Остуни находится в 8 км от Адриатического побережья, на холме, окруженный оливковыми рощами и виноградниками. Джорджио Армани однажды назвал этот город самым красивым в регионе, и ему охотно поверили. Прежде всего сами аппулийцы. Во всяком случае все итальянцы, которым я говорила, что «собираюсь в Остуни» или «уже была в Остуни», непременно закатывали глаза и произносили, как по-заученному: «Ah! La Città Bianca!»
От Монополи до Остуни минут 20 езды на региональном поезде, но затем от ж/д станции до города нужно проехать или пройти 3 км. Я была с дочкой и родителями, поэтому без раздумий наняла единственного таксиста, скучавшего на привокзальном пятачке. И потом, за каких-то 5 минут поездки, вся изъёрзалась на переднем сиденье — так заманчиво маячило впереди, на вершине холма, нагромождение простеньких, в общем-то домов. Но в состоянии предвкушения, этот вид притягивал, как белая шапка сливок на лакомом десерте.
Скоро мы заметим, что Остуни, полностью построенный из известняка, на деле белый не весь. Его храмы и «государственные» городские постройки сделаны из более дорого материала «пьетра ди Лечче». Это тоже известняк, добываемый в регионе, но с годами он приобретает золотистый цвет, что намекает на богатство.
Мне, правда, показалось, что благородный золотистый оттенок с течением времени видоизменился ещё больше, до коричнево-рыжего, но те, кто видел свои «золотые» церкви и дома 300 лет назад, об этом уже не узнают.
А сегодня далеко не все знают, что белизна Остуни, которая так привлекательно смотрится, изначально связана с весьма печальными событиями. Город приобрёл свой нынешний цвет во время чумы, косившей весь регион в 17 веке. Тогда, чтобы продезинфицировать свои дома, жители придумали белить их известным антисептиком — известью. Трудно сказать, возымел ли действие именно этот факт, или были другие причины, а только чума обошла Остуни стороной.
Также как и в Лечче, в Остуни считают, что город спас от чумы святой Оронций. Как и в Лечче, памятник святому стоит на площади Свободы — главной площади города.
Таксист высадил нас как раз возле постамента, и я удивилась тому, насколько велика центральная площадь. Она кажется слишком обширной для такого небольшого города.
Впрочем, ответ был прямо под нашими ногами — часть площади занимали археологические раскопки, и можно было видеть остатки крепостных стен, которые окружали Остуни в Средневековье. Понятно, что в древнем Остуни никаких просторных площадей быть и не могло, а площадь Свободы появилась позже, прямо на бывшей границе, когда снесли крепостную стену и город стал расширяться.
Здесь же на главной площади мы заметили богатый палаццо, и через минуту узнали, что это Ратуша Остуни или по-итальянски Palazzo Comunale. Здание довольно интересное, и как палаццо оно выглядит лишь со стороны фасада, украшенного элегантными часами в стиле барокко 19 века. А стоит зайти во внутренний двор ратуши, и сразу, даже без помощи путеводителя понятно, что в этих стенах должен бы быть монастырь, причём очень старинный.
Действительно, целых 5 веков, с 1304 по 1809 годы, здание нынешнего муниципалитета принадлежало францисканскому монастырю.
Вот монастырь в древности, как раз и мог находиться на самой окраине города за крепостной стеной. Небольшая церковь, пристроенная к его зданию, тоже посвящена Св. Франциску, и она такая же древняя, как и монастырь, относится к началу 14 века. Позже, в 1777 году, к церкви пристроили барочный фасад и оформили интерьер побогаче.
Было выполнено несколько алтарей из мрамора, украшенных тонкой резьбой по камню и золотой отделкой.
На куполе появилась великолепная роспись из медальонов с фресками библейских сцен «Благовещение», «Вознесение» и «Поклонение волхвов».
Выйдя из церкви Св. Франциска, мы свернули в первую же улочку и сразу попали в »Терра» — старый город. Это было что-то невероятное! Настоящий белый лабиринт из лесенок, арок и переходов, настолько открыточно выразительных, что, оставляя достопримечательности на потом, мы немедленно устроили фотосессию.
Очнулись от безудержного фотографирования себя-любимых только минут через 40, таким захватывающим оказался процесс поиска всё новых «фотогеничных мест» и живописных уголков, коих в Остуни, ну, очень много.
В городе, зажатом в древнем своём обличье, нет места ни для единого деревца или клумбы, но современным его жителям хочется зелени и эстетики, и они попросту выставляют прямо на улицах цветочные горшки самых разных размеров.
Подобный способ озеленения мы позже видели и в других маленьких городах Апулии, но нигде этих кашпо и горшочков не было так много, как в Остуни.
Рельеф старого города настолько неровный, что многие улицы представляют собой лестницы, где-то большие и широкие, а кое-где узкие и кривенькие. Вкупе с многочисленными арочными проходами и панорамными террасами все это выглядит необычайно привлекательно.
Пока я готовила фотографии для этого рассказа, вдруг подумала, что были ведь времена, когда практически полное отсутствие людей в неком туристическом месте было редкостью и не означало в нашем понимании «карантина и изоляции». Тогда, в Остуни, я просто радовалась нашему одиночеству и лишь на краю сознания немного удивлялась.
Дело в том, что по приезде мы видели много туристов на главной площади и тур. автобусы, и гидов с большими группами. По сравнению с другими городками Апулии, начавшими погружаться в сон, Остуни показался очень туристическим, почти как Альборобелло. Но тот — визитная карточка региона, и остаётся востребованным даже не в «сезон».
Потом, конечно, возле главных достопримечательностей города, наблюдалась привычная толкотня, это только лабиринт жилых районов Остуни, где мы так долго гуляли, оказался столь обширен и запутан, что даже при большом стечении гостей здесь находились тихие живописные закоулки.
Естественно, в таком популярном месте нам повсюду встречались симпатичные остерии.
То совсем крошечные, на пару столиков, то настоящие находки, разместивниеся в древних стенах со старинной кладкой и низкими арочными сводами.
Обедать было ещё рано, а вот переходить от осмотра открыточных задворков к чему-то более весомому, вроде аппулийского барокко, уже пора. Но едва приблизившись к историческому центру и его достопримечательностям, мы снова отвлеклись на фотосессию. Только на сей раз устроенную не нами.
Остуни преподнес нам весьма приятный подарок — мы стали свидетелями настоящей, профессиональной фотосессии под названием «Цветущая юность».
Стайка красивых девчушек в сопровождении стилистов и фотографов позировала на фоне старых стен исторического центра, и хотя я, сделав несколько снимков, решительно зашагала в сторону Кафедрального Собора, юные прелестницы тоже не стояли на месте, так что в ходе осмотра достопримечательностей мы то и дело с ними пересекались.
Кафедральный Собор в Остуни посвящен Успению Девы Марии. Здесь его называют просто «Ассунта». С 1902 года Собор считается памятником национального значения. Возведённый в 15 веке, в характерном для того времени поздне-готическом стиле, собор украшен изысканно нарядной розеткой.
Cathedral of Saint Mary of the Assumption
Для меня стало большой неожиданностью узнать, что эта цельнокаменная роза из трёх концентрических кругов с 24 и 12 колоннами и центральной фигурой Христа в окружении семи херувимов, является второй по величине в Европе.
В настоящее время собор является, скорее, музеем, хранящим внутри произведения искусства. Во всяком случае, вход туда платный, хотя и за символическую цену в 1€.
Небольшую площадь напротив собора замыкает элегантная арочная лоджия (L’Arco Scoppa), соединяющая Епископский дворец (Palazzo Vescovile) и старую семинарию (Palazzo del Seminario), в которой сейчас находятся епархиальная библиотека и архив.
Здесь, возле арки Скоппа мы снова встретились с очаровательными девчушками, и хотя «Цветущая юность» хорошенько отвлекала наше внимание от достопримечательностей Остуни, зато их присутствие чудесно оживляло общий вид любого из мест.
Снова с трудом оторвавшись от наблюдения за их фотосессией, мы пошли посмотреть еще одну достопримечательность Остуни — Церковь Святого Вита-мученика (Chiesa di San Vito Martire) 18 века, фасад которой выполнен в стиле рококо. Сфотографировать церковь непросто, она зажата в узкой улочке, и её основание поднято довольно высоко от мостовой, будучи построено на остатках предыдущих средневековых зданий.
Внутри церкви Святого Вита находятся 5 каменных алтарей большой художественной ценности.
В целом, исторический центр оказался очень мал, но следуя совету путеводителя, который я читала на ходу, дабы ничего не упустить, мы пошли смотреть на аристократические дома. Знатные фамилии Остуни лично мне ни о чём не говорили, но само звучание, как песня, только послушайте: Фальгьери, Джовине, Айрольди, Пальмьери…
Эти аристократические дома, некогда принадлежавшие знатным семьям, оказались совершенно ничем не примечательными с виду, и определить их получалось по наличию рыжих порталов из «пьетра ди Лечче», тут и там украшающим белые стены. Такие порталы из дорогого материала считались в средневековье роскошными, и позволить их себе могли только богатые люди.
Как-то незаметно для себя мы вышли на окраину города, где сразу через дорогу начинались сельскохозяйственные угодья и виднелись конусообразные крыши сарайчиков-трулло. В долине Итрия обычные подсобки на полях традиционно строят в виде трулло, хотя они совсем простые, не приукрашенные для туристов, как в Альборобелло.
В этот день с долиной Итрия нам предстояло более подробное знакомство, но находясь в Остуни, мы об этом ещё не догадывались…
Теги:
Культурно-познавательный туризм, Самостоятельные путешествия