Накануне поездки из Порту в Брагу купила билет только в один конец. Планы могли поменяться и не хотелось связывать себя никакими обязательствами. Так и получилось. Большинство церквей в Браге оказались закрыты на долгую сиесту. Ждать несколько часов не стали, вместо этого поспешили на автовокзал. И тут нам повезло. Прямо у входа стоял готовый к отправлению автобус с надписью «Гимарайнш».
Перед поездкой в Португалию читала, что не стоит посещать эти два города в один день. Однако и упускать возможность повидать пожалуй самый исторический город на Севере Португалии тоже не годится.
Португальцы считают Гимарайнш местом рождения своей страны. Здесь родился первый португальский король Афонсу I Великий, к тому же именно Гимарайнш был столицей Португалии во времена борьбы за независимость. В городе сохранилось множество исторических зданий. Весь средневековый центр внесен в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.
Городская Ратуша разместилась в бывшем женском монастыре Санта-Клара.
Основанный в XVI веке монастырь был одним из самых богатых в городе. Декрет, санкционировавший основание монастыря, был издан в Риме 15 октября 1559 года и утверждён Папой Пием IV в. первый год его понтификата в 1560 году. Над портиком установлена фигура Святой покровительницы монастыря.
Церковь Богоматери Оливейры основанная самим королем Афонсу I была перестроена в 1388 году Жуаном I в. благодарность Богородице за победу над Кастильей в битве при Альжубарроте. Башню в стиле мануэлино пристроили к готической церкви в 1515 году по приказу Педро Эстевес Когоминьо из дома герцогов Браганса.
На площади перед церковью находится ещё один памятник. Четыре готические арки XIV века окружают крест, воздвигнутый в ознаменование победы в битве при Саладо.
Гимарайнш был основан в IX веке, и первоначально назывался Вимаранеш. Город нуждался в защите от многочисленных врагов и вскоре по указу Графини Мумадоны Диаш, что правила страной после кончины своего мужа, на холме над городом выросла крепость.
Первоначально романская, позже модернизированная согласно готическим канонам Крепость Гимарайнш считается одним из Семи чудес Португалии. В разные времена в замке была и королевская резиденция, и тюрьма. В 1836 году крепкие стены хотели разобрать по камешку и вымостить ими мостовые, но вовремя одумались.
Сейчас внутри проложены удобные дорожки. Лесенки без перил, но довольно ровные. Можно обойти стены по периметру любуясь окрестностями.
Конец ноября, а деревья всё ещё в разноцветном уборе.
Домик под красной крышей — Игрежа-де-Сан-Мигель-ду-Каштелу (Igreja de São Miguel do Castelo). Скромная Средневековая романская церковь, построенная из гранита считается местом крещения молодого Афонсу I. Слева от церкви рядами печных труб ощетинились крыши Дворца герцогов Браганса.
Дворец был основан в 1420–1422 годах первым герцогом Браганса, незаконнорожденным сыном Жуана I Португальского, Афонсу I. Прямоугольное здание с четырьмя прямоугольными башнями — один из лучших примеров португальского позднесредневекового строительства, сравнимый с французскими дворцами того времени.
Покои расположены вокруг двухэтажного внутреннего дворика. Нижняя галерея с заострёнными готическими арками, вдоль верхнего этажа идут колонны с оригинальными капителями.
Консольная крыша с романской аркой прикрывает портал ведущий в часовню.
Алтарь, скамейки, балюстрада хора выполнены из древесины каштана. Витражи португальского художника-модерниста Антониу Лино.
Скромный снаружи дворец внутри оказался полон сокровищ. Старинная мебель, фарфор, картины, гобелены. Ради одного этого места стоило посетить Гимарайнш.
Вначале попали в «Зал потерянных шагов» (Salão dos Passos Perdidos). Зал меблирован и оформлен как зал ожидания. Его название произошло от того, что ожидая встречи с герцогом посетители ходили по залу кругами, оставаясь при этом в одном и том же месте.
Каждый предмет в комнате заслуживает отдельного внимания. Комод у дальней стены изготовлен на Гоа в XVII веке. Дело в том, что многие предметы обстановки прибыли из португальских колоний в Индии, Китае и Восточной Азии.
Напольная китайская ваза 1700 г. Династия Цин, период Канси. Ваза декорирована в европейском стиле. В центре изображен герб знатного португальского рода Сампайо и Мело (Sampaio & Melo).
Однако, самое впечатляющее — два огромных батальных полотна. Серия гобеленов Пастрана обязана своим названием тому факту, что они являются копиями гобеленов из коллегиальной церкви испанского городка Пастрана.
Серия из четырех фламандских гобеленов из шерсти и шелка, датированных между 1472 и 1475 годами, повествует о завоеваниях португальцев в Северной Африке в 1471 году во времена правления Афонсу V.
Уникальное в своем роде произведение в Европе и мире, в котором с исторической точностью изображены реальные военные события, подтверждённые историческими документами.
«Высадка в Асиле».
Автором дизайна считают придворного художника Нуну Гонсалвеш, чье творчество положило начало португальскому Возрождению в живописи.
«Осада Асилы."
В оружейной комнате представлена коллекция собранная португальским государственным деятелем и дипломатом 2-м виконтом Пинделы, Висенте Пиньейру Лобо Мачадо Мело и Алмада. Оружие и доспехи датируются от XIV до XIX веков. На стене — попона для лошади с гербом Пиндела.
Небольшая проходная комната ведёт в Банкетный зал. Обнажённые стропила зала напоминают перевёрнутый корабль. Огромный стол уставлен старинной утварью. Оловянные и латунные тарелки, кувшины, подсвечники. В XV-м — XVII-м веках оловянная посуда были привилегией знати. В инвентарной описи вещей, принадлежащих инфанте Доне Беатрис, матери короля Мануэля I, датированной 1507 годом, упоминаются «шесть больших оловянных котелков», а также двадцать шесть «оловянных тарелок». Гости попроще ели из глиняной и деревянной посуды.
Гобелен на стене представляет «Нападение на Асилу». В отличие от статичного сюжета осады Асилы, где войско представлено ожидающим момента атаки, здесь динамично изображено движение войск при штурме города и оборона мусульман на его стенах. Справа — фигура короля Афонсу V верхом на лошади в доспехах, с короной на шлеме и мечом.
Оригинальное убранство дворца было утеряно. В 1955 году была создана так называемая «Меблировочная комиссия», с целью воссоздать интерьеры и использовать помещение для официальных и представительских функций. Комиссия решила обставить покои экспонатами из нескольких национальных музеев и дворцов. Большинство собранных предметов относится к XVII–XVIII векам.
«Натюрморт с рыбой» итальянского художника XVII века Джузеппе Рекко. Рекко считается наиболее известным мастером натюрмортов своего времени в Неаполе. Он работал на нескольких вице-королей Испании, а также служил при дворе Карлоса II в. Мадриде.
Китайский фарфор привезли в Португалию агенты Португальской Ост-Индской компании. Пара синих китайских ваз 1700 г. Династия Цин, период Канси. Техника нанесения синего пигмента включала выдувание красящего порошка через бамбуковую трубочку на поверхность изделия, создавая оттенки от глубоко сапфирового до серовато-синего.
Гобелен мануфактуры Обюссона, Франция, XVIII-ый век.
В коллекцию дворца попали редкие шедевры. Такие как серия фламандских гобеленов по эскизам Рубенса. Гобелены иллюстрируют историю римского консула Публия Деция Муса согласно описанию в труде Тита Ливия «История от основания города». Полная серия состоит из семи гобеленов пять из которых можно видеть в Доме Браганса.
«Публий Деций Мус и Тит Манлий получают „Паладиум“ из рук римского сената (1618—1643 гг.).»
В отличие от принятых норм композиции полотен, для которых были характерны сцены с большим количеством персонажей на фоне тщательно проработанного пейзажа, Рубенс изобразил всего несколько фигур в драматических позах. Он также по-новому оформил кайму гобелена, где вместо отдельных небольших сцен, как было принято в то время, изобразил сатиров среди экзотических фруктов, цветов, птиц. Кроме того, Рубенс также добавил никогда ранее не использовавшиеся цвета, такие как: лимонно-желтый и лилово-желтый.
«Публий Деций Мус отпускает ликторов перед смертельной битвой.»
«Публий Деций Мус советуется с прорицателями (1618—1643 гг.)»
Чаша для пунша в центре стола расписаная цветами лотоса принадлежит к «розовой гамме» периода Цяньлун.
У входа в следующий зал посетителей встречают «Стражники». Две большие напольные вазы были изготовлены в Китае в 1760 г. Относительно названия существуют две версии. Первая, что расставленные у дверей они заменяли настоящий почётный караул. Вторая версия гласит, что название произошло вследствии необычного обмена между курфюстом Саксонии Августом и королём Пруссии, когда Август обменял полк солдат на коллекцию восточного фарфора из дворцов Шарлоттенбург и Ораниенбург.
Во времена, когда во дворце жили герцог и герцогиня Браганса Большой зал был главным помещением откуда можно было попасть в частные покои. В комнате разместили целую коллекцию китайского фарфора. Самая старая голубая ваза на столике периода Канси. Ваза покрыта сеткой узоров из голубой глазури, среди которых можно различить императорские цветы — пионы.
На стене последний из гобеленов Пастрана — «Взятие Танжера». В центре изображен окруженный крепостными стенами Танжер, крыши которого больше напоминают европейский, чем африканский город.
Не могу не показать ещё одну интересную комнату — Палаты Сципиона. Комната украшена гобеленами изображающими историю римского полководца Публия Корнелия Сципиона Африканского прославившегося победой над Карфагеном во Второй Пунической войне. Гобелены были изготовлены в 1636—1671 гг. в мастерской Андриса ван ден Дриса в Брюсселе.
«Триумфальный вход Сципиона в Карфаген».
«Сципион освобождает карфагенскую принцессу».
«Встреча Сципиона с Ганнибалом».
Пока гуляли по городу проголодались. Выпили кофе у фонтана на площади Ларго-да-Република-ду-Бразил. Место красивое, а вот плюшки были холодные и невкусные, что однако не могло испортить настроения от прекрасно проведённого дня.
На Ларго-да-Република стоит зайти непременно. Именно отсюда открывается самый открыточный вид в городе. Фигурно подстриженные кусты и клумбы радовали цветами и зеленью даже в ноябре.
В Брагу уехали на поезде, а пока ждали успели ещё продегустировать портвейн в небольшой винной лавочке недалеко от вокзала.
Теги:
Самостоятельные путешествия