Серпухов был завершающим городом в моём большом летнем путешествии. А до него был отдых на Чёрном море в Анапе, потом я наслаждалась купанием в Балтийском море и курортным Светлогорском, путешествовала по Калининградской области.
Из Калининграда я прилетела в Москву и на автобусе переехала в Серпухов. Прибыла в город в пятницу, часов в 5 вечера. А в субботу утром мы с дочерью на выходные укатили в Коломну. О том, каким я увидела город, можно прочитать в рассказе Коломна _ Кремль, храмы, пастила
Так что, знакомство с Серпуховым состоялось после Коломны, и я невольно сравнивала эти два древних подмосковных города. В Коломне, с точки зрения туриста, всё проще: кремль — центр её исторической части, ну, а вокруг него все достопримечательности. Всё рядом.
В Серпухове такого нет. Всё, что привлекает внимание туриста, разбросано по городу (хоть и небольшому). И чтобы найти всё это, мне приходилось постоянно заглядывать в карту.
Итак, Серпухов. Древний город, основанный примерно в 1339 году, бывшая столица удельного княжества. Для укрепления поселения на горе, которой дали потом название Соборная, был возведён Кремль. Сначала дубовый, а в 1556 году его сменила белокаменная крепость, выполненная из местного камня местными каменщиками.
Как и полагается, на территории Кремля появилась Соборная площадь (вернее, гора) с храмом, под его стенами — посад.
После пары бурных столетий Серпуховский кремль потерял своё военное значение и начал постепенно разрушаться.
В середине XIX века его частично отреставрировали, уже не как крепость, а как памятник старины.
Увы, не суждено было Серпуховскому кремлю дожить до наших дней. В середине XX века памятник был сознательно уничтожен. В 1934 году началось строительство Московского метрополитена и срочно понадобился бутовый камень. Ничего лучшего не придумали, как разобрать серпуховский кремль и вывести его камень в Москву. Но для строительства метро он так и не сгодился и разошёлся по стройкам других городов. То есть исчез, можно сказать, бесследно.
Если бы не это, то красовался бы сейчас белокаменный кремль XVI века на горе, и радовал бы своим видом жителей и гостей Серпухова.
А что то мы видим сейчас на Соборной горе? Вот это …
От древней крепости сохранилось лишь два небольших фрагмента стены. Удивлению моему не было предела: как, и это всё? (а в Коломне -то, какие остатки Кремля!) Я полезла в карты. Может, я не то приняла за бывший Кремль? Посмотрев картинку убедилась, что да — это именно то, что осталось от некогда могущественного сооружения.
Единственное, о чём можно судить по оставшемуся фрагменту, что древний кремль был выложен не из кирпича, а из крупного камня.
Но Соборная гора, к счастью, осталась, как и расположенный на ней с XVI века Троицкий собор, переживший, правда, несколько трансформаций.
Самой серьёзной была перестройка середины XIX века, когда собору придали черты модного в те времена классицизма. В 1960-е годы обнаружилось, что наслоения XIX века скрывают полностью сохранившуюся шатровую колокольню XVII века, которую и явили миру в ходе очередной реставрации. Собор и сейчас пребывает в процессе реставрации.
С Соборной горы открывается панорамный вид на Серпухов и три шикарные, стоящие другом за другом посадские церкви: Успенская, Ильинская и Троицкая.
Полюбовавшись церквями сверху, я отложила их посещение на утро следующего дня.
Посмотрев внимательно карту, я решила подойти к ним не по Соборной горе, а под ней, по улице Тульская, на которой располагается ещё одна достопримечательность: скульптурная композиция «Стрельцы». Три бронзовые фигуры стрельцов-защитников Серпуховского кремля, относят нас к XVI — XVII векам.
Это был очень важный период в процветании Руси и защиты южных рубежей Москвы. Серпухов был одним из первых мест, где появились стрельцы.
За скульптурами раскинулась площадь с деревянными горками, торговыми палатками и сценами. На ней, судя по всему устраиваются различные празднования.
А вот и они — три красавицы церкви.
Успенская церковь была построена в 1854 году на средства серпуховского фабриканта Николая Коншина. Когда-то на этом месте стояла одноимённая деревянная церковь (впервые упомянута в 1620 году), а в 1744 году её сменил первый каменный храм, сильно пострадавший в пожаре 1817 года. Особую эффектность храму придают белокаменная резьба и лепнина фасадов, стилизованные в духе московского барокко XVII века. К сожалению, церковь закрыта и богослужения в ней не ведутся.
Сразу за ней — Ильинская церковь. Построена в 1748 году на средства купцов Поповых на месте деревянной церкви, впервые упомянутой в середине XVI века. Этой церкви повезло больше: она не закрывалась в советское время. Службы в ней проводятся постоянно.
Напротив Ильинской — Троицкая церковь. Построена в 1670 году на месте сгоревшего годом ранее деревянного храма. Облик церкви напоминал московские посадские храмы второй половины XVII века. В Серпухове она стала первой посадской каменной церковью и служила образцом для подражания при строительстве более поздних храмов. Лучшая её деталь — изящная шатровая колокольня. Из-за нехватки средств церковь серьёзно не перестраивалась и постепенно ветшала.
После революции в ней проводились службы вплоть до 1961 года, когда по причине плохого состояния была закрыта. После реставрации 1980-х годов передана Серпуховскому музею. Но что-то состояние её и сейчас весьма плачевное, территория вокруг совсем неухоженная, что совсем не характерно для храмов.
Вообще-то в городе 17 объектов культовой архитектуры и 2 монастыря. К сожалению, от некоторых церквей остались сейчас только стены, а какие-то, хоть и сохранились, но представляют из себя заброшенки. Как вот эта колокольня Распятского монастыря.
В плачевном состоянии, как и монастырский Собор Распятия Христа выстроенный в 1719 году. Смотреть на него было больно, настолько всё плохо и непонятно, даже не стала фотографировать. Но на дверях висит объявление в проводимых в нём по определённым дням и часам богослужениях.
Но вот что интересно: каждая церковь, даже от которой почти ничего не осталось, имеет свой приход и батюшку. Службы, несмотря ни на что проводятся, о чём свидетельствуют неприметные объявления.
Совсем рядом с колокольней Распятского монастыря, на улице Ворошилова, стоит миниатюрная Часовня Тихвинской иконы Божией Матери. Кирпичную шатровую часовню построили в 1904 году в честь 40-летия освобождения крестьян от крепостной зависимости. Часовенка выстояла в атеистические годы, когда многие святыни были разрушены, и в 2003 году была отреставрирована на пожертвования местных жителей.
Недалеко от Соборной горы стоит величавый, белоснежный красавец кафедральный собор Николы Белого. Он возвышается над окружающими его низкими деревянными домиками.
Никола Белый — это не святой, так в старину называли храм во имя Николая Угодника. Сочетание белоснежных стен и ярко-голубых куполов делает его необыкновенно торжественным. Архитектура собора повторяет черты московского ампира. С двух сторон его украшают классические портики с колоннами. Трехъярусная колокольня тоже отделана портиками с колоннами и повторяет декор основного здания.
На белом фоне особенно красиво смотрятся мозаики с изображением икон. Особенно привлекателен он вечером, в мягкой подсветке.
Ещё одна церковь, которая попалась мне как-то на глаза, и которую я посмотрела — Храм Всех Святых (Всехсвятский). Это кладбищенская церковь. В 18 столетии власти Серпухова открыли общественное городское кладбище, где, кроме того, размещались два корпуса богадельни. А вот такого обязательного для любого кладбища атрибута как церковь не было. Наконец, в 1857 году был издан указ о строительстве храма в ответ на просьбу, поданную почетными гражданами города. Для того, чтобы не нарушить уже существующих захоронений, церковь решено было возводить подле кладбища, а не в его пределах.
Конечно же, церкви и храмы, монастыри — главная туристическая привлекательность древнерусских городов. Но, немного перефразирую выражение и скажу: «не церквями едиными» интересены они.
Как-то вечером, дочь повела меня прогуляться в Принарском парке.
Раскинулся он у реки Нара (отсюда и название парка) на месте бывшего пустыря.
Сравнительно новый, в стадии благоустройства, но судя по количеству людей — популярное место. Этакий оазис природы.
Здесь разбиты аллеи и оборудованы беседки, которые можно арендовать для отдыха или барбекю. От реки открывается вид на Высоцкий монастырь, до которого ведёт пешеходная и велодорожка.
На пересечении улиц Чехова и Ворошилова можно увидеть памятник А. П. Чехову (установлен в 1999 году). Чехов семь лет служил в Серпуховском уезде земским врачом, в Мелихово у него было собственное поместье. В Серпухове он бывал по делам, так что город нередко становился ареной действия его рассказов.
А на другой стороне улицы, в небольшом скверике — дама с собачкой. Скульптура «Дама с собачкой» была установлена в 2017 году.
В этом же году, рядом с ТРЦ Корстон появилась туристическая зона «Сенная площадь». Здесь представлена серия скульптур «Ярмарка на Сенной площади», которая воссоздаёт атмосферу ярмарки XVIII–XIX веков.
Бронзовые фигуры расположены вокруг трёхметровых часов на чугунной основе.
Граффити с изображением торговой площади старинного уездного города, улочками и повозками отлично добавляет атмосферы этому месту.
Площадь Ленина — центр исторической части города. Её обустроили в середине XIX века, дабы упорядочить хаотичную торговлю вокруг торговых рядов, появившихся ещё в начале того же столетия.
В центре площади построили здание Гостиного двора, вокруг него разбили четыре сквера.
В праздничные дни здесь устраиваются народные гуляния и концерты.
Гостиница Постоялый двор Русь
От площади расходятся улицы с домами прошлых веков, купеческими. Какие-то хорошо отреставрированы, выглядят нарядно и радуют глаз.
А есть и такие, полуразрушенные, но в них до сих пор просматривается былая красота.
И таких, к сожалению, очень много в Серпухове. Можно было бы целую коллекцию нафотографировать.
Большой интерес представляет Серпуховский историко-художественный музей. Крупнейшая и богатейшая картинная галерея Подмосковья, которую даже называют «малой Третьяковкой». Музей был основан в 1918 году и располагается в особняке купчихи А. В. Мараевой, построенном в 1896 году.
Конечно же, я читала отзывы об этом музее, и посещение его было в планах. Но, не сложилось. Пришла к нему во вторник, а в этот день музей закрыт для посетителей. Этот музей хорошо описан и показан в рассказе Виктора Кувшинова Прогулка по Серпухову — район Заборья
Мой рассказ о Серпухове будет неполным без самых главных его достопримечательностей — Высоцкого мужского и Введенского Владычного женского монастырей.
Как и почти у всех древнерусских святынь, у обоих монастырей трагическая послереволюционная судьба. То великолепие, что мы видим сейчас — результат поистине титанических и кропотливых восстановительно — реставрационных работ, которые проводились начиная с 90-х годов прошлого века, когда Священным Синодом Русской Православной Церкви было принято решение об открытии и возрождении Серпуховских монастырей.
Высоцкий монастырь
Основанный в XIV веке, это — один из старейших монастырей на Руси и входит в число девяти обителей, основанных преподобным Сергием Радонежским. Место для монастыря было выбрано на берегу реки Нары, на холме Высокий. По названию холма монастырь и получил название Высоцкий.
К середине XVIII века Высоцкий монастырь процветал, в его владении находились значительные земельные угодья, действовало семь каменных церквей и величественный собор, имелись богатейшая ризница и большая библиотека. К началу XX века Высоцкий монастырь, по отзывам современников, представлял собой одну из самых благоустроенных обителей Отечества.
В 1928 году власти закрыли монастырь и только Покровский храм продолжал действовать в качестве приходской церкви. Многие монахи в 1928–1931 годы были арестованы и отбывали наказания по различным лагерям. В 1931 году монастырь полностью прекратил свою деятельность.
Колокольня с надвратным храмом Трех Святителей
Архитектурный ансамбль монастыря использовали как и другие бывшие монастыри: в течение 50 лет здесь размещались организации и учреждения, казармы, склады, гаражи, коммунальные квартиры и загоны для скота. В это же время были разрушены три башни и большая часть стен.
Сегодня в монастыре действуют шесть храмов, в трёх продолжаются реставрационные работы и создаются два новых.
Монастырь насчитывает 10 насельников.
Богослужения в монастыре проходят по полному суточному кругу. Ежедневно служатся молебны перед чудотворным образом Божией Матери «Неупиваемая Чаша».
Храм Всех Святых, родовая усыпальница Коншиных
Владычный Введенский монастырь
Расположен на южной окраине Серпухова на берегу реки Нара близ её впадения в Оку. Основан в 1360 году московским митрополитом Алексием первоначально как мужской монастырь. Существующие храмы построены в XVI–XVII веках.
Более чем 400 лет с момента своего основания Владычний монастырь жил внешне малоприметной, но внутренне сосредоточенной молитвенной жизнью. К концу XVIII века обитель пришла в упадок, богослужения почти совсем остановились, братия разошлась, келии и храмы пришли в совершенное запустение.
В 1806 году Владычний монастырь был преобразован из мужского в девичий и началось возрождение монастыря, и к середине столетия число насельниц возросло до 300.
После революции, 1919–1920 годах Владычний монастырь был закрыт, сестры выселены. Церковные службы во Введенском соборе монастыря продолжались до 1927 года, затем и он был закрыт и последовали долгие годы осквернения.
В советское время монастырь стали называть Авиагородком по той причине, что на его огромной территории расположилась школа красных военлётов, которая просуществовала там до 1978 года. И с тех пор, до 1995 года монастырская территория оставалась без хозяина. За эти 17 лет монастырь был разрушен, его растаскивали по кирпичикам на гаражи и близлежащие дачи. В начале 90-х годов монастырь был без единой крыши, с зияющими провалами вместо окон, в полуразрушенном состоянии.
Южный и северный служебные корпуса
В 1995 году началось возрождение Владычней обители. 5 мая Священный Синод благословил возобновление монашеской жизни во Введенском Владычном женском монастыре.
Монастырь обнесен толстой кирпичной стеной, которая когда-то служила защитой для жителей Серпухова. Войти в обитель можно через арку, которую венчает изящный надвратный храм во имя мученика Федота Анкирского.
Самая древняя церковь — белокаменный Введенский собор 14 века, построен в русском стиле — в виде массивного четверика. Кровлю украшают объемные кокошники и пятиглавие. Рядом с входом во Введенский собор находится сень над гробницей преподобного Варлаама — небольшая деревянная часовенка, в которой покоятся мощи основателя монастыря — святого Варлаама.
Еще один храм обители — во имя Георгия Победоносца, относится к более поздней эпохе и представляет собой яркий образец времен Бориса Годунова. Его отличает характерная шатровая кровля — один из признаков московского зодчества второй половины 16–17 веков.
Сейчас монастырь живёт полной жизнью. В 2001 году в монастыре открыта «Православная классическая гимназия во имя преподобного Варлаама Серпуховского», которая предоставляет гуманитарное образование с 1 по 11 класс.
В монастырской пекарне «Владычное подворье» пекут постный хлеб по сохранённым старинным рецептам. В ассортименте больше 50 наименований не только хлеба, но и кондитерских изделий.
На этом заканчиваю свой обзор. Признаться, к Серпухову я уже подустала от путешествий. Несколько охладел мой туристический энтузиазм, пыл и любопытство. Глаз, что называется, замылился от всех храмов, колоколен, златоглавых куполов, домов, площадей и городских скульптур… Не было особого рвения и желания непременно посмотреть все must see, поэтому в моём рассказе представлены, конечно же, не все интересные места Серпухова.
Спасибо всем, кто интересовался и следил за моими путешествиями летом 2021 года.
Но это ещё не всё. После запада был восток — Благовещенск, который на Амуре. Покажу вам и этот город на границе.
Теги:
Самостоятельные путешествия, Культурно-познавательный туризм