Прилетая к своим родным в Петербург, я большей частью живу в Петроградском районе, на Петроградке, но как это обычно водится, то что находится рядом, вокруг тебя, оставляешь на потом. Я привыкла видеть красивые здания, сопровождающие меня всегда, куда бы я не шла, привыкла любоваться ими, всякий раз задерживала на многих из них взгляд. И лишь в свой весенний приезд, я наконец-то более досконально начала исследовать Петроградский район, расположенный на семи островах и ведущий свою историю с момента основания города Петром I в. 1703 году.
Каменноостровский проспект — один из протяженных в городе, его длина 3,5 километра, свое начало он берет у Троицкого моста, пересекает две реки — Карповку и Малую Невку.
и буквально скользнув по Каменному острову, останавливается у набережной Большой Невки.
Поэтапное формирование проспекта началось с 1712 года, свое нынешнее название он получил в 1867-м году, а с 1903-го года стал застраиваться той современной европейской архитектурой, которой мы любуемся уже долгие годы и не устаем восхищаться в настоящее время.
«Каменноостровский проспект— одна из самых лёгких и безответственных улиц Петербурга. Ни вправо, ни влево не поддавайся: там чепуха, бестрамвайная глушь. Каменноостровский — это легкомысленный красавец, накрахмаливший свои две единственные каменные рубашки, и ветер с моря свистит в его трамвайной голове. Это молодой и безработный хлыщ, несущий под мышкой свои дома, как бедный щёголь свой воздушный пакет от прачки.«- так о нем отзывался Осип Мандельштам.
Территория вдоль будущего проспекта была востребована и до начала 20 века, но это была частная, провинциальная и в основном деревянная застройка, участками владели купцы, мещане, да офицеры, а за сплошными заборами прятались огороды, теплицы и фруктовые сады. Участки делились, соединялись, продавались, покупались, застраивались и перестраивались и об этой череде часто меняющихся владельцев я писать не буду. Между жилыми домами располагались трактиры, продуктовые лавки, специализированные магазины, за порядком следили важные городовые.
В 1837 году 27 января по проспекту после дуэли везли домой Пушкина.
Я гуляла или ходила по делам по Каменноостровскому проспекту, по отдельным участкам по нескольку раз, в разное время и совершенно не преследуя целью непременно запечатлеть каждое здание, а выбирала наиболее понравившиеся. Как грибника уводят от лесной тропы вглубь леса грибные полянки, так и меня, иногда увлекали и уводили в стороны, как тогда казалось, еще более красивые здания. В этом своем материале, я попытаюсь сложить пазлы и показать вам этот красивый, пусть слегка легкомысленный, но все же интеллигентный проспект.
В конце XIX века большинство петербуржцев жили в так называемых доходных домах, квартиры в которых были съемными. Из-за плохого развития транспорта такой подход был оправданным: если местный житель менял работу ему легче было подобрать и новое жилье неподалеку, а не добираться с другого конца города. Вот о доходных домах я и буду рассказывать, тем более что их на Петроградской стороне целые улицы, один дом уникальнее другого.
И начну с Доходного дома под № 9, на пересечении с улицей Малой Посадской, построенного в стиле неоренессанс для купца и домовладельца Д. В. Быховского в 1911–1912-м годах по проекту академика архитектуры Мариана Станиславовича Лялевича.
В начале 20 века в нем располагалась начальная школа Эстонского благотворительного общества. Дом известен тем, что с 1929 по 1942 годы на 5-м этаже жила будущая народная артистка СССР Клавдия Ивановна Шульженко, в те годы артистка Ленгосэстрады.
Оказавшись на пересечении Каменноостровского проспекта и улицы Мира на восьмиугольной Австрийской площади, я замедлила шаг. Сколько раз мы проносились здесь на машине, и я только успевала вертеть головой, сейчас же можно спокойно рассмотреть смешение стилей окружающих зданий.
На генеральном плане города площадь была намечена уже в 1831-м году, окончательную восьмиугольную форму приняла в 1880-м.
Ансамбль площади разработал архитектор-строитель немецкого происхождения Василий Васильевич Шауб и ему удалось создать иллюзию нахождения в каком-нибудь европейском городке: возможно в Копенгагене, а может быть в Вене? В 1992 году в знак дружественных отношений между Россией и Австрией площадь получила свое настоящее название — Австрийская. Василий Шауб очень активно и продуктивно работал в Петербурге в период строительного бума в начале 20 века, он является автором примерно 80 зданий и сооружений города, большая часть из которых построена именно в Петроградском районе.
Самый яркий дом на площади — многоэтажный доходный дом под № 13 был построен в 1902–1903 годах по проекту Шауба для К. Х. Кельдаля (не люблю такие безликие данные о человеке, но в данном случае не смогла найти никакой информации о нем, даже расшифровки имени и отчества, далее по тексту будут еще аналогичные неудачи). Образец модерна, дом игриво извивается, подчинившись линиям площади и словно обнимая ее.
Фасады увенчаны шатрами, куполами, одной сохранившейся из трех башней, угловым эркером, шпилями и все это обильно сдобрено растительным орнаментом.
Доходный дом К. Х. Кельдаля сложно фотографировать: его размеры, провода, тень, четкой линией разграничившая фасад, проезжая часть дороги — все это создает массу помех.
Напротив, под № 20, зеркально отображен еще один многоэтажный доходный дом в стиле модерн, также построенный в 1902–1903 годах по проекту Шауба для потомственного почетного гражданина, владельца Невского механического завода Горбова Михаила Михайловича.
Столько раз встречала это определение гражданства, в этот раз решила кратко уточнить: По месту в сословной структуре Российской империи почетные граждане представляли собой своеобразную «прослойку» между низшими, непривилегированными сословиями и дворянством, низшей частью военно-служивого сословия.
Дом Горбова также, как и дом напротив, изобилует множеством дополнительных элементов, украшающих фасады, делающих его исключительным и выделяющих на общем фоне.
Хозяин дома занимал 14 комнат огромной квартиры на 5-м этаже и проживал в ней вплоть до революционных событий.
В 1907 году Городская Дума устроила Первый конкурс фасадов и доходный дом Горбова был удостоен Почетного диплома.
В советский период все этажи дома были приспособлены под коммуналки, для этого проводились работы по перепланировке, устанавливались перегородки и пробивались дверные проемы. В 1970-х годах печное отопление в доме было заменено на водяное, во дворе установили навесной лифт. При наступлении рыночных отношений первый этаж дома был отдан магазинам. Читала, что за всю историю дома настоящего капитального ремонта он так и не дождался, лишь в начале этого века на крыше была устроена мансарда.
Следующий жилой дом, привлекший мое внимание — № 25, построенный в стиле сталинского неоклассицизма в 1951–52 годах специально для профессоров и преподавателей вузов города.
Так называемый «Профессорский дом» на 78 квартир был возведен на средства Министерства высшего образования по проекту группы архитекторов: Фромзель Виктора Михайловича, Гурьева Олега Ивановича, Гербер Клары Александровны. В 1954-м году на Всероссийском конкурсе на лучшие выстроенные жилые и гражданские здания за 1953 год, этому дому была присуждена 3-я премия.
Следующий жилой дом № 26–28 состоит из двух домов, соединенных между собой колоннадой из четырех пар монолитных гранитных колонн.
Дом в стиле неоклассицизма был построен в 1912–14 годах для Первого Российского страхового общества по проекту группы архитекторов из династии Бенуа: Юлия Юльевича, Леонтия Николаевича при участии Альберта Николаевича.
Страховое общество было старейшей страховой компанией России, учрежденной в 1827-м году, первым председателем правления которой был русский флотоводец, государственный деятель, граф Николай Семенович Мордвинов. Среди учредителей был русский финансист, придворный банкир барон Людвиг Иванович фон Штиглиц, отец Александра Людвиговича Штиглица, банкира промышленника, мецената, основателя Академии Штиглица.
Огромный дом на 250 квартир имел несколько дворов, в одном из которых — парадном, был сад и фонтан, а еще дом был оснащен встроенными гаражами — новинкой тех лет.
В исторической части Петербурга невозможно гулять равнодушно, глядя себе под ноги, по улицам города я иду, словно находясь в картинной галерее или музее. Возможно частые остановки, фотографирование, рассматривание фасадов, делают мои передвижения странными, но как можно спокойно пройти мимо очередного шедевра архитектуры?
Вот, например, мимо этого углового дома под № 32 на пересечении с улицей Большая Пушкарская, украшенного башенкой со шпилем.
Доходный дом в стиле эклектики для потомственного почетного гражданина, предпринимателя и финансиста Эмиля Германовича Шведерского был возведен в 1898–1900 годы по проекту архитектора Владимира Петровича Цейлера.
Из целого списка известных и именитых людей в разные годы в доме проживали польская примадонна Виктория Кавецкая и полярный исследователь, участник экспедиции Седова, писатель, занимавший должность художника Черноморского флота — Николай Васильевич Пинегин. В 1930-м году, работая в Арктическом институте, Пинегин основал Музей Арктики, куда я планирую обязательно сходить.
В апреле 1998 года в здании был открыт частный Музей граммофонов. Его основатель — цирковой артист, клоун, дрессировщик Владимир Дерябкин. Посещение — по предварительной записи.
Напротив этого красивого дома, на другой стороне Каменноостровского проспекта в доме № 29, находится Булочная Вольчека, куда мы частенько захаживали подкрепиться и восполнить потраченные в прогулках калории.
А теперь идем дальше и я покажу вам одну из моих любимых площадей Петербурга —площадь Льва Толстого, расположенную на пересечении Каменноостровского проспекта, Большого Проспекта и улицы Льва Толстого, имеющую неправильную полукруглую форму. Во времена Петра I недалеко отсюда находилось подворье архиерея Феофана Прокоповича, именно поэтому площадь долгие годы называлась Архиерейской и лишь с 1925-го года ей присвоили настоящее название.
Дома, выходящие на площадь своими выразительными и живописными фасадами, невероятно красивы, но чтобы сфотографировать их надо набраться терпения — площадь Льва Толстого очень оживленное место: здесь транспортная развязка с бесконечной вереницей спешащих автомобилей и городского транспорта, остановки, провода, светофоры и нескончаемый людской поток.
Начнем с великолепного образца эклектики, Доходного дома В. М. Корзинина, построенного в 1903–1904-х годах по проекту Павла Михайловича Мульханова, расположенного под № 31–33. Украшением здания служат аккуратные балкончики, архитектурные выступы на стенах, светлое обрамление окон. Жилые квартиры в этом красивом доме снимали видные и знатные персоны столицы, а также представители интеллигенции.
После 1911 -го года доходным домом владел гофмейстер, сенатор Александр Алексеевич Мусин-Пушкин. Кроме жилых квартир в доме располагалось НовоУдыльское золотопромышленное товарищество, цветочный магазин, музыкальная школа и оперно-драматические курсы. С 1905 по 1911-й годы в доме работала фабрика кинематографических лент «Омниум-кино», выпускавшая самые известные на то время документальные ленты. В 1919 году в здании располагался секретариат районного комитета большевиков Петроградской стороны.
В настоящее время в доме кроме жилых квартир находятся различные общественные пространства, магазины и бутики, а также кондитерская Буше, куда мы с Кирюсей пару раз захаживали.
Выходя боковыми фасадами на улицы Льва Толстого и Большого проспекта ПС к площади примыкает еще одно, не менее уникальное в своем роде здание под № 35, похожее на замок — это бывший Доходный дом Константина Исаевича Розенштейна.
Архитектор, инженер, директор русско-шведского завода по производству цементных труб «Андрей Б. Эллерс» (в октябре 1922-го года переименован в завод «Баррикада»), Константин Исаевич в 1909 году принимал активное участие в составлении нового плана перепланировки окрестных территорий. В 1912 году Розенштейн начал проектирование своего собственного доходного дома, но в процессе работ пригласил к сотрудничеству архитектора Андрея Евгеньевича Белогруда. Увлеченный на тот момент средневековой готической архитектурой, Белогруд удачно реализовал свои задумки в создании дома Розенштейна, стилизовав его под английский замок.
Украшением дома служат два эркера по углам здания, выходящие на площадь, больше похожие на замковые башни и конечно же цветовая гамма, резко выделяющаяся на фоне других близстоящих зданий.
На самом верху, как раз между двумя башнями находилась квартира одного из авторов — Андрея Евгеньевича Белогруда.
При поиске информации о «Доме с башнями», нашла интересный факт: до революции закладной на этот дом владел дед Андрея Миронова.
С 1921-го года на первом этаже дома размещались различные кинотеатры, с 1972-го года Ленинградская студия телевидения. В 1978 году нижний этаж дома был переоборудован под театральное помещение, а в 1985 году здесь разместился театр «Эксперимент» со зрительным залом на 220 человек. С 17 октября 1996 года в помещениях бывшего кинотеатра разместился и начал работать театр «Русская антреприза имени Андрея Миронова».
В мае 2009 года весь дом стоял в «лесах», шел масштабный ремонт и вдруг прямо во время спектакля на чердаке здания случился масштабный пожар!
Напротив «Дома с Башнями» расположен прекрасный элемент эклектики, угловой шестиэтажный Доходный дом почетного гражданина В. Г. Чубакова и его жены О. М. Чубаковой. Приобретя в 1910-м году участок, новые владельцы приступили к реализации своей давней мечте — строительству огромного жилого дом с мансардой, пригласив для этого архитектора Вильгельма Ивановича Ван дер Гюхта.
Фасады дома украшают эркеры и скульптуры кариатид по их краям. Угол здания венчает башня с куполом, сгоревшая при пожаре в 2000 году и вновь восстановленная в 2010 году.
И как уже водится, первый этаж здания за всю его историю занимали самые разнообразные заведения: банк, аптека, музыкальное издательство, большой винно-кондитерско-гастрономический магазин.
Следующее красивое, серое шестиэтажное здание в стиле неоклассицизма под № 39, давно привлекало мое внимание, особенно когда мы с Кирюсей, выйдя из метро, задерживались в сквере имени профессора Попова: она — попрыгать на детской площадке, я — подождать активную внучку. Я с интересом разглядывала фасады, верхняя часть которых украшена горельефными фризами,
но раньше, мне и в голову не приходило фотографировать все это великолепие.
Возведение Доходного дома для Фердинанда Фердинандовича Нидермейера было начато совсем в не благоприятное время — в 1914–15 годы по проекту архитектора Вайтенс Андрея Петровича.
Фердинанд (Федор) Нидермейер всю свою жизнь служил в ссудном банке, к 1917-му году он уже, будучи потомственным почетным гражданином, возглавил частный коммерческий банк и числился казначеем ведомства учреждений Императрицы Марии.
Окончание строительства велось по проекту сыновей Андрея Петровича, архитекторов Петра Андреевича и Георгия Андреевича Вайтенсов в 1949–51 годах. Кстати, сын Нидермейера — Андрей Федорович, был архитектором Петроградской ниточной мануфактуры.
В 1996 году на первом этаже бывшего доходного дома открылся ресторан «Макдональс», который находится там и по сей день.
Переходим по мосту через реку Карповку
Наплавной мост был построен здесь в 1760-е годы на месте существовавшего ранее перево-за. Но уже в 1776 году построили постоянный трёхпролетный деревянный мост, который перестраивался и реконструировался в 1864 и 1878 годы (длина деревянного моста состав-ляла 35 м, ширина - 18 м). Современный однопролётный железобетонный мост построен в 1936 году по проекту инженера А. Д. Саперштейн и архитектора К. М. Дмитриева. Название Силин мост - получил по имени владельца данного земельного участка и кабака, находив-шегося рядом с мостом.
и первый дом на этом участке проспекта под № 48, привлекший мое внимание — небольшой особняк Марии Константиновны Покотиловой. Среди огромных многоэтажных и по большей части серых зданий, особняк вдовы военного инженера — строителя Покотилова смотрится необычно, словно заблудившийся во времени. Особняк был построен в 1909 году в стиле неоренессанса по проекту Лялевича Мариана Станиславовича.
В доме вместе с Марией Константиновной проживал и ее сын — действительный статский советник, председатель Российского взаимного страхового общества.
В 30-е годы прошлого века в доме располагалась поликлиника, а с 1991-го года врачебно-физкультурный диспансер.
Доходный дом под № 50А в стиле модерн, построен в 1909 году по проекту архитектора Мульханова Павла Михайловича.
На первом этаже, как обычно, располагались разные заведения: булочные, сберкасса, какие-то магазины и снова булочные. Очень красивый дом, но информации о нем минимум.
А вот еще очень серьезный или, я бы даже сказала — солидный, представительный дом в стиле неоклассицизма под № 73–75, построенный в 1913–1914-х годах прошлого века.
Я обещала не углубляться в далекие годы, когда на участках было что-то иное, позднее разрушенное, но иногда очень хочется поделиться. Ну так вот: на этом участке находилась обширная усадьба князя Петра Лопухина,
а в 1893-м году на части территории был открыт увеселительный загородный сад «Монплезир-Тиволи» с закрытым театром, в котором выступала труппа Будапештского королевского театра. В 1896-м году в саду еще устраивались концерты других артистов, но потом что-то пошло не так и так чудесно начатое предприятие погорело и закрылось!
В 1913-м году участок со всеми строениями был взят в аренду предприимчивыми людьми: архитекторами Алексеем Ивановичем Заозерским, Иваном Ивановичем Яковлевым и коммерсантом Иваном Данчичем. Все трое выступили инициаторами создания 3-го Петроградского товарищества для устройства постоянных квартир.
И вот, в 1914-м году был построен один из первых домов, квартиры в котором предназначались не для сдачи в наем, в аренду, а для продажи собственникам. Смысл придуманной и реализованной именно Алексеем Зазерским схемы строительства в следующем: участники товарищества на этапе проектировки дома вносят 50% от стоимости квартиры, подрядчик на эти деньги покупает участок и возводит здание, затем собирает с собственников квартир оставшиеся 50% в рассрочку. Своего рода нынешняя ипотека.
О, что это были за квартиры, вот выписка из описания дома: 70 квартир различной планировки (от трех до девяти комнат), предусмотрев возможность возведения дополнительных некапитальных стен по желанию собственника. Часть первого этажа архитекторы отдали под гаражи, а в мансарде предусмотрели помещения для шоферов, во внутреннем дворе — технические помещения. В каждой из квартир было по два входа, причем и парадная, и черная лестница были оборудованы лифтами. Квартиры проектировались по анфиладному принципу, окна больших комнат выходили на Каменноостровский проспект или в курдонер -парадный двор перед зданием, а маленьких — во внутренний двор. Устройство курдонеров вообще было типично для решения домов такого типа — с их помощью здание можно было гармонично вписать в городскую застройку.
После революции шикарные квартиры уплотнили и превратили в коммуналки, они уже не продавались, а выделялись государством особонуждающимся. В настоящее время где-то в доме располагается частный первый и единственный в России музей «Искусство веера», в коллекции которого 250 вееров со всех уголков мира. Открыт он в 2013-м году.
И как в противовес роскоши и состоятельным владельцам квартир, напротив под № 66, некогда величественное, а ныне поникшее, а посему спрятанное за забором, здание бывшей богадельни, принадлежавшей петербургскому купеческому обществу.
При Александре I на этом месте стояла дача министра финансов и министра Департамента уделов, сенатора Дмитрия Александровича Гурьева. Позднее, после смены череды владельцев здесь было увеселительное заведение — «Вилла Боргезе», затем «Кафе-шантан», ну все, обещала же, не буду описывать всех и вся, но уж очень интересно.
А в 1881–1883 годах по проекту архитекторов Харламова Федора Семеновича и Токарева Василия Ивановича на средства купцов Фирса Мироновича Садовникова и Саввы Герасимовича Герасимова на этом месте была построена Богадельня, приют на 140 сирот и школа на 120 учеников.
После Революции в здании несколько лет размещался Второй педагогический институт, во время Великой Отечественной войны госпиталь.
С 1950-х годов и вплоть до 2009 года в здании располагался противотуберкулезный диспансер.
Пройдя по Песочной набережной, я перешла трамвайные пути Вяземского переулка и оказалась в небольшом, всего 3,5 гектара, Вяземском саду.
Сад назван так по имени владельца усадьбы Александра Егоровича Вяземского, расположенной здесь в 19 веке и принадлежавшей древнему княжескому роду. Классический пейзажный парк с аккуратными дорожками не менял своего названия за всю свою историю.
В саду расположен двухэтажный особняк сестер М. А. Новинской и В. А. Засецкой, построенный на месте старинной деревянной дачи, полученной сестрами от своей бабушки.
Дом построен в стиле неоклассицизма в 1913–1914-х годах по проекту русского художника — архитектора Лансере Николая Николаевича (фамилия по матери — Бенуа).
В советское время здесь располагались сначала детский санаторий, а позднее — туберкулезная больница и диспансер.
В настоящее время, а здании располагается Международный математический институт имени математика Леонарда Эйлера Российской Академии наук.
Главный вход в здание выделен полуротондой.
На этом пока закончу. Спасибо всем, кто смотрел и читал.
Теги:
Самостоятельные путешествия, Культурно-познавательный туризм