Продолжим прогулку по Петроградскому району Санкт-Петербурга.
На пересечении набережной реки Карповки и улицы Литераторов расположено небольшое интересное здание, построенное в 1906–1907 годах по проекту гражданского инженера Зазерского Алексея Ивановича.
Это бывшее здание трамвайной подстанции, одно из первых в своем роде в Санкт-Петербурге, предназначенное для обслуживания трамвайных маршрутов № 2 и № 3, следовавших от улицы Садовой по Каменноостровскому проспекту в сторону Новой деревне.
Здание состояло из двух частей -жилого дома для работников подстанции, выполненного в стиле ар-нуво и пристройки-подстанции с большими окнами.
В послевоенное время трамвайные пути с Каменноостровского проспекта были убраны, а в здании разместились различные службы городского хозяйства. В настоящее время в нем располагаются административное здание ОСП «Энергохозяйство» «Горэлектротранс» и тяговая подстанция № 2.
Через дорогу на улице Литераторов № 17 привлекает внимание красивый яркий особняк с башенкой, украшенный майоликовыми фризами — бывшее владение актрисы императорских театров Марии Гавриловны Савиной и ее третьего мужа, видного театрального деятеля, мецената Анатолия Евграфовича Молчанова.
Меня очень увлекла история этой пары, больше ста лет их нет на этом свете, а дом стоит…
В девичестве Подраменцева, Мария Гавриловна в 16 лет уже играла в провинциальном театре и дабы избавить себя от назойливых поклонников, вынуждена была выйти замуж за посредственного актера — Савина, грубого, да к тому же пьяницу. В 1874-м году, в 20 лет, она к огромному своему счастью смогла покинуть мужа и уехать в Петербург. В столице судьба благоволила к актрисе — она устроилась в императорский Александринский театр и ее первый выход на сцену начался с небольшой роли. Первые слова по ее роли были — «Здравствуйте! Это я!» и они оказались пророческими, определив судьбу актрисы, которая вскоре заняла в театре особое почетное место.
В 1877-м году актриса попадает в сети блестящего красавца, адъютанта Великого князя Владимира Александровича, аристократа Никиты Всеволожского. Отношения закончились браком, но женитьба на актрисе для великосветского общества это моветон и адъютант был вынужден подать в отставку! Последующие события всего лишь следствия в поведении слабохарактерного и подверженного влиянию слабого человека: охота, карты, кутежи, продажа имения за долги, уезд за границу и развод.
И лишь встреча с богатейшим потомственным почетным гражданином, одним из директоров Русского общества пароходства и торговли, Анатолием Евграфовичем Молчановым позволила Марии Гавриловне забыть о всех невзгодах.
Любовь Молчанова к театральному искусству привела его в Дирекцию императорских театров, где с 1887 года он служил чиновником по особым поручениям.
Талантливая, знающая себе цену Савина много выступала в драматургии А. Н. Островского, который поручал ей все главные роли в своих пьесах. Актрисе особо хорошо удавались роли «тургеневских женщин». Едва Савина обрела материальное благополучие, она стала заниматься благотворительностью и масштаб этой ее деятельности был огромен.
В 1905 году Молчанов заказал гражданскому инженеру Михаилу Федоровичу Гейслеру проект дома с башенкой для своей любимой женщины. В 1907 году свадебный подарок — двухэтажный особняк в стиле модерн, фасады которого украшала лепнина и узоры с растительным орнаментом, был возведен. В 1908-м году пара въехала в особняк, а в 1910-м, когда обоим было далеко за 50 лет, состоялось венчание.
Молчанов, будучи человеком обаятельным и широкой души, во всем поддерживал жену.
Вместе они основали «Дом ветеранов сцены», открытый при Русском театральном обществе и носящий имя Савиной.
Но в 1915-м году неожиданно и скоропостижно умирает Мария Гавриловна. Получив такой страшный удар, Молчанов в этом же году в большей части особняка создает музей Савиной. В 1918-м году он совершенно безвозмездно передает музей вновь созданному государству и счет в банке на его содержание, а сам переезжает жить в «Дом ветеранов сцены». В 1921-м году Молчанов умирает.
Музей Савиной, единственный в нашей стране, спасти не удалось, революция, затем война своей разрушительной волной коснулись и его.
В настоящее время особняк недоступен для осмотра, в нем располагается офисный центр частного бизнеса.
Буквально на днях разыскивая на карте Санкт-Петербурга очередной объект, я случайно натолкнулась на расположенный на Петровском острове по адресу: Петровский проспект, 13 Дом Ветеранов Сцены им. М. Г. Савиной.
Такое совпадение! Поэтому в ближайшую свою поездку в Санкт-Петербург я постараюсь доехать до него, запечатлеть, а потом рассказать и показать вам.
Бывая в разных странах, древних городах, любуясь потрясающей природой, горами, озерами, лесами, мы удивляемся их невероятной красоте и поражаемся счастьем местных жителей: Как им живется в таком чудесном месте, замечают ли они его или привыкли и воспринимают как фон?
Так и я, сколько лет ходила мимо следующих домов на Петроградке, представленных ниже, замечая их, но лишь вскользь, как дополнение к маршруту. И вот сегодня восполняю пробел по нескольким домам и самый первый, о котором хочу рассказать это необычный дом, словно сошедший со страниц русских сказок.
Дом- терем, и украшающие его балконы, выступы, башни, необычная высока крыша — это бывший Доходный дом Бориса Яковлевича Купермана.
Дом, в котором гармонично сочетается петербургский модерн и неорусский стиль занимает островок, пространство между тремя улицами: Чкаловский проспект, улица В. Вишневского и улица Плуталова.
В 1911-м году инженер-технолог Борис Яковлевич Куперман покупает свободный земельный участок и для создания проекта дома приглашает архитектора Александра Лишневского. В конце весны начинается строительство каменного пятиэтажного, а в средней его части шестиэтажного углового дома, фасады которого напоминают суровые образы северных русских монастырей. Внутри дома предусмотрен небольшой дворик. В процессе строительства Лишневский продает два своих два, расположенных на других улицах города и выкупает Доходный дом у Купермана.
Через 1,5 года, осенью 1912-го строительство дома было закончено, и владелец самого своего яркого архитектурного детища Александр Лишневский со своей большой семьей поселился в нем на 2-м этаже.
На первом этаже, как это обычно водилось расположились торговые помещения, магазины. В мансардном этаже Лишневский построил для себя башню, художественную мастерскую.
Владельцем дома Лишневскому удалось пробыть недолго — в 1918-м счастливое время закончилось и началось другое- суровое, жестокое.
Жена и дети вскоре покинули страну, Лишневский отказался бросить свое любимое дело-архитектуру. В 30-е годы под его руководством строились жилые дома и учебные заведения. В 1942-м году он был вывезен из Ленинграда в тяжелой стадии дистрофии, вскоре и умер в госпитале.
В настоящее время дом живет, он нужен многочисленным жильцам, а его первые этажи по- прежнему отданы торговле. Мы часто ходим в фермерский магазин, расположенный там и каждый раз я любуюсь сочетанием архитектуры, каменной резьбой и орнаментом.
Со всех сторон дом выглядит по — разному, по-своему и обходя его по кругу можно видеть самые удивительные ракурсы.
Но что опять интересно: Куперман лишь пару лет владел землей под домом, но именно его имя, а не Лишневского официально закреплено за зданием.
Прямо напротив Доходного дома Купермана, на пересечении Чкаловского проспекта и улицы Всеволода Вишневского расположен очень красивый угловой дом, построенный в 1911–1913-х годах по проекту группы архитекторов Розензон Меера Давидовича, Белякова Семена Матвеевича и Павлова Федора Демьяновича. А заказчиком была жена крестьянина Смоленской губернии Устинья Ивановна Хмелева!
Вот, оказывается, как жили некоторые крестьяне в начала прошлого века! Доходный дом большой, шестиэтажный, внутри двора флигель и вообще семиэтажный, швейцарская, дворницкая, каретный сарай. Квартиры в доме были трех — пятикомнатные, на первом этаже как водится — магазины. На втором этаже дома разместили трактир. Размах строительства большой, но построенный перед самой Первой Мировой войной дом был не очень востребован жильцами, а с 1916-го года все этажи дома и вообще занял лазарет. После смерти хозяйки дом перешел к ее сыновьям — Василию и Филиппу.
В настоящее время дом, как и многие многоэтажные доходные дома, занят жильцами, первые этажи магазинчиками и различными службами.
Следующий дом по улице Всеволода Вишневского № 11, он тоже угловой, но плавно огибает улицу.
Этот доходный дом был построен в 1911–1913-х годах по заказу акционерного общества «Архитектор». Проект дома в стиле неоклассицизм выполнил инженер Валентин Павлович Голубкин. АО занималось строительством, арендой, перестройкой зданий. В этом доме для жителей трех-четырехкомнатных квартир были предусмотрены все существующие на тот момент удобства: центральное отопление, лифт, подача горячей воды, на первом этаже дворницкая и швейцарская.
В этом доме с 1927 по 1931 годы в квартире № 28 со своей семьей жил известный советский летчик Валерий Павлович Чкалов. И именно в этой квартире в 1928-м году в семье родился сын Игорь.
Переместимся в самый конец небольшой улицы Всеволода Вишневского, здесь на пересечении с набережной реки Карповки расположен еще один Доходный дом М. Ф. Трифахина, построенный по проекту гражданского инженера Константина Николаевича де Рошефора в стиле модерн.
В истории дома есть интересные факты: 10 октября 1917 г. в квартире большевички Г. К. Флаксерман состоялось историческое заседание ЦК РСДРП(б), на котором было принято решение о подготовке к вооруженному восстанию и образовано Политбюро ЦК во главе с В. И. Лениным. С 30 апреля 1938 по 1990-е годы в квартире работал мемориальный музей В. И. Ленина. По состоянию на 2011 год в этой квартире — музее, закрытом для публики, находился музейный архив.
На другой стороне набережной реки Карповки расположен Свято-Иоанновский ставропигиальный женский монастырь.
В начале 1899 года священник Русской православной церкви Иоанн Кронштадтский в своем родном селе Сура основал Иоанно-Богословскую женскую обитель, а затем решил создать подворье в Санкт-Петербурге.
На берегу реки Карповки на Петроградской стороне был куплен небольшой участок, а вторую, недостающую часть преподнес в дар потомственный почетный гражданин Семен Григорьевич Раменский.
В 1902 году по проекту епархиального архитектора Н. Н. Никонова комплекс монастыря был возведен. В последующие шесть лет были построены дом причта, лазарет, мастерские, типография, кельи на 200 сестер, в подвале небольшая усыпальница.
В 1915-м году в саду монастыря была построена часовня, рядом с котором были погребены князь Александр Константинович Горчаков, участник Первой мировой войны, скончавшийся в 1916-м году от ран и губернатор Санкт-Петербурга граф Александр Васильевич Адлерберг, скончавшийся в 1915-м году.
После революционных декретов монастырь был закрыт. Монахини организовали Карповскую женскую трудовую общину и смогли продержаться до осени 1923 — го года.
А затем в храме разместили клуб, а другие здание монастырского комплекса передали Государственному научно-мелиорационному институту. В 1932-м году власти вновь взялись за монахинь — всех найденных арестовали и отправили в ссылку.
В годы Советской власти кто только не занимал монастырские здания: театр, общежитие и квартиры, швейный цех, ДОСААФ, вычислительный центр и прочие.
Епархии монастырь вернули в 1989 году, а в 1991-м н стал именоваться Свято-Иоанновским ставропигиальным женским монастырем.
14 июня 1990 в Петербург прибыл Патриарх Алексий II, чтобы совершить канонизацию Иоанна Кронштадтского и эти торжества проходили у стен монастыря.прямо под открытым небом.
Доходный дом Р. И. Бернштейна на пересечении Каменноостровкого проспекта № 54 и улицы профессора Павлова построен по проекту созданному архитектором Дмитрием Андреевичем Крыжановским в 1910- 1911 годах.
Фасад дома частично облицован плитами скальной фактуры. Двор-курондер располагается со стороны улицы профессора Попова. Дом является памятником архитектуры федерального значения. В 2001 г. дом включён в "Список вновь выявленных объектов, представляющих историческую, научную, художественную или иную культурную ценность".
Башня, украшаюшая здание, несколько лет назад сгорела, но позднее была востановлена.
А это дом рядом расположен рядом со сквером имени писателя Шевченко, по адресу Малый проспект ПС дом № 85. Не нашла о нем никакой информации.
А теперь прервемся, хватит гулять по улицам Петроградского района, немного суровым, солидным и серьезным. А отправимся в парк кататься на роликах!
В тот солнечный весенний день хотелось на природу, свободы, свежего ветра с Финского залива — а он и не заставил себя долго ждать, дул так, что скомкал финал нашей прогулки.
Выбор наш пал на Приморский парк Победы, который находится на Крестовском острове в замечательном месте на берегу Финского залива, в окружении рек
Он был заложен в честь морских побед, одержанных Советским Союзом в Великой Отечественной войне буквально за один октябрьский день 1945 года. На территории были высажены липы, обустроены газоны, цветники. На сегодняшний день по количеству и разнообразию видов высаженных за все время деревьев, Приморский парк по праву можно считать вторым Ботаническим садом.
На территории Приморского парка Победы в мае 2003 года открылся один из самых больших парков аттракционов в России — Диво — Остров.
Аттракцион «Русские горки»
Слева на фото: аттракцион «Бустер», справа: аттракцион «Седьмое небо»
Аттракцион «Бустер» в действии.
Парк в парке, в котором огромное количество активных развлечений, крики-визги-хохот постоянно доносятся с летающих, кружащихся, резко падающих вниз действующих аттракционов.
Слева на фото: аттракцион «Бустер», справа: аттракцион «Седьмое небо»
Аттракцион «Седьмое небо»
Центральная аллея парка начинается на площади у фонтана.
Роскошный фонтан расположен на пересечении Северной и Южной аллей и главного променада - Батарейной дороги. Наполненная водой гранитная чаша диаметром 40 метров с бьющимися источниками без сомнения является украшением парка, создавая какую-то праздничную ауру. Струи, выстреливающие на разную высоту, а центральная на 15 метров, в тот день разлетались на несколько метров за пределы чаши, подчиняясь резким порывам ветра.
Сфотографировать фонтан без зрителей, без позирующих взрослых и балующихся детей весьма проблематично, скорее даже практически невозможно.
Заканчивается центральная аллея парка - Батарейная дорога, площадью, на которой в 2016 году вместо стадиона имени «Кирова» был построен новый стадион «Газпром Арена».
Очень хотелось прогуляться по окрестностям стадиона, но ветер с залива грозил подхватить и унести в дальние дали, посему оставила прогулку на более благоприятную погоду.
Но ничего не мешало уединиться на берегу Лебяжьего пруда, под защитой деревьев, едва прикрытых нежной весенней зеленью.
Читала, что этот пруд своего рода лебединый питомник, откуда появилось и название, но на этой стороне кроме уток и чаек пернатых не наблюдали.
На другой стороне Лебяжьего пруда на берегу находится красивая, белоснежная беседка Ротонда.
Нагулявшись, надышавшись свежим воздухом, в ребенок и накатавшись, мы отправились домой, восполнять потраченную энергию!))
Еще пара фотографий Лахта центра, 462-метровый небоскреб виден со многих точек города.