Нагулявшись по северо-западу Москвы (у Северного Речного вокзала) я прыгнул в метро и поехал к станции метро Маяковская.
Нагулявшись по северо-западу Москвы (у Северного Речного вокзала) я прыгнул в метро и поехал к станции метро Маяковская.
Памятник Маяковскому был установлен в 1958 г. на площади Маяковского (сейчас это Триумфальная площадь). Авторы монумента — скульптор А. Кибальников и архитектор Д. Чечулин. Скульптура является памятником монументального искусства федерального значения.
Здесь у станции метро Маяковская мы договорились встретиться с известным Вам блогером Максимом Ершовым.
И дальше мы вместе с ним прогулялись по столице.
Садовая — Триумфальная улица и здание Театра сатиры.
В 2015 году Театр сатиры был признан одним из самых посещаемых московских театров: залы заполнялись почти на 90%, количество зрителей превысило 2,5 миллиона.
А затем мы нырнули в какой-то московский дворик, адрес которого знает только Максим.
Посмотрите какой он симпатичный.
Такие интересные места может показать только коренной москвич.
Маким меня вел целнаправленно к установленному в 2017 году памятнику Михаилу Калашникову.
Мне это было очень интересно так как недавно я побывл в Ижевске в музее им. Калашникова: Выставка «Калашников. Траектория судьбы»
Монумент работы скульптора Салавата Щербакова.
Памятник представляет собой фигуру Калашникова с автоматом в руках, который он держит, по замечанию журналистов, «как мать младенца».
Как рассказывал автор монумента, «многие хотели, чтобы Калашников был без оружия, но мы сделали так, что автор смотрит на свой автомат, как на произведение искусства.
На заднем плане — скульптурная композиция с фигурой Архангела Михаила, поражающего копьём дракона как олицетворение «неких сил зла» и загоняющего его в преисподнюю на фоне силуэта земного шара.
При этом крылатый Архангел Михаил сидит на крылатом же коне, так и оставшись похожим на копьеносного Георгия Победоносца.
В Оружейном сквере столетиями со средних веков делали оружие, ковали мечи и копья, а практически не изменившееся со сталинских времён Садовое кольцо как нельзя лучше подходит для нового памятника.
В СМИ в связи с появлением памятника поднялся старый спор о возможной схожести автомата Калашникова и немецкой штурмовой винтовки StG 44 конструкции Шмайссера после окончания войны вывезенного на работу в СССР.
Спустя несколько дней после открытия монумента, военный историк Пашолок обнаружил, что на барельефе изображена взрыв-схема StG 44.
Данный факт подтвердил и официальный интернет-представитель концерна «Калашников» М. Попенкер.
Пашолок также предположил, что «кто-то захотел дополнительную схему автомата и полез в интернет», взяв «первое что нашли».
Ранее скульптор Щербаков уже ошибался с памятником «Прощание Славянки"на Белорусском вокзале, на котором была обнаружена немецкая винтовка Мauser 98, а также с памятником Александру Первому у Красной площади, где среди пушек, мушкетов и сабель XIX века заметны пламегаситель и прицел автомата Калашникова.
Меж тем, исполнительный директор РВИО В. Коновов сообщил, что поблагодарил Пашолока и указал на ошибку самому Щербакову, который «находится на месте и собирается эту плиту демонтировать, поскольку действительно он и его подмастерье что-то напутали», так как всё связанное с барельефом — «это полет творческой фантазии скульптора», однако «благодаря этой ошибке скульптора развеян окончательно распространенный миф о том, что Калашников заимствовал идеи своего стрелкового оружия у иностранных своих коллег, в частности — у Шмайссера» и «теперь, благодаря распространенной информации о допущенной ошибке, видно, что это совершенно разное оружие — автомат Калашникова и винтовка StG».
А мы с Вами поворачиваем на Долгоруковскую улицу и далее в Пыхов-Церковный проезд.
Первая часть названия восходит к фамилии землевладельцев: в 1870 году ярославские выходцы Николай и Василий Пыховы скупили у ямщиков Тверской слободы много земли и распродавали её отдельными участками.
Церковь святителя Николая Чудотворца в Новой Слободе (Храм Смоленской иконы Божией Матери в Новой Слободе).
Первоначально церковь на этом месте появилась ещё в XVI веке. В дальнейшем храм несколько раз перестраивался.
В 1903–1905 годах были построены сохранившиеся доныне шатровая колокольня и трапезная.
В 1934 году был закрыт, в 1937 году передан под музей атеизма и перестоен с постройкой пятиэтажного фасада в стиле сталинской архитектуры, обретя свой современный вид.
С 1945 по 2017 годы здесь располагались помещения студии Союзмультфильм.
В феврале 2018 года здание окончательно передано Русской православной церкви.
Намечены масштабные работы по ремонту здания.
Российский национальный музей музыки на улице Фадеева.
Здесь мы стали свидетелями съемок новостей канала «Москва 24» и чуть не запопали в кадр.
Переходим на ул. Малая Дмитровка (в 1944–1993 годах — ул. Чехова).
Дом, где Ференц Лист прощался с Москвой, можно увидеть на этой улочке.
Это двухэтажное голубое здание с кариатидами — пример городской усадьбы конца XVIII века.
Сейчас здание признано объектом культурного значения.
Территория квартала, ограниченная Малой Дмитровкой, Тверской улицей, Дегтярным переулком и Садовой-Триумфальной улицей, является территорией культурного слоя «Воротниковская старая слобода» и относится к памятникам истории и культуры федерального значения.
На месте улицы с 14-го века проходила дорога в Дмитров — ближайший к Москве порт, откуда по рекам шёл водный путь на Север и в верховья Волги.
Дмитровская дорога и расположенные рядом с ней дороги — Тверская (ныне улица Тверская) и Олешинская (Каретный ряд) — упоминались в 1504 г. в грамоте великого московского князя Ивана Третьего.
К 14-му веку по обеим сторонам дороги в Дмитров сформировалась слобода, где жили торговцы и ремесленники (седельники, калашники, воротники, тележники и другие).
Поскольку почти все они были выходцами из Дмитрова, слобода стала называться Дмитровской.
В XVI–XVII веках слободских поселенцев переселили по той же дороге, но подальше от Кремля, освобождая место для московской знати.
Чтобы различать старую («большую») и вновь возникшую слободы, новую слободу стали называть Малой Дмитровской слободой.
Построенные в конце XVI в. стены Белого и Земляного города определили современные границы Малой Дмтровки: она начиналась у глухой Дмитровской башни Белого города, которая разделяла её с Большой Дмитровкой, и кончалась у Дмитровских ворот Земляного города.
При этом, после постройки стены Белого города Дмитровская дорога повернула к Тверским воротам, однако вплоть до 1647 г. пешеходы ходили через лаз, проделанный в стене у Дмитровской башни.
По мере развития Москвы слобода торговцев и ремесленников отодвинулась ещё дальше по дороге, за Дмитровские ворота: там к концу XVII века сложилась Новая слобода (современная Новослободская улица).
Церковь была построена рядом с Посольским двором, в котором останавливались прибывшие в Москву представители других государств. Предположительно, по путевому Посольскому двору эта местность получила название «Путинки».
В начале 18-го века, как показывает перепись 1716 года, на Малой Дмитровке начала селиться знать: слободские дворы прерывались огородами и домами князей Волконских, Долгоруковых, Гагариных, Меншиковых, Урусовых.
Современную планировку район получил в XVIII веке после большого пожара 1773 г.
В это время был составлен план застройки выгоревших участков с предписанием:
«…площади, улицы и переулки кривые сделать прямее».
Вторично улица пострадала во время пожара 1812 г., однако уже через два-три года Малая Дмитровка и соседние с ней переулки были отстроены заново.
В первой половине XIX века многое на улице связано с движением декабристов.
В домах знати устраиваются литературно-музыкальные салоны, собираются известные писатели, артисты, музыканты.
Во второй половине XIX века среди домовладельцев улицы начинают преобладать купцы.
Во время октябрьской революции 1917 года на улице находился штаб анархистов, а также опорный пункт рабоче-крестьянских военных отрядов, укрепившихся на Тверском бульваре. Отсюда красноармейцы осуществляли наступление на Кремль.
Городская усадьба Шубиных.
Доходный дом Спасо-Влахернского женского монастыря.
Здание обращает на себя внимание выразительной контрастной фактурой стен, имитирующей грубо обколотый гранит в двух нижних этажах и стилевым контрастом с главным фасадом бокового дворового неоштукатуренного фасада.
Здание Клуба Московского купеческого собрания построено в 1907—1909 гг. по проекту архитектора Иванова-Шица.
В 1912 — 1914 г.г. по проекту архитекторов Адамовича и Маята к зданию была сооружена задняя пристройка. Особой популярностью пользовался построенный на крыше висячий сад.
До Октябрьской революции в здании проходили собрания московского купечества, игрались музыкальные и драматические спектакли, здесь бывали деятели культуры, представители аристократических фамилий, промышленники и меценаты.
В октябре 1917 года в здании разместился политический клуб «Дом анархии», а после его разгона, который описан в романе А. Толстого «Хождение по мукам», здесь находилась Центральная школа партийной и советской работы.
1919 году в здании был открыт Коммунистический университет им. Свердолова, в котором несколько раз выступал Ленин, а в 1920 году прошёл 3-й съезд РКСМ.
Маяковский посвятил Свердловскому университету свои строки:
«Здесь раньше купцы веселились ловко. Теперь университет трудящихся — Свердловка».
В 1933 г. в здании начал работу Театр рабочей молодёжи (ТРАМ), преобразованный в 1938 г. в Театр имени Ленинского комсомола.
Граффити с изображением режиссера театра «Ленком» Марка Захарова.
Церковь Рождества Богородицы в Путинках.
Здание построено в стиле русского узорчья.
Один из последних крупных шатровых храмов в истории русской архитектуры.
Название «в Путинках» одни авторы связывали с тем, что рядом с церковью находился Путевой посольский двор, в котором останавливались европейские послы, прибывавшие в Москву.
Большой вклад в восстановление храма внёс Александр Абдулов, по инициативе которого во дворе театра «Ленком» с конца 1980-х годов проходил фестиваль «Задворки», средства от которого направлялись на восстановление храма Рождества Богородицы.
Актеры театра принимали участие в работах по восстановлению храма.
5 января 2008 года в храме Рождества Богородицы в Путинках прошло отпевание Александра Абдулова.
Страстной монастырь — московский женский монастырь, основанный в 1654 году.
С 1919 года в монастыре размещались различные организации, включая Центральный антирелигиозный музей Союза безбожников.
В 1937 году все постройки обители снесли.
На месте разрушенного Страстного монастыря стоит памятник Пушкину.
Летом 2012 года на Пушкинской площади установили памятный знак, посвящённый монастырю. В 2014 году община Страстного монастыря собрала 90 тысяч подписей за его восстановление, но проект не был поддержан.
Здание типографии и редакции газеты «Известия ЦИК СССР и ВЦИК» было построено в 1925–1927 годах по проекту, составленному архитектором Г. Бархиным.
Идем по Страстному бульвару.
9—10 декабря 1905 году на Страстном бульваре были построены баррикады, здесь произошли столкновения восставших с драгунами и армией. Восставшие были расстреляны из пулеметов с колокольни монастыря: «Вся площадь залита кровью. Пожарные смывают её» — писал в дневнике Максим Горький.
Во время октябрьских боёв 1917 года площадь находилась в руках большевиков, для которых имела крайне важное значение, так как обеспечивала связь Пресни с Моссоветом.
27 октября площадь была захвачена юнкерами, однако на следующий день отбита большевиками, которые поставили там орудия (одно — у памятника Пушкину) и повели обстрел позиций юнкеров на Тверском бульваре и их штаба в Александровском училище (у Арбатской площади).
Пройдемся по Тверскому бульвару.
Памятник С. Есенину работы скульптора А. Бичукова.
Открытие, приуроченное к столетию со дня рождения поэта, состоялось 2 октября 1995 г.
Расстёгнутая рубаха поэта придаёт образу открытость, и, вместе с тем, незащищенность — «душа нараспашку».
Неподалеку от монумента находится миниатюрная фигура Пегаса, символизирующая литературное кафе «Стойло Пегаса», располагавшееся неподалёку, где любили собираться поэты Серебряного века.
Здание, построенное в 1977 году как центральный офис государственного информационного агентства ТАСС.
За свой внешний вид здание получило в народе названия «Бетонный куб», «телевизор», «говорящий дом», «дом с глобусом».
21 октября 1977 года телетакс выдал первое сообщение:
Всем, всем, всем,
Новоселье — в целом мире,
Всюду — песни, всюду — пляс,
Нынче в новой штаб-квартире
Размещается и ТАСС.
Памятник учёному-естествоиспытателю, специалисту по физиологии растений Клименту Тимирязеву. Монумент установлен в 1923 году в Москве на Тверском бульваре у площади Никитские Ворота.
Далее Никитский бульвар.
Театр у Никитских ворот.
Театр основан в 1983 г. режиссёром и драматургом Марком Розовским.
Музей Востока.
Основан в 1918 году в рамках нац. политики, направленной на развитие культур автономных республик.
В середине восьмидесятых основная экспозиция музея переезжает в дом Луниных на Никитском бульваре.
Это усадебный комплекс 19-го века в стиле московский ампир, построенный по проекту архитектора Доменико Жилярди в 1814–1818 годах.
Центральный Дом Журналиста.
Здание построено не позднее 1736 года для князей Гагариных.
Во время пожара 1812 г. здание почти полностью сгорело, сохранился каменный флигель усадьбы.
В 20-х годах 19-го века флигель восстановили и перестроили в главный дом, владелицей стала Анастасия Щербинина, дочь княгини Екатерины Дашковой, председательницы Императорской академии (впоследствии — Российской академии наук).
20 февраля 1831 года Щербинина давала бал, на котором впервые как супруги присутствовали Александр Пушкин и Наталья Гончарова.
В 1920-м передано под Дом печати. В 1938 году произошло переименование в Центральный дом журналиста.
В советское время в здание проходили только по членским билетам, сейчас вход свободный.
В 1993 году в сквере перед зданием установили памятник фронтовым корреспондентам.
На колонне за его спиной высечена цитата из песни «Корреспондентская застольная»: «С „лейкой“ и блокнотом, а то и с пулемётом сквозь огонь и стужу мы прошли».
Здесь мы с Максимом расстались и я отправился в метро Арбатская.
Мне надо было торопиться домой.
Мое четырехдневное путешествие закончилось.
Всего эта прогулка у нас заняла около полутора часов.
В подготовке материала использованы сведения из Википедии