Знакомство с «белыми» апулийскими городками проходит, почти у всех, по одной схеме: приезд, обход исторического центра и отъезд в следующий город. Здесь не ищут, как правило, серьёзных достопримечательностей и музеев, здесь просто гуляют и проникаются атмосферой южной Италии, осматривая по два-три городка за день с перерывом на обед в какой-нибудь приглянувшейся остерии.
В этом апулийском «ожерелье» трудно выбрать что-то одно и назвать лучшим, все городки уникальны, каждый по своему. Но вышло так, что формат нашего знакомства с Монополи оказался чуть более расширенным. В других обстоятельствах мы бы и здесь, скорее всего, ограничились прогулкой по «читта-сторико», однако проживая в резорте, в 4 км от города, каждый свой день мы начинали с приезда на его ж/д станцию. И не упускали возможности осмотреть по пути ещё кусочек Монополи, назавтра ещё, и ещё…
Первый раз мы попали в Монополи воскресным утром и сразу оказались на празднике. Мне нравится «событийный туризм», я часто лечу в ту или иную страну прицельно ради какого-то мероприятия. Чаще всего, конечно, ради карнавалов, но если случается застать некую тусовку экспромтом, воспринимаю это, как бонус.
Так что Монополи порадовал с первых минут, едва мы заметили, что на главной площади города Пьяцца Витторио Эмануэль, что-то происходит. Здесь собрались десятки маленьких «Фиатов"500», все одной модели, причем постоянно прибывали всё новые машины.
Raduno Storici per Fiat 500
Мне это сразу напомнило выставку собак, такую, где соревнуются чемпионы одной породы, например элитные овчарки. Ну, а в Монополи явно затевались соревнования «одной породы» ретро-автомобилей. Позже интернет разъяснил, что в Монополи существует клуб любителей Fiat 500 и ежегодные ралли (или фестивали, что точнее).
Raduno Storici per Fiat 500
Основательно вникать в суть происходящего мы, конечно не собирались, хотелось просто немного посмотреть и проникнуться атмосферой, которая на площади царила радостная, играла музыка. Было много народу, местные приходили целыми семьями с маленькими детьми, так что и мы задержались здесь чуть дольше, чем планировали.
Piazza Vittorio Emanuele, заложенная в 1796 году, задумана, как место встречи старой части города с новой. Изначально её делали роскошной, в стиле эпохи Возрождения, но через 80 лет (в 1872 г.) площадь перекроили по новому проекту, превратив ее в огромный «сквер» из двух прямоугольников, обсаженных деревьями.
Как раз в тени этих деревьев мы нашли лавочку, затарились мороженками и уселись наблюдать за фиатами, за людьми и вообще… Пока я крутила головой и щёлкала фотоаппаратом, моё взятое на пробу кофейное «джелатто» успело изрядно подтаять. И стала понятна причина необычайной насыщенности его вкуса — мороженное оказалось сделано из чистого натурального эспрессо, без капли молока и даже сахара. Где ещё такое попробуешь? Вот умеют итальянцы своими джелатто удивлять, этого не отнимешь.
И доброе отношение к собакам тоже, на мой взгляд, хороший показатель человечности. В Европе я часто и с некоторым умилением это отмечаю.
Всю следующую неделю в утреннее и дневное время местных жителей на улицах было немного, зато после захода солнца начиналось настоящее столпотворение. Казалось, в Монополи никто не сидит вечером дома у телевизора. Открывались все лавки и магазины, кафе и остерии, а главная площадь города становилась даже более многолюдной, чем в воскресный день. И люди всегда выглядели такими же улыбчивыми и радостными, как в воскресенье на празднике.
Каждый день уделяя Монополи малую толику времени, мы прошлись однажды вдоль его современных кварталов, построенных на берегу. Посмотрели на обычные жилые многоэтажные здания с красивыми балконами, выходящими в сторону моря.
Пляжи Монополи растянулись на многие километры, но по большей части они необорудованные, и представляют собой целую череду скал и маленьких песчаных бухточек.
Приятно было побродить и вдоль относительно новых улиц прошлого века, где, бывает, среди самых простых домов вдруг встречается белокаменный особняк, и только по сохнущему на верёвках белью можно догадаться, что это тоже жилой дом.
И повсюду, в каждом квартале, не только в исторической части, мы непременно натыкались на какую-нибудь церковь. Итальянские города вообще отличаются изрядным количеством храмов, но именно Монополи превзошёл в этом всех своих соседей. В Апулии его называют «городом тысячи церквей».
Monopoli — città dalle mille chiese
Конечно, даже за несколько прогулок по Монополи мы не могли увидеть все его церкви, да и цели такой перед собой не ставили. Так что я расскажу здесь всего о нескольких, каждая из которых запомнилась по-своему. Постараюсь сделать это покороче.
Церковь Св. Антония отличается весьма красочными росписями.
Находится она за чертой старого города, ближе к вокзалу. Построенное в 1600 году здание сильно пострадало от бомбардировок во время 2-ой мировой войны, крыша была пробита, уничтожена колокольня, и со стороны оно вообще мало напоминает храм. От былой роскоши остался только фасад, который стоит вроде как сам по себе.
Реставрируют церковь Св. Антония пока только изнутри. Несколько самых богатых семей Монополи сделали внушительные пожертвования, и обустроили в церкви «собственные» приделы, в которых установили жертвенники, мраморные гробницы и украсили стены великолепными картинами.
На площади ХХ Сентября находится церковь Сан-Доменико, которая раньше являлась частью монастыря. В 16 веке Монополи был одним из первых городов Апулии, куда пришли монахи-доминиканцы. Свою церковь они построили здесь в 1580 году.
В церкви хранятся древние статуи Космы и Дамиана, а кроме того, сюда стоит зайти, чтобы посмотреть на роскошные алтари из туфа с лепниной, выполненные искусными мастерами из города Лечче.
Тому, кто побывал в Монополи, обязательно станет известна легенда о Мадонне дела Мадия — Богоматери на плоту. Мироточивая икона, святыня и ценная реликвия, почитаемая всеми жителями города, много веков и даже в наши времена притягивает в Монополи верующих со всего света.
История обретения иконы относится к 1117 году, когда в Монополи подходило к концу возведение кафедрального собора, а работы никак не могли окончить из-за нехватки средств на закупку бревен. Предельно сокращая легенду, выделю суть: Мадонна сама позаботилась о стройматериалах, подогнав к берегу плот. Брёвен, из которых он состоял, как раз хватило для завершения купольного перекрытия.
Икону, найденную на плоту, торжественно доставили в собор, который вообще-то строили в честь Св. Меркурия на развалинах древнего языческого храма. Но после свершившегося чуда, разумеется, посвятили Мадонне «на плоту», она же с тех пор является покровительницей Монополи.
Ее изображение в Монополи встречается повсюду — на площадях и во двориках, в нишах, любовно украшенных цветами, Мадонна смотрит на вас даже с крыши высокой колокольни.
Chiesa Basilica Cattedrale e Santuario «Maria SS. Della Madia»
Оригинал иконы уже много веков находится в кафедральном соборе Святой Марии Амальфитанской. Перестроенный в XVIII веке, собор необычайно красив, его фасад является образцом типичного аппулийского барокко, а интерьер декорирован цветным мрамором.
Площадь перед собором выглядит очень величественно и одновременно уютно, благодаря необычному сооружению высотой 33 метра, примыкающему к собору слева от главного входа. Это строение называется просто Стеной, или Фасадом. Его возвели в 1786 году, для защиты церковного двора от ветров, дующих с гор и с моря. 10 статуй святых, установленных в нишах Стены-Фасада, придают ему особую торжественность.
Но мне больше всех понравилась самая необычная из «тысячи» церквей — достаточно новая, 1978 года постройки, церковь Святого Сердца.
Дело в том, что современные архитектурные решения мне интересны не меньше, чем старина средневековья или изысканные храмы XVII века. Увидев из машины подобную современную церковь по дороге к пещерам Кастеллана Гротте, я долго выворачивала голову вслед.
церковь в Кастеллана Гротте
Так что радостно было обнаружить нечто подобное в Монополи. Более того, наконец-то выпала возможность зайти вовнутрь и оценить современные решения церковного интерьера. Мне давно этого хотелось, особенно, если учесть, что пришёл момент, когда мы несколько «наелись» всевозможными древностями.
В церкви Святого сердца никого, кроме нас, не было, так что чувствовали мы себя свободно, не боясь помешать чьей-нибудь молитве. Интерьер, как и следовало ожидать, выглядел очень необычно, от архитектурных решений до оформления. Вместо икон на стенах висели красочные панно или холщовые, похожие на детсадовские, аппликации.
интерьер - витраж, орган, иконы
Витражи для церкви изготовлены из тонкого стекла во Флоренции. И совершенно великолепен мозаичный алтарь, освещённый естественным светом так, словно само изображение Иисуса светится изнутри.
Centro Storico
Но пора уже посмотреть на то, что в Апулии называется «белым городом». В начале октября туристический сезон явно сошел на нет, и мы двигались по узким средневековым улочкам Монополи практически в полном одиночестве.
Иногда, в самой глубине старого города, нам встречались то старики, сидящие за домино, то детишки, увлеченные какой-нибудь игрой.
Жители домов что-то живо обсуждали, высунувшись из своих квартир во внутренний дворик. И полоскались, как стяги, сохнущие простыни. Вот она, историческая Италия, как есть.
Но главным впечатлением была царящая повсюду тишина, и в тех местах, где не было автомобилей, реально можно было поверить, что находишься в средневековье.
Монополи затянул нас в свой лабиринт, закружил в старинных белых улочках «читта-сторико», где шершавые стены, истертые плиты мостовой, узкие переулки и дворики-колодцы хранят древнюю историю, создавая удивительное, неповторимое настроение.
Очевидно, в Монополи бывает сезон нашествия туристов, ибо на каждом шагу нам встречались коричневые таблички и указатели с наименованием ближайших достопримечательностей. Мы же наслаждались одиночеством, даже не в силах представить, как выглядит старый город, когда его наполняют туристические толпы.
Охотно забираясь в любые запутанные улочки и закоулки, мы, само собой, напрочь заблудились. Хорошо, что в телефон было закачано приложение «maps.me», работающее без подключения к интернету и снабженное подробнейшими картами любого населенного пункта и навигатором. Несколько сверок, и мы вышли к морю, прямо к старому порту, маленькому и самобытному.
Кажется, многие прошедшие века совсем не изменили его облик. Удобная бухточка, прозрачная вода и очень старые стены.
В Средневековье через Монополи лежал путь на восток. Этот порт, должно быть, до сих пор помнит толпы торговцев, паломников и крестоносцев.
Вход в бухту охраняет крепость, построенная в 1545 году, во время испанского правления, по приказу Арагонского короля Карла V.
Этот небольшой замок, в форме пятиугольника, стоит на мысе Пунта Пенна, и благодаря своему стратегическому расположению, имеет прекрасный обзор, как в сторону моря, так и города.
От Арагонского замка тянется на юг белоснежная городская набережная, которая фактически является верхней частью бывшей оборонительной стены.
В центре набережной устроен совсем крошечный, на две пушки, форт, также призванный охранять покой Монополи. Это башня Санта-Мария, известная также как «пушечная».
На крепостной стене мы заметили небольшой барельеф, сделанный в память о трагедии, случившейся недалеко от Монополи. Речь идёт о кораблекрушении, которое потерпел на рассвете 28 августа 1971 года греческий корабль Heleanna, плывший по маршруту Анкона-Патры. Местные жители тогда приняли добровольное участие в спасательной операции, на лодках плыли к месту крушения, вытаскивали из воды тонущих, а потом забирали их в собственные дома и выхаживали. Это многое говорит о характере горожан, простых людей с большим сердцем, совершивших не пафосный, но очень значимый подвиг. За это Монополи был награждён серебряной медалью Почёта.
Вход в крепость бесплатный, но всех гостей просят расписаться в какой-то книге для учёта посещаемости. Судя по всему, местные власти пытаются создать здесь музей, а пока замок не до конца отреставрирован, и в некоторые помещения вход закрыт из соображений безопасности.
В других помещениях устроены всевозможные экспозиции.
За время своего существования Монополи пережил периоды испанского и венецианского правления, и все они способствовали лишь расширению и процветанию города. Пика своего развития Монополи достиг в 17 веке, когда здесь было построено особенно много зданий и церквей. Благодаря макету, хранящемуся в замке, мы смогли вполне представить, как город выглядел в те времена.
Имеется возможность подняться на верхние ярусы замка и выйти на крышу крепости, откуда, как на ладони, виден весь сегодняшний Монополи, очень мало изменившийся с 17 века.
Город, действительно, какой-то неповторимый, обладающий особой притягательной силой, манящий поскорее вернуться и заблудиться внутри белостенных узких улиц. Немного передохнув, мы наметили свой дальнейший путь, ориентируясь на колокольни церквей и снова нырнули в сводчатые коридоры.
Внутри старого города, на самом деле, не покидает ощущение, что ты идёшь не по улице, а по каким-то коридорам. Между довольно высокими стенами смыкаются арки, словно потолок. И под ногами не привычный асфальт, а плитка, больше напоминающая каменный гладкий пол.
Похожее чувство у меня всегда вызывали улицы арабского базара в сердце Иерусалима — там тоже крытые галереи и лабиринт, в котором сложно ориентироваться. Только в Иерусалиме это чувство немного тревожное, а в Монополи радостное и светлое, под стать его светлым и неровным, хранящим историю стенам.