Турист Мар-та (Mar-ta)
Мар-та
была 14 июля 21:35

Турция Ноябрь 2021

Турция. Что она для нас? Это яркий и многолюдный Стамбул с шумными торговыми улочками, с величественными мечетями и восхитительными дворцами. Это бесконечная череда пляжей и роскошных курортов на изумрудном побережье. Это сказочная Каппадокия с долинами скал невероятных очертаний и взлетающими в лучах восходящего солнца воздушными шарами. Я же хочу расширить ваш кругозор, и открыть для вас не менее прекрасные уголки этой удивительной страны. Итак, начинаем.

День первый. Подаренные нам дополнительные нерабочие дни в ноябре и открытые для России границы Турции окрылили нас, и квартет неугомонных путешественников уже мчится на арендованной в стамбульском аэропорту машине к месту первой ночевки в направлении Болу. День в ноябре короток, и мы судорожно на maps.me ищем кафешку. Сезон не туристический, места тоже. По трассе Е-80 слева в наступающих сумерках мелькает водная гладь озера Сапанджа. А вот и меточка на карте, у самой воды, за поесть. Первая остановка оказалась очень атмосферной и вкусной.

Другая Турция

Провинция Болу славится своими роскошными природными парками озера Абант, Едигёллер (Семь озер) , Гёлькюк с высокими горами, реликтовыми лесами, красивыми озерами и многочисленными термальными источниками. Уже в полной темноте мы въехали в город Болу.

Нашли запрятанный в узких улочках отель Bolu Suit Otel и тут нас ждал сюрприз. Администратор сообщила, что Booking отменил наше бронирование, т. к. объект (т. е. отель) не смог обработать нашу кредитную карту. Но они так добры, что поселят нас на эту ночь в подвале, а завтра предоставят нам наши номера. Выбора не было, и мы, рассчитавшись той самой картой, на которой якобы не было достаточно средств, вселились в холоднющие подвальные номера. Возмущенные и усталые, мы побрели осматривать город и разжиться турецкими лирами. Он сиял яркими витринами, пах пряными ароматами и шумел многоголосьем гуляющей молодежи. Город все еще не пришел в себя от двухдневного празднования Дня Республики. Так вот почему в отеле нас «кинули»!

Другая Турция

День второй. С утра мы опять идем на охоту за лирами. И опять неудача. Все закрыто. Выходной. Вся надежда на карту Тинькофф.

Нам бы сегодня добраться до природного парка озера Абант и погулять там. Турки ценят это место за возможность уединиться от городской суматохи, побыть в тишине наедине с природой. В десяти километрах от города, слева у трассы, показался высокий склон, одетый в травертин. По нему нежными струйками стекала теплая вода, поднимая над каменным водопадом легкий туман. Мы заехали наверх — никого. Но видя ухоженную территорию с естественными бассейнами минеральной воды, поняли — в сезон здесь бывает тесно.

Аккайя (так называлось это место) осталась позади, а дорогу обступили раскрашенные в цвета осени деревья.

Другая Турция

Через час мы прибыли к озеру Абант. Это прекрасно обустроенное место для отдыха с комфортными отелями, кемпингами, многочисленными зонами барбекю, пешеходными тропами.

Взглянув со смотровой площадки на эти красоты, мы решили не тратить время на вздохи (столько мы за свой туристический век уже повидали озер!), а объехать вокруг него на машине, и двинуться дальше в поисках загадочного города из замков …. Так и сделали.

Пейзажи вокруг захватывали дух. Забравшись на очередной перевал, тебя приводит в неописуемый восторг простирающаяся внизу долина и поднимающийся над ней туман, а может сползающие в нее облака. И ты, с чашечкой салеп, завороженно созерцаешь на это волшебство. Полный релакс!

Другая Турция

Вскоре дорога привела нас в городок Мудурну, который сразу удивил царящим здесь духом османской истории и архитектурой старых турецких зданий. «На обратном пути обязательно сделаем здесь остановку» — единогласно решили мы. Почти сразу за городом в живописной долине открылась панорама из сотни белоснежных замков. Вау! Уж не диснеевские ли герои переселились сюда?

Ан нет. Это город-призрак Бурдж-аль-Бабас. В 2014 году этот проект создавался для состоятельных покупателей из Арабских Эмиратов, но что-то пошло не так. И теперь эти безжизненные виллы ветшают под натиском непогоды и времени.

Другая Турция

Вернемся в Мудурну. Оказывается, городок и его окрестности (Бабас, долина Сарот) давно известны всей Турции своими термальными источниками, традиционными оттоманскими хаммамами из ограненных камней с пирамидальными куполами.

Другая Турция

Из интернета: На протяжении веков в Мудурну сохраняется культура «ахи», следуя обычаю, каждую пятницу проводится ритуал под названием «молитва торговцев» и раздается хлеб.

Неспешно прогулявшись по городку, мы перекусили в одном из многочисленных кафе (долма и пахлава были божественно вкусны).

Остаток светового дня давал нам надежду совершить сегодня еще открытия, и обратившись все к той же maps.me мы обнаружили в 50 км от Мудурну поселок Гёйнюк. Окруженный скалистым ландшафтом, Гёйнюк с 14 века является настоящим османским городом. Десятки домов, расположенных террасами на склонах, сохранили архитектуру тех времен. Его силуэт дополняют уникальные мечети, гробницы, фонтаны и, конечно же, турецкие бани.

Всю эту уникальность завершает Башня Победы, которая была построена на вершине холма в верхней части города после провозглашения Турецкой Республики.

Другая Турция

Из интернета: В последнее время регион был объявлен «Медленным городом», который делает акцент на природе, экологически чистых продуктах питания и спокойствии в повседневной жизни.

Видимо поэтому при выезде из города нас остановила дорожная полиция. Мы не сразу поняли, чье спокойствие мы нарушили, и тщательно, но безнадежно, вслушиваясь сначала в турецкую, а потом в английскую речь, принялись рассказывать с помощью жестов про русских туристов, влюбившихся в их город Гёйнюк и во всю Турцию. С улыбкой на лице, они попросили выйти водителя, что- то поискали в своем компе, а потом предложили ему дыхнуть в трубочку. Тут заулыбались и мы: — " We drank Turkish coffee!» Все хорошо. Выдохнув еще раз, уже не в трубочку, помчались в Болу.

День третий. В планах дня — национальный парк Едигёллер, или Семь озер. В это время года он должен быть особенно красив, не зря же местные называют его «турецкой Швейцарией». Но дождливый прогноз погоды поубавил наши надежды на восторги. Час пути прошел по узкой дороге в горном ущелье, сплошь покрытым пышным лиственным лесом. С охами и вздохами от головокружительных пейзажей, периодически останавливаемся, чтобы втянуть в себя запах, насыщенный ароматами влажного леса. При малейшем дуновении ветра разноцветные листья начинают мелодично падать на землю, а мы, словно малые дети, сгребаем их в охапку и подбрасываем в воздух.

Не доезжая до въезда в парк, слева есть малозаметная лесенка, которая приведет вас на смотровую площадку на горе Капанкая. Пока мы поднимались наверх, выглянуло солнце и ярко вспыхнувшая палитра красок осени нас просто ослепила. Отсюда был виден практически весь парк.

Другая Турция

Вдоволь налюбовавшись с высоты, двинулись дальше вглубь живописного царства природы. А вот и первое озеро. Вокруг никого, на бирюзовой воде мирно покоится облетевшая листва. Тишина.

Другая Турция

Самое большое озеро называется Бююкгёль. Вокруг него зоны для кемпинга, многочисленные бунгало, есть кафе. В безмятежной глади озера, словно в зеркале, отражаются роскошные наряды склонившихся над ним деревьев. Здесь царствует гармония и покой.

Небо нахмурилось, прервав наши медитации. А в наши опустошенные головы прокралась сумасшедшая мысль поглазеть еще и на крокусовые поля. А это 120 км, район Сафранболу. Там выращивают самую дорогую пряность в мире -шафран. Мы еще долго не могли вырваться из объятий лесного царства, поднимая за машиной шлейф из красно-желтых листьев, потом колесили по чьим то огородам (претензии к навигатору), потом насчитали около 20 тоннелей и, наконец, вынырнув из очередного, оказались в городе Сафранболу. Главной его достопримечательностью является старый город, входящий в список объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО.

Другая Турция

Он существует со времен Византийской империи. Большинство зданий относятся к 16–17 веку, когда Сафранболу стал богатым торговым пунктом на пути в Стамбул. Дома строились на склонах, соблюдая местные правила не загораживать друг друга.

Другая Турция

Из интернета: Традиционный дом в Сафранболу — это трехэтажное здание с шестью-восемью комнатами, каждая из которых достаточно просторна, чтобы в ней могла разместиться целая семья. Внутри помещения отделаны деревом, а еще у них есть интересная особенность: в обычном на вид шкафу можно обнаружить целую ванную комнату, столь необходимую для уединения.

Булыжные мостовые узких улочек обязательно приведут вас в торговую часть города — базар Араста. Здесь изобилие местных сувениров, косметических средств и парфюма с добавлением шафрана. Рядом возвышается мечеть Мехмета Паши, чуть выше бани Джинджи Хамам.

Другая Турция

Накрапывал дождь, темнело, а мы не могли понять, где же эти фиолетовые поля? Ведь именно в октябре и ноябре идет сбор урожая. В одной из лавок добродушная хозяйка нам объяснила, что все поля в 7 км от города в местечке Yukari Ciftlikkoy. Она даже созвонилась со своим знакомым, и он пригласил нас в свои владения. Но мы так и не поняли, куда ехать, да и становилось темно, а нам еще надо вернуться в Болу, а это 150 км по темноте. Учтите наши ошибки, и приезжайте сюда как минимум на целый день.

Еще при верстке маршрута я наткнулась на упоминание о городе, называемом «морковной» столицей, недалеко от Анкары. Но тогда придется мчаться не по федеральной трассе О-4, что короче и быстрей, а по D-140. Решение принимаем единогласно — на морковь!

День четвертый. Сегодня у нас 450 км пути до Каппадокии. Выехали рано утром, и сразу за городом попали в объятия густого тумана. Долго двигались наощупь, иногда выползая на свет, и снова ныряли в туман. И вдруг в одно мгновенье пространство вокруг окрасилось в красный цвет. Вот глюкануло! Мы затормозили, оторопев от увиденного. Да, вокруг до самого горизонта простирались красные земли. Наверно, присутствие железа их так разукрасило.

Не успели прийти в себя от красноты, как впереди показались разноцветные горы. Опять остановка, опять удивление.

Другая Турция

Пересекли реку Альдар, кормящую своими водами водохранилище Сарыяр, а слева показались земли заповедника Наллыхан «Птичий рай» с инопланетными пейзажами и тысячами пернатых обитателей.

Другая Турция

Из интернета: Кроме птиц, за которыми можно наблюдать бесконечно, кроме безмятежной водной глади и синего неба с белопенными облаками, кроме прекрасной зеленой травы, стремительных кипарисов, меланхоличных ив, тонких тополей, здесь еще уникальные радужные скалы.

К сожалению, у нас уже не оставалось времени завернуть в это место силы. Впереди показался Бейпазары, тот самый, морковный. В его окрестностях выращивают до 60% всей моркови в стране. И мы не против подкрепиться свежевыжатым морковным соком!

Оставляем машину и идем исследовать городок. Он очень атмосферный, уютный, вкусный. Здесь мы впервые почувствовали запах капучино и познакомились с божественным вкусом десерта триличи. (Турки предпочитают пить чай, и он здесь очень вкусный, и в кафе подается как комплимент от заведения. А кофе варят только туркиш-кофе, и не везде).

Другая Турция

Чувствуется, что этот город не обойден вниманием местных туристов. На центральной площади нас встречает оранжевый символ города, рядом на узкой улочке обустроился колоритный рынок. Тут все — и сладости, и сувениры, лавки и мастерские, ну и, конечно, морковь во всех видах.

Параллельно идущая улица Аладдин застроена особняками с 200 летней историей и своей особенной окраской. А по городу их сотни.

Из интернета: На вершине домов Бейпазары есть небольшая территория, называемая «гушгана». Эта область служит одновременно хранилищем, где сушат и хранят продукты, и построена таким образом, чтобы иметь возможность расширения дома при расширении семьи. Пока строятся дома, часть верхнего этажа остается незавершенной, и считается, что эта часть под названием «çatı" подчеркивает, что людям, живущим в этом доме, еще есть чем заняться в этом мире.

На одном из холмов, окружающих город, развевался огромный турецкий флаг, и мы решили, что там смотровая площадка. Поймав местных мальчишек, жестами попросили провести нас наверх. Путь пролегал то по грязным лестницам, то по козлиным тропам, среди чьих- то дворов, больше похожих на цыганские трущобы. Наконец- таки добрались. Отсюда город как на ладони.

Другая Турция

Полюбовавшись, уже самостоятельно, спустились к машине и покатили дальше. Давно нет лесов, скал, рек, только небольшие холмы на Анатолийском плоскогорье. Анкару задели чуть по касательной, но ее высотки очень долго находились в поле нашего зрения. Вдоль дороги то и дело возникали рынки с овощами и фруктами, и мы пополнили багажник местными деликатесами.

А впереди нас ждало еще одно природное чудо Турции — озеро Туз. В переводе с турецкого — Соленое. Его внушительные размеры, 80 км в длину, и 50 км в ширину, зачисляют его в список крупнейших озер страны.

Другая Турция

Мы решили встретить закат здесь, он должен быть неповторимым, а пока пошли шлепать босыми ногами по целебной соляной корке. На фоне безграничного пространства озерной глади, где зеркально отражаются небо и облака, мы сделали море прикольных снимков.

Как всегда, в темноте, продолжили свой путь к новым приключениям. И назывались они — Каппадокия.