Ante scriptum. К сожалению, доступ к видео (которое в этом рассказе имеет значение) ограничен из-за изменений в законодательстве и политике интернет-провайдеров. В рассказе 6 атмосферных видео (рекомендуется смотреть на смартфоне).
*** *** ***
«Петербургская улица осенью проницает весь организм: леденит костный мозг и щекочет дрогнувший позвоночник; но как скоро с нее попадешь ты в теплое помещение, петербургская улица в жилах течет лихорадкой». (Андрей Белый)
Мы с супругой люди «демисезонные». Дело не в том, что мы испытываем щенячий восторг от нудных дождей и распутицы. Просто я родился в октябре, она — в апреле. У нас постоянно остро встаёт вопрос — куда поехать на дни рождения. Как правило, в эти дни в России бывает слякотно и сумрачно. В этот раз недолго думали, ответ был очевиден — в Петербург! Там хоть можно спрятаться от непогоды в музеях, или театрах, или на худой конец в булочных за чашкой кофе с пирогом.
И это стихотворение (как раз в тему) хочется считать адресованным лично мне:
«Я тебе Петербург подарю,
Он красивый в любую погоду.
Мы на „стрелке“ встречаем свободу,
Провожая ночную зарю.
Пусть над городом ливни бредут
И волна поднялась над заливом,
Я себя ощущаю счастливым
Триста с лишним мгновений в году». *
…Собственно так и вышло. Синоптики, словно сговорившись, хорошей погоды нам на эти дни не обещали. Переносить поездку было нельзя. Просто её надо было чем-то наполнить на случай ненастья. Поразмыслив, мы запланировали на четыре дня: три дворца, один замок, два концерта, два спектакля и, если получится, попасть в ленинградские коммуналки. Часть мероприятий мы оплатили по интернету ещё в Москве, а другую часть пришлось оплачивать на месте, т. к. не было уверенности, что мы туда попадём. Забегая вперёд, могу сказать, что программа максимум была выполнена полностью.
Хотел было начать рассказ красиво и романтично, подстать городу. Например, так:
После стремительной, зажатой в кольцах дорог Москвы, ты плавно погружаешься в Питер и неторопливо плывёшь по его улочкам, набережным, площадям, любуясь цветами и оттенками его величественных дворцов. Вырываясь из объятий колоннады Казанского собора, заплывая в тёмные подворотни, через путаные проходные дворы, лишь на немного останавливаясь во дворах-колодцах, чтобы взглядом померить периметр неба, вдруг оказываешься в незнакомом месте где-то на Фонтанке, сливаясь с общим потоком. Ты с восхищением смотришь по сторонам, а город в ответ приветливо смотрит на тебя большими глазами-окнами старых улиц.
И влепить для начала какую-нибудь атмосферную фотографию старой подворотни, из которой, собственно, все выходы в город и начинаются. Типа этой.
Но, чтобы читатель не подумал, что мне в Питере от красот и впечатлений совсем «крышу сорвало», вернусь к простому и практичному повествованию.
Сам знаю — рассказом о Питере очень трудно кого-либо удивить. Все всё знают лучше меня. Зачастую поездка в Питер — это повторение пройденного. Каждый хотя бы раз там уже был. Я всё же решился вслед фотоальбомам показать этот рассказ. Как знать, может читатель и почерпнёт какие-то интересные идеи для себя в будущих поездках. В первую очередь в плане досуга, после того как «обязательная программа» уже выполнена.
Итак, хроника четырёх дней.
День 1.
Вот чем хорошо ездить в Питер в межсезонье, так это полупустые поезда. Что в Питер, что обратно — у нас не было попутчиков в купе, мы ехали одни. Да и в вагоне в целом были заняты только три-четыре купе. Но не надо забывать, что где-то в середине ноября некоторые поезда из-за отсутствия пассажиров отменяются и, соответственно, оставшиеся «уплотняются».
Наш поезд прибыл в 6:30 утра и, выйдя в город, мы сразу же оказались под чёрным небом Петербурга. По Невскому шли первые автобусы, немногочисленные люди торопились на работу, туристы спали. Шёл мелкий нудный дождь. Мы заранее договорились с хозяином квартиры на канале Грибоедова, которую мы сняли на четыре дня, что он с утра примет наши вещи, а ближе к обеду мы заселимся. Так и сделали.
Мы героически выдержали все трудности с погодой, погуляв под дождём по центру города часа три.
Гуляя по мокрым улицам и паркам, напитываясь питерской прохладой, мы поняли очевидную суть октября — она в запахе дождя и опавших листьях.
Первым местом, которое мы затем посетили, стал Михайловский замок. Михайловский замок, возводившийся как резиденция императора Павла, соединил в себе черты светского дворца и средневекового рыцарского замка, в облике которого проступают черты крупнейших произведений европейской архитектуры. В начале XIX века в бывшей императорской резиденции разместилось Главное Инженерное училище, закрепившее за дворцом другое название — Инженерный замок.
Сейчас здание Михайловского замка принадлежит Государственному Русскому музею. В отреставрированных залах дворца представлена постоянная экспозиция «Лица России». Также проходят разнообразные временные выставки. В эти дни проходила выставка «Достоевский в изобразительном искусстве из собрания Русского музея (к 200-летию со дня рождения великого писателя). Интересная выставка. И ведь это здорово, что Русский музей называется Русский!
С интересом посетили зал Антиков, галерею Рафаэля, тронную императрицы Марии Фёдоровны, Георгиевский зал, Овальный зал и другие. Понравилась выставка «Лица России», где представлены портреты исторических деятелей Российской империи и представителей всех социальных групп того времени, а также особ царской фамилии. Приятный отреставрированный музейный комплекс с богатой историей. Красивые интерьеры и большое множество настоящих произведений искусства.
Выйдя на свежий воздух и заселившись в апартаменты, мы обнаружили, что день, собственно, уже заканчивался. Включилась первая вечерняя подсветка, город заиграл огнями, на Невском появились музыканты разных направлений и талантов.
А мы тем временем отправились в Петрикирхе на концерт органной музыки. Петрикирхе — это лютеранский собор св. Петра и Павла в начале Невского проспекта. Не довелось нам подняться на башни кирхи и спуститься в так называемые «катакомбы», не совпали мы с расписанием экскурсий, и были вынуждены оставить эту затею на следующий раз.
Нам было любопытно не только услышать органную музыку, но и увидеть непосредственно работу органиста. Ранее доводилось слушать орган в различных концертных залах и соборах Москвы, Петербурга, Львова, Праги и Будапешта. Но, как правило, исполнителя не было видно совсем. Он где-то там, а музыка вокруг. Интересно было бы понаблюдать за техникой игры, поэтому мы приобрели билет совсем рядом с органистом, в первом ряду. В основном звучала музыка Баха. За органом — Сергей Силаевский, штатный органист и художественный руководитель собора св. Петра и Павла «Петрикирхе», лауреат многих международных конкурсов. Звучал Малый орган.
Не скажу, что звучание органа произвело сильнейшее впечатление, хотя акустика в зале очень даже неплохая — не хватало звукового давления на нижних октавах, так чтобы слышать музыку не только ухом, но и всем телом. Акустики говорят, что для достижения идеального звука, помещение должно иметь минимум архитектурных изысков, стены должны быть без дополнительных украшений в виде скульптур и картин, а слушатели должны быть совершенно голыми, т. к. даже одежда искажает звук. Если с первым и вторым всё было близко к «идеалу», то третий пункт вообразить было сложно. И слава Богу! Даже если бы мы разделись догола, вряд ли бы что-то сильно изменилось. Будем считать, что мы тоже были близки к «идеалу».
Любопытно было наблюдать за техникой игры органиста, как он переключает регистры и как с этим переключением меняется тон инструмента. Игра на органе подразумевает активную игру не только руками, но и ногами тоже. Особенно на нижних октавах. Педальной клавиатурой органисты управляют наиболее басовитыми трубами, для которых под партитурой пишется отдельный нотный стан. Если присмотреться, то можно заметить, что органист играет в специальной обуви с узкими каблуками и мысами, чтобы не задеть соседние «клавиши». Словом, видеть это было очень интересно.
Что касается самого здания Петрикирхе, то у него довольно любопытная история, о которой подробнее я лучше расскажу после следующего посещения собора. Пока в качестве анонса скажу, что внутри собора в советские времена был бассейн (!). После того, как собор закрыли в 1930-х годах и разграбили, в нём устроили склады. А позднее перестроили в бассейн. В центральном нефе устроили железобетонную ванну длиной 25 метров, а в алтарной части — вышку для прыжков. С других трёх сторон зала — трибуны на 800 мест. Это легко себе представить, находясь внутри собора. Теперь это уже часть биографии здания.
День 2.
Второй день нашей поездки был главным. Не из-за того, что он совпал с моим днём рождения (хотя были все основания «парусить по-алому»). Скорее потому, что было запланировано посещение, наверное, самого красивого и самого большого петербургского дворца — Юсуповского. Ну, чем не подарок! Тем более опять что-то сверху закапало. Нет, я всё-таки люблю осень! С неё начинается каждый мой личный Новый год.
Но сначала о месте проживания. Нами была забронирована квартира в самом центре города, на Грибанале между Подковой и Гостинкой, в пяти минутах ходьбы до Катькиного сада (на пересечении канала Грибоедова и Невского проспекта). Прошу прощения за жаргонизмы — четыре дня проживания в тусовочном районе дали о себе знать. В тихом дворе, в старом трёхэтажном доме. От нашего дома через крышу соседнего был виден купол Казанского собора, и выходя со двора, мы первым делом видели именно этот собор.
Самый центр города. Все главные достопримечательности в пешей доступности. Вот мы и отправились к Юсуповскому дворцу к назначенному времени пешком, чтобы увидеть то, что не увидели в первый день.
Сначала шли вдоль канала Грибоедова, перешли по Банковскому мосту на другую сторону. Затем по Гороховой улице на Мойку, чтобы потоптаться в Исаакиевском сквере. Затем по Почтамтскому мосту на улицу Декабристов, по дороге заскочив на Львиный мост.
И вот мы уже во дворце. Там надо электронные билеты, купленные заранее обменять в кассах на обычные, и ждать. Точно в назначенное время выходит экскурсовод, раздаёт наушники и радиоустройства, и экскурсия, собственно, начинается. Скажу, что вот эти приспособления, которые стали применять в музеях очень удобная вещь. Можно задержаться у любого экспоната и при этом слышать рассказ экскурсовода. Конечно же, есть и привычные уже аудиогиды. Можно скачать приложение с App Store и слушать информацию с телефона. У нас же была экскурсовод Марианна, очень эрудированная с хорошо поставленной речью. Кроме того под антиковидной маской можно было разглядеть обаятельную и красивую женщину, с выразительными карими глазами. Поэтому мужская часть нашей группы не отставала и предпочитала находиться рядом с ней.
У нас была расширенная экскурсия по всем залам дворца длительностью почти три часа. Экскурсия была восхитительной! Интересно окунуться в атмосферу жизни и быта одного из богатейших родов России. Невероятно красивые интерьеры.
Особенно впечатлил Юсуповский театр, куда можно прийти отдельно на концерт или спектакль, который можно отследить на сайте музея. Театр напоминает богато украшенную золочёную шкатулку.
Главная парадная лестница с грандиозной люстрой весом почти 600 килограмм и лепным куполом. Все покои очень разные: гобеленовый зал, мавританская гостиная, деревянный зал для балов, невероятной красоты потолки в технике гризайль, люстры со статуэтками, малахитовый камин, узорный паркет. Потрясающие интерьеры дворца, богатство и роскошь идеально сочетаются с простым домашним уютом.
Интересно было послушать историю рода Юсуповых от VI века (казанская царица Сююмбике из этого рода) вплоть до наших дней (потомки проживают в Греции), об их семейном проклятии, о том, как они после революции спасались бегством из России.
В Юсуповском дворце был убит Григорий Ефимович Распутин, пожалуй, самый загадочный человек и совершенно точно один из самых противоречивых деятелей в истории России. Это трагическая и мистическая страница в истории дворца. Всё воспроизведено очень достоверно с восковыми фигурами всех действующих лиц.
После экскурсии мы выпили кофе на кухне князей Юсуповых. Восстановлена маленькая розовая кондитерская. Есть сувенирный магазин, где я не удержался от покупки фотоальбома. Юсуповский дворец оставил самое сильное впечатление в этой поездке…
А вечером снова концерт. В эти дни в Петербурге проходил XIV международный фестиваль «Ситар в Петербурге». Он организован с целью ближе познакомить публику с самим инструментом и музыкантами-исполнителями ситарной музыки, привлечь внимание к совершенно другому напрвлению музыкальной культуры человечества — индийской классической музыке, а через неё к истокам народной музыки вообще. Мы попали как раз на гала-концерт фестиваля. Мероприятие проходило в Колизей-Арене (это бывший кинотеатр «Колизей» на Невском, переоборудованный в концертный зал).
В первом отделении выступали Денис Кучеров — табла, Алокеш Чандра — ситар, Ильдар Хабибуллин — вокал. Во втором отделении к ним присоединились группа «Тамаринд» и пробующий себя в разных жанрах творчества небезызвестный Стас Намин.
На сегодняшний день такого рода фестиваль на территории России проводится только в Петербурге.
День 3.
На третий день у нас был запланирован дворец Белосельских-Белозерских и театр Ленсовета вечером. А утром, имея трёхчасовой запас времени, мы отправились в Петропавловскую крепость. Как сказал один писатель — Петербург уже давно описан, а что не описано, то лучше видеть самому. На фотографиях ниже Петропавловская крепость, какой увидели её мы. Кстати, именно в Петропавловской крепости мы впервые увидели петербургское солнце. Оно такое же, как и в Москве. Вылезло ненадолго, подразнив нас, и опять скрылось.
Особенно умилили зайцы, рассосредоточенные по всей крепости. Недаром же остров называется Заячий.
И особенно этот чистюля-воробей, который чётко с одиночным ударом колокола полетел куда-то по своим воробьиным делам.
Билет во дворец Белосельских-Белозерских мы приобрели заранее в Москве, так как знали, что экскурсии туда бывают далеко не каждый день. Удивила бабуся, которая на входе проверила у нас билеты. Потом она же померила у нас температуру, она же раздела нас в гардеробе, и на удивление всех… она же провела нам экскурсию. Этакая «многостаночница». Может поэтому и экскурсии не каждый день, что только одна бабуся на весь дворец? Но не будем её обижать — давайте её назовём интеллигентной и очень приятной дамой. Сама экскурсия охватывала только часть помещений, но они стоят того, чтобы их увидеть.
Как и принято красивая парадная лестница, огромные залы с красивыми хрустальными люстрами. Попали и в Красную гостиную — убрать бы оттуда стол с охранником, стеллажи и эту блажь с запретом фотографирования. Словом дворец и фасадом замечателен, и интерьерами прекрасен.
Конечно, то, что мы начали с Юсуповского дворца был наш просчёт. После него дворец Белосельских-Белозерских как бы и не дворец вовсе. Так поначалу показалось. Но на самом деле это не так. Всё равно интересно и по-своему красиво. Во дворце проводят концерты симфонической музыки. Было бы интересно такой когда-нибудь посетить.
Вечером мы пошли в театр Ленсовета. Очень атмосферный и по-домашнему уютный театр. Камин с удивительной деревянной резьбой. Экспозиция театральных костюмов, история театра и его актёров в лицах в виде фотографий в фойе превращает его в музей, побродить по которому перед спектаклем самое милое дело. Зал небольшой, но уютный, хорошее освещение, звук. Но сама постановка разочаровала. Интересно было бы увидеть актрису Анну Ковальчук в одной из ролей. Но была замена.
Очень приятно, что после всех наших вечерних мероприятий, так или иначе, мы оказывались на залитом электрическим светом Невском проспекте, и у нас была очередная возможность восхититься этим замечательным городом.
День 4.
Последний день нашего пребывания был самым насыщенным за всю поездку. Наше утро началось с посещения Таврического дворца. О его посещении мы договаривались утром в день прибытия в Петербург, прячась от дождя в кафе в начале Невского. Сначала просто позвонили, потом по электронной почте пришлось отсылать паспортные данные, так как во дворце в настоящее время располагается Межпарламентская ассамблея государств участников СНГ, а также Организация Договора о коллективной безопасности. На входе сверяют паспортные данные, просвечивают сумки, измеряют температуру. В момент нашего посещения там проходили работы комиссий, можно было нос к носу столкнуться с какой-либо медийной личностью. Это обычная практика в этом дворце. Но во время каких-то крупных заседаний экскурсии не проводятся. На официальном сайте дворца есть вся информация о проводимых экскурсиях. При записи по электронной почте работники дворца отвечают быстро, при необходимости напомнят о ваших недостающих сведениях. Оплата в день посещения на месте.
Красивый дворец как снаружи, так и внутри. Находясь в Екатерининском зале, невольно представляешь роскошные балы тех времён. Его размеры поражают. Красив и купольный зал, в котором находится действующий орган.
Приятно, что есть возможность не только увидеть зал заседаний Государственной Думы начала XX века, но и «выступить» перед пустым залом и даже «принять ряд важных законов». После революции в Таврическом дворце размещалось Временное правительство, затем Петроградский совет рабочих депутатов.
Как и к любому дворцу, к нему прилагается большой сад — отличное место для прогулки в центре города.
Но у нас не было времени долго по нему гулять и мы устремились на Владимирскую, где у нас была запланирована экскурсия по ленинградским коммуналкам. На контрасте с дворцами это любопытно бы было посмотреть. В Петербурге вошли в моду необычные экскурсии: могут по дворам и парадным провести, могут по крышам, могут ползком по клубам и барам, а могут и по коммуналкам. Мы выбрали последнее. В рамках двухчасовой экскурсии мы посетили три «действующие» коммуналки. Не буду подробно останавливаться на всех, дабы не вызвать чувство отвращения и не испортить вам аппетит. Покажу только ту, в которой до эмиграции жил писатель Сергей Довлатов. Дом, в котором жил Довлатов, находится по адресу — улица Рубинштейна, дом 23. Возле дома установлен замечательный, по моему мнению, памятник. Без всякого пафоса, живой портрет писателя. Лучше не придумаешь. Передан характер, образ. «Гений — это бессмертный вариант простого человека». Рядом — пишущая машинка Ундервудъ в граните. И профиль собаки Довлатова — Глаши.
Сначала во двор, который и двором то назвать сложно — большая автостоянка. Из двора налево, потом направо арки в галереи в другие непонятные дворы-колодцы. Опять арки. Низкие. Тёмные. Обшарпанные. Грязная дверь. Дурно пахнущая черная лестница. Облезлые стены. Мусор. Это просто мы зашли не через парадный подъезд.
Коммуналка Сергея Довлатова не является музеем. Ожидать чего-то эффектного не приходится. В комнате от самого Довлатова ничего не сохранилось. Только красивая зелёная изразцовая печь и якобы сундук, который не его вовсе, но стоит здесь ещё со времён постройки дома.
Сохранились его воспоминания:
«Жили мы в отвратительной коммуналке. Длинный пасмурный коридор метафизически заканчивался уборной. Обои возле телефона были испещрены рисунками — удручающая хроника коммунального подсознания. Мать одиночка Зоя Свистунова изображала полевые цветы. Жизнелюбивый инженер Гордой Борисович Овсянников старательно ретушировал дамские ягодицы. Неумный полковник Тихомиров рисовал военные эмблемы. Техник Харин — бутылки с рюмками. Эстрадная певица Журавлёва воспроизводила скрипичный ключ, напоминавший ухо. Я рисовал пистолеты и сабли…
Наша квартира вряд ли была типичной. Населяла её главным образом интеллигенция. Драк не было. В суп друг другу не плевали. (Хотя ручаться трудно). Это не означает, что здесь царили вечный мир и благоденствие. Тайная война не утихала. Кастрюля, полная взаимного раздражения, стояла на медленном огне и тихо булькала…
Мать работала корректором в три смены. Иногда ложилась поздно, иногда рано. Иногда спала днём. По коридору бегали дети. Грохотал военными сапогами Тихомиров. Таскал свой велосипед неудачник Харин. Репетировала Журавлёва. Мать не высыпалась. А работа у неё была ответственная. (Да ещё при жизни Сталина) За любую опечатку можно было сесть в тюрьму.». (Сергей Довлатов. «Наши»)
Остальные вещи в комнате принесены с барахолок, просто для антуража. В том числе работающий патефон. Получился этакий музей советского быта.
Самое аутентичное, что есть в комнате — окно, в которое многие годы смотрел Довлатов. Сама квартира жилая, в конец «убитая». Из соседней комнаты (а их здесь ещё пять) вышла девушка в тренировочном костюме и, поставив кастрюлю с водой на газовую плиту, тихо ушла в темноту…
… А перед самым поездом у нас было запланировано посещение старейшего заведения Санкт-Петербурга — арт-кафе «Подвалъ бродячей собаки».
Очень атмосферное и историческое место. Вот уже сто лет здесь проводятся мини-спектакли, концерты и поэтические вечера. Камерно. Уютно. Тесная компания зрителей. Артисты на расстоянии вытянутой руки.
Мы присутствовали на литературно-музыкальном спектакле по произведениям А. П. Чехова. Комедия, не лишённая доли щемящей трогательности. Впрочем, как и все произведения Антона Павловича Чехова.
»У нас в Пютюрбюрге…« — любила говорить героиня одного из рассказов Анна Павловна, предаваясь прекрасным воспоминаниям. Кроме глубокой и ироничной чеховской драматургии и виртуозного актёрского исполнения прозвучали великолепные городские романсы под волшебные звуки рояля. Если вы были в Санкт-Петербурге и ещё не посетили этот бар, то сделайте обязательно это в следующий приезд! Вы не разочаруетесь.
… Наше пребывание в Петербурге подходило к концу. Оставалось забрать вещи из квартиры (спасибо хозяину квартиры Олегу и за эту услугу!) и не торопясь, под тяжестью дождевых облаков, дойти до Московского вокзала. Ровно без пяти двенадцать под музыку Глиэра отходил исторический поезд — «Красная Стрела»…
Под стук колёс с закрытыми глазами я видел Питер. Вспомнилось:
«Какая это красота! — Нева в неоновом разливе…
Дома вдоль берегов застыли, как звуки с нотного листа.
И ни прибавить, ни отнять — в гранитном платье «шпиль» и «стрелка»,
Дворцовой площади тарелка, а в небе туч косая прядь…
Пройдусь пешком… Летит ко мне, прорвав суровую блокаду,
Сквозь толщу лет создатель града на вечно вздыбленном коне.
Я был здесь, кажется, всегда: и сваи бил, и пил в трактирах,
Я в коммунальных жил квартирах, и на Сенатской стыл тогда,
Когда гвардейские полки в каре стояли… Память кружит:
Блеск эполет, мельканье кружев, и фабрик зычные гудки…
Стою на Троицком мосту, гляжу в Неву, как будто в Лету…
Не каждому везёт поэту воспеть Петрову красоту!» **
До свидания, Петербург! Мы ещё к тебе вернёмся!
P. S. … и вернулись. Только что оттуда. Новые публикации впереди.
* Стихотворение питерского поэта-песенника Валерия Сыскина — «Я тебе Петербург подарю».
** Стихотворение питерского поэта Виктора Чалкова — «Санкт-Петербургу».
Фотоальбомы к рассказу
Теги:
Культурно-познавательный туризм, Самостоятельные путешествия, Событийный туризм