Летели вдвоем из Москвы в Тирану транзитом через Вену Австрийскими авиалиниями. Транзит в Вене был и раньше, но мы всё забыли, встали в общую очередь, а нужно было пройти рядом с очередью в правую боковую дверь, и, после досмотра, в транзитный зал. При досмотре бутылку с водой, налитую нами в туалете Домодедово, не отобрали. (Вода в чистой зоне Домодедово стоит 150 р. за 0.5 л). Кто летал через Вену, знает, что транзитный зал представляет собой длинный (около километра) широкий коридор, в одном конце — магазины дьютифри, в другом — два десятка диванов для лежания, в середине — выходы к самолетам.
При желании и умении можно сделать трансфер за полчаса. (Купить билеты ближе к выходу из самолета, предупредить бортпроводниц о транзите, при посадке первыми схватить свои вещи, идти к выходу и встать на выход в первых рядах, затем бежать в правильные двери.) В прошлый раз у нас было 35 мин, успели, но бежали, как зайцы.
В Домодедово перед посадкой на самолет потребовали надеть специальные маски FFP, строго без клапана. У нас были с клапаном (более высокий класс защиты), но с клапаном нельзя, пришлось докупать в автомате, 200 р. за маску. В полете дали один стакан воды (можно было попросить ещё) и одну маленькую шоколадку.
Снеки, соки и прочее — за евро. Судя по внешнему виду и форме бортпроводниц, эта работа в Австрии, и в Германии является такой же малопрестижной, как работа продавщицы в придорожной забегаловке. Люфтганза, которой мы летели обратно, никаких требований к маскам не предъявляет, и пассажиры, и бортпроводницы были в самых обычных, в которых у нас ходят все. Люфтганза дала маленькую бутылочку с водой 200 г. а также маленькую шоколадку. Возможно, они правы — кормление на рейсах продолжительностью менее 4,5...5 часов — зло. Запахи, очереди в туалет, мусор, грязь…
Кстати, в самолетах Австрийцев и Люфтганзы ничего похожего на кресла бизнес-класса обнаружить не удалось. Были огороженные места в передней части салона, но выглядели в точности как эконом.
Аэропорт Тираны — Саранда
Прилетели около 12 ночи, поменяли евро на леки в аэропорту по курсу 1/117, обратный курс 123/1. Когда летели обратно, днем, курс в другом киоске этого же аэропорта был 1/121, обратный — 122/1. Утром, переночевав в гостинице Verzaci около аэропорта (идти 10 мин., хороший завтрак),
отправились получать заранее арендованную машину в ALAMO. Аренда машин — после выхода из аэропорта справа. Всего около двух десятков компаний. Парень, оформлявший нам аренду, работал сразу от 3-х фирм. Наша машина — Hyundai i20, судя по радиаторной решетке, рестайлинг 2 поколения (2018–2020), пробег чуть более 15 т. км.
Для наших нужд — хороший вариант, мощная, быстрая, (на некоторых участках скорость была до 160 км/ч), в то же время занимает мало места, легко парковать, экономичная. Недостаток — нет камеры заднего вида.
Если не соблюдать скоростной режим, от аэропорта Тираны до Саранды (более280 км) можно доехать примерно за 4 часа. Светофоров буквально несколько штук на выезде из пригородов Тираны, перекрестки — круговое движение. Сложный участок — горный серпантин около 17 км — начинается от деревни Jorgucat. Тут съезжаем с дороги SH4 на SH78, резко, на 180 град. поворачиваем направо и вверх, потом, в определенном месте поворачиваем на дорогу SH99. Дороги там делают постоянно, погода как правило хорошая, материал для дорог — горная порода. Думаю, что через несколько лет по горному серпантину ездить не придется. (Кстати, известные путешественницы — Дуброва и Комарова проехали по этому серпантину, днем, в сухую погоду, тем не менее эмоции, судя по их видео, зашкаливали.)
Для навигации по Албании было загружено 4 оффлайн навигатора, использовал в основном гугл карты. По дороге в Саранду остановились в придорожном кафе Zoi-Teri.
Семейное предприятие, вкусно, недорого. Однако, что такое черный или зеленый чай — они не знают. Вместо чая принесли какой-то горячий, очень сладкий густой напиток, что-то вроде разбавленного варенья.
Гостиница в Саранде называется VISAD. Об этой гостинице есть отдельный текст.
Саранда
Небольшой курортный городок, много строек, мусор тоже имеется. Строят в основном гостиницы на 30…40 номеров, часто сразу перед уже существующей такой же гостиницей, буквально в 10 метрах, полностью закрывая той вид на море. (был Sea view, стал вид на стену и чьи-то балконы и окна). При заказе гостиницы обязательно нужно смотреть гугл карты.
В начале октября туристический сезон заканчивается. Туристы уезжают, экскурсии почти не организовывают, пиратские кораблики не ходят, на пляжах пусто, море прохладное и часто волнуется.
Нам не очень повезло с погодой. с 07.10 по 12.10 лил дождь с перерывами. Море было прохладное и большие волны. Крем для загара, ласты не понадобились. Купались чуть ли не единственные на пляже.
Помимо прогулок по городу, ездили в Бутринт, Гирокастру, на Голубой глаз, поднимались на Лекурси. В интернете об этих местах много информации. Некоторые общие впечатления:
Бутринт: полузатопленные развалины разных времен, мозаики засыпаны песком, есть мусор.
1
Голубой глаз:
1
проход бесплатный (не сезон), купались и прыгали только русские туристы (с камней, вышка для прыжков сломана), кафе не работали. Место удивительное. Если опустить голову в маске, можно увидеть этот Голубой глаз изнутри. Вода абсолютно прозрачная, открывается картина подводной пещеры. Ведется активное строительство дороги и парковки.
Гирокастра:
1
огромный полуразрушенный замок, доступ практически везде, в отличие о более развитой Европы. Немного обшарпанный музей с оружием, тюрьма, казематы, можно везде заходить, всё трогать.
Лекурси: прекрасный вид на Саранду. Пообедали в местном ресторане. Цены, как и везде, совсем не маленькие, порции небольшие.
1
1
1
Общие впечатления: Активно строят дороги хорошего качества и небольшие отели. Много заброшенных строек. Сетевых отелей в Саранде нет. Общественный транспорт в виде автобуса есть, ходит нечасто, на остановках редко встретишь одного-двух человек. Бензин в среднем 176 лек/л, что по курсу 1/120 равно 1.47 евро. В супермаркетах в основном еда. Местное вино так себе, есть хорошее вино из Греции и Италии. Местное пиво слабенькое. Брендовых магазинов и супермаркетов с вещами нет, однако в центре города, выше прогулочной набережной есть несколько магазинов с дорогими, даже люксовыми вещами. Выбор из 4-х электрочайников есть только в одном магазине и это очень богатый выбор. Многие местные жители ездят на мерседесах, бмв и ауди, японских машин нет. В центре с парковкой проблемы. В будние дни, даже в несезон — в центре на некоторых улицах обычно бывают пробки. Для местных нормально ставить машины в два ряда. Мидий по-настоящему поесть не удалось, даже в ресторане с морепродуктами. Видимо, из сезон закончился, увы. В магазинах и кафе евро принимают, обычно по курсу 1/120, но лучше поменять на леки. Маски никто не носит. Курить можно везде. Без автомобиля добраться куда-то за пределы Саранды и даже в Лекурси, очень проблематично. Бункеры с амбразурами есть,
но в глаза не бросаются. Бандитов, наркоманов, цыган — не видел. Похоже, народ нерелигиозен, мечеть есть, но призывов молиться 5 раз в день не слышал. Вообще, в несезон показалось скучновато.
1
Лучше приезжать пораньше, хотя бы в конце сентября.
Саранда — аэропорт Тираны
Уезжали в 5–00 утра. В темноте ехали по серпантину, ещё и дождь пошел. Один раз все-таки съехали с дороги левым передним колесом, но обошлось. До аэропорта ехали, не соблюдая скоростной режим. Ближе к Тиране остановили полицейские за превышение скорости на 41 км/ч. Отобрали права, объяснили (разговаривал с молодым парнем), что мои права перешлют в российское консульство, выпишут штраф сколько-то тысяч лек, короче, всё плохо. Затем полицейский спросил, кем работаю, они долго совещались, потом пригласили меня и все-таки вернули права, т. к. (объяснил он) мне без автомобиля будет тяжело работать в России. Затем он спросил, что надо сказать, я прокричал несколько раз — «ФалеминдЕрит!, фалеминдЕрит!». Нештрафуемого порога превышения нет. При превышении скорости более чем на 20 км/ч права отбирают. Этим ребятам из полиции моя отдельная благодарность.
Перед сдачей машины заправились на АЗС «Alpet Rinas» (1 км до пункта сдачи), в момент возврат никаких проблем не было. Улыбчивый вежливый мужчина поздоровался, бегло осмотрел машину, без каких-либо придирок, посмотрел заправку и пожелал счастливого пути. Мыть машину не требовалось. Полный контраст со сдачей автомобиля в Мюнхене, когда здоровый мрачный молодой негр, везде залазил, чуть ли не с лупой, всё открывал, проверял…
Аэропорт Тираны — Москва
В аэропорту Тираны купили в дьютифри 3 бутылки спиртного (2 французских коньяка и текилу). Продавец не упаковал их в специальные пакеты дьютифри (м.б. их у него и не было), а нам и в голову не пришло.
В аэропорту Франкфурта мы немного отстали от остальных пассажиров. После некоторых блужданий в одиночестве, вышли, как нам казалось, к правильному пункту досмотра (на самом деле нет, я перепутал терминал 1 с залом ожидания, А). Через Франкфурт мы никогда не летали, и увы, заблудились. На досмотре спиртное нам завернули (как я понял, оно было в неправильной упаковке), и, после некоторых трений, мы забрали уже досмотренные вещи обратно, забрали бутылки с тем, чтобы вылить их в туалет. Потом я ещё и к немецким пограничникам (больше там просто никого не было) ходил выяснять этот вопрос. Наталья все-таки не стала выливать бутылки, поставила пакет рядом с урной у туалета, и мы повторно прошли досмотр, уже без запрещёнки. После прохождения досмотра мы ещё немного (минут 20) поплутали в одиночестве, в результате вышли на то же место, перед этим же пунктом досмотра (!). Пакет с бутылками стоял нетронутый. Взяли его и пошли искать наш гейт. Потом были опять блуждания в полном одиночестве, какие-то тупики, неработающая станция электрички, все-таки сели с правильной стороны электрички, проехали до нужной остановки, вышли, потом опять шли, спрашивали, после нескольких попыток, нашли нужный пункт досмотра, прошли досмотр, где выкинули всё-таки эти злосчастные бутылки и наконец-то попали в транзитный зал.
Прошу прощения за излишне подробный рассказ о злоключениях во Франкфуртском аэропорту, для опытных путешественников всё очевидно, может быть, для кого-то будет полезно: а) при транзите, если покупка в 1-м аэропорту, необходима специальная упаковка. б) аэропорт Франкфурта большой, там ходит электричка, продвигаться надо быстро, найти её, выйти на правильной остановке, чтоб было время отдохнуть, поесть и закупиться в транзитном зале.
Наталья разобиделась на немцев, т. к. не удалось договориться по-человечески и пришлось потерять 136 евро, и задумала применить к ним санкции, в виде отказа от покупок определенных немецких товаров, но я отговорил.
Т.к живем не в Москве, возвращались в свой город на машине, 6 часов езды. После суток дороги машину вести тяжело (вели машину вдвоем, по очереди), наверное, надо было остановиться в отеле около Домодедово. Особенно это актуально, если водитель один, он может не заснуть даже, а отключиться незаметно для себя, в любой момент.