Чтобы почувствовать себя как за границей, совсем необязательно отправляться за тридевять земель. Заменой зарубежным достопримечательностям может вполне стать город Йошкар-Ола — столица Республики Марий Эл.
Чтобы почувствовать себя как за границей, совсем необязательно отправляться за тридевять земель. Заменой зарубежным достопримечательностям может вполне стать город Йошкар-Ола — столица Республики Марий Эл.
Когда-то Йошкар-Ола, она же Царевококшайск, была деревянным военным укреплением, основанным в 16 веке воеводой Елецким, посланным царем Федором Иоанновичем для подавления восстания луговых марийцев. Вплоть до Октябрьской революции 1917 года «Царев город на Кокшаге» оставался тихим, захолустным уголком, затерянным среди лесов и отрезанным бездорожьем от внешнего мира. Став столицей сначала Марийской автономной области, а с 1936 года — Марийской АССР, город получил широкие перспективы для своего развития. Но по-настоящему Царевококшайск преобразился во время Великой Отечественной войны, когда сюда эвакуировали стратегически значимые производства с запада СССР. Война и послевоенный период увеличили население города. На базе военных предприятий выросли крупнейшие заводы Йошкар-Олы. Строились добротные «сталинки», позже возводились блочные «хрущёвки» и типичные «брежневки», которые, кстати говоря, были настоящим счастьем для многих людей.
Архитектурный облик Йошкар-Олы постепенно менялся, но застройка была лишена ориентации на индивидуальность. Возможно, город так бы и остался ничем не примечательным населенным пунктом, если бы не удивительные метаморфозы, которые произошли с ним в начале XXI столетия.
Надеюсь образом чудесным
Построить в Марий Эл Верону…
Посеять в головах восход,
Людей заставить измениться
И вызвать бурное движение
В марийском крае возрождение.
(Здесь и далее стихи Л. И. Маркелова)
Вероятно, поездки в Европу оставили в душе главы республики неизгладимое впечатление. Особенно пылкую любовь Маркелов питал к Италии, а Йошкар-Олу мечтал превратить в некое подобие Вероны. «Верона очень красивый итальянский город. И по количеству жителей он немного похож на Йошкар-Олу, у нас около 300 тысяч населения», — говорил Маркелов. «Замахиваться на Милан, мне кажется, надо таким городам, как Казань, Екатеринбург, а я реально оцениваю свои возможности. Поэтому замахнулся на Верону».
За 10 лет в Йошкар-Оле появились: набережные Амстердама и Брюгге; дворец Дожей; замок Нойшванштайн; Спасская и Боровицкая башни; площадь, носящая имя первого воеводы города Ивана Оболенского-Ноготкова, но представляющая собой вариацию венецианской площади Сан-Марко; башня Дружбы и ансамбль Царевококшайского кремля.
Даже китайцы, знающие толк в создании копий знаменитых достопримечательностей, позавидовали бы результату. Но у нас разгул архитектурных страстей вызвал бурю эмоций. У нас почему-то принято ругать всё подряд. Жизнь не такая, народ не такой, власть плохая, медицина отстой… Как только не называли градостроительный бум — безвкусицей, торжествующим уродством, урбанистическим недоразумением. Доставалось и Маркелову. Сам губернатор признавал, что застройка центра воспринимается гражданами негативно: «Я вам сделал красивее, чем в Вероне, но вот посеять в головах восход не получается: заход получается. Не оценивается гражданами наша работа».
Нелегкий путь преображения
И в наше время непонятен
И вызывает осуждение
И многим даже не приятен.
Почти 16 лет Маркелов возглавлял республику. В 2017 году Нижегородский районный суд приговорил его к 13 годам колонии строгого режима за взятку в 235 млн руб., злоупотребление полномочиями и коррупцию.
— Друзья, враги, вам не желаю
На склоне лет попасть в тюрьму.
Я вас молю и заклинаю
Стремиться к свету, а не в тьму
Впрочем, смелые фантазии экс-главы Марий Эл успели воплотиться в реальность и теперь изумляют местную и заезжую публику.
Все основные «маркеловские» творения расположены компактно. Не мудрствуя над маршрутом, мы решили сделать небольшой круг, держась вблизи набережных Малой Кокшаги.
Знакомство с городом начали с Вознесенской улицы. В Царевококшайске она была самой главной и потому называлась Большой. Здесь сохранилось несколько купеческих особняков: дом лесопромышленника Трофима Чулкова, дом купчихи Матрёны Кореповой и купца Ивана Пчелина.
Рядом с Вознесенской находится небольшая церковь Воскресения Христова (не путать с Воскресенским собором) с отдельно стоящей столпообразной шатровой колокольней. Храм был устроен в начале 1990-х, когда на марийской земле началось возрождение православия. В ту пору в Йошкар-Оле не было ни одного действующего храма. Тогда для служб было передано абсолютно изношенное строение, в котором ранее размещался пивзавод. Из-за «нецерковного прошлого» архитектура церкви получила компромиссный характер: есть колокольня и главы, но нет традиционной апсиды.
В 1759 году на Вознесенской улице был построен и Собор Воскресения Христова. С самого начала он играл важную роль в духовной жизни Царевококшайска. В 1909 году храм значительно расширился на средства прихожан и казанского купца Василия Фёдоровича Булыгина. Собор имел богатую утварь, неплохую библиотеку. В 1961 году один из красивейших храмов Марийского края разрушили, а на его месте долго зиял пустырь. В 2008 году началось строительство нового храма. Освящение воссозданного собора было совершено архиепископом Йошкар-олинским и Марийским Иоанном 27 марта 2010 года.
Чуть поодаль играют солнцем купола ещё одной восстановленной церкви. Она освящена в честь Троицы Живоначальной. Первая деревянная церковь появилась на этом месте в 1646 году.
Во времена царствования Анны Иоанновны на средства купца С. Вишнякова и крестьянина А. Осокина возвели 1-й этаж каменной церкви. К 1757 году был достроен второй этаж. Троицкая церковь являлась древнейшей каменной постройкой в городе. Летом 1939 года храм разобрали на кирпичи.
На углу Вознесенской и улицы Пушкина выделяется массивное здание Православного духовно-просветительского центра с часовнями-башенками. В юго-восточной башне расположен домовой храм в честь новомученицы Елисаветы Феодоровны Романовой.
Неподалёку, на Воскресенской набережной, у самого парапета установлен замечательный, на мой взгляд, памятник Пушкину и Евгению Онегину.
Рядом с ними соседствует не менее симпатичный художник Рембрандт.
Вокруг Рембрандта я построил Нидерланды
И башни из кремля поставил на мосту
Как ранее писал для пропаганды
Привить народу веру в красоту.
На набережных много бронзовых скульптур. Кого тут только ни встретишь: Деву Марию, царя Фёдора Иоанновича, императрицу Елизавету, Гоголя, патриарха Алексия II, Кирилла с Мефодием, Лоренцо Великолепного, принца Монако с Грейс Келли… Автором около 20 памятников и монументов в Йошкар-Оле стал скульптор Андрей Николаевич Ковальчук.
Воскресенская набережная ведёт к Архангельской слободе, получившей свое название в память об архангеле Гаврииле, который принес Пресвятой Деве благую весть о грядущем рождении Сына Божьего. Слобода состоит из аккуратненьких двухэтажных домиков фламандского стиля, приютивших офисы, кафе и сувенирные лавки.
Когда выходишь на площадь с двойным названием — Республики и Пресвятой Девы Марии, сознание отказывались верить и воспринимать действительность. Перед взором неожиданно предстают во всей красе мировые шедевры. Слева — возвышается Спасская башня, справа -собор, напоминающий одновременно храм Василия Блаженного и питерский Спас на Крови. У здания в стиле венецианского палаццо разбит Итальянский сад.
Непонятное и многим ненужное
Заветной мечты воплощение
Соединил я северное и южное
На марийской земле возрождение.
По образцу Спасской башни Московского Кремля построена Благовещенская башня. Она гораздо меньше оригинала и выполнена в общих чертах, без белокаменного узора. Но всё же узнаваема. Башенные часы показывают самое точное в Йошкар-Оле время, которое корректируется сигналом со спутника. Благодаря восьми динамикам звук боя курантов слышится в радиусе трёх километров.
Над всем окружающим пространством доминирует необычайно живописный и красочный собор Благовещения Пресвятой Богородицы.
Декор храма выдержан в русском стиле. Здание высотой в 74 метра и площадью 625 кв. метров способно вместить во время богослужения почти 2 тысячи прихожан.
Собор венчают золотые купола. На их золочение было потрачено около двух килограммов сусального золота.
Пусть куполами золотится
в веках марийская столица,
и солнце светом поливает,
и небеса оберегают
Русло реки делит город на две примерно равные части. Левобережная набережная Брюгге пестрит радужным многоцветьем пряничных домиков. Они словно по волшебству материализовались сюда из стран Бенилюкса.
Весьма эффектно смотрится Дворец бракосочетания. Снаружи он выглядит как средневековый замок. Внутри посетителей ожидает три больших зала — для свадебных церемоний, для регистрации новорожденных, а также для проведения банкетов.
Около ЗАГСа работает прокат катамаранов. С огромным удовольствием поколесили мы по ровной глади реки, тем более, что с воды открывается прекрасный ракурс для фотосъемки.
Своим экстравагантным внешним видом привлекает внимание роскошное здание Республиканского театра кукол, который сравнивают с баварским замком Нойшванштайн.
В переводе с баварского с русским мотивом
Лебединый утёс приобрёл красный цвет,
И на берег песчаный к плакучим ивам
Встал театр, надев мрамор белых манжет.
Общая площадь театра, стилизованного под замок принцессы, составляет 10 тыс. кв. м. На первом этаже, помимо гардероба, расположены кассы, административные кабинеты и склад инвентаря. Остальные помещения — это два зрительных зала, шикарное фойе, гримерные, ателье, пошивочные цеха, а также музей кукол, некоторым экспонатам которого исполнилось уже 40–50 лет.
В 2010 г. у театра поставили памятник святым Петру и Февронии. Покровителей семьи и брака окружает каскадный фонтан в виде чёлна и трёх разноуровневых чаш по которым струиться вода.
В общий ансамбль площади отлично вписался фотогеничный торгово-офисный комплекс, прозванный в народе «12 апостолов» из-за анимационных часов. Единственные в России куранты с движущейся скульптурной композицией украсили высокую квадратную башню в 2011 г. Каждые три часа из двери на балкончике под колокольный звон появляется евангельская процессия во главе Иисуса Христа, едущего на ослике. За ним следуют его ученики. Последним тащится Иуда с 30 серебрениками. Лучший вид на циферблат открывается с Воскресенского моста.