Первая часть путешествия по Сербии и Македонии. Следующая часть: Гуляя по Белграду.
Кажется мир начинает возвращаться к тому состоянию, в котором он пребывал до чумы, разразившейся в начале прошлого года. Некоторые страны осторожно открывают свои границы в том числе и для туристов. Среди таких стран моё внимание привлекла безвизовая Сербия, готовая впустить к себе без карантина и добровольно-принудительной вакцинации. Разве что нужен ПЦР-тест, выданный не более чем за 48 часов до въезда. Этот тест у нас проверили уже при регистрации на рейс до Москвы из Пулково. После этого никого, включая сербского пограничника, он уже не интересовал.
1 из 2
Первый день в Сербии было решено посвятить поездке на ретро-поезде «Шарганская восьмёрка». Чтобы добраться до него нужно сначала ехать в город Златибор, а оттуда брать такси до деревушки Мокра Гора. Поэтому заселившись в отель мы сразу отправились на БАС, Београдска аутобуска станица или автовокзал Белграда — покупать билет на автобус. Оказалось что если брать сразу обратный билет то он обходится гораздо дешевле, но ехать обратно можно только тем же самым перевозчиком.
На протяженных маршрутах в Сербии в автобусе обычно двое водителей, которые друг друга сменяют. Провоз багажа оплачивается наличными им же.
Ехать от Белграда до Златибора около 4 часов. По пути мы проезжаем небольшие городки, делая несколько остановок.
1 из 2
2
Чем ближе к Златитобору тем более гористой становится местность за окном автобуса. По обеим сторонам дороги ввысь подымаются почти что отвесные скалы, автобус раз за разом ныряет в туннели, проложенные в горах.
1 из 3
3
В самом Златиборе нет автовокзала, только автобусная остановка на центральном паркинге. Здесь же находится касса, в которой можно купить билеты, и несколько киосков местных турфирм.
Златибор находится у подножия одноименной горы. Не так давно здесь построили канатную дорогу Gold Gondola, ведущую на её вершину, которая стала популярным аттракционом не только у туристов, но и у местных — об этом можно судить по длине очереди. На фото видны указатели «улаз» и «излаз» — так по-сербски звучат «вход» и «выход». Длина дороги — 9 километров, что делает её одним из самых длинных (если не самым длинным) фуникулёров в мире.
1 из 2
2
Пропускная способность канатки — 1000 человек в час, в каждой кабинке вмещается 6–8 человек. Нашему взору открываются бескрайние просторы склона горы Златибор.
1 из 3
3
Примерно посередине пути на вершину располагается озеро Рыбница. Это озеро с питьевой водой, оно обеспечивает ей весь город. Фуникулёр здесь делает небольшую остановку, можно выйти и погулять вдоль озера. Наше время ограничено т. к. нужно успеть к отправлению ретро-поезда и мы едем дальше.
1 из 3
3
Златибор — это по сути дела курортный городок, расположенный на западе страны довольно близко от её границы. До Черногории и Боснии с Герцеговиной отсюда тоже недалеко. На склонах горы Златибор много коттеджей используемых под дачи. Местные говорят что жильё здесь очень дорогое, а воздух — очень чистый. Последнему я склонен верить.
1 из 4
1
Добравшись до вершины фуникулёр делает небольшую остановку, а затем движется в обратную сторону. Мы проплываем над ленточкой шоссейной дороги.
1
Выйдя из фуникулёра мы вызываем такси и мчим в сторону деревушки Мокра Гора. Мы много времени потратили на канатку и до отправления нашего поезда остаются какие-то 30 минут. Вбегаем на платформу и видим отправляющийся поезд. Особо не веря в успех машем и кричим что есть мочи — и чтобы вы думали? Проводники останавливают поезд и мы буквально впрыгиваем в последний вагон. Риск был довольно велик — на календаре 31 октября и это последний день работы поезда в этом году.
2
Изначально железная дорога была построена для сообщения между Сербией и Боснией в гористой местности с очень сложным рельефом. В результате она получилось в форме восьмёрки и получила название Шарганска осмица — Шарганская восьмёрка. В ходе строительства было возведено 5 мостов и прорыто 22 тоннеля, самый длинный из которых имеет длину 1666 метров. К 1974 году дорога перестала быть рентабельной и с 2003 года по ней начал курсировать туристический поезд.
Этот поезд состоит из 4 вагонов, все они отличаются друг от друга.
1 из 4
1
Между вагонов можно свободно перемещаться даже во время движения. Самый смак, когда поезд ныряет в очередной тоннель и ты, стоя снаружи вагона, погружаешься в кромешную тьму. Внутри вагонов есть, конечно же, тусклое освящение.
1 из 4
1
Поезд идёт без остановок до конечной станции Шарган Витаси. Здесь проводники разрешают нам выйти и пофотографироваться.
4
Из любопытных экспонатов здесь есть 4-колесный велосипед, стоящий на рельсах.
2
А также несколько фонтанов и маленький водопадик.
1 из 3
1
Проводники свистят, приглашая нас вернуться в вагоны. За время остановки на Шарган Витаси паровоз отцепили и прицепили с другой стороны состава. Поезд идёт в обратную сторону и делает остановку на станции Видиковац-1.
2
Станция интересна тем что расположена буквально в нескольких шагах от одного из туннелей, благодаря чему его можно рассмотреть вблизи.
2
Как я уже сказал, железная дорога имеет форму восьмёрки. Когда едешь в поезде этого совершенно не ощущаешь. Но со смотровой площадки видны расположенные ниже ещё один тоннель и выходящее из него полотно железной дороги, в направлении поперечном, относительно полотна у Видиковац-1.
1
Следующая станция называется Jatape. Здесь мы делаем самую длительную остановку.
5
Тут есть на что посмотреть, прежде всего это водопад стекающий с отвесной скалы.
3
На вершину этой скалы ведёт лестница, перила которой сделаны в форме рельс.
1 из 2
Поднявшись наверх мы видим саму станцию и наш поезд.
2
Но самый впечатляющий вид отсюда — это вид на горы, меж которых и петляет Шарганска Осмица.
1 из 2
1
На двух последующих станциях остановки совсем короткие, посмотреть здесь можно немного. На станции Стаjалиште есть старый автомобиль, стоящий на рельсах.
1
Со станции Видиковац-3 открывается вид на церквушку далеко внизу. Можно составить представления о перепадах высот в этих горах, а также о том, каких усилий стоило проложить здесь железную дорогу.
3
Поезд возвращается на станцию Мокра Гора, с которой и отправился. Настало время возвращаться в Златибор и оттуда — в Белград. На этом и закончился наш первый день в Сербии. Но, конечно же, не последний.