Деревня Мнёвники известна с 1499 года благодаря духовной грамоте князя Ивана Юрьевича Патрикеева, который завещал своему сыну Ивану ряд подмосковных сёл и деревень. Мнёвники были известны как одно из самых рыбных мест на Москва-реке.
Деревня Мнёвники известна с 1499 года благодаря духовной грамоте князя Ивана Юрьевича Патрикеева, который завещал своему сыну Ивану ряд подмосковных сёл и деревень. Мнёвники были известны как одно из самых рыбных мест на Москва-реке.
Река здесь наворачивает крутую петлю, образуя излучину. Последняя при строительстве Канала имени Москвы в 1937 г. сделалась островом.
Для прохождения судов в самом коротком месте реку спрямили., благодаря чему появилась Карамышевская ГЭС и одноимённый шлюз, зато про островную деревню московские власти на 50 лет забыли.
Первый раз я попал в Мнёвники в середине 80-х, когда открыли Крылатский мост. Рядом текла обычная городская жизнь, тогда как здесь, вдоль центральной улицы, паслись коровы и выискивали что поклевать курицы. Это был застывший в патриархальности уголок Москвы.
В начале 90-х Мнёвники расселили. Люди получили жильё, но на месте посёлка Главмосстроя и бывшей деревни так ничего и не появилось. При Лужкове ходили слухи о строительстве Дисней, на дальше разговоров дело не пошло.
В нулевых я часто проезжал по улице Нижние Мнёвники на машине. Пилишь, пилишь посреди унылого ничего, но оно даже не думает кончаться.
1 апреля этого года из новостей узнал об открытии в Мнёвниках станции метро. Давно хотел съездить посмотреть на изменения, но всё никак не получалось. Поезда на линии Хорошёво — Мневники то ходили, то нет. И вот теперь, когда в Москве объявили первый день очередного локдауна, я отправился в Мнёвники.
По задумке отцов города, станция Мнёвники должна войти в состав Большой кольцевой линии, которая станет дублёром линии Кольцевой.
Со станции Динамо по сверкающему красотой переходу попадаю на станцию Петровский парк. Её сроки ввода в эксплуатацию несколько раз откладывали и переносили, но в итоге 26 февраля 2018 г. Московский метрополитен получил 212 станцию.
Переход на Динамо открыли 29 декабря 2020 г.
Я с удовольствием прокатился по новой ветке от Петровского парка до Мнёвников. Поезда все новые. Состав сплошной и на вагоны, как на старых линиях, не разделён. Между сидениями встроены гнёзда для подзарядки гаджетов.
Въезжая на платформу, состав поднимается вверх, что автоматически снижает скорость. Шума и грохота, как на старых линиях, нет. На этой ветке мне особенно понравилась станция ЦСКА, оформленная в стиле одноимённого клуба.
Давно на новых станциях не устанавливали скульптур, а здесь их сразу 4. Прообразом лыжника стал Николай Панкратов, баскетболиста — Виктор Хряпа, футболиста — Всеволод Бобров, хоккеиста — Денис Денисов.
Изваяния размещены на платформе на высоких колоннах. Теоретически, идея хорошая. В толпе о скульптуру не зацепишься, в то время как сами колонны круглые, что снижает вероятность травмы.
С другой стороны, уж больно высоко запихнули спортсменов. Освещение на станции не столь яркое как хотелось бы. Рассмотреть скульптуры непросто.
Уже и не помню, когда я один-одинёшенек в метропоезде ездил. В качестве единственного пассажира выхожу на конечной. На момент осени нынешнего года поезда дальше Мнёвников не ходят.
Как я представлял себе Мнёвники?
Сказать по правде, я никак это место не представлял, но реальность была ещё удивительней! Все четыре выхода оказались вполне прилично оформлены.
Между ними сиротливо возвышалось недоделанное здание.
Со всех других сторон метро окружал забор, за которым готовились стройплощадки.
Я почувствовал себя эдаким мистером Маккинли, сбежавшим в будущее. Любопытно посмотреть на Мнёвники годиков через пять, тогда как в настоящем метро функционирует посреди ничего.
По единственной дороге направляюсь в сторону улицы Нижние Мневники. Карамышевскую набережную оставляю на потом.
Иду в сторону Крылатского. Слева шумит машинами трасса, справа узкая полоска бурьяна.
За бурьяном Москва-река, но спуститься к реке невозможно. Крутой склон необустроен и затянут кустарником.
Единственным строением на пути стал ресторан Ермак (Нижние Мнёвники д 41 к 1)
В прежние времена я мимо проезжал часто и вот теперь зашёл посмотреть. На момент 90-х придорожные рестораны в Москве появлялись часто. Там собиралась особая авторитетная публика, тогда как обычные люди объезжали их стороной.
В первый день локдауна Ермак оказался закрыт. На территории я обнаружил стилистически оформленную лестницу, по которой можно было спуститься к реке.
Рискуя загреметь под фанфары, по ветхим ступеням спускаюсь вниз.
Ресторан Ермак к престижным давным-давно не относится. Посетителей мало, всё здесь постепенно приходит в упадок, авторитетные люди пальцами уже не машут, предпочитая для сходок Турцию и Тайланд, и лишь Москва-река продолжает течь прежним руслом.
С воды хорошо просматривалась Карамышевская ГЭС и высотки на маршала Жукова.
На нашей стороне падающая ива, символизируя уходящую эпоху, продолжала бороться за жизнь, всеми силами цепляясь корнями и упираясь ветками. Однако, увы, дерево обречено, как и сам ресторан.
Ещё совсем недавно скульптуры Ермака и его сподвижника Ивана Кольцо молодецким видом радовали гостей. Кольцо в стычках с врагами потерял кисть правой руки. В ресторанном деле правая незаменима, и потому, как казак будет теперь харчеваться, непонятно?
Ближе к Крылатскому взметнулась в небо кранами стройка. Место здесь престижное, с покупателями проблем быть не должно.
Дождавшись разрешающего сигнала, перехожу на другую сторону улицы и направляюсь обратно.
Согласно Яндекс-карте, в 970 м. от метро Мневники расположен Московский дендропарк. Предоставлю слово Википедии, дополнив авторскими фотографиями.
Дендропарк был создан для знакомства с уникальной и типичной растительностью. Площадь дендропарка — три гектара. Территории парка разделена на шесть климатических зон.
Посажены 63 вида хвойных и 275 видов лиственных деревьев, 784 вида лиственных кустарников, 15 видов водных и прибрежных растений. Например, сосна, лиственница, ель, береза, вяз, дуб, пихта, клен и др.
Территорию парка пересекают грунтовые и вымощенные плиткой дорожки.
Есть искусственный водоем.
Москворецкий дендропарк создан при участии департамента природопользования и охраны окружающей среды Москвы, управления особо охраняемых природных территорий (ООПТ) по Северо-Западному административному округу на территории Мневниковской поймы.
Заказал работу фонд «Экология для всех», строила парк компания «Эко-грин». До основания парка на этой территория находилась свалка твердых и бытовых отходов, объёмом 5 тыс. м3.
Осенью 2010 года парк очистили от мусора. Весной 2011 вырубили самосев кустарников и невысоких деревьев, завезли плодородный грунт и высадили первые растения.
Парк открыли 1 октября 2011 года. На создание дендропарка потратили 90 млн рублей. Президент «Лукойла» Вагит Алекперов выделил на строительство $3 млн. (90 млн. рублей по курсу 2011 года), что указано на памятном камне, установленном на главной аллее дендропарка.
На данный момент парк заброшен, в связи со строительством Северо-Западной хорды (СЗХ). Павильоны (входная группа) снесены в 2019 году, в 2020 на входе были поставлены бетонные ограждения (блоки), большинство дорожек заросло травой, почти все скамейки убраны.
Разруха полнейшая! Памятного камня я не увидел. Убрали, дабы людей не злить.
У китайцев есть поговорка, богатство должно прийти медленно, как черепаха. В этом случае оно останется. Если разбогател быстро, таким же образом деньги и потеряешь.
Меня частенько посещают мысли, что Москва надувается не деньгами, а гелием. Завтра мы все проснёмся, а нам скажут, ребята, резиновый город сдулся, езжайте все обратно, кто в свою Республику, кто в деревню.
Ну не может нормальный хозяин 90 млн. выбросить на свалку!
С другой стороны, кто сколько вложил и что получил, вопрос сложный. Как говорится, Россия — страна возможностей!… Подумаешь, с дендропарком не срослось. На этом месте построят новые дома, люди купят квартиры и отобьют любые миллионы…
Приедет в Москву любитель посчитать бюджетные деньги Владимир (Аcvazul-v2010). Я его приведу на Карамышевскую набережную и покажу небоскрёбы на углу Маршала Жукова и СЗХ, и скажу:
— Вот она где правда, брат! В деньгах! В деньгах вся сила!
Впрочем, вернёмся назад, мы проскочили два интересных объекта. По чётной стороне, по адресу Нижние Мнёвники влад. 110 расположен байкерский клуб Ночные волки.
Много раз я проезжал мимо, мельком рассматривая необычные ворота и памятник с волком.
Посетить клуб, как и просто остановиться, изучить хаотичное нагромождение техники, возможностей не было. Я всегда куда-то спешил. Теперь время было, но клуб оказался закрыт.
После моих звонков отворилась калитка, похожая на батискаф или на космический корабль из фильма Киндзадза. Серьёзного вида чел, который вполне мог бы работать телохранителем Валуева или Шварцнегера, объяснил, чтобы я не ломился.
Когда закончится локдаун, на территорию пускают всех. Фотографировать можно. Есть даже ресторан. Байкеры показывают представления. Но всё после локдауна…
Я на секундочку заглянул за калитку. Увиденное впечатлило!
У байкеров одну только технику, что вмонтирована в забор, изучать можно минут пятнадцать, а на внутреннее пространство уйдёт полдня.
С другой стороны, если раньше советские лидеры обращались к рабочим и ехали за поддержкой на заводы, опора нынешних — всевозможные байкеры и футбольные фанаты. Когда потребовалось пошуметь у американского посольства в 1999 г., как по команде явились фанаты московских клубов.
Что это за культура за такая байкеры, до конца не понимаю? Надеюсь, если попаду сюда после пандемии в компании Владимира (Аcvazul-v2010), Владимир, со своим пусть и провинциальным, но зато прагматичным чутьём на плюсы и минусы, разложит в моей голове ситуацию по полочкам.
В пяти минутах ходьбы от байкеров Карамышевский шлюз (шлюз № 9). Сверху он перекрыт мостом. Более 50 лет мост был единственным путём, что связывал Мнёвники с метро и с городом.
Повторюсь, в 1937 г. власти прорыли канал, превративший Мнёвники в остров.
Длина канала 1 километр. Высота шлюза 30 метров.
Канал сократил фарватер на 8 км и снизив интенсивность навигации возле Кунцевского лесопарка.
Вот так незаметным образом вновь оказываюсь в большом городе. Смотрю на пятиэтажку на улице Народного ополчения, и понимаю, что сюда в скором времени могу не вернуться. Дом могут снести по программе реновация и обновлённую улицу я попросту не узнаю.
Ещё совсем недавно Хорошёвский район комплектовали хрущёвки. На их фоне резко выделялся эксклюзивный тучерез по адресу проспект Маршала Жукова д. 31 (1981 года постройки). На ту пору двадцать пять этажей казались фантастикой.
Помню, в конце 80-х по ТВ показывали, как на последнем этаже случилось возгорание. Пожарные помочь не смогли. Насосов и лестниц для тушения на таких высотах у них не было.
Теперь наискосок от 25-этажки ЖК Континенталь в 50 этажей.
Небоскрёбы в Москве строят и с успехом квартиры в них продают… Впрочем, каркать не хочется.
Спасибо всем, кто читая, вместе со мной совершил виртуальную прогулку!