Кольмар я представляла себе прянично-сказочным, пестреющим цветущей геранью летом, а на Рождество наряженным, подстать праздничной ёлке. Но теперь, в первых числах марта, когда нет ни зелени, ни цветочков, да и рождественская атрибутика давно убрана с глаз, я боялась разочароваться. Боялась, что Кольмар достанется нам серым и унылым.
Больше всего не хотелось оказаться в пасмурном бесцветном городе, поёживаясь от весеннего, но очень холодного ветра, вместо того, чтобы вальяжно устроиться где-нибудь в открытом кафе, попивая местное вино.
Прогноз погоды надежды не вселял. На всю неделю — переменная облачность и дожди. Однако, день вдруг рассиялся, разулыбался солнышком, отогнал в сторону тучки и пусть всего на несколько часов, но показал нам, насколько глубоким может быть весеннее небо!
На фоне этого неба, переливчатого, от пронзительно синего до нежно-голубого, мы увидели Кольмар таким, как и мечталось. Праздничным и ярким, как только что полученная в подарок игрушка.
Наше знакомство с городом началось, как водится, с железнодорожного вокзала gare de Colmar. Чудесное здание, этакая часовенка с колокольней или теремок с башенкой, украшенный резьбой по камню, гербами и маскаронами, а в больших полукруглых окнах — картины на стекле.
Вокзал Кольмара был построен в 1906 году, и, что интересно — проект архитектора Людвига Драма был вдохновлён обликом вокзала в Гданьске.
По пути к центру мы миновали «Марсово поле» — большой красивый сквер, окружённый элегантными зданиями.
Всё-таки не зря Кольмар — второй по значимости город Эльзаса. В его великолепном облике это чувствуется сразу.
С южной стороны на Марсово поле выходит фасад внушительного дворца. Мы не подошли ближе, но прекрасно рассмотрели его на просвет среди деревьев. Это по-королевски роскошное строение, возведённое в середине 19 века, является резиденцией Префекта Верхнего Рейна. В Префектуре размешается также и муниципалитет Кольмара.
На Марсовом поле находится фонтан Брюа, творение знаменитого Бартольди. Во время прогулок по Кольмару имя Бартольди мы выучили наизусть, настолько часто оно здесь звучит, так много работ этого скульптора в городе…Ладно, выложу главный «козырь» — прежде всего Фредерик Огюст Бартольди известен миру, как автор Статуи Свободы.
В центре фонтана установлен памятник французскoмy военнoмy и государственнoмy деятелю, адмиралy Арманy Жозефy Брюа, окружённый четырьмя аллегорическими статуями.
Ну, а наше внимание сразу привлёк радужный шатёр большой старинной карусели! Как жаль, что несезон, и она была закрыта… Что-то манящее и чарующее видится мне в подобных каруселях. Как привет из сказки, из старого фильма о прошлом.
Между прочим, идея таких каруселей зародилась в 17 веке, когда рыцарские турниры утратили былую жестокость и превратились в красивое соревнование. Парадно одетые всадники скакали по кругу и копьями «разили цель» — срывали цветы, обручи и золотые колокольчики, подвешенные на нитях.
Французские дворяне первыми оценили зрелищность забавы и придумали для своих детей похожую игру. Знатных отпрысков катали на небольших деревянных лошадках, закреплённых на поворотном круге, чтобы с малых лет воспитывать из них ловких наездников.
Первые механические карусели получили распространение в 18 веке, когда уже перестали быть забавой исключительно для знати — их часто устанавливали во время праздников и ярмарок для развлечения всех желающих.
С Марсова поля в центр Кольмара можно пройти множеством улочек. Мы, недолго покрутившись в них, вышли на нарядную улицу Пекарей — Буланже (La rue des Boulangers).
Название улицы говорит само за себя — как в прежние века, так и сегодня первые этажи здешних домов занимают всевозможные кондитерские, продуктовые лавки и булочные. На Рождество именно здесь можно купить самые вкусные рождественские брецели, особые — эльзасские.
Интересно, только меня фахверковые домики радуют своим видом каждый раз, будто впервые? Они не бывают похожими, нигде не найдёшь двух одинаковых. И мы, получив первую порцию очарования, вышли проулками на соседнюю улицу Тет (Голова).
На ней находится один из самых известных домов Кольмара «Дом голов», название которого понятно с первого же взгляда на фасад.
Kopfhaus, Maison des Tetes
Сделанный из желтого песчаника, он покрыт скульптурами и забавными гротескными масками. Дом построен в стиле немецкого Ренессанса в 1609 году.
Здесь изображения людей перемежаются с образами мифических существ. Всего их сто шесть! А кроме голов и масок, фасад щедро украшен барельефами, орнаментами, можно увидеть даже горгулий.
В конце 19 века дом стал собственностью винной биржи Кольмара, и по заказу новых владельцев знаменитый уроженец города — скульптор Огюст Бартольди — установил на самом верху здания оловянную фигурку эльзасского бочара с бутылкой и стаканчиком вина (1902 год).
Неподалёку от Дома голов мы обнаружили дом, убранный словно к Рождеству. Выходит, зря я переживала, что не будет нам ни лета, ни рождественской тематики.
Вообще, некоторые дома Кольмара настолько нарядны, что не надо никаких дополнительных атрибутов в виде ёлочных лап и звёздочек, и без того на улице царит атмосфера праздника.
В этой атмосфере, признаюсь честно, появляется желание плюнуть на заранее подготовленный список достопримечательностей и гулять, куда глаза глядят. Или так: не приезжать в Кольмар одним днём, а остаться хотя бы на два. Тогда и по музеям можно пройтись. Например, заглянуть в знаменитый Унтерлинден, расположенный в бывшем доминиканском монастыре 13 века. Мы же все время отклонялись от маршрута, хотя исторический центр города, как водится, не так уж велик.
Посидели на лавочке возле Коллегиальной церкви Сен-Мартен — главного храма в Кольмаре. Часы на башне мерно отсчитывали минуты, время давно перевалило за полдень. Надпись, выгравированная на часах «Memento Mori», призывала помнить, что мы смертны. Как-то не в тему для столь чудесного дня, совсем не в тему…
Церковь была построена в период с 1234—1365 гг. , но во время недавней реконструкции был обнаружен фундамент 10 века и следы расширений 11–12 веков. Кстати, лучший вид на колокольню церкви открывается с Марсова поля:
и с площади возле Доминиканской церкви:
Храм, конечно, мощный, и совершенно разноплановый — обходя его по периметру каких только архитектурных стилей вы не найдёте! И множество порталов, некоторые из которых замурованы.
La Collegiale Saint-Martin
На площади возле церкви Св. Мартина стоят два высоких фахверковых здания, причём, то, что на фото справа, вероятно, является самым старым в городе. Оно называется домом Адольфа, по имени одного из владельцев (Auguste Adolph), жившего в этом здании в 19 веке. Оконные проемы на фасаде сделаны в виде готических арок, особенно хорош центральный, и они словно бы перекликаются с оконными и дверными проемами церкви Св. Мартина, а наиболее древние части дома Адольфа относятся к 1350 году.
Неподалёку находится Доминиканская церковь, которая представляет собой готический зальный храм (eglise-halle). Подобная архитектура типична для храмов рейнских нищенствующих орденов в 14–15 веке. Ни украшений, ни трансепта, ни колокольни — лишь на крыше небольшая башенка с крестом.
Пожалуй, это тот случай, когда через чур скромный и мрачноватый вид церкви вкупе с нашим нежеланием заходить внутрь каких-либо помещений в столь короткие солнечные часы, сыграли с нами злую шутку. Надо было зайти! Ведь в Доминиканской церкви хранится знаменитая картина «Мадонна в беседке из роз», написанная художником Мартином Шонгауэром в 1473 году. Но об этом я узнала уже потом.
Ещё на площади Доминиканцев примечателен старинный колодец с высокой аркой-коромыслом, украшенной скульптурным изображением двуглавого орла на гербе. Этот колодец, очень типичный для Эльзаса, был построен в 1584 году и сегодня внесен в число исторических памятников Франции.
Кружа по улицам старого города, мы набрели на интереснейший «дом Пфистера», построенный неким шляпником в 1537 году. Дом носит это название опять же по имени другого хозяина, который приобрёл его всего-то пару столетий назад. Всего-то…
Дом Пфистера выстроен целиком из камня, что указывает на благосостояние владельца, вдоль верхнего этажа тянется элегантная деревянная галерея. На ней и на двухэтажном деревянном эркере красуются изображения германских императоров и евангелистов, сцены из Библии.
Вот так остановишься иногда, подумаешь… Дом-то ровесник Ивана Грозного! Петр I ещё не родился, Наполеона и в проекте не было, а этакая прелесть уже здесь стояла и украшала город. Мы так легко играем цифрами, 15 век, 16 век… а как трудно соразмерить это все с обычной человеческой жизнью.
Вот так незаметно, без особого плана мы добрались до Старой Таможни. Площадь Старой Таможни (PLACE DE L’ANCIENNE DOUANE) с конца 15-го столетия была административным и экономическим центром Кольмара.
Здесь свершались торговые сделки, складировались все ввозимые и вывозимые товары,
а в главном корпусе Таможни проводились, помимо прочего, ещё и заседания лиги десяти свободных эльзасских городов (Dеcapole).
Лодки, гружёные товарами, выплывали в те времена прямо на площадь по каналу Логельбах, который был тогда несколько глубже и шире, нежели теперь.
Сейчас канал, скорее, имеет декоративную функцию и особенно хорош летом, когда вокруг него цветут цветы.
Посреди площади Старой Таможни установлен фонтан со статуей некого рыцаря в латах, в руке которого мы видим не щит или меч, как это принято, а гроздь винограда. Это памятник генералу 16 века — барону Лазарусу Швенди (1522 — 1583). Угадаете, кто изваял? Конечно, Бартольди! В Кольмаре с этим трудно ошибиться.
Барон Швенди был бравым военным и блистательным дипломатом, а кроме того, он знаменит тем, что из успешного военного похода в Венгрии привёз саженцы белого винограда — новый для Эльзаса сорт.
Но это как раз легенда, поскольку белый виноград выращивали здесь и прежде. Скорее всего, генерал привёз секрет изготовления токайского вина.
От Старой Таможни уже совсем не далеко до самого притягательного квартала Кольмара под названием «Маленькая Венеция». Честно говоря, мне не очень понятно, для чего столь многие города, где имеются районы, построенные на каналах, так хотят уподобиться знаменитому итальянскому городу на воде. Самобытность и собственное оригинальное имя всегда лучше подражания тому, чем на самом деле не являешься. Ну, что поделаешь, людям удобнее мыслить стандартно и повсюду лепить туристически привлекательные штампы.
Маленькая Венеция — один из кварталов Кольмара, живописно расположенный на берегах реки Лош (Lauch). Начинается район, пожалуй, со здания крытого рынка Marche couvert, построенного в 1865 году из кирпича, чугуна и стали.
Рынок буквально сидит на воде, и когда-то лодки и баржи могли подплывать по реке непосредственно к самым порталам восточного фасада. Это значительно упрощало процесс их разгрузки, а привезённые продукты прямиком отправлялись на прилавки рынка.
Юго-западная сторона здания находится на суше, там же и главный вход для покупателей.
В левой угловой нише здесь сидит очаровательный юный виноградарь. Кто автор, спрашивать излишне:-) Огюст Бартольди!
К сожалению, статуя неоднократно подвергалась актам вандализма, поэтому её оригинал сейчас перенесён в музей Бартольди (Musee Bartholdi), а в нише поставлена копия.
От рынка мы углубляемся в когда-то самые бедные районы Кольмара, где жили рыбаки и дубильщики кож. Рыбакам была важна близость к реке, а кожевникам было предписано селиться здесь специально — подальше от густонаселенных кварталов. Ведь выделка кож всегда сопровождалась мерзким запахом, к тому же для нужд производства требовалось большое количество воды.
Даже большинство этих симпатичных домиков, теснящихся вдоль каналов, на самом деле строились, как помещения для сушки кож. Но, конечно, сегодня эти кварталы по обе стороны реки Лош, между набережной Пуассонри и улицей Тюрень — самые туристические и «игрушечные». Здесь чистота, красота и никаких неприятных запахов, поскольку в 70-е годы прошлого столетия «Маленькая Венеция» была отреставрирована и объявлена памятником истории.
Летом по каналам, окружённым подновлёнными фахверковыми домиками 16–18 века, неспешно скользят гондолы с туристами. Гондолы, конечно не венецианские, значительно попроще, да и желающих покататься в холодное время немного. Зато никаких очередей на причале.
Наше время в Кольмаре, похоже, стремительно истекало. Нет, не дневное, но солнечное. Налетел ветер, пригнал серые тучи, все краски начали меркнуть и темнеть.
Стоя на мостике, переброшенном через канал, я подумала: — Эх, не суждено нам видимо, отобедать, как мечталось, в «Маленькой Венеции»…
Но всё исполнилось, как мы и хотели. Бывшие рыбацкие лодочные причалы, переделанные теперь в террасы маленьких ресторанов, стоят на воде вдоль каналов. Террасы полны людей! Оказалось, что в холода их просто накрывают от ветра и дождя полиэтиленом. Безусловно, это не так эстетично, как летом среди цветочков, зато внутри уютно и тепло.
Плеск воды прямо у столика, быстрое обслуживание, вкусная местная еда. Что ещё надо для хорошего завершения прогулки по Кольмару? Не сезон оказался не помехой!