На Горнерграт (№ 4 на карте 1) мы отправились во второй день пребывания в Церматте. Гора эта относительно невысока, чуть больше 3 км, и с неё открываются прекрасные виды на Маттерхорн и ледник Горнер, второй по величине в Альпах.
На Горнерграт (№ 4 на карте 1) мы отправились во второй день пребывания в Церматте. Гора эта относительно невысока, чуть больше 3 км, и с неё открываются прекрасные виды на Маттерхорн и ледник Горнер, второй по величине в Альпах.
Плюс наверх можно заехать прямо из Церматта по зубчатой железной дороге, поднимающейся почти на полтора километра, а потом спуститься вниз среди красивейших альпийских пейзажей, не особо напрягаясь. Упустить такую возможность при хорошей погоде было бы просто непростительно.
Узкоколейная железная дорога из Церматта на вершину Горнерграта длиной 9 км была построена в 1898 году. Она с самого начала была электрифицирована и оборудована зубчатой тягой, поскольку уклон пути составляет в отдельных местах до 20 градусов. На дороге пять промежуточных станций, что удобно для трекинга в районе Горнерграта. Эта дорога — главная «рукотворная» достопримечательность Церматта, поскольку позволяет легко и комфортно полюбоваться пиком Маттерхорна и фантастическими пейзажами с ледниками, спускающимися с окружающих Церматт четырёхтысячников.
Одевшись потеплее (поскольку температура наверху градусов на 10 ниже, чем в Церматте), ранним утром мы сели на поезд и отправились наверх. Первое, что бросилось в глаза — стоявший в низинах густой туман и низко висящие облака, частично закрывавшие Маттерхорн.
На вершине туман стал ещё гуще, так что видно было очень мало. При этом, правда, вид на ледники был какой-то сюрреалистический.
Мы набрались терпения и стали ждать, когда туман рассеется. Когда это произошло, мы смогли разглядеть в деталях отель на вершине. Его построили в 1907 году и почему-то оборудовали астрономической обсерваторией с двумя телескопами. Видимо, в те времена светового загрязнения ещё не было, и по ночам в ясную погоду было хорошо видно звездное небо.
Когда тумана стало еще меньше, из-за здания отеля выглянула верхушка Маттерхорна!
Когда прояснилось, мы смогли получше разглядеть и саму станцию. Помимо отеля, там есть также ресторан с простой едой, но распложенный на панорамной террасе с видами на ледники. Можно просто выйти на станции, побродить вокруг, полюбоваться видами и вернуться поездом обратно. Большинство туристов так и делает.
Виды с вершины Горнерграта просто поразительны. Ледники так близко, что кажется, их можно потрогать рукой. Маттерхорн виден во всей своей красе, так же как и другие пики, окружающие со всех сторон Церматт. Побывав тут, понимаешь, зачем швейцарцы построили эту дорогу больше 120 лет назад и проникаешься уважением к их предусмотрительности.
Швейцарцы, конечно, думали и о финансовых выгодах и наверняка окупили свои расходы много лет назад. Но попав сюда, забываешь об уплаченных за билет деньгах (а это без использования Swiss Pass около 90 долларов туда-обратно), настолько впечатляют пейзажи, увидеть которые так легко можно, наверное, только раз в жизни. Сразу скажу, что фотографии не могут полностью отразить увиденного и передать то ощущение восторга, которое там возникает.
С вершины Горнерграта мы спустились на одну станцию вниз к озеру Riffelsee. Здесь мы собирались сделать открыточный снимок Маттерхорна с его отражением в озере. Однако не получилось из-за облаков и ряби на воде, но всё равно было очень красиво.
От этой развилки мы сделали короткий марш-бросок к леднику Горнер (Gornergletscher), который захотелось увидеть ещё ближе. Для этого мы прошли около 2-х километров в направлении Monte Rosa Hutte, небольшого приюта для альпинистов. Ледник Горнер раньше сливался из двух ледников: собственно Горнер (слева на фото ниже) и Гренц (справа, между пиками Дюфур и Лискамм). Сейчас смычка между двумя ледниками растаяла, и поэтому текущий дальше вниз ледник следовало бы переименовать в Гренц, но его по традиции продолжают называть Горнером.
Согласно замерам 2013 года (более поздних данных найти не удалось), ледник Горнер имел в длину 12 км, в ширину — 1,5 км и площадь — 41 кв.км. По этим параметрам он числился вторым по размерам ледником в Альпах, но к настоящему времени наверняка уже стал меньше. Ниже по течению в Горнер впадает еще порядка 5 более мелких ледников. Его талая вода образует речку Matter Vispa, на которой стоит Церматт.
Сходив к ледникам, мы начали спуск вниз к станции Riffelalp (№ 5 на карте 1). В путеводителях написано, что самые красоты при спуске находятся в пределах трёх станций вниз от Горнерграта, дальше начинается лесистая часть и уже не так впечатляюще красиво. Сама дорога была несложная, без обрывистых скал, но постоянно вниз под гору, так что наибольшая нагрузка пришлась на колени. Расстояние не очень большое, порядка 4-х километров, но шли мы долго из-за постоянных остановок на съёмку.
Где-то на этих лугах, над самым обрывом, находится станция Riffelberg. Подойдя к ней, мы увидели красивое зрелище: высоко в небе над станцией летали дельтапланеристы. Потом мы поняли, что они завозят свою технику на поезде, а затем спускаются отсюда вниз в долину. Просто дух захватывает, когда представишь, какие виды им открываются сверху.
Недалеко от станции мы наткнулись на небольшое стадо валлийских черномордых овец — удивительно забавных домашних животных, обитающих на высокогорьях кантона Вале (отсюда их название). У них длинная густая белая шерсть, закрученные спиралью рога (как штопор:) и заросшие чёрной шерстью морда и нижняя часть ног. Все время, пока мы вокруг них прыгали с фотоаппаратом, они, уткнувшись носом в землю, щипали траву. Так что «личико» своё они нам так и не показали, а жаль — вид бы был очень необычный, мягко говоря (см. такого рода фото, найденное в интернете).
На станции Риффельберг находится гостиница Riffelhaus — старейший горный отель Церматта, построенный в 1855 году. Здесь побывали многие знаменитости, в том числе и Марк Твен, известный американский писатель. Он поселился тут в августе 1878 года, поднявшись пешком из Церматта (железной дороги тогда ещё не было), и провел здесь некоторое время, наслаждаясь ежедневными прогулками и написав сатирический рассказ «Восхождение на Риффельберг». В нем Марк Твен издевался над огромной суетой, которая окружала экспедиции 19-го века по исследованию гор вокруг Церматта.
В честь Марка Твена назвали тропу Riffelberg — Riffelalp. Это — зрелищный маршрут по склону Горнерграта, с которого открывается панорамный вид на множество горных вершин, включая знаменитый Маттерхорн. Также очень хорошо и далеко просматривается долина, в которой расположен Церматт. Мы прошлись по этой тропе и в полной мере оценили её красоту.
На станции Riffelalp мы сели на поезд и приехали в Церматт. Так завершился насыщенный впечатлениями и прекрасными видами день в Альпах, который мы ещё долго будем вспоминать. Впереди нас ждала Женева, последний город в нашей швейцарской поездке 2018 года.