Порой события, связанные с одной темой, идут в жизни кучно. До 17 мая 2018 года мне как-то не попадались памятники, связанные с Первой Мировой войной. Да и Первую Мировую войну в советские годы не ценили, считая её империалистической.
А ведь когда началась война, ныне называемая Первой Мировой войной, то в России её называли Второй Отечественной войной, имея в виду, что Первая Отечественная война была ы 1812 году, когда Наполеона выгнали из России.
В этот день я побывал в Москве на Братском кладбище, посетил Мемориал героев Первой мировой войны, а во второй половине дня полюбовался памятником в Парке Победы. Вечером сел на электричку Москва-Тула и прибыл в город-герой.
Здесь меня встретил памятник ружейникам и участникам Первой мировой войны на Московском вокзале в Туле.
Открыт памятник был 3 декабря 2014 года. Место на вокзале было выбрало из-за того, что именно отсюда десятки тысяч туляков ушло на войну. Справа — солдат в форме времен Первой Мировой войны.
У него есть прототип — Дмитрий Прокофьевич Оськин (1892–1934).
Фото пресс-службы правительства Тульской област
С осени 1913 года был призван в армию, с 1914 года на фронте. Участвовал в боях на Висле, в Карпатах. Был ранен, награжден солдатским Георгиевским крестом, произведен в офицеры, получив чин штабс-капитана в 1917 году на Юго-Западном фронте. В конце 1917 года вступил в партию левых эсеров. В 1918 — 1919 годах был сначала заместителем, затем военкомом Тульской губернии. После мятежа левых эсеров в июле 1918 года вышел из этой партии и вступил в РКП(б). Активно участвовал в организации обороны Тульского укрепленного района в период наступления на Москву белогвардейских войск генерала Деникина. В 1921 — 1922 годах был командующим Приволжским военным округом, затем трудился н различных руководящих должностях в РККА.
Слева — скульптура тульского рабочего в фартуке мастерового со штангенциркулем в руках, собирательный образ тульского оружейника. Правда выглядит он по другому, чем памятник Левше Левша.
У его ног — пулемет системы Максима. Тула была единственным городом России, где выпускались эти пулемёты.
Вторая Мировая война началась на двадцать с лишним лет после завершения Первой Мировой войны, поэтому видимо памятник в честь событий Великой Отечественной войны появился позже — 8 мая 2015 года.
Я подробнее рассмотрел его на обратном пути, уже в дневное время.
Памятник изображает двух воинов Красной армии, водружающих знамя Победы. Оба бойца вооружены пистолетом-пулеметом Шпагина (ППШ).
У ног воинов — герб Тулы, утвержденный 24 сентября 2008 гоа, к которому прикреплена медаль «Золотая звезда», которая вручалась Героям Советского Союза и Городам-Героям.
Тула стала Городом-Героем 7 декабря 1976 года.
Справа от памятника установлен барельеф с изображением Георгия Константиновича Жукова, командующего Западным фронтом, в состав которого входил Тульский боевой участок.
Слева расположен барельеф с изображением генерал-майора Аркадия Николаевича Ермакова (1899 -1957), в период Тульской оборонительной операции командовавшего 50-й Армией, которой была поставлена задача по обороне подступов к Туле.
Внизу карта боёв за Тулу.
Тульская оборонительная операция длилась с 24 октября по 5 декабря 1941 года и являлась частью битвы под Москвой 1941–1942 годов. Она сыграла важную роль в стабилизации линии фронта на южных подступах к Москве, лишив германские части инициативы и создав условия для советского контрнаступления. Первостепенное значение в успехе операции имела героическая оборона Тулы, которая выдержала удары немецких войск, находясь почти в полном окружении, и сковала две армии противника, включая одну танковую.
На газоне — памятная плита с информацией об установке мемориала.
В материале Бронепоезд — как память о героях прошедшей войны я приводил фотографию гранитной плиты, на которой помимо прочего указано: «В 1941 г. в обороне города-героя Тулы принимали участие бронепоезд № 13 „Туляк“ и отдельный бронепоезд № 16».
История бронепоезда № 13 неразрывно связана с героической обороной Тулы. Все 45 дней героической обороны Тулы бронепоезд № 13 охранял подступы к родному городу.
Бронепоезд № 13, прозванный железнодорожниками и солдатами «Туляк», присоединился к бронепоезду № 16, уже защищавшему подступы к Туле. Позже бронепоезд № 16 был отправлен оборонять участок Рославль — Смоленск. «Тульский рабочий» остался прикрывать от вражеских авианалётов станцию Тула-1. Также отражал удары бомбардировщиков на станциях Ревякино, Хомяково и Присады. В середине октября бронепоезд № 16 вернулся в Тулу на ремонт. В то время в Туле возникли проблемы с продовольствием. Четыре из пяти железнодорожных путей были захвачены противником; в руках Красной армии оставалась лишь железнодорожная линия Москва-Тула. Трудящимися Москвы был отправлен поезд с продовольствием в осаждённый город. Фашисты предприняли попытку перехватить этот состав. В течение двух суток бронепоезда № 13 и № 16 вели оборону железнодорожной линии, уничтожая вражескую пехоту, бронетехнику и авиацию. Поезд с продовольствием в полной сохранности прибыл в Тулу. В начале декабря бронепоезд «Тульский рабочий» был отправлен на Юго-Западный фронт. Декабрь 41-го года бронепоезд базировался на станции Белый колодезь, находящейся на северо-востоке от Харькова. В апреле 1942 года бронепоезд № 13 был введён в 60-й отдельный дивизион бронепоездов, который был сформирован из двух единиц — бронепоезда № 15 и «Тульского рабочего». Дивизион был направлен на Юго-Западный фронт, где прикрывал железную дорогу в районе Изюма от атак с воздуха.
«Тульский рабочий» закончил боевой путь в Тамбовской области 8 июня 1942 года, когда после налетов немецкой авиации были выведены из строя все орудия, пробита броня, повреждена ходовая часть. Экипаж был направлен для получения новой матчасти бронепоезда, а бронепоезд был отправлен на рембазу.
Поэтому не случайно одновременно с мемориалом «Защитникам города-героя Тулы» был открыт мемориал-музей,
представляющий собой макет бронепоезда «Тульский рабочий».
В состав военно-мемориального комплекса входят реконструированные бронепоезд
включает в себя собственно бронепаровоз,
две лёгкие бронеплощадки
и две двухосные платформы с орудиями.
Помимо бронепоезда были еще вагоны базы — небоевой, вспомогательной части бронепоезда, в которой жили, питались и отдыхали в перерывах между боями воины стальной крепости.
База дивизиона бронепоездов состоит из вагона-клуба,
Между боевой и не боевой частями макеты бронепоезда разместилась ручная дрезина, которой приходилось пользоваться в отдельных случаях.
До отправления электрички на Москву оставалось достаточно времени и я побродил возле железнодорожного вокзала.
Каких только информационных поводов не использовалось ранее для установки мемориальных табличек, просто диву даёшься.
Мимолётная остановка в пути Владимира Ильича Ленина,
выступление Михаила Ивановича Калинина,
посещение вокзала Львом Николаевичем Толстым.
Когда я уже уезжал из Тулы и оба мемориала остались у меня за спиной, то увидел, что нужно было пройти еще немного вперёд — отдельно от бронепоезда на перроне стояла пушка.