В этот раз мы отправились на прогулку в Красноармейский район, где до сих пор сохранились 4 полуразрушенных церкви, но две из них (в Усть-Золихе и Каменки) предстают величественными сооружениями, несмотря на заброшенность.
Когда поволжские немцы обустраивались на берегах Волги, то одной из основных льгот была свобода вероисповедания. При этом среди приехавших были различного вероисповедания, в основном лютеране и католики. Строительство зданий церквей и содержание необходимого количества патеров и пасторов разрешалось только в тех местах, где иностранцы селились колониями, то есть преимущественно одной веры. На колонистов, расселённых в российских городах, такие привилегии данным правилом не распространялись.
Указ Екатерины II от 28 февраля 1765 года предписывал построить для немцев-колонистов в каждом округе по одной церкви, «снабдив оные всеми нужными утварями».
Правительственным Указом от 26 февраля 1768 г. за колониями были официально закреплены русские названия (за некоторым исключением), которые использовались в официальных документах, вплоть до создания немецкой автономии на Волге.
Число колоний немногим превышало сотню, многие из них старались построить собственный храм, иногда даже несколько. Когда-то на территории немецкого Поволжья было по ряду оценок до трехсот лютеранских и католических церквей. Из всего великолепия осталось в области, не считая Саратова, 18 полуразрушенных церквей и еще 4 в Волгоградской области, которая до революции была частью Саратовской губернии. Остальные были разрушены и канули в Лету.
1. Луганское
Первым на нашем пути встретилось село Луганское. Оно было основано 10 августа 1764 года как коронная немецкая колония Бейдек (нем. Beideck), русское название получила Таловка и лишь в 1941 году стало Луганским. Бейдек был одной из пяти первых немецких поселений на Волге. Обитали здесь лютеране.
Первая деревянная церковь здесь появилась между 1768 и 1770 годами, в 1806 году была построена еще одна церковь, судьба её неизвестна. А в 1846 году была на месте деревянной построена новая, каменная кирха, которая несколько в обрезанном варианте дожила до нашего времени.
В настоящее время в ней размещается сельский клуб.
Колокольню со сферическими куполами снесли после закрытия кирхи, которая официально была закрыта одной из самых последних в Поволжье, только 11 марта 1938 года по постановлению Президиума ЦИК и Верховного Совета АССР немцев Поволжья.
В 2009 году здание стало рушиться, одна из сторон выглядит совсем плохо.
По дороге к церкви встретились несколько старинных немецких домов. На одном из них указана дата строительства -1895 год.
На ряде домов сохранились таблички немецких времен с изображением ведер, лопат, багров и других огнегасительных орудий. Мы лично нашли здание,
на котором была изображена лопата.
Когда выезжали из села, то проехали мимо здания бывшего школьно-молитвенного дома.
2. Усть-Золиха
Следующим пунктов, который мы посетили, была Усть-Золиха, которое было основано 7 июня 1766 года как немецкая колония Мессер (нем. Messer).
Русское название Усть-Золиха осталось с тех давних пор.
Первые церкви Мессера были деревянные. Первая появилась в 1797 году, вторая — в 1826 году. В 1912 году был построен красивый каменный храм.
21 декабря 1937 года церковь была закрыта.
В здании церкви размещался склад, а в алтарной части — апсиде хранился и изготовлялся бетонный раствор.
Когда подъезжаешь ближе к церкви Святого Антония, то как насмешка над современным положением дел встречает табличка.
Негоже, когда памятник градостроительства и архитектуры брошен на произвол судьбы, стоит и ветшает вдали от глаз чиновников.
Взгляните какая красота, хотя и полуразрушенная!
Родившийся в Саратове архитектор Сергей Олегович Терёхин в 1990 году опубликовал книгу «Века и камни: памятники архитектуры Саратовской области». В ней он с восторгом отзывается о церкви в Усть-Золихе, называя её «безусловно выдающейся по пронзительности композиции» и «ювелирности деталей». Вот только с момента написания книги утекло много воды и множество разрушений не украсили красавицу-церковь.
Обойдём его сзади
В настоящее время от храма остались только внешние стены
А ведь шикарное здание было.
Витражные стёкла повыбиты, двери выломаны.
От второго этажа и деревянной крыши не осталось ни следа.
А вот на полу мне неожиданно встретились кусочки мозаики и ступенек.
Со стороны колокольни фотографировать было тяжело из-за неожиданно яркого для октября месяца в здешних широтах солнечного света.
Долгое время сохранялся купол и крест, но когда в 2008 году рухнул деревянный шпиль, то местное население быстро приделало кресту ноги, отправив его в сторону заготовителей металла.
Начала рассыпаться колокольня, пока с одной стороны, но лиха беда начало.
На площади рядом церковью располагается каменное здание пастората, которое было построено в 1895–1896 годах и сохранилось до сих пор.
Здесь же здание бывшей школы.
Бросив последний взгляд на одиноко стоящее здание, которое видно даже с трассы Саратов- Волгоград, мы отправляемся в Каменку.
Правда перед отъездом попытались еще добраться до православного храма, чьи купола виднелись с дороги. Упёрлись в шлагбаум, а когда спросили как попасть к православной церкви, то выяснилось, что она находится на территории колонии.
Теги:
Автопутешествия, Культурно-познавательный туризм