Как известно, пшеница на Руси появилась, когда была покорена Степь. На исторической части Руси росла рожь. Соответственно, пшеничный хлеб вошёл в рацион питания с XVI по XVIII век.
Как известно, пшеница на Руси появилась, когда была покорена Степь. На исторической части Руси росла рожь. Соответственно, пшеничный хлеб вошёл в рацион питания с XVI по XVIII век.
Особой любовью пользовались калачи. Они были на будничном столе рядового горожанина и на царских пиршествах. Царь посылал калачи в знак особого расположения патриарху и другим особам, имевшим высокое духовное звание. Отпуская слугу в увольнение, барин, как правило, давал ему мелкую монету «на калач».
Их выпекали в форме замка с круглой дужкой. Горожане покупали калачи и ели прямо на улице, держа за эту дужку или ручку.
Из соображений гигиены, ручку в пищу не употребляли. Отдавали нищим, либо бросали на съедение собакам. Про тех, кто не брезговал её съесть, говорили — дошёл до ручки.
«Дойти до ручки» — это значит опуститься, потерять человеческий облик.
В городе Коломна некоторое время назад открыли театрализованный музей, где актёры разыгрывают представление, в ходе которого знакомят посетителя с историей хлебного промысла.
По коломенской версии, один местный купец, дабы не тратиться на ручку, решил делать её не съедобной. Так появились калачи с деревянной ручкой.
(Кому интересно, предлагаю заметку про посещение Калачной в Коломне)
По муромской версии, Муромский калач (Тёртый калач) впервые появился именно здесь, а уже потом в Московии. Это объясняется контактами с татарскими хлебопеками, а закрепление производства калачей в Муроме — торговым значением города.
В связи с удачным месторасположением по Оке ходили корабли, доставлявшие товары, среди коих была мука.
О восьми дворах в Муроме, в которых хозяева выпекали калачи, свидетельствует под 1556 годом Писцовая книга. В журнале «Живописная Россия» (за 1901 год) свидетельствуется: «Калачное производство считается древним в Муроме, стяжавшем некоторую известность муромцам как калачникам».
Одной из достопримечательностей города является памятник Муромскому калачу.
Три калача, вместе с Владимирским львом, присутствуют на гербе города. Муромскими калачами, изготовленными по особому рецепту, потчевали императрицу Екатерину II во время её визита в 1767 году.
Последний раз я был в Муроме в мае 2021 г. вместе с детским клубом. Помимо монастырей и музеев довелось посетить интерактивный музей «Хлебная горница». Экспозиция создана в 2010 г. на базе предприятия «Муромский пекарь».
Поднявшись на второй этаж здания, мы попали в «горницу». Внимание детей привлекло хлебное дерево — символ богатства и благополучия.
В 2007 г. на предприятии «Муромский пекарь» возродилось производство расписного пряника-игрушки. На Руси пряники дарили на праздник, приписывая им чудесные свойства.
В сувенирной лавке выбор разнообразен. Можно купить пряничные домики, зверей, бабочек, птиц — разноцветных, красивых, вкусных.
Основными посетителями музея являются дети. Экскурсии проводятся по часам. Когда подошло время, нас пригласили в зал и рассадили вдоль длинного стола.
Всем выдали по кусочку теста.
После объяснили, как сделать Муромский калач.
Свой кусочек нужно было раскатать в длинную полоску, по бокам потоньше, по середине потолще.
Края завязываются узлом.
У калача прорезается губа.
Каждый пишет на бумажке своё имя и кладёт на поднос.
Дабы образовалась жёлтая корочка, пекарь слегка промазывает заготовки сбитым яйцом
и отправляет в печь.
Пока калачи готовятся, сотрудница рассказывает о зарождении и развитии промысла.
Я же со своего места встаю, слушаю и при этом хожу по залу,
изучаю экспонаты.
Большая часть представленного посвящено хлебной тематике.
Каких только разнообразных пышек и фигурных булочек не увидишь…
На калачах: гитара, грибочки, матрёшка, гроздь винограда, сказочные птицы, солнышко и многое другое.
Есть просто артефакты века прошлого
и даже позапрошлого.
Интересны старые чёрно-белые фотографии.
На стендах эксклюзивная информация.
Можно смело сказать, среди всех музеев Мурома «Хлебная горница» обладает самой вкусной экспозицией.
Сотрудница рассказывает об истории хлеба, а также о современном хлебопечении.
Хлеб — один из древнейших продуктов! Он появился на столе ещё в неолите, раньше самого стола, стульев и скамеек…
В средневековой Европе хлеб служил не только основой пищи, но и был частью сервировки стола. При стандартной сервировке на стол клались куски чёрствого хлеба размером примерно 15 см на 10 см, которые служили тарелками, и могли к тому же впитывать влагу.
После еды эти куски хлеба, выполнявшие роль тарелок, съедали, отдавали бедноте или кормили ими собак. Лишь в XV веке такие посудины для еды стали делать из дерева и перестали использовать хлебные «тарелки».
Первый хлеб представлял подобие запечённой каши из крупы и воды. Свой нынешний вид мог приобрести в результате эксперимента. В последующем, хлеб в виде лепёшки был основой многих народов и цивилизаций.
В Древнем мире употреблялся хлеб из ржи, ячменя, сорго и риса. На протяжении поколений белый считался предпочтительным для богатых, тогда как беднота ела ржаной.
В XIX веке в Западной Европе ржаной оказался вытеснен пшеничным, как наиболее легко усваиваемым организмом. В современном мире ржаной употребляется главным образом в России, Скандинавии и, отчасти, в Германии.
Пусть даже и так, лично я чёрный хлеб люблю и особенно бородинский. Точно не известно, откуда произошло название. По распространённой версии подобный хлеб впервые испечён монахинями Спасо-Бородинского монастыря, где разработали рецепт поминального хлеба — чёрный, с кориандром или тмином как символом картечи.
Хлеб из дрожжевого теста впервые появился в Египте в связи с благоприятными условиями для роста пшеницы (сама пшеница была впервые одомашнена на территории ближневосточного региона, известного как плодородный полумесяц).
Во времена доминирования Античной Греции мука из Египта особо не экспортировалась. Предпочтения стали меняться с возникновением Римской империи.
Ни один злак не имеет столько видов и сортов, как пшеница. Каждая страна, кроме общераспространённых сортов пшеницы, имеет и свои местные.
Можно с уверенностью утверждать, что древние люди могли использовать в пищу дикорастущую пшеницу, однако особенность дикой пшеницы — её зёрна осыпаются сразу же после созревания, и их невозможно собрать.
Вероятно, по этой причине древние люди использовали в пищу незрелые зёрна. Напротив, зёрна культурной пшеницы держатся в колосе до тех пор, пока не будут выбиты при обмолоте.
Анализ древних колосков, найденных археологами, показывает, что в период от 10 200 до 6500 лет назад пшеница была постепенно одомашнена — постепенно повышался процент зёрен, несущих ген, дающий устойчивость к осыпанию.
Ещё через тысячу лет пшеница появилась в Китае. Предполагают, что одомашнивание пшеницы могло происходить в разных регионах, но дикая пшеница произрастает далеко не везде, и археологические доказательства её раннего одомашнивания где-либо, кроме Ближнего Востока, отсутствуют.
Про хлеб и хлебную выпечку говорить можно до бесконечности, тогда как наши изделия готовы. В зале появляется женщина-кондитер с подносом.
Читая имена и фамилии, просит подходить к ней и выдаёт каждому его творение. Мой калач получился пусть и незамысловатым, но вкусным. Я его умял с удовольствием.
Моя Лена свой шедевр есть не стала. Мы привезли его в Москву и через два дня всей семьёй откушали с чаем.
Р. S. Пусть не обижаются коломенские кондитеры, их калач зачерствел на следующий день. Чтобы он стал мягким, пришлось разогревать в микроволновке. Зато Муромский, как был свежим, таким и остался!