Далекое-далеко. Я в гостях. Хозяйка, в соседней комнате, разучивает что-то за роялем. Наши дети — четвероклассники, тоже уединились в пространстве большой трехкомнатной квартиры, и сокровенно разговаривают о смысле жизни. А я, в кабинете напротив, рассматриваю подшивку Русской музыкальной газеты — периодического издания, родившегося в XIX веке. Такое богатство! Семейная реликвия моих знакомых! За окном дождь, почти ливень, но я рада ему. Я с восторгом читаю, опубликованные в газете позапрошлого века, письма Вагнера к Матильде Везендонк и хочу только одного: чтобы дождь не кончался! Ведь тогда придется прервать чтение и засобираться домой.
(Матильда Везендонк)
Музыку Вагнера знаю неплохо, но, кажется, впервые начинаю проникаться харизмой этого великого человека, ибо его письма — это не просто «литературные шедевры», но такая прорвавшаяся сердечная страстность, что можно тотчас попасть в плен, даже через века.
И вот я в знаменитом Баварском Байройте — в городе, а скорее городке, который для каждого человека, причастного мировой культуре, является обителью Рихарда Вагнера.
Здесь находится знаменитый на весь мир театр «Фестшпильхаус», что был построен под руководством самого композитора, для постановки только его опер и потому, воплотивший важные особенности его знаменитой оперной реформы.
Я никогда не была «вагнерианкой». Известно — сколько у этого композитора, еще при его жизни, было, как сейчас говорят — фанатов. Да и сейчас, их — сотворивших из Рихарда Вагнера кумира для поклонения, наверное, тысячи и тысячи, по всему миру. А на летние фестивали, когда только и оживает его знаменитый театр (особой конструкции) — послушать оперы Вагнера съезжается мировая элита.
Дресс-код? Конечно! Если каратность ваших бриллиантов не столь впечатляющая — можете и не стараться купить билет на спектакль… (В каждой шутке, есть доля шутки).
Не верите? Так вот вам: Билеты на фестиваль продают по записи, и очередь может быть лет на десять вперед (и здесь я нисколько не шучу — проверяла сама).
Правда, этот рассказ я начала писать еще до пандемии, которая внесла свои коррективы, но так было!
Думаю, что после такого своеобразного вступления, небольшому кругу заинтересовавшихся читателей, станет вполне понятно, что в Байройт я ехала с душевным трепетом и даже восторгом.
Гений этого места могуч! Я имею в виду понятие «genius loci» — в римских древних верованиях — это дух-покровитель конкретного места на земле.
Впечатления от того путешествия оказались столь объемным, что я долго откладывала написание этого рассказа. Еще и трех лет не прошло, с момента посещения, а я и сейчас, не уверена, что смогу перелить все свои впечатления в слова. Сколько раз начинала писать этот рассказ, но все кончалось тем, что включала музыку Вагнера и, углубившись в прослушивание, вновь забывала о своем рассказе.
Рихард Вагнер — фигура противоречивая, это, несомненно. Признаюсь, постоянно увлекаешься, через знакомство с его публицистикой то восторгом, то возмущением (он обладал литературным талантом, несомненно). Его поклонники и хулители в веках легко доказывали свои позиции — почитания или ненависти, обращаясь и к фактам жизни композитора, и к его литературному творчеству, где, кажется, можно было найти обоснования, позиции любой из враждующих сторон — «вагнерианцев и антивагнерианцев».
В Израиле и сейчас, Вагнер — запрещенный композитор…
Мне же хотелось проникнуть в глубину мироощущения гения, и понять его, прикоснувшись к жизни его семьи именно в Байройте, где, он наконец-то обрел, как ему казалось, настоящий покой.
Вилла в Байройте строилась под его руководством и должна признаться, архитектурная задумка жилища вполне оригинальна!
Талантливый человек, как правило, талантлив в разных областях. У меня такое впечатление, что он мог бы стать и гениальным архитектором, инженером, не случайно в его музее так много чертежей, которые занимают свое место рядом с партитурами нотного текста.
Сегодня вилла Рихарда Вагнера — это музей композитора, в который я и желала попасть (ни о чем другом, как-то даже и не мечталось).
Свою виллу он назвал «Ванфрид» — иллюзия мира и покоя, к которому он вроде бы стремился всю жизнь. Но так ли это!
Родился в 1803 году, воспитывался отчимом, который был причастен театру и, кажется немало вложил в названного сына. К несчастью, мальчик осиротел второй раз в восемь лет, но слова, которые произнес отчим умирая: «а нет ли у него, в самом деле, таланта к музыке!» оказались прозорливыми.
Мать, уже всецело взявшая на себя заботы о сыне, после смерти мужа, была против театральных и музыкальных увлечений Рихарда.
Однако, запреты, нередко формируют и закаляют характер.
В 15 лет будущий композитор, более мечтающий о театре, нежели музыкальном поприще, написал большую трагедию «Лойбальд и Аделаида». Матери и пятерым сестрам, которые были музыкантами и солистами оперы (и как тут не стать оперным композитором, несмотря на запреты), его драма не понравилась.
Тогда он решил написать к тексту еще и музыку — чтобы трагедия лучше воспринималась зрителями и слушателями. Вот тогда все и началось! Полный синтез музыки и драмы! Написание либретто опер самим композитором, да и опера отныне переименовывается в музыкальную драму… Это лишь некоторые постулаты его авторского credo, которое формировалось постепенно.
Великий самоучка, в области музыки, он в неполные 30 лет, становится придворным капельмейстером Дрезденского оперного театра!
Тогда в его авторском портфеле уже были и оперы, и симфонические произведения, опыт руководства разными музыкальными театрами и пестрые впечатления от публичных исполнений его произведений в разных городах Германии и не только Германии — например, первое знакомство с парижской публикой…
Когда-то одним из методов обучения музыке (сам придумал), были его переписывания чужих музыкальных партитур, которые он, конечно же, анализировал и постепенно музыкально вразумлялся.
Он, конечно, пытался в свое время получить профессиональное музыкальное образование и поступил в Лейпцигский университет, но беспутная студенческая жизнь его захватила всецело, так что времени на занятия, постоянно не хватало. Тогда он бросил университет и стал брать частные уроки у Теодора Вейнлига — кантора церкви св. Фомы (должность, которую когда-то занимал сам Иоганн Себастьян Бах).
Нет ничего более скучного, чем чтение и нудный пересказ биографии гения. Сама жизнь всегда намного интереснее!
Первый раз он женился в 22 года на примадонне из Магдебурга, Минне Планер. Он добивался ее руки два года и его не смущало то, что дама его сердца — еврейка.
Поэтому оставим в стороне антисемитские настроения Вагнера, которые впоследствии взяли на щит его потомки — наци в Германии. Но отметим, что сам он, к сожалению, достаточно решительно декларировал определенные, спорные взгляды, в своих письмах и литературных эссе. При этом в окружении Вагнера было много евреев, которые помогали ему в его профессиональном становлении, поддерживали и морально, и материально. Вагнер не был скромником. С раннего возраста, он верил в свою гениальность, так что мог бы догадаться, что его архивы будут читать потомки… Но он всегда был во власти эмоций и страстей. Часто высказывал прямо противоположные мнения, ибо его эстетические позиции претерпевали изменения, а он не стремился к их корректировке в своих дальнейших публикациях.
Писал о том, как чувствовал и о чем думал. Это, кстати, всегда интересно!
Так в своей серьезной статье «Немецкая опера», он в одном случае отдавал дань итальянцам, их музыкальности: «… именно голос является тем органом, посредством которого человек может музыкально высказаться… В этом отношении итальянцы имеют по сравнению с нами огромное преимущество: красивое пение — их вторая натура».
В то же время, ранее он писал: «Разговор и пение на итальянском языке казались мне изобретением дьявольской машины… Во мне сложилось настолько прочное отвращение ко всему итальянскому, что даже очень много времени спустя я доходил в этом отношении до проявлений самой страстной вражды».
Но вернемся к его первой влюбленности.
Их брак с Минной длился 30 лет, хотя отношения были порою и бурные, и странные, так как измены происходили с обоих сторон. Вообще Вагнер влюблялся постоянно и эти состояния влюбленности в прекрасных женщин, давали ему импульс для творчества.
Сейчас молодые люди, наверное, сказали бы, что Рихард и Минна были немножечко «crazy».
Но кто в молодости не бывает crazy!
В начале своей супружеской жизни они жили в Риге, но так задолжали кредиторам, что вынуждены были спасаться бегством, причем с помощью контрабандистов. Переходили границу под пулями пограничников.
Достигнув Пиллау, решили отправиться морем в Лондон, а потом в Париж, который, как музыкальная столица того времени, манил особенно.
Морем решили отправиться в первую очередь ради огромного пса, по имени Роббер, которого им недавно подарили.
В путешествии их застал шторм. Тогда Вагнер впервые услышал легенду о Летучем голландце, а в результате впоследствии появилась одноименная замечательная опера.
Так что знакомиться с событиями жизни великих творцов важно не из любопытства, а чтобы лучше понять их замыслы и воплощения.
Но, кажется, я увлеклась рассказом о Вагнере, а целью рассказа является все же воспоминание о поездке и ярких посещениях заповедных мест.
Готовясь к поездке, я многое читала и узнала, что рядом с виллой Рихарда Вагнера находится и вилла Ференца Листа. Как-то сразу вспомнилось, что Вагнер женился на Козиме — дочери великого Листа и хотя «отец и сын» были «одногодками» и друзьями, но в этом случае, они оказались в Байройте, на соседних виллах не случайно, а по зову родства.
(Козима)
Впрочем, уже в то время, Байройт стал местом притяжения музыкантов всего мира и Листу, который принимал огромное участие в судьбе Вагнера, в продвижении его произведений, Байройтские фестивали были родными, как и семья Вагнера.
Поскольку, бывая в Байройте, все сразу же бегут в музей Вагнера, работа этого музея даже в низкий сезон дает благоприятную возможность для посещения в разное время, а вот музей Листа часто бывает закрыт — посетителей значительно меньше.
Поэтому, «сорентировавшись на местности» и удивившись тому, что вилла Листа не то, чтобы рядом, а просто находится «бок о бок», я вошла в ворота виллы «Ванфрид», но прошла мимо вагнеровской территории, где находится и могила Вагнера.
Я прошла в музей Листа, что находился слева, через узкую асфальтированную дорожку.
Издали вилла (музей) Листа казались вполне скромными.
Полдень еще не наступил. Было солнечное радостное утро. Рядом с музеем проходила группа немецких детей-школьников. Видимо у них был какой-то урок, типа «сбережем экологию края». Дети искали мусор (окурок или фантик от конфетки). Если кто-то что-то находил — звал других. Подходила учительница с приспособленными на палке щипцами схватывала найденное «безобразие». Тут же на подмогу спешил учитель-мужчина (исполнитель грязной, мужской работы). В его руках была емкость, куда учительница складывала находку. Я полюбовалась на детей. Все они жаждали найти хоть что-то! Но за все время это случилось только единожды и, несомненно, стало событием для всех. Кругом была чистота и аккуратность.
Музей оказался открыт, и я с удовольствием походила по скромному жилищу великого маэстро, которого когда-то называли «Паганини фортепьяно».
Там в Байройте я как-то совсем иначе посмотрела и во многом рассмотрела и Листа, и Вагнера. Их первое знакомство состоялось в Париже.
Вагнер — начинающий, жаждущий знакомства с великим маэстро Листом, надеялся заинтересовать его собой, своими произведениями и может быть в будущем получить в его лице могущественного покровителя.
Однако Лист, при всей учтивости беседы, в которой участвовала еще целая толпа поклонников и воздыхателей маэстро Ференца Листа, тогда просто не обратил внимание на «какого-то» Вагнера…
(Ференц Лист в молодости)
Но прошло время, постепенно познакомившись с творчеством, они оценили масштаб дарования друг друга. С тех пор Лист начал помогать Вагнеру, как он помогал и другим талантам во всем мире (не были исключением и русские музыканты).
Один гений помогал другому! Оба были темпераментными натурами, а Вагнер при этом еще и не отличался сдержанностью. И Хотя Лист помогал Вагнеру и пропагандируя его творчество, и вкладывая огромные суммы в своего друга-Вагнера, когда-то должно было наступить и охлаждение.
(Ференц Лист)
Оно случилось. В первую очередь из-за дочери Листа Козимы, которая ушла от мужа — красавца, талантливого дирижера Ганса Гвидо фон Бюлова (друга Вагнера) к тому же… Вагнеру.
Надо сказать, что Бюлов простил Вагнера (как прощали многие). Он продолжал дирижировать его произведениями, однако никогда не приезжал в Байройт, в том числе и на фестивали.
Его отношение, даже в самый критический период он выразил лишь одной короткой фразой: «Как человек Вагнер низок, но как творец — велик».
В то время, охлаждения отношений с Листом, Вагнер жил в Венеции и работал над «Тристаном и Изольдой». Как всегда, он нуждался в деньгах и просил у Листа содействия в постановке оперы «Риенци» в Веймаре.
Лист пытался помочь, хотя в это время переживал личную драму — прошел лишь месяц с той поры, когда он потерял любимого сына. Однако организовать постановку оперы не получилось.
Несдержанный Вагнер высказался в адрес Листа оскорбительно, на что, всегда учтивый Лист, впервые ответил в своем письме, с горечью: «Поскольку моя симфония и месса все равно не могут заменить тебе хрустящие банкноты, с моей стороны было бы излишним посылать их тебе. Но отныне я считаю также излишним получать от тебя торопящие меня телеграммы и оскорбительные письма».
Они примирились спустя время. Лист умел прощать и оба они умели ценить гений друг друга.
Я, как мне казалось, многое знала о Вагнере и Листе, но все же, как важны путешествия! Только в том посещении двух вилл, в Байройте, что находятся рядом, я приблизилась и к пониманию душевного устройства этих двух великих людей.
Зная мировой триумф Листа, мне было как-то удивительно ходить по скромной вилле, которая и не принадлежала маэстро, а только арендовалась Листом.
Он был скромен и отдавал намного больше, чем стремился получать. Это был не просто великий музыкант (я это знала), это была великая душа!
Я рада, что в том путешествии избрала правильный путь — сначала в гости к Листу, а уж потом к Вагнеру…
Лист скончался на этой вилле. Его последними словами были «Тристан» — название оперы, которую готовили к постановке на фестивале и в ответ на вопрос о самочувствии — страдает ли он», прошептал: «Теперь уже нет…»
Лист не хотел, чтобы из-за его кончины отменили поставку оперы…
Лист пережил Вагнера всего на три года.
Вагнер скончался в Венеции 13 февраля 1883 года (еще в январе Лист гостил у Вагнера в Венеции).
Лист ушел из жизни 31 июля 1886 года в Байройте, в организации которого принимал самое активное участие.
Я довольно подробно рассказала о своем посещении двух вилл, которые сегодня стали музеями. В моих фотоальбомах достаточно много фотографий, иллюстрирующих впечатления, полученные мною при посещении и полезные комментарии — не буду повторяться.
Здесь мой альбом, а на самом деле в подтекстовках и рассказ о музее Листа:
https://elenarossi.tourister.ru/photoalbum/40982
А здесь альбом с фотографиями посещения виллы Вагнера:
https://elenarossi.tourister.ru/photoalbum/40998
Эти альбомы хорошо дополнят мое повествование для тех, кто заинтересовался темой, но, все же, я советовала бы сначала закончить чтение этого рассказа, а уж потом, если захочется, перейти к просмотру альбомов.
Рассказывая о Бойройте и о Вагнере, я постоянно упоминала о театре Вагнера и знаменитых фестивалях. Мне посчастливилось — я побывала в театре Вагнера! Конечно же, не на спектакле — театр зимой закрыт (отопление отсутствует, практически) ибо театр устроен с таким вниманием к акустике, что отоплением пожертвовали, именно ради нее.
Я побывала в театре на экскурсии, и это «случилось случайно». Тавтология используется здесь вполне осознанно, и сочетание слов звучит здесь музыкально (или мне только так кажется…)
Я не знаю немецкого языка, но, видимо с такой заинтересованностью рассматривала экспонаты музея «Ванфрид», что величественный смотритель стал мне подробно, с симпатией к моему интересу рассказывать. Общение было на незнакомом мне немецком и плохом английском, но я все понимала. Может быть потому, что о Вагнере и сама знала многое, а экспонаты музея, только дополняли мои знания.
Однако постепенно я познакомилась и с другими служителями музея, нашелся даже парень с «казакскими» корнями, который говорил по русски. Так я случайно узнала, что буквально через 20 минут в театре Вагнера начнется экскурсия. Уже дорогие моему сердцу сотрудники музея (по-немецки сдержанные вначале) махали мне руками и дарили искренние улыбки, а я мчалась за пределы виллы, на ходу звонила новому чешскому другу, который и привез меня в Байройт, дабы он срочно подъехал к вилле и успел «подкинуть» меня к знаменитому Bayreuth Festspielhaus.
Все случилось. Были куплены билеты (даже не помню, по какой цене — недорого), и я, еще не веря своему счастью, стала ожидать экскурсию вместе с небольшой группой немцев.
Экскурсия была на немецком языке. Я ничего не должна была понимать, но с такой жадностью впитывала незнакомую речь, что пожилой экскурсовод стал обращаться ко мне даже чаще, чем к остальным, а я… почти все понимала. Наверное, потому, что и о театре знала довольно много, поэтому догадывалась о том, что объяснялось другим.
О театре Вагнера написано немало (в том числе не только музыкантами, но и архитекторами — удивительное сочетание!)
Это макет театра Вагнера.
Оперы Вагнера, которые он называл «торжественными сценическими представлениями» должны были звучать в особых условиях какого-то особого архитектурного сооружения и композитор приступил к воплощению замысла — построить свой оперный театр «для всего человечества».
(Вагнер рассказывает друзьям о проекте нового театра).
Приступил к воплощению замысла он при полном (как всегда) денежном fiasco (много долгов и никаких перспектив расплатиться). Но это же был Вагнер! В результате все получилось.
Фанаты со всего света (начиная с баварского короля ЛюдвигаII — друга, почитателя, дарителя) организовали сбор средств.
(Вагнер и его покровитель и почитатель король Баварии ЛюдвигII)
Многие музыканты участвовали в этом мероприятии. Так Ганс фон Бюлов, у которого Вагнер «увел» жену устраивал концерты, сбор от которых шел на строительство театра. Подобных примеров было немало.
Боюсь показаться скучной и долго объяснять архитектурные причуды здания, и основы оперной реформы, поэтому попытаюсь объяснить проще.
Вы можете сегодня представить, чтобы оркестр во время исполнения оперы восседал на самой сцене (отвлекая зрителей), а дирижер стоял к оркестру спиной, потому что должен был оказывать уважение публике!
Но ведь именно так и было до Вагнера!
Вагнер не только повернулся лицом к оркестру, увидев в нем великого творца своих, уже не столько «прикладных оперных», но симфонических партитур — у Вагнера действие происходит не только на сцене, но именно в музыке.
(Вагнер и Козима в кругу единомышленников)
Например, герой замышляет коварство, и в музыке развивается тема «коварства» — звучит, так называемый лейт-мотив «коварства», который уже знаком слушателям-зрителям и они понимают то, о чем только еще думает герой (хотя его сценическое поведение и его озвученные речи не раскрывают его замыслов). Таким образом, у Вагнера оперу не столько смотрят, сколько слушают. Казалось бы — надо оказать особое уважение и почитание оркестру, как это водится, через внешние признаки. Однако Вагнер наоборот прячет оркестр «под сцену» устраивая в своем театре глубокую оркестровую яму, которая чуть спускается, продолжая амфитеатр зрительного зала (новшество!) Все для того, чтобы оркестр не был виден, но только слышен, чтобы ничего не отвлекало от сценического действия. Действительно! Синтез музыки и драмы!
На вилле Вагнера располагается целый музей сохранившихся костюмов, музыкальных инструментов, эскизов декораций (хотя здесь уже стоит говорить о сценографии), прочей атрибутики из оперных постановок разных лет (начиная с XIX века).
Причем его стремление к правде заметно даже в выборе материала костюмов — дорогие меха, натуральные камни, золото… Все должно быть натуральным.
Конечно, о театре Вагнера можно рассказывать долго и для многих это будет очень интересно.
Однако далеко не каждый путешественник интересуется этой темой. Так в интернете нашла несколько комментариев о посещении Байройта типа: «городок милый, шоп-тур вполне удался»…
Так что отпустим таких незаинтересованных лиц (пусть, к примеру, посидят в кафе).
Или погуляют в саду, что напротив театра.
Ну, а мы войдем в театр с теми, кому это интересно.
Внешне театр выглядит просто (архитектор Готфрид Земпер — друг композитора) не стремился к украшательству. Впрочем, и внутри вас ничего не поразит — все просто. Знаете! Я была удивлена…
Вот такое фойе.
Все это не случайно, ведь театр Вагнера для посвященных. Ничто не должно было отвлекать от музыки и действа — так задумывалось. Спектакли Вагнера длинные. Я посидела в кресле зрительного зала и тайно решила, что застыть в одной позе «благоговения» на жестковатом стуле, в продолжении многочасового спектакля, мне было бы трудно.
Вот почему для того, чтобы купить билет на спектакль вы вначале должны написать письмо с обоснованием своего решения посетить фестиваль и доказать, что вы достойны того, чтобы вас поставили в длинную очередь на билет.
Так Петр Ильич Чайковский «оказался достоин» и в свое время на фестивале побывал.
Посмотрите на балкон — он тоже функционален.
Спектакли в театре продолжаются с 16 часов до 23-х. Имеется два антракта. Звонков к продолжению спектакля нет. На балкон выходит часть медной группы оркестра и трижды «играет сбор» — конечно это из музыки Вагнера.
(Фото из интернета)
Теперь вы понимаете — что такое театр Вагнера…
Я внимательно рассмотрела зал. Говорят, что акустика здесь потрясающая, в этом помогает даже форма зала и специальные акустические стенки с (деревянными?) колоннами, которые разделяют боковые пространства.
Традиции! И еще раз традиции. Здесь даже полы не меняли — они те же, что были и во времена Вагнера.
Особенно интересно мне было побывать за кулисами.
Здесь во времена Вагнера творились чудеса технических выдумок (правда сейчас этим уже не удивить), но для того время, это было зрелищно.
Наш водитель по театру рассказывал о том, как общались работники, обеспечивающие смену декораций и отвечающие за технические новшества, но я, признаюсь, не поняла, только оглядывала множественные пульты.
Особый трепет вызвало посещение знаменитой оркестровой ямы.
Закрытая полукружьем со стороны зрительного зала, несколько наклонная, она была необычна.
Большое значение имела и имеет посадка оркестра. Ударники располагаются так, что их звучание чуть приглушается конструкцией сцены и возникает особое выравненное звучание, особенно в моменты tutti. Музыка словно клубится из-под сцены… Это, конечно же надо слышать.
Когда-то Вагнер мечтал, что театр и фестивали станут поприщем наследника — сына Зигфрида. Однако в момент кончины композитора тот был еще мал, так что в течение 20 лет эта забота легла на плечи Козимы, которая несла это бремя с радостью и творческой ответственностью.
Впоследствии сын все же стал наследником дела (он тоже был композитором и довольно известным, но только в Германии). Затем эстафету приняли потомки, которые и до сей поры содержат дело в своих руках.
Проблем у театра и сегодня немало. Так Вагнер когда-то мечтал о театре демократическом, он строил его «для всего Человечества», а в результате театр стал местом собрания мировой элиты…
Долгое время театр жил неукоснительным сохранением традиций, а сегодня, когда каждый новый молодой режиссер стремится «стать первым в какой-либо выдумке», когда в оперу проникло так много пошлости и безвкусицы, трудно надеяться, что спектакли Вагнера и в его театре останутся «неповрежденными».
Подобный опыт уже был, но к счастью получил негативную реакцию критики.
Зимний день подходил к концу. Экскурсия закончилась, мне вручили диск с записью музыки Вагнера — совершенно бесплатно, как участнице экскурсии.
Мы возвращались в Чехию уже в сумерках. Я молчала и слушала музыку Вагнера, которая в тот день так нигде и не прозвучала, кроме как в моем сердце. Я ехала в авто и слушала свое сердце. И в этой музыке, несомненно преобладал лейтмотив Любви.
Фотоальбомы к рассказу
Теги:
Культурно-познавательный туризм, Самостоятельные путешествия