В апреле 2017 года мы более двух недель путешествовали по северу Италии. Сейчас не могу понять, почему так и не закончила рассказы о той поездке. Сейчас писать сложнее, эмоции стерлись, но маршруты в памяти остались.
В Виченцу мы поехали из Падуи, которая была одним из базовых городов на нашем маршруте. Виченца находится совсем рядом с Падуей, поезд идет туда каждые полчаса и в пути всего 15–27 минут, в зависимости от числа остановок данного маршрута. От станции в исторический центр ведет viale Roma, которая начинается сразу от вокзальной площади и заканчивается у Садов Сальви.
Этому небольшому парку уже больше четырех сотен лет. Арка, главный вход в сады, датируется началом XVII века, но выглядела она немного иначе. В 1938 году ее разобрали, чтобы смогла пройти процессия фашистов во главе с Муссолини. Потом собрали, но уже в уменьшенном и немного измененном виде.
Для входа в исторический центр нужно свернуть налево и пройти под арку ворот Порте-Кастелло. Эти ворота и башня — все, что осталось от городских оборонительных сооружений, построенных в XII веке, не раз перестроенных, а затем вообще снесенных. В 2018 году башню передали муниципалитету Виченцы, там собирались разместить музей современного искусства.
От ворот начинается улица, названная именем человека, сделавшего этот город известным, — улица Андреа Палладио, которого называют отцом классицизма. По ней и отправимся.
Памятник Джузеппе Гарибальди есть в каждом городе Италии.
Виченцу называют «городом Палладио», здесь находится двадцать три здания, построенных по его проекту. Все виллы Палладио в Виченце и окрестностях города внесены в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.
Памятник Гарибальди стоит у Палаццо Тьене Бонин Лонгаре (Palazzo Thiene Bonin Longare), который Палладио спроектировал в 1572 году, а построили его уже после смерти архитектора.
Неподалеку на площади Кастелло еще одно здание Палладио — Палаццо Порто (Palazzo Porto). Этот дворец начали строить для Алессандро Порто в 1571 году, но он не был завершен, причина неизвестна. Слева старый дом XV века, который должны были снести для завершения здания.
Фотографировать здания на узких улицах города — дело неблагодарное. Вот церковь Сан-Марчелло в Сан-Филиппо Нери. Церковь в честь святого Филиппа Нери начали строить в 1721 году, а строили по разным причинам очень долго — до 1832 года. Потом сюда переехал старый приход Сан-Марчелло, поэтому у церкви такое длинное название.
Виченца хороша: узкие улочки, небольшие площади, домики в бежево-оранжевой гамме. Особенно радовали глаз здания с аркадами среди бесконечных классических дворцов.
С корсо Палладио сворачиваем, чтобы увидеть кафедральный собор Виченцы — Cattedrale Santa Maria Annunciata. Собор по архитектуре необычный, если рассматривать его со всех сторон. Причина понятная: его строили и перестраивали на протяжении многих веков. Храм на этом месте стоял еще в начале IV века, а существующий собор начали строить в XV веке.
К строительству новой апсиды, взамен разрушенной, приступили в 1482 году по проекту Лоренцо ден Болоньи, но и спустя полвека работы еще не закончили. В результате ее и купол уже достраивали уже в XVI веке по проекту Андреа Палладио. Что интересно, купол вместе с палладианскими зданиями Виченцы внесен в список Всемирного наследия ЮНЕСКО, в этом же списке и северный портал, также приписываемый Палладио. Вот так, только два кусочка здания.
Необычный готический фасад собора датируется XVI веком. Он единственный не пострадал во время бомбардировок Второй мировой войны, остальная часть здания была восстановлена.
Интерьер собора в готическом стиле с одним нефом и боковыми часовнями выглядит просто, но нужно заглянуть в часовни, там много интересного!
Колокольня собора стоит отдельно от церкви, она датируется XII веком, а стоит на основании X века. В колокольне пять колоколов, самый старый из них отлит в XVII веке.
Рядом с собором — Соборная площадь (Piazza del Duomo), в центре которой стоит памятник королю Виктору Эммануилу II. Здесь же и Епископский дворец, в котором размещается резиденция епископа и епархиальный музей.
А вот этот фонтанчик — произведение современных авторов.
Отправились далее осматривать шедевры Андреа Палладио, но нас ждал сюрприз: на площади Синьории была ярмарка! Все было заставлено палатками с тряпками, едой и прочим товаром. Собираясь в Виченцу, стоит уточнить дни недели, когда там проходят ярмарки. Если ничто не изменилось, это вторник и четверг, а мы этого не знали.
Витрины, конечно, выглядели завлекательно, но…
Фотографировать достопримечательности на фоне тряпок желания не было. Мы вернулись сюда вечером.
Ярмарка — неплохая возможность пофотографировать людей. Но у нас не было на это времени.
Италия - страна, где очень любят собак. Столько их я, наверно нигде не видела.
На площади у Базилики Палладиана стоит памятник ее автору — знаменитому итальянскому архитектору — Андреа Палладио (1508–1580), одному из самых влиятельных людей в истории архитектуры, только его именем назван целый архитектурный стиль.
Вечером палаток на площади как и не бывало!
А пока можно было что-то сфотографировать только поверх палаток. Поэтому мы прошли аркадой базилики и отправились смотреть город за пределами ярмарки.
Шопинг — дело завлекательное, затягивает. Можно и не дойти до достопримечательностей. Но мы — девушки стойкие, не поддались!
На небольшой площади рядом с площадью Синьории есть небольшая церковь Santa Maria dei Servi, которую начали строить в XV веке. Судя по надписи над порталом входа, закончили гораздо позже: там значится — 1531 год. Возможно, что портал — работа молодого Андреа ди Пьетро (это настоящее имя Андреа Палладио), который в те годы еще не был архитектором, а работал камнетесом в мастерской, которой был заказан портал.
Мы снова на улице Андреа Палладио. Дворец в стиле поздней готики с четырехсветным окном и порталом в стиле ренессанса — Ка-д’Оро, построенный в XIV веке для семьи Кальдоньо.
К дворцу примыкает церковь Сан-Гаэтано Тьене (chiesa di San Gaetano Thiene) в стиле неоклассицизма, построенная в первой половине XVIII века.
Иногда нужно поднимать голову вверх, чтобы увидеть что-то интересное. Или кого-то…
В конце улицы стоит еще одно произведение Андреа Палладио — Дворец Кьерикати, начатый строительством в 1550 году для резиденции графов Кьерикати. закончили дворец только в XVII веке. С 1885 года в нем размещается Городской музей, в коллекции которого картины, гравюры, рисунки, нумизматика, средневековая и современная скульптура.
В конце улицы Андреа Палладио находится площадь Маттеотти. На площади стоит памятник Феделе Лампертико — итальянскому экономисту и сенатору XIX века.
Но нас здесь интересовал не памятник, а театр. Вот, вход на его территорию справа от памятника.
Театр «Олимпико» знаменит тем, что это первый крытый театр в истории Европы. На этом месте существовал средневековый комплекс, проект реконструкции которого был заказан Олимпийской Академией Андреа Палладио для постановок на сцене театра классических комедий. Строительство началось в 1580 году, а закончилось в 1585 году под руководством Винченцо Скамоцци, ученика Палладио, уже после его смерти.
Этот уникальный театр до сих пор используется по назначению. А мы погуляли по его территории, отдохнули на лавочке в скверике и пошли дальше.
В планах в Виченце у нас было посещение двух объектов, больше успеть за один день сложно. Неподалеку от театра находится самая красивая церковь города — Санта-Корона. В церкви немало интересного, в том числе — часовня Вальмарана (около 1576 г.), дизайн которой приписывают Андреа Палладио, поэтому часовня также внесена в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.
Поражает красотой главный алтарь церкви, — грандиозный комплекс, украшенный инкрустациями из мрамора разных цветов, лазурита, коралла, перламутра и других камней. Его можно рассматривать бесконечно! Это работа 1667–1669 годов флорентийского мастера Корбарелли. В апсиде деревянные хоры XV века, витражи XIX века, работы мюнхенских мастеров, и многое другое. Пожалуй, эта церковь заслуживает отдельного рассказа.
К церкви Санта-Корона примыкает Природно-археологический музей Виченцы (Museo Naturalistico Archeologico), занимающий здания доминиканского монастыря.
А на противоположной стороне улицы — дворец Леони Монтанари (Palazzo Leoni Montanari), построенный в примерно в 1676 году. Джованни Леони Монтанари — наследник богатого торговца тканями, Бернардино Монтанари, который оставил состояние любимому внуку, он мечтал, чтобы внук стал дворянином. Кстати, план Монтанари династического восхождения удался: семья в 1693 году получила престижный наследственный дворянский титул.
В 1908 году здание после многочисленных смен владельцев приобрел банк. Сейчас во дворце размещается Художественная галерея, принадлежащая банку «Интеза Санпаоло». В ее коллекции древнегреческие вазы, картины венецианских художников XVIII века, а также русские иконы.
Далее по маршруту длиной в два километра, проложенному в maps.me, мы отправились к Вилле Вальмарана или «Вилле у карликов», о ней я уже писала.
Путь лежал через речку Ретроне, которая на территории Виченцы впадает в реку Баккильоне, также протекающую через город.
По пути было достаточно интересного, чтобы не скучать на двухкилометровом пути в гору.
Палаццо Гуальдо середины XV-XVI веков.
Вот необычная церковь святых Бернардина и Кьяры (chiesa dei Santi Bernardino e Chiara) середины XV века, принадлежавшая монастырю кларисок.
А это церковь Санта-Катарина (chiesa di Santa Caterina) в стиле ренессанс, построенная в 1672 году. Также была в составе монастыря, а теперь обычная приходская церковь.
Вот эта арка (Arco delle Scalette) построена в 1596 году, ее дизайн приписывается также Палладио, и она внесена в список Всемирного наследия ЮНЕСКО. Здесь начинается один из маршрутов, который ведет к святилищу Святой Марии Монте-Берико. За этой аркой скрываются лестницы из 192 ступенек. До середины XVIII века это была единственная дорога к святилищу.
Посмотрев на карликов виллы Вальмарана (кстати, рекомендую, при случае), мы по узким улочкам, опоясывающим холм, отправились к святилищу Святой Марии Монте-Берико.
Для удобства верующих, направляющихся к святилищу, в 1746–1780 годах по проекту архитектора Франческо Муттони были построены Аркады Монте-Берико (Portici di Monte Berico) — 150 арок общей длиной 700 метров, разделенные на две части, и развернутые под углом. Это ближайший путь к святилищу от вокзала Виченцы, по нему можно подняться к святилищу без ступенек, по пологому подъему. А мы воспользовались этими аркадами на обратном пути.
Святилище Святой Марии на горе Берико (santuario della Madonna di Monte Berico) находится на вершине холма Берико на высоте 124 метра над уровнем моря, откуда открывается прекрасный вид на Виченцу.
Это две стоящие рядом церкви: небольшая церковь XV века в готическом стиле и базилика в стиле барокко XVII века. В XV веке провинция Венето страдала от чумы, в те годы Дева Мария дважды являлась крестьянину по имени Винченца Пазини. Она пообещала избавить жителей Виченцы от чумы, если они построят на вершине холма церковь. Через три месяца церковь была построена.
В церкви находится ряд произведений искусства, в том числе «Ужин Святого Георгия» Паоло Веронезе (1572). Но посмотреть все это у нас не было возможности, в базилике шла служба, послушали немного и вышли.
Перед базиликой находится площадь — пьяццалле делла Виттория. Там смотровая площадка, откуда открывается прекрасный вид на город, а в ясный день и на горную гряду.
На перилах ограждения смотровой площадки нанесены указатели, по которым можно определиться, что ты увидишь в данном направлении.
Посмотрев на город, мы отправились в обратный путь, спустившись по Аркадам Монт-Берико.
Далее по улице вдоль речки Ретроне мы вновь пришли на площадь Синьории к базилике Палладиана.
Базилика Палладиана — творение Андреа Палладио. В ее основе готическое здание XV века, построенное Доменико да Венеция, которое служило резиденцией правительства, а на первом этаже размещались магазины. В первой половине XVI века потребовалась реконструкция здания, городское правительство обратилось к архитекторам того времени, чтобы они предложили планы реконструкции. В результате было выбрано предложение местного архитектора Андреа Палладио, который окружил готическое здание внешней мраморной оболочкой в классическом стиле. Палладио назвал здание базиликой, как называли постройки, где обсуждались политика и бизнес в Древнем Риме.
В здании находится огромный зал заседаний длиной 52 метра и высотой 25 метров, который сейчас используется для различных выставок, конференций, представлений. Терраса на втором этаже — великолепная смотровая площадка.
Рядом с базиликой стоит Торре Биссара — башня высотой 82 метра, она была построена в 1174 году по приказу семьи Биссара рядом с их дворцом.
Напротив базилики на площади Синьории стоит еще одно произведение Палладио — палаццо дель Капитаниато (palazzo del Capitaniato) или лоджия дель Капитанио, построенная в 1571—1572 гг. Это была резиденция капитана — военачальника, официального представителя Венецианской республики. Здание сейчас используется Городским советом.
Монументальное здание радом с Лоджией — Палаццо дель Монте ди Пьета длиной 72 метра. Это здание ломбарда, построенное на рубеже XVI–XVII веков, в центр которого встроена церковь Сан-Виченцо.
Церковь Сан-Виченцо освящена в XIV веке, затем не раз перестраивалась в течение четырех веков. Например, монументальный фасад — приобретение начала XVII века. На фронтоне изображено оплакивание Христа ангелами скульптора Джанбаттиста Альбанезе.
Есть на площади Синьории и две колонны: на одной статуя льва Святого Марка, что напоминаетит о четырех веках венецианского господства, а на другой — фигура Искупителя. Интересна история этих колонн, но не буду перегружать рассказ информацией. Скажу только, что «львиную» колонну установили в 1464 году, статую льва на нее поставили спустя девять лет, а соседнюю колонну установили на площади только в 1625 году. Вот так может затянуться процесс строительства.
На этом мы прогулку по Виченце завершили. Нашли ближайший бар, где нас согласились накормить, мы как-то забыли об этом, гуляя по холмам. И отправились в обратный путь — в замечательную Падую, о которой я уже рассказывала.
Теги:
Самостоятельные путешествия, Культурно-познавательный туризм