увлекался коммунистическими идеями. Имущество бывших колонизаторов национализировано не было, основные сектора ивуарийской экономики контролировали иностранные, большей частью французские компании, что в целом благоприятно влияло на экономику страны. Экономика росла в среднем по 7% в год, а в производстве какао-бобов, главном экспортном товаре страны, к 80-м годам 20-го века, Кот-д’Ивуарстал мировым лидером.

На этом краткий курс истории Кот-д’Ивуара завершаю несмотря на то, что меня распирает поделиться и другими интересными моментами, которые я узнал. Но, на этом сайте, как известно, иная тематика сообщений, а вот про президента Уфуэ-Буаньи не упомянуть было нельзя, ибо это он, во многом, определил облик современного Кот-д’Ивуара.

Самый большой в мире католический храм

Наверное, для многих это станет открытием, что самый большой в мире католический, да и вообще, христианский храм находится в малоизвестной африканской стране, в Богом забытой бывшей деревне Ямусукро.

3
Кот-д’Ивуар. Дорога на Ямусукро

Знаете, когда один человек столько лет обладает абсолютной властью в стране, он, наверное, начинает представлять себя неким божественным созданием. А величию собственной персоны должны соответствовать и не менее великие дела.

Строить школы, больницы, повышать уровень благосостояния народа, это как-то мелко и очень лениво. А вот соорудить что-то огромное и бетонное, чтобы весь мир ахнул, это самое то.

2
Кот-д’Ивуар. Дорога на Ямусукро
2
Кот-д’Ивуар. Дорога на Ямусукро

Мир, правда, не ахнул, а только посмеялся, но про себя.

А вот в глаза то хвалили, восхищались, тешили болезненное самолюбие, рукоплескали величию владыки. Ведь воздвижение Нотр-Дам-де-ла-Пэ, а именно так официально именуется этот храм, было начато с благословения Папы Иоанна Павла II, и когда по истечению пяти лет, в 1990 году, храм был построен, этот же папа приехал и освятил его.

К чести папы, надо сказать, что он настоял на строительстве такого же размера больницы, иначе, говорил, не приеду храм освящать. Фундамент больницы для вида тогда заложили, но по факту отделались только одним этажом. Эта одноэтажная больница и сейчас в таком виде стоит, мы её видели рядом с храмом.

Главной целью нашей поездки в Ямусукро был, вроде как, храм Нотр-Дам-де-ла-Пэ. На самом деле ничего особого мы от этого храма не ожидали, и желали просто покататься по стране, а Ямусукро находиться в центральной равнинной её части.

1
Кот-д’Ивуар. Дорога на Ямусукро

Тем более, что во внутрь храма мы не пошли. С иностранцев брали достаточно большие деньги за вход, фотографировать внутреннее убранство не разрешали, вот мы и обиделись, сделали несколько фоток издалека и убрались восвояси.

Странная, конечно, позиция. Там этих иностранных туристов кот наплакал, их на руках носить надо, и разве плохо было, если бы люди в других странах увидели красивые фотографии, захотели приехать, чтобы обозреть всё самолично.

Вот помню роскошный кафедральный собор в Севилье, на фотографирование никакого запрета нет. Так, чтобы попасть туда, надо очередь выстоять немалую, и так каждый день. А вот Кот-д’Ивуару, видимо, иностранные туристы ни к чему, как, впрочем, и их денежки. К тому же, подозреваю, что храм в Ямусукро и близко не такой роскошный как севильский, даром, что потратили на него в своё время 6% годового бюджета страны.

Но то, что храм огромный это да, говорят при необходимости может вместить 180 тыс. человек, да, вот, вряд ли, столько там бывало посетителей хоть когда-нибудь. Для сравнения, в городе Ямусукро проживает всего 200 тыс. человек.

«Бунт взрослеющих детей»

Следующим номером нашей программы в Ямусукро был президентский дворец, официальная резиденция президента Республики Кот-д’Ивуар.

1
Кот-д’Ивуар. Дорога на Ямусукро

Как нетрудно догадаться, его строительство очередная блестящая идея президента Уфуэ-Буаньи.

Понятное дело, нас в президентский дворец не пустили, да мы и не пытались туда проникнуть, смотрели на него со стороны, по ту сторону искусственного водоёма.

Президентский дворец в Ямусукро выглядит достаточно оригинально, во всяком случае со стороны. Это работа весьма известного архитектора тунисского происхождения Оливье-Клемана Какуба, которого неофициально именуют «главным архитектором национальных дворцов». Много подобных сооружений архитектор Какуба возвёл в Африке, вот и в Ямусукро, по приглашению президента Уфуэ-Буаньи, тоже.

Огромное шестиэтажное здание дворца стоит в окружении более маленьких домов предназначавшихся для родственников президента или его приближённых.

1
Кот-д’Ивуар. Дорога на Ямусукро
2
Кот-д’Ивуар. Дорога на Ямусукро

Дворцовая территория, на которой разбит парк, ограждена 22-километровым забором, а ещё, каскадами искусственных озёр, в коих кишат крокодилы.

5
Кот-д’Ивуар. Дорога на Ямусукро
1
Кот-д’Ивуар. Дорога на Ямусукро
5
Кот-д’Ивуар. Дорога на Ямусукро

Говорят, крокодилы в озёрах, тоже задумка первого президента, желавшего поразить тем самым высоких гостей, прибывавших во дворец с официальным или дружеским визитом.

Не знаю, используется ли по назначению президентский дворец ныне, думаю, вряд ли. Ведь в распоряжении президента имеется ещё один дворец в Абиджане, реальном административном и политическом центре страны. Именно там решаются все важные дела, ибо кому взбредёт в голову ехать в эту деревню. Зачем? Разве что посмотреть на крокодилов.

Написав этот абзац, я всё же решил разобраться в причинах переноса столицы Республики Кот-д’Ивуар в Ямусукро. Что лежит в основе того решения, неужели исключительно блажь одуревшего от безграничной власти человека? Оказалось, не всё так просто, более того, подобных решений на африканском континенте было принято несколько, и между этими решениями прослеживаются некоторые закономерности.

В колониальный период большинство африканских стран обладавших выходом к морю, имели свои административные центры именно на побережье, что называется «при входе в страну». После обретения независимости бывшие африканские колонии первое время сохраняли географическое положение своих административных, и теперь уже политических центров, но позже стали проводить политику, получившую название «бунта взрослеющих детей». Чтобы подчеркнуть свою настоящую, а не мнимую независимость, новые государства стали обзаводиться всеми атрибутами власти, как-то собственные флаги, гербы, гимны, президенты, а также новые столицы.

Ямусукро, столица Республики Кот-д’Ивуар
Ямусукро, столица Республики Кот-д’Ивуар
Ямусукро, столица Республики Кот-д’Ивуар
Ямусукро, столица Республики Кот-д’Ивуар

Что касается переноса столиц, то зачастую их перемещение происходило от побережья к центру, чтобы тем самым, укрепить целостность страны и обеспечить большую сбалансированность между приморскими и отдалёнными районами страны.

Центростремительная тенденция это не только про физику, но и про политику. Столица в геометрическом центре страны имеет больше шансов стянуть территории в единое целое.

Возьмём для примера Нигерию. В 1991 году было принято решение о переносе столицы из многомиллионного Лагоса в скромный городок Абуджа, расположенный в центре этой страны. Другой пример, Танзания. Я вот считал, что официальной столицей этого государства является Дар-эс-Салама, а на самом деле, с некоторых пор, мало кому известный город Додома. Вы знали это?

Решение о переносе столицы Кот-д’Ивуара в Ямусукро было принято в 1983 году, почему именно туда, как бы понятно. Да, это малая родина всемогущего президента, в условиях авторитарного режима это более чем веская причина. Но не так всё просто.

Президент Уфуэ-Буаньи, без сомнения, был мудрым и сильным человеком, раз он смог стать во главе нового государства, так долго удерживать этот пост, обеспечивая более-менее благополучную жизнь своего народа. Во всяком случае, после его смерти, политическая и экономическая ситуация в стране стала несоизмеримо хуже, после чехарды президентов, военных переворотов и гражданской войны, не может восстановиться до сих пор.

Рождённый в самом центре Кот-д’Ивуара, Уфуэ-Буаньи своим решением о переносе столицы в Ямусукро пытался установить равновесие между европеизированным побережьем и севером страны, где уклад жизни был сформирован под влиянием арабо-мусульманской культуры. Президент Уфуэ-Буаньи, христианин по вероисповеданию, ради целостности страны пытался установить некий баланс сил между тремя условными этническими группировками.

1
Кот-д’Ивуар. Дорога на Ямусукро
2
Кот-д’Ивуар. Дорога на Ямусукро
2
Кот-д’Ивуар. Дорога на Ямусукро

Во-первых, это христианские этносы страны, проживающие на побережье и в центре, родственные христианским этносам соседней Ганы. Во-вторых, это мусульманские этносы, компактно проживающие возле границ Гвинеи, Мали и Буркина Фасо, родственные, в свою очередь, этносам проживающим в этих сопредельных государствах.

1
Мечеть в Ямусукро, недалеко от католического храма
Мечеть в Ямусукро, недалеко от католического храма
5
Мирное сосуществование ислама и христианства одно из наследий первого президента Республики Кот-д’Ивуар
Мирное сосуществование ислама и христианства одно из наследий первого президента Республики Кот-д’Ивуар
3
Размеры мечети в Ямусукро тоже поражают
Размеры мечети в Ямусукро тоже поражают

И третья группировка, этносы язычников, прибывающие в Кот-д’Ивуар со стороны Либерии.

Ведь, как известно, большинство африканских стран полиэтнические и многоконфессиональные, и Кот-д’Ивуар не исключение. А подобное многообразие этносов и религий мина замедленного действия, подрыв которой слишком частое событие на африканском континенте.

Удержание равновесия столь разных интересов — искусство управления и политическая мудрость. Президенту Уфуэ-Буаньи это удавалось, а вот его преемникам нет, подтверждением чего явились и военные перевороты, и гражданская война между мусульманским севером и христианским югом, и международный трибунал над одним из ивуарийских президентов.

Однако, Ямусукро стал лишь символической столицей, в этот город фактически не переехали ни государственные структуры, ни иностранные посольства.

5
В центре Ямусукро
В центре Ямусукро

Иногда проводились для вида некие государственные и международные мероприятия, но не более того.

А вот целый ряд помпезных объектов был построен. Кроме храма и президентского дворца, в Ямусукро имеются ещё Президент-отель, большая мечеть, учебные корпуса нескольких ведущих высших учебных заведений, международный аэропорт, со взлетно-посадочной полосой для «Конкордов», ну и широкая автострада из Абиджана, по которой мы сюда приехали.

Начиная с конца 90-х годов, когда Кот-д’Ивуар лихо закрутил смерч политической нестабильности, на столичном статусе Ямусукро вроде бы уже поставили официальный крест.

Но вот в последнее время из этой страны стали поступать сообщения о планах реального переноса в Ямусукро всех центральных государственных учреждений. Успешный мировой опыт переноса столичных функций имеется: Нурсултан в Казахстане, Бразилиа в Бразилии или Нейпьидо в Мьянме.

Пока же в Кот-д’Ивуаре официально две столицы — экономическая в Абиджане, политическая в Ямусукро, хотя по факту все важные решения, в том числе, вопросы власти решаются исключительно в Абиджане.

Пока на этом всё, откуда будет следующий материал, из Кот-д’Ивуара, или уже из Либерии, пока не знаю.

 

Цикл материалов "Африканский дневник"

  1. Уганда. Энтеббе
  2. Уганда. Там, где живут носороги
  3. Уганда. О Мёрчисоне – человеке, парке и водопаде
  4. Уганда. К истоку Нила!
  5. Кения. На озере Накуру
  6. Кения. Люди и животные Амбосели
  7. Танзания. Датога, бушмены и баобабовый лес
  8. Танзания. Серенгети: не охотимся, а наблюдаем!
  9. Танзания. Серенгети: продолжаем наблюдать
  10. Танзания. Хищные кошки Серенгети и Нгоронгоро!
  11. ЮАР. Путешествие на край Земли
  12. ЮАР. За доброй надеждой
  13. ЮАР. На вершине Столовой горы
  14. ЮАР. Винные дороги Стелленбоша
  15. ЮАР. Крайняя точка Африки
  16. ЮАР. Городок Херманус и его обитатели
  17. ЮАР. Кейптаун! Такой, каким я его запомнил
  18. Безумная дорога в Лесото
  19. Западная Африка. Авантюра, которая удалась
  20. Кот-д’Ивуар. Карнавал Abissa в Гран-Бассаме
  21. Кот-д’Ивуар. Дорога на Ямусукро
  22. Кот-д’Ивуар. В поисках красоты
  23. Либерия. Два дня в «свободной стране»
  24. Сьерра Леоне. Страна, в которой вас ждут
  25. Зелёный бриллиант Сьерра Леоне
  26. Сьерра Леоне. Фритаун: место встречи
  27. Гвинея Конакри. Репортаж со дна мировой цивилизации

Теги: Культурно-познавательный туризм, Самостоятельные путешествия

Полезные ссылки:

✔️ Кэшбэк 4% при бронировании на Ostrovok.ru. Более 3000 отзывов.

✔️ Кэшбэк до 5% при бронировании отеля на Яндекс.Путешествия.

✔️ Кэшбэк 3% при бронировании жилья на Суточно.ру.

✔️ Кэшбэк до 2% при покупке авиабилетов на Aviasales.

✔️ Русские гиды и экскурсии по всему миру. Трансферы, услуги фотографов и многое другое.

✔️ Дешевые авиабилеты? Конечно Aviasales.

✔️ Отели на сайте Т-Банка — ищите и бронируйте жилье онлайн, оплачивайте картой Т‑Банка и получайте кэшбэк.

Кот-д’Ивуар: полезная информация
Комментарии