Турист Елена (apreleva1409)
была сегодня 17:56

Воспоминания об Италии. Пополняю коллекцию борго: Кастель-Аркуато

Кастель-Аркуато — Италия Ноябрь 2018

Стоит только на туристическом горизонте возникнуть очередному итальянскому борго, мне тут же «сносит крышу»: хочу!.. Люблю эти «каменные» городки, как правило, расположенные на горе. И, конечно, узнав, что из Болоньи можно добраться до одного из них — Кастель-Аркуато (Castell’Arquato), — быстренько планы скорректировала, «изменив» Ферраре окончательно: мало того жить там не случилось, так и просто прогуляться по ней не придется… Крошка-борго с девизом: La città dell’arte. La città della pace. (Город искусства. Город мира) одержал победу над наследием герцогов д’Эсте… Впрочем, крошка имеет отношение к другим двум старинным фамилиям — Фарнезе и Сфорца. (Совсем я пропащая… Уже от одного только звучания — д’Эсте, Фарнезе, Сфорца — млею.)

Логистика: из Болоньи на региональном поезде едем до городка Фьоренцуола (Fiorenzuola), там пересаживаемся на автобус E43 (остановка в нескольких шагах справа от выхода с вокзала, на столбе — нечаянная радость! — имеется файлик с расписанием), минут 20 пути и вы в Кастель-Аркуато. Собственно, ничего сложного, но не слишком удобная стыковка: между прибытием поезда (в 10–28 из Болоньи, на месте в 11–46) и автобусом (отправление в 12–38) почти час. Дабы этого избежать, хотела было сначала доехать до Пьяченцы, пробежаться по ней, а уже оттуда (автобус Е41, сайт автобусов Пьяченцы и окрестностей: http://www.setaweb.it/pc/linee; расписание 43-го там же) отправиться в Кастель-Аркуато, но тогда пришлось бы вставать не позднее 6 утра… В ноябре, в потемках?! Увольте… Да и галоп по Пьяченце с постоянной оглядкой на часы не привлекал. Но в уме ее держу… (Это не страна, это сплошные соблазны и искушения!)

Вокзальчик Фьоренцуолы оказался совершенно никаким, даже бара при нем не имелось. Куковать в зале ожидания? Ну уж нет! Гляну-ка, что за Фьоренцуола такая. Правда, Сеть ничего вразумительного по поводу не выдала, выяснилось лишь, что расположен город на реке Арда. Так что топала по принципу «куда глаза глядят».

Улочка, ведущая от вокзала, была совершенно пуста, но особняки вдоль нее стояли недурственные. И вдруг вдали раздалась музыка: гимн, на минуточку! Выхожу на площадь, а там какое-то торжественное мероприятие, явно приуроченное к завтрашнему празднику. Это ж надо было оказаться в городке, о котором даже Ее Величество Сеть почти ничего не знает, чтобы впервые в Италии услышать исполнение государственного гимна живьем))). Сказать, что мероприятие привлекло внимание местных жителей, было бы преувеличением. Мне показалось, кроме тех, «кому положено», то бишь официоза, никого там и не наблюдалось. Грядущий праздник практически созвучен нашему — «День национального единства и вооруженных сил»; как и у нас — сравнительно новый, и, как и у нас, похоже, никто толком не знает, как его отмечать))).Правда, одна приятная тенденция в Италии все же наметилась: здесь в этот день разные регионы страны обмениваются ярмарками вкусностей. Неплохой объединяющий фактор!

Официальные лица скучали на площади в соответствии с протоколом, а прочие жители городка сидели в кафешках, ходили по магазинам и гуляли с детишками. Обычная суббота. Мое внимание привлекла возвышавшаяся над крышами домов колокольня, по совместительству — часовая башня, к ней и направилась, выйдя в итоге к местному собору, а может и церкви. Таблички не имелось. Площадь вполне симпатичная, окруженная старинными домами радующих глаз расцветок. Туристами Фьоренцуола явно посещается редко, потому аборигены с превеликим удивлением взирали на то, как я навожу объектив фотика на башню, церковь, затейливый фонарик на фасаде одного из домов, и фантазийную вывеску какого-то бара (почему-то с крестом).

Воспоминания об Италии. Пополняю коллекцию борго:  Кастель-Аркуато

Надо бы им некую фишечку изобрести, чтобы заманивать «в гости» не только тех, кому некуда податься между поездом и автобусом))) Вполне смотрибельный городок!

Казавшиеся долгими 50 минут неожиданно быстро пролетели, 43-й автобус прибыл минута в минуту. Билет можно купить у водителя. На счастье автобус попался с электронным табло, на котором отображался маршрут, тут же перестала переживать, что куда-нибудь не туда заеду, и просто смотрела в окно.

В Кастель-Аркуато, как выяснилось, остановки две, если нужно в centro storico, выходить следует на второй. Погода была не айс, проклятущий туман плотно окутывал горизонт… Эх!.. Как-то будет там, на горке?.. Но, главное, нет дождя…

Читала, что самый красивый вид на город открывается с автобусной дороги (не раз проверено, что в случае с борго, это и в самом деле так), боялась этот момент упустить, стараясь запомнить, куда вернуться за этим самым видом. Но, оказалось, что есть вариант получше, да еще и удобнее, вдоль дороги назад шагать не придется! Выйдя из автобуса, надо по подземному переходу (удивило его существование в такой-то глубинке) перейти к реке (та самая Арда, что и во Фьоренцуоле). В этом месте через реку перекинут мостик, превращающийся далее в деревянную дорожку по-над полем. Я-то в ту сторону пошла просто так, за красивыми осенними пейзажами в долине реки.

Воспоминания об Италии. Пополняю коллекцию борго:  Кастель-Аркуато

Иду себе и иду, обернулась — ой! Оказывается, дорожка не просто так проложена! Именно с нее открывается прямо-таки открыточный вид на Кастель-Аркуато: башни, колокольни, гибеллинские зубцы стен … И подъемный кран, будь он неладен! Сотрем его мысленно с картинки, добавим чуть-чуть солнышка!… Угу, размечталась… Но даже и в пасмурный день — хорошо…

Одна моя знакомая, глядя на фото стен с зубцами, поинтересовалась, не шутили ли проходящие туристы насчет сходства их с кремлевскими? Не шутили, потому как некому было: «проходящие туристы» говорили исключительно по-итальянски, и, подозреваю, о зубцах московского Кремля, имели в лучшем случае весьма смутное представление. Да и вообще народа было очень мало. Как и во всех предыдущих борго на моем пути. К великой радости! Потому что для меня каждый такой городок это помимо всего прочего возможность побыть в блаженной тишине, неспешно бродя по узким улочкам, погружаясь в атмосферу бережно хранимой старины… При этом старины живой, совсем не музейной.

Первым делом в Кастель-Аркуато, даже не дойдя еще до ворот города, притормаживаешь возле Palazzo del Duca и двадцатиметровой Torrione Farnese, с изящной лоджией наверху. Башня по здешним меркам новодел — всего-то 16-й-век. А вот дворец на триста лет старше, построен в 1292-м году. Принадлежал герцогам Сфорца ди Санта Фьора. В частной собственности и поныне. Видимо вполне прогрессивные были герцоги, о народе заботились: в основании одного из фасадов дворца был устроен фонтан с восемью «краниками» в форме голов животных. Здесь женщины могли купать детей и стирать белье, а вот приводить скот на водопой строго запрещалось по соображениям гигиены. Краники в действии до сих пор!

Улицы Кастель-Аркуато выложены речной галькой, отполированной будь здоров — удобная обувь предписана категорически, да и под ноги смотреть не мешает. Хотя второе ой как не просто, т. к. смотреть хочется во все стороны сразу! Я прямо «приклеилась» к арке какого-то дома, сквозь решетку которой виднелось некое фантазийное сооружение: башенки, «ласточкины хвосты», галереи…

Воспоминания об Италии. Пополняю коллекцию борго:  Кастель-Аркуато

Оказалось, можно было не заставлять бедный «Олимпус» протискиваться между прутьями, т. к. буквально за углом, палаццо этот предстанет во всей красе.

Но и вид из арки все-таки неплох! Дворец вообще-то стилизация, т. к. построен всего лишь в позапрошлом веке, но коли не знать — вполне себе Средневековье. К тому же возведен он семейством Страдивари из Кремоны. Судя по всему, если не прямыми потомками, то уж точно родственниками знаменитого Антонио. Детей, кстати, у него было одиннадцать душ! На первом этаже дворца сейчас расположен ресторан «Страдивариус», в котором можно отведать традиционное блюдо Кастель-Аркуато — бульон с анолини (Anolini in brodo). Анолини являются непременным атрибутом рождественского ужина в этих краях. Рецепт, разумеется, в каждом семействе варьируется, секреты передаются из поколения в поколение, но по форме анолини напоминают наши вареники. Только тесто гораздо тоньше и на основе яиц. Начинка мясная с добавлением сыра Grana Padano и мускатного ореха. В канун католического Рождества лепкой анолини, ну прямо как у нас где-нибудь в Сибири пельменей, занимаются все члены семьи. Очень хотела попробовать, но загулялась, времени уже не было рассиживаться в ресторане.

Через арку палаццо Страдивари попадаешь, наконец, в улочки самой старой части города. Ежели у вас (ну, вдруг так основательноподготовились?) был некий план планомерного постижения местных must-see, сочувствую)) Т. к. улицы Кастель-Аркуато обладают странным свойством: шагать по прямой не получается, хоть убейся! Вроде бы бежит перед тобой чудная улочка, с симпатичной церковкой в перспективе, иди и радуйся, ан — нет! Вдруг справа или слева возникает лесенка вверх (а их тут МНОГО), и тут же начинает казаться, что если сей момент туда не полезешь, то, как тот паровозик из Ромашкова, опоздаешь на всю жизнь…

Воспоминания об Италии. Пополняю коллекцию борго:  Кастель-Аркуато

А еще ведь и крепостные стены! А крепостные стены это что? Вот именно — панорамы… Заходишь в ворота какого-нибудь Ospedale Santo Spirito, а там терраса с роскошными, в осеннем золоте, липами, и обалденным видом на церковь Санто-Стефано.

Воспоминания об Италии. Пополняю коллекцию борго:  Кастель-Аркуато

Да и просто черепичные крыши нижнего города замечательно смотрятся с высоты. Удалось заглянуть отсюда и в совсем крохотный садик какого-то дома с вовсе неожиданным в итальянской глубинке обитателем — Кинг-Конг! И цвета фуксии бюст неизвестной красавицы под раскидистой акацией тут же. Креативщики…

Воспоминания об Италии. Пополняю коллекцию борго:  Кастель-Аркуато

Даже поздней осенью, казалось бы «каменные» на первый взгляд борго, вовсе не выглядят тяжеловесно- брутальными. Жители их заботливо озеленяют, причем делая это не абы как, а с выдумкой. В Кастель-Аркуато с этим тоже все в порядке. Во многих вазонах были уже высажены роскошные цикламены, местами попадались камелии, а где-то еще цвели анютки и бегонии. Иногда в качестве «кашпо» использовались живописные коряги.

Воспоминания об Италии. Пополняю коллекцию борго:  Кастель-Аркуато

Отголоском недавнего Хеллоуинна красовались тут и там тыковки. Особенно умилила одна, длинношеяя (суперское слово, единственное, у которого аж три «е» не конце в среднем роде))), удивительно похожая на лебедя!

Воспоминания об Италии. Пополняю коллекцию борго:  Кастель-Аркуато

А кроме цветов — детальки. Моя неизменная любовь… Непременные и разнообразные фонари, под одним из них — задумчивый ангелочек:

Воспоминания об Италии. Пополняю коллекцию борго:  Кастель-Аркуато

керамические миниатюры на религиозные сюжеты:

И — а вот это фишечка Кастель-Аркуато; пожалуй, именно здесь их особенно много — очень симпатичные дверные колокольчики: то коровка, то лошадка, то козочка.

В одном из дворов обнаружился «Отель „Дом котов“», небольшой такой домик, с тремя «номерами», к дверям которых вели лесенки. Не уверена, что котики дерутся за право там обитать, но мило.

Воспоминания об Италии. Пополняю коллекцию борго:  Кастель-Аркуато

Рано или поздно, какая-нибудь из идущих вверх улочек выведет на Piazza del Municipio, главную площадь города. Неожиданно просторную, с тремя доминантами: Дворцом Подеста, крепостью Висконти и коллегиальной церковью Санта-Мария.

Воспоминания об Италии. Пополняю коллекцию борго:  Кастель-Аркуато

Дворец был построен в конце 13-го столетия, сохранился великолепно, и до сих пор используется по назначению: здесь заседает городской совет. На фасаде — герб Кастель-Аркуато. Здесь же находится инфо-центр, где можно купить билет в крепость (5 евро). Построена она в середине 14-го века по приказу миланского герцога Лукино Висконти, его же именем и названа — Rocca Viscontea. До наших дней сохранилась стена внешнего периметра и пять башен: четыре оборонительных и дозорная высотой 35 метров. На дозорную можно (и нужно!) подняться.

Лестница внутри удобная, совсем не средневековая. И хотя 35 метров это немало, подъем сложным не кажется. К тому же на этажах башни устроено нечто вроде музея, и ежели кому интересны мечи-секиры и т. п., можно перевести дух, рассматривая их. Ну, а наверху, разумеется, АХ! Тут тебе и вид на Piazza del Municipio со всеми ее строениями, и на городские крыши (вот кто бы сказал, откуда во мне такая любовь к черепице?!), и на самую дальнюю часть города, располагающуюся на высоком утесе над рекой, и на, увы, теряющиеся в этот день в тумане, окрестные холмы…

Воспоминания об Италии. Пополняю коллекцию борго:  Кастель-Аркуато

Очень эффектно выглядят сверху зубчатые макушки оборонительных башен, долго стояла в тишине, любуясь… И как всегда удивлялась: понятно, что башни в крепостях строятся в целях сугубо утилитарных, но почему же так красиво-то в итоге получается?!

Воспоминания об Италии. Пополняю коллекцию борго:  Кастель-Аркуато

Вид на уже убранные поля, холмы, сельские дома в шедевральной «рамке» из краснокирпичных башен и поросшей плющом крепостной стены — ах…

Воспоминания об Италии. Пополняю коллекцию борго:  Кастель-Аркуато

Церковь Санта-Мария обращена к Piazza del Municipio апсидой. Но как раз апсида в ней интереснее всего, главный фасад аскетически прост. Читала, что самое потрясающее место в церкви небольшой прямоугольный кьостро, примерно 1300 года, с колодцем посередине; он даже «снимался» когда-то в фильме «Леди-ястреб» с Рутгером Хауэром и Мишель Пфайфер. Меня, честно говоря, ничем этот дворик не потряс. А вот интерьеры церкви — да! Может быть, потому, что никакого упоминания о них не встречалось и сработал эффект неожиданности.

Воспоминания об Италии. Пополняю коллекцию борго:  Кастель-Аркуато

Прямо-таки обомлела, оказавшись в белоснежной барочной пышности (думаю, все же стукко, а не мрамор). Очень необычное здесь «Рождество» — картина почти монохромная, и тем более изысканно смотрится она на фоне чуть сиреневатых стен с декором из «взбитых сливок».

А уголок с купелью, кажется, сохранился в первозданном виде чуть не с 12-го века, вокруг вообще никакой отделки, сурово…

Воспоминания об Италии. Пополняю коллекцию борго:  Кастель-Аркуато

И тут же, в часовне с отдельным входом — все это в одной небольшой церкви! — взрыв цвета… Фрески! Сплошь покрывающие стены и потолок…

Воспоминания об Италии. Пополняю коллекцию борго:  Кастель-Аркуато

Из церкви вышла в небольшой парк, устроенный на террасе над обрывом. Осенняя, чуть грустная тишина…И снова ВИДЫ… Туманные, с неясным горизонтом, но кто сказал, что красота обязательно должна быть яркой?..

Воспоминания об Италии. Пополняю коллекцию борго:  Кастель-Аркуато

Спускалась вниз по улочкам города, «собирая» прощальные изюминки…

Воспоминания об Италии. Пополняю коллекцию борго:  Кастель-Аркуато

Прошла мимо Casa Illica, отеля, названного в честь самого известного жителя Кастель-Аркуато — Луиджи Иллика, с которым, оказывается, хотя бы опосредованно, знаком каждый, кто чуть-чуть интересуется оперой: либо им, либо при его участии написаны либретто «Манон Леско», «Богемы», «Тоски», «Мадам Баттерфляй» Пуччини. Отельчик, кстати, помечен значком «Italychic», и наверняка очень и очень интересен…

Воспоминания об Италии. Пополняю коллекцию борго:  Кастель-Аркуато

Смеркалось, город зажигал огни, становясь еще более уютным. До автобуса оставалось немного времени, заглянула в присмотренную еще на пути наверх пекарню-кондитерскую. Выбор пиццы там грандиозный, а ассортимент витрины с пироженками-печеньками был и вовсе убийственным. Каким-то ветром занесло сюда даже сицилийские канноли! И, скажу я вам, канноло из Кастель-Аркуато оказался едва ли не самым-самым в моей «практике»: с правильной вафелькой, в меру сладкой рикоттой и щедрым завитком цуката из апельсиновой шкурки!

Возвращалась в Болонью уже в темноте, за окном поезда ничегошеньки не было видно, но только радовалась этому: ничто не мешало снова мысленно пройтись по осеннему, чуть меланхоличному Кастель-Аркуато…