Углич древний, Углич дивный (начало)
Я покидаю территорию Кремля, оглянувшись на Спасо-Преображенский собор, уверенно направившись туда, где на полнеба сияют голубые, в звездах, купола
Углич древний, Углич дивный (начало)
Я покидаю территорию Кремля, оглянувшись на Спасо-Преображенский собор, уверенно направившись туда, где на полнеба сияют голубые, в звездах, купола
Богоявленский женский монастырь занимает почти половину квартала, прилегающего к Рыбинской улице
Погружаясь в исторические дебри, держу в уме, что фамилия Романовы не чужая для меня, так как моя бабушка по материнской линии была Романова (дополнительный стимул). Дорогой читатель, обращаю ваше внимание на такую важную деталь: Угличский Богоявленский монастырь в историческом плане интересен тем, что связал две правящие династии — Рюриковичей и Романовых. При Рюриковичах он был основан, и Мария Нагая (последняя жена Ивана Грозного) приняла в нем иночество после гибели сына, а мать первого царя из Дома Романовых — Михаила Федоровича — восстановила монастырь и назвала «государыниным богомольем». При участии инокини Марфы Богоявленский монастырь в 1620—1629 гг. отстроили заново (его постройки в то время находились на территории Кремля).
В 1661 году в Кремле начали возводить новые укрепления, и поэтому монастырь в соответствии с грамотой царя Алексея Михайловича был переведён на посад возле Ростовской дороги, в наши дни именуемой Ростовской улицей. Его нынешнее строение относятся к периоду XVIII — XIX века
Богоявленский собор с синими звёздчатыми куполами — главный в ансамбле монастыря, войти в который можно через северные ворота со стороны ул. 9 января, а выйти — в восточные, со стороны Ростовской улицы (порядок входа-выхода явно условен). Не представляю, как он выглядел еще совсем недавно, в поизносившейся одежке. Сейчас все — то у него новенькое, с иголочки
Территория тоже осовременена и по-московски выложена плиткой, кой-где разбавленной цветочками
Мелькнула провокационная мысль — прям новодел какой-то. С другой стороны, как без реконструкции вдохнуть в стены жизнь после глобального разорения революционными массами в бескомпромиссные 30-е годы, когда храмы, в лучшем случае, использовались под складские помещения. В 21 веке для него наступили светлые времена. В 2000 году Богоявленский собор был передан Русской Православной Церкви и началось его восстановление. Шестого октября 2010 года решением Священного Синода Русской Православной Церкви в Богоявленском женском монастыре возродилась монашеская жизнь
Продолжаю любоваться звездными куполами, огромного Богоявленского собора, сооруженного в 1843–1853 годах, а путеводитель выдает легенду, связанную с его возведением. Место, где поставлен собор, в начале 19 века занимал сад горожан Буториных. Весной, когда цвели яблони, Прасковья Буторина, заметила, что в сад спустились три лебедя и так повторялось из года в год. Местная игуменья Еликонида восприняла это событие как знамение, и алтарь храма перенесли на то место, куда лебеди прилетали. Собор в русско-византийском стиле возвели по проекту Константина Тона — автора храма Христа Спасителя в Москве. Неудивительно, что угличский прозвали местным храмом Христа Спасителя, так как в облике обоих есть много общих черт. Суховатый рисунок деталей компенсирован могучим величием и великолепными главами, которые раньше были все золочеными. Поставленный на перекрестке двух главных магистралей, собор стал одним из самых значительных сооружений в городе и его доминантой. Сине-звездные главы видны даже с дальних окраин. Неслучайно Богоявленский храм остался в воспоминаниях Ольги Берггольц. В 1918 году Олю Берггольц и ее сестру мать увезла в Углич из Петрограда, спасаясь от голода и холода. Здесь семья находилась два с половиной года, пока отец воевал на фронтах гражданской войны. Жили они в келейном корпусе Богоявленского монастыря. Сегодня в одном из монастырских корпусов располагается общеобразовательная школа с установленной мемориальной табличкой, посвященной Ольге Берггольц
Территория монастыря оказалась безлюдной, разбавленной лишь стайкой по-современному модно одетых старшеклассниц, радостно выбежавших из здания школы. Говорю:
— как вам учиться в месте, где нет школьного двора, а есть двор монастырский?
Девчонки посмотрели на ненормальную тетку, пристающую с неуместным вопросом, и громко рассмеялись. Пойди — разбери, что было в этом смехе. Надеюсь, что ничего такого, кроме молодой задорной энергии. А я продолжаю рассматривать монастырские постройки. Взгляд упирается в красно-кирпичный пятиглавый храм
В мае 1689 года митрополит Иона повелел возвести на территории монастыря Богоявленский пятиглавый храм с приделом в честь Смоленской иконы Богоматери. Это было первое каменное здание в нарядном стиле XVII века. Выверенные пропорции церкви Смоленской иконы Божьей Матери и ее декор наглядно свидетельствуют о высоком мастерстве местных зодчих, ее возводивших: Артемия Птицына, Ивана Русинова, Ивана Кисельникова. Мастера поставили храм на высокий подклет, украсив его фасады декоративными белокаменными деталями — наличниками, фризом, ложными закомарами, увенчав пятью луковичными зелеными главами, установленными на высокие узкие барабаны С восточной стороны храма пристроили полукруглую алтарную апсиду
В конце XIX века архитектурный облик Смоленской церкви претерпел некоторые изменения — появилось крыльцо в классическом стиле у северной стены храма. По крылечку я поднимаюсь наверх, робко открываю двери, так как монастырский статус сооружения рождает в моей душе совершенно особые чувства. Мне кажется, что человек с фотоаппаратом, желающий получить снимки иконостаса в божьем доме, должен испытывать, по крайней мере, сильное стеснение. Не смогла переступить через себя, чтобы начать фотографировать интерьеры в присутствии монахинь, занятых своим каждодневным занятием, но готовых поддержать беседу. У меня сложилось впечатление, что если бы я попросила разрешения на фото, то мне бы не отказали. Правильный экскурсант, не позиционирующий себя паломником, испытывающим особые благочестивые чувства — это человек, понимающий, что его любопытство может быть для кого-то вульгарным и оскорбительным. Поэтому я не стала ничего снимать в монастыре, кроме архитектуры. В начале 19 века в юго-восточной части территории была построена внушительная церковь в честь Федоровской иконы Божией Матери (Федоровская), ставшая летним храмом монастыря
На монастырском подворье установлена часовенка над протекающим «Живоносным источником " в честь Иконы Пресвятой Богородицы
Выйдя за ворота монастыря, задумалась, куда направиться. В самом конце Ростовской улицы находится значимый для города храм царевича Дмитрия «на поле», но до него идти прилично, а времени жаль. Решила оставить на потом, если успею до отхода обратного автобуса — не успела, так как было желание заглянуть в три монастыря. Следующий монастырь — Воскресенский, считающийся выдающимся памятником зодчества. Пока шла к нему по ул. 9-е января, встречались интересные постройки. Дом Калашниковых, середина 18 века
Он каменный, но его построение аналогично рубленным домам в три окна. Приглядитесь к наличникам которые напоминают стиль барокко. В доме родился и провел детские годы изобретатель и судостроитель В. И. Калашников. Знакомая фамилия. В моем городе существует Рыбинское речное училище имени В. И. Калашникова. А здесь будущий конструктор получил начальное образование — три класса уездного училища. В 16 лет он уехал в Рыбинск, а затем — в Нижний Новгород
Сейчас в доме находятся музей стекла, чайная с русской печью и самоварами и кабинет конструктора, который рассказывает о его жизни и изобретениях. Я не заходила, в Угличе так много подобных музеев, и чтобы их все посетить, придется здесь пожить день-два. На той же улице встретился красивый особняк — дом Истоминых
Семья Истоминых торговала хлебом, а также владела крупяным заводом и принадлежала к числу богатейших и известнейших угличских купцов. В строительство дома были вложены немалые деньги, поэтому здание возводилось с шиком и роскошью. Дом Виноградовых привлекает внимание и украшает улицу
Он построен во второй половине XIX века. Не могла пройти мимо, не обратив внимание на контраст современности и старинных традиций домостроения
А вот и Воскресенский монастырь показался из-за каких-то современных руин
Выйдя на «столбовую» дорогу, радуюсь, что не нашла приключений в гаражном массиве, через который поперлась, призрев опасность, завидев купола, хотя можно было пройти вполне цивилизованным путем. Больше, чем монастырь, меня заинтересовала церковь Рождества Иоанна Предтечи «на Волге», занимающая особое место среди обилия угличских достопримечательностей
Николай Константинович Рерих, путешествуя по городам России в 1904 году, побывал и в Угличе. Здесь он написал картину с изображением церковного крыльца этой церкви. https://www.roerichs.com/Paintings/Starina/HTML/Uglich_Church_of_John_the_Baptist.htm «Минувшим летом мне довелось увидать много нашей исконной старины и мало любви вокруг неё. А между тем, в отношении древности мы переживаем сейчас очень важное время. У нас уже немного остаётся памятников доброй сохранности, не тронутых неумелым подновлением, да и те как-то дружно запросили поддержки»… (Н. К. Рерих «Старина»)
Церкви Рождества Иоанна Предтечи и Дмитрия «на крови» (из предыдущего рассказа) стилистически схожи, возможно из-за того, что их роднит причина для возведения — насильственная смерть отроков. Поводом для создания храма Иоанна Предтечи стало трагичное событие — смерть шестилетнего сына купца Никифора Чеполосова, убитого купеческим приказчиком по фамилии Рудак. В один из дней Ваня пошел к учителю во Входо-Иерусалимскую слободу и пропал. В память о нём Чеполосов на собственные средства и построил в 1690 году храм для захоронения останков погибшего сына. Храму было суждено стать одной из архитектурных жемчужин Углича. Художественную ценность Предтеченского храма признали даже большевики. Первоначальный проект Угличской ГЭС предусматривал затопление места, где стояла церковь, но ради ее сохранения внесли изменеия в прежний план, передвинув электростанцию вверх по течению Волги. Представляю, как этот храм будет прекрасен на фоне волжской синевы после проведенной реставрации. Не смогу я вам толково показать Воскресенский монастырь, так как пришлось бы обойти его довольно большую территорию для выбора ракурса, чтобы он был виден издалека
Только тогда собор, его приделы и трехпролетная звонница с церковью Марии Египетской выстроятся в линию
Что-то меня остановило от этого шага — мне испортили настроение пьяницы-попрошайки. Фу! Воскресенский монастырь, безусловно, заслуживает внимания, как старинный памятник зодчества, а для паломников — как действующий мужской монастырь
Я же не смогла проникнуться духом святости и восторгом, полученным от образца архитектуры, поэтому ушла немного раздосадованная, что толком ничего не увидела: в храме молись, а шикарная открытая галерея приготовилась к ремонту (была завалена строительными материалами). Быть в Угличе и не пройтись по его протяженной набережной? Прогуляюсь непременно. За церковью Иоанна Предтечи сразу же видна плотина Угличской ГЭС, служащая одновременно и мостом через Волгу
Она была пущена в 1940 году и сыграла важную роль в обеспечении Москвы электроэнергией в годы Великой Отечественной войны. Ворота шлюза Угличского гидроузла, пропускающие суда в водохранилище
При его создании затопили более 200 населённых пунктов, и чуть было не погубили колокольню в Калязине (благодаря далеко не лучшему событию она стала очень известной в туристических кругах достопримечательностью). Прогулка по волжской набережной на фоне спокойных, умиротворяющих пейзажей подарила перезагрузку после насыщенной программы
Решила свернуть в сквер с часовней защитникам Отечества
И снова полюбоваться уже со стороны Никольским мостом и зданием бывшей думы на фоне золотой осени
Дети гуляют по территории Кремля, удачно разбавляя красивую осень разноцветными курточками
Моя следующая цель — Корсунская церковь, к ней я пойду по набережной, так как эта часть Углича показалась мне по-хорошему ухоженной и туристической, с красивыми видами и приспособленной для неспешных прогулок
Заинтересовала яркая вывеска интерактивного музея — лавки «Арсенал необычных велосипедов «Самокатъ»
Небольшая, но приметная церковь Флора и Лавра — 1762 г.
А вот и наша красавица с трехъярусной «нарышкинской» колокольней — церковь Корсунская, от которой глаз не оторвать. Смотрится очень эффектно за счет яркой красно-белой окраски и высокой колокольни
Каменный храм 1730 года дошел до наших дней. Углич продолжает удивлять и восхищать старинными святыми обителями
Церковь действующая, можно войти и посмотреть иконы или помолиться, приложившись к Чудотворной иконе Пресвятой Богородицы «Корсунская» — кому что. Моя главная цель еще не достигнута. За Каменным ручьем на холме, названном Огнева гора, стоит Алексеевский женский монастырь. Давным-давно здесь находилось языческое капище. В 1371 году митрополит Алексий основал монастырь. Шли годы, перелистывались страницы истории, меняя монастырский облик. В 1628 году настоятель монастыря, бывший келейный митрополита Филарета (Романова) завершил возведение Успенской церкви. Выдающийся памятник шатровой архитектуры был построен в память о павших в годы Смуты. Во время польской интервенции Алексеевский монастырь разрушили, а укрывшихся за стенами обители более чем 500 горожан и монахов убили. За гармонию и красоту церковь в народе прозвали Дивной (проверила — все к кому ни обращалась из угличан, именно так и называют Успенскую церковь). Но прежде, чем я до нее добралась, пришлось проделать путь по бездорожью при отсутствии привычного асфальтового покрытия. Дороги в Угличе, находящемся в каких-то 250 км от Москвы, просто позорные! Шатры Дивной, поражающие красотой и грацией, видны издалека, что искупает тяготы шаганья по дичайшим дорогам городских окраин
Святые Ворота открыты, доступ свободен, и я оказываюсь на территории монастыря. Тихая обитель показалась мне ухоженной, со следами ведущихся преобразований
Все пространство женского монастыря стараниями послушниц украшено яркими цветниками, посылающими летний привет стремительно надвигающейся осени
Наблюдаю, как монахиня, не обращая на меня ни малейшего внимания, сосредоточенно работает на грядке, где высажены розы (а я хотела заговорить). Так и не повернулась ко мне лицом, поэтому не остается ничего, кроме как обойти территорию и полюбоваться архитектурой храмов. Рядом с Дивной находится соборный монастырский храм Иоанна Предтечи (1681)
Присев на монастырскую на скамейку, дала возможность отдохнуть ногам, испытывая блаженство от тишины, покоя, невероятной гармонии, исходящей от монастырского ансамбля, и вспоминая строки, написанные Ольгой Берггольц, посвященные этому угличскому уголку: А церковь всеми гранями своими
Такой прекрасной вышла, что народ
Ей дал свое — незыблемое — имя —
Ее доныне «Дивною» зовёт.
Возносятся все три ее шатра
Столь величаво, просто и могуче,
Что отблеск дальних зорь
Лежит на них с утра,
А в час грозы их осеняют тучи
Стихотворением Ольги Берггольц я прощаюсь с Дивной, но моя голова непроизвольно поворачивается в ее сторону, чтобы взглянуть еще раз и еще на белоснежную корону, всплывающую на сером небе, распластавшемся над тихим провинциальным городком, растерявшим в веках свое былое значение. Мы, туристы-путешественники-паломники-просто любознательные люди, обязаны помнить, что история России скроена как из множества мелких лоскутков, заплаток, так и лоскутов покрупнее. Углич — не лоскуток, а огромный кусище исторической материи — для меня это совершенно очевидный факт. Прервав свои размышления, поняла, что ничего не ела и не пила весь день. Достав из сумки взятый из дома запас водички и плюшку, проглотила на ходу. Какая такая еда, когда желание объять необъятное «пятки жжет». Кстати, вот он дом Буториных, про который я писала в начале рассказа