Милан был последним пунктом нашего девятидневного путешествия по Италии (Рим, Флоренция, Генуя, Милан) — Франции (Ницца, Прованс) — Монако в августе 2018 года. Благословенные допандемийные времена! — сейчас мы бы и половины того маршрута не одолели. Но как-то так получилось, что десятки рассказов, фотоальбомов, отзывов по следам той поездки оказались рассеяны на просторах Туристер. Ру, я их публиковал в течение более трёх лет.
Милану повезло меньше всех. Мало того, что он был последний и крайний в том путешествии. За прошедшие годы при различных перемещениях файлов я ухитрился потерять почти половину миланского фотоархива. В Милан мы с женой приехали из Ниццы после обеда 26 августа, а уезжали от Центрального вокзала в аэропорт Бергамо на следующий день, т. е. в самом Милане были около суток. Уже приступив к этому рассказу, обнаружил отсутствие всех фотографий второго дня. Нет и нет, хотя я отчётливо помню многие из тех фото. Упс. Пришлось обходиться тем, что есть.
Турфирма, обеспечивавшая наши переезды и отели, должна была заказать отели в пешей доступности от вокзалов. В Милане это был отель Виндзор, расположенный примерно в 1 км от Центрального вокзала. Ещё в Ницце, накануне отъезда, я изучил электронную карту Милана, сориентировался, как добраться от вокзала до отеля, а потом — что там можно посмотреть поблизости.
Честно говоря, Милан для нас тогда всё равно был большим белым пятном, на что обратить внимание — понятия не имели. Предел моих мечтаний тогда не распространялся дальше Миланского Собора. И — о, счастье! — как раз-таки он оказался не так далеко от отеля, можно и пешком дойти. Ну, а там посмотрим, что ещё есть. Времени всё равно мало, город толком осмотреть не успеем.
Вот такая была у нас исходная позиция на вторую половину дня по прибытии в Милан: высокий риск пропустить что-то важное — и прелесть неспешной прогулки по незнакомому городу и нежданных встреч с чем-то удивительным. Маршрут наш несложно отследить по карте, для ориентировки я буду приводить названия улиц.
Выйдя из отеля Виндзор, который расположен на углу бульвара (viale) Монте Санто и улицы (via) Галилео Галилея, движемся по Монте Санто на юго-восток, пересекаем Площадь Республики и доходим до пересечения с улицей Даниэля Манини, которая идёт отсюда в южном направлении и граничит на востоке с парком. Это старинный Городской сад Милана. Этот отрезок составляет примерно 350–400 м. Проходя мимо парка, заглянули в него. По пути сфоткал эту живописную группу.
Пройдя через парк, выходим вместе с улицей Манини на площадь Кавур, откуда через старинные ворота Порта-Нуова выходим на улицу Алессандро Мандзони. Расстояние от начала движения по улице Манини до этого места — примерно 650 м. Далее наш путь длиной также 650 м лежит на юго-запад по улице Алессандро Мандзони, до площади Della Scala, на которой, как можно догадаться, расположен самый знаменитый итальянский театр Ла Скала. Театр был построен в 1776—1778 гг. на месте церкви «Санта Мария делла Скала», откуда и получил своё название. Признаюсь, внешне здание театра не оставило особого впечатления.
В краткой аннотации пишут: «Роскошный театр XVIII века, где ставят итальянские оперы и балеты, с музеем и музыкальной библиотекой». Я подсмотрел рядом с театром его афишу к спектаклям сезона 2018—2019 гг., и любопытно стало: а русские оперы и балеты там идут? Среди оперных спектаклей обнаружил «Хованщину» Модеста Мусоргского, а вот из девяти балетов там были три на музыку Петра Чайковского, правда, их итальянские названия я перевести не сумел, разобрал только «Онегин», хотя о балете с таким названием раньше не слыхал.
На одноименной площади рядом с театром Ла Скала установлен памятник с предельно лаконичным названием: Леонардо. Это памятник Леонардо да Винчи работы миланского скульптора Пьетро Маньи (1872).
На решение Леонардо переехать из Флоренции в Милан повлиял случай. В 1482 году Лоренцо Медичи, глава Флорентийской республики, решил помириться с герцогом Милана Людовико Сфорца (Лодовико Моро) и в качестве подарка отправил ему искусно исполненную серебряную лиру в форме лошадиной головы. Создателем инструмента был да Винчи, и работа настолько понравилась герцогу, что тот заказал мастеру сразу несколько картин и сделал всё возможное, чтобы Леонардо остался творить в Милане. Так и произошло, Леонардо создал здесь многие свои лучшие произведения, но покинул Милан после захвата его французскими войсками в 1499 г.
Постамент памятника Леонардо окружают четверо его учеников: Чезаре де Сесто (обращён лицом в нашу сторону), Марко д’Оджоно, Джованни Антонио Больтраффио, Андреа Салаино.
Почти рядом с памятником Леонардо — один из входов в галерею Виктора Эммануила II, крупнейший торговый центр Милана. Несколько фотографий показывают, как выглядит этот грандиозный пассаж изнутри.
Кстати, похожая галерея имеется в Неаполе, там она называется галерея Умберто I — торговый пассаж конца XIX века. Умберто I был сыном Виктора Эммануила II, видимо, поэтому неаполитанская галерея несколько скромнее миланской. Вот одна из фотографий 2014 г., сделанных в неаполитанской галерее https://sergvos.tourister.ru/photoalbum/35936
Но вернёмся в Милан. На следующих фотографиях видно, что галерея Виктора Эммануила II буквально напичкана бутиками известнейших фирм (большинство которых, признаюсь, мне неизвестны). Да и стоит ли их запоминать, когда сейчас, на излёте пандемии, там, скорее всего, уже другие, не менее красивые и знаменитые?
Взглянем лучше на прекрасно выполненные рисунки и фигуры на полу галереи, которыми, конечно же, можно любоваться всегда.
Обратил внимание на одну из витрин, где рекламируют кондитерские изделия. В общем-то — полупустая, но оформлена с выдумкой.
А так, витрины всех бутиков в галерее заполнены манекенами, старательно демонстрирующими моды предстоявшего тогда осенне-зимнего сезона 2018–19 гг. Даже и не могу сказать, насколько это всё актуально сейчас у нас в России, поэтому показываю только несколько витрин.
Да ну их совсем, эти галереи, бутики и моды. Обратимся лучше к высокому и светлому. Пройдя галерею насквозь, выходим на Piazza Duomo, то есть на Соборную площадь. И вот он — большой и светлый Миланский собор! Собор Рождества Пресвятой Девы Марии, Кафедральный собор Милана.
На следующем снимке запечатлел не только собор, но и площадь перед ним, полную людей и голубей. Справа на некотором удалении можно заметить кампанилу другой церкви с характерным коническим навершием. Мы к ней ещё подойдём, любопытно, что это такое.
Не успокоился, пока не подошли ближе и я не сфоткал её. Башня, действительно, не совсем типичная — вроде бы уже не романская, но ещё и не готическая, возможно — раннее возрождение. Выяснилось, что это католическая церковь Chiesa di San Gottardo in Corte с необычной восьмиугольной башней, построенной в 1336 г. по проекту Франческо Пекорари.
Немного побродили около башни, даже встретили нечто вроде «старого города» в итальянском понимании. Отсюда виден и кусочек апсиды Дуомо, и главный его шпиль, увенчанный 4-метровой статуей Мадонны.
В одном из переулков встретилась эта «сладкая парочка». Немолодая крепко накрашенная «красотка» под какую-то громкую итальянскую мелодию пытается охмурить заезжего молодца, а тот делает вид, будто уже почти готов.
Вернулись на Соборную площадь, я заснял Дуомо немножко с другой стороны. Отсюда хорошо виден главный шпиль с Мадонной. А вообще-то всё, что касается Дуомо, я переместил в отдельный отзыв https://www.tourister.ru/world/europe/italy/city/milano/temples/2639/responses/10292
С той же точки, как бы в продолжение предыдущего кадра, снимаем противоположную сторону Соборной площади. Красивая арка в центре — вход в галерею Виктора Эммануила II, откуда мы вышли на эту площадь.
Повернувшись ещё влево, видим конный памятник.
Это Виктор Эммануил II, первым возглавивший объединённое Итальянское королевство в 1861 г. По информации Википедии, «На передней стороне пьедестала указана дата „июнь 1859 года“ в память входа короля в Милан (8 июня 1859 года), а на противоположной стороне — „14 июня 1896 года“ — дата открытия памятника».
Пока мы тут прогуливались, наступил совсем уже вечер, и солнца на Соборной площади почти не осталось. Да. Тихий августовский вечер в Милане.
Обратно, как понимаю, проскочили почти бегом ту же галерею, по которой пришли. Сфоткал на ходу один из закрывающихся бутиков.
Поняли, что город после семи вечера замирает. Вот и уличные часы о том же напоминают. Это, между прочим, снова улица Алессандро Мандзони, по которой мы шли часа три назад.
На электронной карте Милана есть краткая, но ёмкая характеристика: «Via Alessandro Manzoni — оживлённая улица с бутиками». Насчёт «оживлённая» в этот «поздний» час едва ли можно согласиться, но бутики, точнее, их витрины действительно остались. Вот и будем их рассматривать.
Надо сказать, только немногие из увиденных нами бутиков остались на современной карте Милана, не все сумели пережить это смутное ковидное время. Falconeri — из тех, что выжили. Так что, дамы с подламывющимися ножками. не надо так переживать от страха за будущее — у вас всё получилось. Не могу сказать, насколько актуальны сегодня ваши моды — ничего в этом не понимаю. Но наши очаровательные коллеги обязательно разберутся и подскажут.
Впрочем, среди разбирающихся в модах коллег есть не только очаровательные, но и мужественные…
Посмотрел и задумался: до чего ж напоминает эта компзиция двухэтажный поезд, который отходит от перрона, оставив на нём одинокую синьору…
А между тем, в этом громадном доме на Мандзони, 31 расположился Emporio Armani — Торговый дом Армани. Надо полагать, не потопляемый даже в лихие пандемийные времена. И на его фоне — первый попавшийся на глаза трамвай. Не новый, в скромной жёлто-оранжевой ливрее. И не последний — дальше их, в городском обрамлении, будет целая коллекция.
А вот ещё один бутик, переживший время. Люстры, похожие на дюзы неведомого космического корабля, на их фоне инопланетные существа, напоминающие земных женщин, только без причёсок.
Впрочем, зачем причёски, если их вполне могут заменить шляпы…
Эти существа из другого бутика тоже напоминают инопланетянок, но скорее подростков: вытянувшиеся, неуклюжие, не понимающие, куда им деть эти ставшие лишними руки…
О, какой удачный снимок! На фоне стройной красавицы с непонятной (похожей на муравьиную) позолоченной головой — зеркальное отражение мужчинки во цвете лет. Воистину: Вы неотразимы, а я чертовски хорош…
Здесь явно деловая пара — что тут ещё сказать…
На этом заканчиваю ретроспективный показ миланской моды трёхлетней давности. Зачем он вообще? — сам не понимаю. Просто изначально сидело во мне желание: будучи в Милане, акцентировать внимание не на памятниках (даже таких знаковых, как Ла Скала и Дуомо — всё равно времени мало), а на миланской моде. Ведь Милан — не только мировая столица бельканто, но и мировой законодатель моды. Так почему бы и не использовать отведённое нам короткое время на то, чтобы показать, как выглядит миланская мода — если не на показах, даже не в бутиках, но хотя бы в их витринах? У меня, правда, здесь получилось не совсем актуально: что поделать, трёхлетняя ретроспектива.
Ладно, идём дальше, обращая внимание на какие-то фрагменты, которые раньше, по пути туда, не заметили. Вот улицу Алессандро Мандзони перекрывает старинная арка, которая, конечно же, называется Porta Nuova — Новые ворота, хотя знатоки города считают её остатком городской стены и относят ко временам Фридриха Барбароссы — 1171 г.
Сразу за Порта Нуова направо отходит улица via della Spiga. Витрины слева на снимке принадлежат магазину детской одежды Monnalisa Milano, по ним я и опознал эту пешеходную улицу. Даже в такой поздний (пи миланским меркам) час на ней немало людей, которые здесь просто гуляют.
За Порта Нуова улица Алессандро Мандзони сменяется площадью Cavour (Кавур). Я безуспешно искал перевод этого названия с итальянского, пока не обнаружил, что это — имя собственное. Площадь названа именем графа Камилло Бенсо ди Кавур (Camillo Benso Conte di Cavour) — государственного деятеля, ставшего в 1861 году первым премьер-министром единой Италии. К сожалению, на самой площади я ничего не заснял, поэтому фото памятника графу Кавур привожу из интернета.
От площади Кавур мы пошли не через Городской сад, а левее, по улице Филиппо Турати (здесь ближе), где тоже много разных магазинов и проч., но мы уже никуда не заглядывали. А вот трамваи я продолжил снимать. Может быть, они и одинаковые, но их внешнее оформление, раскраска — оригинальны, я это тоже воспринимаю, как одно из проявлений миланской моды. Этот трамвай заснят на фоне дома по ул. Турати, 6.
На пересечении улиц Турати и Монтебелло
А это — трамвай на перекрёстке улиц Турати и (внимание!) Via della Moscova, т. е. Московской. Ничего себе — улица Московская в Милане!
Тот же перекрёсток, снятый с другого угла (супротив остатков солнечного света). На некотором удалении видна башня над зданием францисканского фонда Фрателли (ул. Московская, 9).
Улица Филиппо Турати, 25. В этом здании в августе 2018 г. внизу располагалось отделение Дойче Банк. По фотографиям ноября—декабря 2020 г. здесь было кафе Starbucks Turati. Отделение Дойче Банк, похоже, переместилось вон в ту башню и часть здания, которая непосредственно примыкает к ней.
Улица Турати заканчивается на площади Республики. Здесь мы повернули налево и пошли по Viale Monte Santo. Обернувшись назад, заснял башни на улице Турати, откуда мы только что пришли. Одна из башен была видна на предыдущем снимке.
Но самое примечательное на этом фото — конечно же, трамвай. Наконец мне попался современный экземпляр — удлинённо-сочленённый. Обычно трамваи этого типа очень изящны и красивы, но этот, прямо скажем — мрачноват для городского пейзажа, особенно в тени. Весь покрыт чёрно-белой рекламой Emporio Armani (Торговый дом Армани). Боже, и здесь реклама моды. Куда от неё денешься в Милане?
Следующий снимок сделан на Viale Monte Santo, вперёд по ходу. Навстречу тот же старенький трамвай, какой мы уже видели. А в доме, который виден впереди — сейчас маркетинговое агентство CREO s.r.l. От него всего один квартал до нашего отеля.
Пройдя немного вперёд по Viale Monte Santo, поймал в объектив сквозь листву небольшой аллеи закат солнца. Такой совсем будничный закат солнца. Зато — в Милане.
Совсем близко — поворот направо, на улицу Галилео Галилея, где сразу за углом — наш отель «Виндзор». Трамвайная линия здесь поворачивает к Центральному вокзалу Милана, до него отсюда примерно 1 км. Но посмотрите, какой здесь трамвай попал на повороте! Да, старенький, зато в полной рекламно-боевой раскраске Торгового дома Армани. Точь-в-точь, как мы видели на новом большом трамвае, но здесь она очень лучше смотрится.
В отель мы не пошли — рано ещё. Пошли гулять по улице Галилео Галилея. И сделали неожиданные для себя открытия: оказывается, есть в Милане небоскрёбы и повыше Миланского Собора! Вот одна из башен — Solaria. Это 37-этажный жилой дом, высота 150 м.
На следующем снимке башня Solaria — на заднем плане. А впереди — громада Diamond Tower — 38-этажное офисное здание высотой 140 м. А самое высокое здание в Милане — строящаяся башня PwC Tower высотой 176 м. Вот вам и указ о запрете строительства в Милане зданий выше, чем Дуомо, т. е. 106–108 м. Что поделать — это не просто веяние времени, но тоже своего рода мода: что за 5-миллионный город без собственных небоскрёбов?
Пока гуляли, стало совсем темно. Благо, от этих небоскрёбов до нашего отеля совсем недалеко. Вот и он. По сравнению с показанными гулливерами он совсем небольшой и уютный, мы с удовольствием здесь провели вечер и ночь.
Вот и всё, что успели увидеть в Милане за эти полдня. Хотелось бы больше, но… как-нибудь в другой раз.
Теги:
Самостоятельные путешествия, Культурно-познавательный туризм