Город Коломна на своём веку повидал всякое. Долгое время она принимала на себя первый удар врага, подступавшего к Москве. За свою историю Коломна неоднократно разрушалась и вновь восстанавливалась.
Город Коломна на своём веку повидал всякое. Долгое время она принимала на себя первый удар врага, подступавшего к Москве. За свою историю Коломна неоднократно разрушалась и вновь восстанавливалась.
Жители Коломны имеют особый закалённый характер.
В настоящем, когда фабрики и заводы работают непонятным образом, добрую услугу Коломне оказывает её история. Туристы в Коломну приезжают часто. Дабы создавать соответствующий антураж, на территории Кремля установлена будка, где несёт службу одетый по форме городовой. В некотором роде он стал символом города!
Впрочем, на подобное звание претендовать могут многие.
Я был в Коломне в большой дружеской компании, состоявшей из взрослых и детей. Город понравился. Позже я постараюсь рассказать о Коломне подробно, тогда как здесь хочу поведать про три удивительных музея.
Первый, который нам довелось посетить, назывался Калачная. Он располагается в здании XIX века, воссозданном под старину.
До Революции здесь находилась лавка, где торговали калачами. Внутри сохранилась старинная кирпичная кладка стен. Во многом благодаря ей реставраторы воссоздали интерьер XIX века. В те годы Коломна была городом с развитой промышленностью, где купцы занимали особое положение.
В Калачной можно купить свежую выпечку, а можно посмотреть театрализованное представление. Женщина билетер, одетая по стилю позапрошлого века, проверяет нашу группу по списку, после предлагает занять места за массивными столами на первом и на втором ярусе.
Дети изучают непривычную обстановку. Столы, стулья, корзинки, буфеты, кухонная утварь, русская печь — для современного человека всё кажется удивительным и непривычным.
Печь действующая. Устроители музея воссоздали её по чертежам. Чтобы калачи получались светлыми, её топят берёзовыми дровами.
Экскурсантов приветствует хозяин заведения.
Он объясняет, что печёт для жителей города калачи, но не справляется и потому ищет помощника. Тут открывается дверь и в помещение заходит молодой человек. Он спрашивает хозяина, нужен ли ему работник. Получив положительный ответ, соискатель начинает рассказывать о себе. Дескать, он хорошо учился и всё знает.
Между актёрами завязывается диалог, в котором хозяин лавки напрочь разбивает амбиции претендента.
Последний, приумерив самолюбие, начинает внимательно слушать наставника, помогая ему делать тесто.
Из их разговора мы узнаём много интересного. Например, пшеница на Руси появилась, когда была покорена Степь и степные народы. На исторической части Руси росла рожь. Соответственно, пшеничный хлеб вошёл в рацион питания с XVI по XVIII век.
Особой любовью пользовались калачи. Калач был и на будничном столе рядового горожанина, и на пышных царских пиршествах. Царь посылал калачи в знак особого расположения патриарху и другим особам, имевшим высокое духовное звание. Отпуская слугу в увольнение, барин, как правило, давал ему мелкую монету «на калач».
Выпекали их в форме замка с круглой дужкой. Горожане нередко покупали калачи и ели их прямо на улице, держа за эту дужку или ручку. Из соображений гигиены саму ручку в пищу не употребляли, а отдавали её нищим, либо бросали на съедение собакам. Про тех, кто не брезговал её съесть, говорили: дошёл до ручки. В настоящем «дойти до ручки» — значит совсем опуститься, потерять человеческий облик.
По коломенской версии, один местный купец, дабы не тратиться на ручку, решил делать её не съедобной. Так в Коломне появились калачи с деревянной ручкой.
Приглашая детей в помощники, хозяин лавки наглядно показывает, как замешивать тесто, и как лепить калач.
Изделия ставятся в печь. Гостей угощают другими, уже готовыми калачами.
Театрализованное представление завершается совместным чаепитием.
Надо сказать, туризм в Коломне работу дал многим. Кто-то экскурсии по Кремлю водит, кто-то в гостиничном бизнесе задействован, кто-то свои собственные сувениры продаёт.
Мне запомнился один парень, одетый по моде XV века. Когда я спросил, кто он такой? Визави ответил, что он татарин и зазывает гостей в ресторан. Его предки Коломенскую крепость разрушили, и он теперь за них отрабатывает…
Следующим пунктом музейно-театрализованной Коломны для нашей группы стала Кондитерская кухмейстера П. П. Шведова. Торговая лавка расположена неподалёку от Калачной. Более того, соседняя дверь от Кондитерского музея занимает лавка, где торгуют «старинным» мылом.
В лучших традициях российского купечества гостей встречает хозяйка заведения. Она одета по моде позапрошлого века и ассортимент товара соответствующий. Оформленные под старину конфеты можно купить.
Нашу большую группу делят на две части. Одни отправляются на второй этаж, мы же спускаемся в подвал. Рассаживаемся за столики и смотрим представление.
Его суть в следующем. У хозяина кондитерской работает приказчик. Он влюблён в хозяйку! Но так как парень из простолюдинов, он не может открыться хозяйской дочери. Посоветовавшись с гостями, приказчик решает, передать гамму чувств через музыку и играет на скрипке.
Тут появляется предмет его страсти и начинает отчитывать приказчика за нерадивость.
Спектакль смотрится с интересом. Интрига любви сохраняется до конца представления, после чего актёры фотографируются вместе с гостями.
Первая группа спускается в подвал, мы поднимаемся на верх, рассаживаемся и слушаем театрализованную лекцию, как делаются карамельки.
Впечатление такое, словно ты попал на самое настоящее производство. Женщина карамельщица рассказывает, как и из чего делаются конфеты, а также какой предмет на её кухне для чего служит.
Далее гостям раздают конфеты, предлагая самостоятельно завернуть их в фантик.
Оказывается, чтобы красиво обернуть конфету, нужно постараться…
На следующий день состоялась долгожданная экскурсия на знаменитую Музейную фабрику пастилы.
Она состоит из двух зданий, образующих внутренний двор. Здесь можно попить чай, купить пастилу, либо стать зрителем интересного спектакля.
В позапрошлом веке здесь действительно располагалось производство пастилы. Купец, который придумал особый рецепт пастилы — реальный исторический персонаж. По словам музейщиков, в Москве проживают его потомки. Своими советами они помогли в организации музея.
Экскурсии расписаны по времени. Дабы сюда попасть, желательно записываться. Желающих много, особенно в выходные дни.
Нашу группу возле ворот встречает главный приказчик.
После короткого рассказа он предлагает зайти внутрь. На производстве задействовано большое количество работников.
У каждого из таковых своя роль.
Мы же первым делом попадаем на кухню, где местная кулинарка рассказывает и показывает, как заливать глазурью пастилу.
Как известно, пастилу производят из яблок. Они должны храниться в особых условиях. Экскурсантом предлагается спуститься в подвал.
Судя по всему, хозяин своё дело знал.
В подвале сохранились железные решётки. В прежние времена грузы вверх и вниз перемещались при помощи лифта.
Экскурсию по подвалу проводит один из приказчиков. Когда мы попадаем во владения кладовщицы, она начинает отчитывать парня за нерадивость.
У неё у самой всё расставлено чётко и грамотно. Каждая баночка, каждая бутылка — всё на своём месте. Кладовщица ведёт строгий учёт хозяйским сладостям и солениям.
Если понравились сладости, их можно купить в лавке.
Но это потом. Музейный спектакль чётко отработан, действие развивается без остановок. После подвала гостей потчуют чаем. В роли официантки выступает колоритная артистка.
Утолив жажду, переходим в следующий зал. Здесь шустрый франт, многократно побывавший в Европе, уговаривает хозяина, отправиться со своей пастилой на выставку в Париж. Хозяин, простой русский мужик, сомневается, начинает взвешивать все за и против.
Выбор действительно не простой! Купец предлагает проследовать в соседнюю комнату, где объясняет гостям все тонкости хранения яблок и производства пастилы.
В какой-то момент за дело принимается его помощник.
В заключительной фазе спектакля появляется жена хозяина. Она начинает уверять сУмневающегося мужа, что тому обязательно нужно в Париж, дабы он туда поехал и привёз дочерям подарков.
Спектакль исполнен мастерски, на высочайшем уровне! В какие-то моменты ты попросту забываешь, что перед тобой актёры. Дети так и вообще начинают кричать: «Пастила у тебя вкусная! Езжай в Париж!…»
В городе большое количество музеев. Приятно прогуляться по территории Коломенского Кремля!
За два дня мы многое успели посмотреть.
И тем не менее театрализованные представления в музеях стоят особняком.
Понятное дело, своих трудностей везде хватает.
И тем не менее, как мне кажется, Коломна на правильном пути.
Кто сюда соберётся, всё описанное однозначно советую!