Так получилось, что маленький Пушкин ассоциировался у меня с его няней — Ариной Родионовной. А вот о том, что у Саши была бабушка, я как-то и не задумывалась. Мария Алексеевна Ганнибал — бабушка Пушкина по материнской линии.
Родоначальником фамилии Ганнибал был Абрам Петрович, арап и крестник Петра I. Осип, один из его 5-х сыновей, и стал дедом Пушкина по материнской линии.
Мария Алексеевна Пушкина (у Александра Сергеевича и по материнской линии были Пушкины) родилась в 1745 году в имении отца — селе Покровском. В 28 лет она познакомилась и потеряла голову от смуглого, обходительного и образованного Осипа Абрамовича, посетившего село Покровское. Она вышла за него замуж, сменив фамилию на Ганнибал. В браке родилась Надежда Осиповна, впоследствии ставшая матерью поэта. А. С. Пушкин писал: «сей брак был несчастлив. Африканский характер моего деда, пылкие страсти, соединенные с ужасным легкомыслием, вовлекли его в удивительные заблуждения». Надежда Осиповна была очень хороша собой, в свете ее прозвали «прекрасной креолкой». Сергей Львович — отец Пушкина — к трем своим детям был глубоко равнодушен. Но он был прекрасным актером и декламатором, мастерски читал Мольера, писал легкие французские и русские стихи. От него Александр Сергеевич мог унаследовать литературные способности.
В 1804 году Мария Алексеевна Ганнибал купила имение Захарово недалеко от Москвы. И с 1805 по 1810 годы Саша каждое лето проводил у бабушки. Она очень полюбила внука, и он отвечал ей тем же. Бабушка обучала его русскому языку, читать и писать. Она и няня Арина Родионовна рассказывали Саше сказки.
Возможно, именно в подмосковной усадьбе Захарово юный Пушкин начал писать стихи, увидев красоту русской природы и услышав народные песни. Здесь он провел несколько счастливых лет. В «Послании к Юдину» 16-летний Пушкин вспоминает дорогие с детства места:
«Мне видится мое селенье,
Мое Захарово; оно
С заборами в реке волнистой,
С мостом и рощею тенистой
Зерцалом вод отражено.»
Место для памятника здесь выбрали не случайно. Именно в этом месте маленький Саша проводил много времени. Отсюда открывался красивый вид на село.
Памятник Александру Сергеевичу Пушкину в детстве. Скульптор А.С.Хижняк, 1999 г.
На холме над прудом располагалась небольшая барская усадьба — дом с флигелями, фруктовый сад, березовая роща. Но тот дом, где в детстве бывал Пушкин, не сохранился. С 1928 года на территории усадьбы располагался пионерский лагерь, потом школа, затем база отдыха Центрального дома Красной армии. С 1980-х годов здание пустовало, а в 1993 году сгорело. В 1999 году, к 200-летнему юбилею со дня рождения поэта, на старом фундаменте был возведен новый деревянный особняк, точно повторяюший формы прежнего дома. Сейчас здесь находится Государственный историко-литературный музей-заповедник А. С. Пушкина.
Конечно, я туда зашла. Дом совсем маленький, несколько простеньких комнат, переходящих одна в другую.
Далее кабинет Марии Алексеевны. Здесь выставлены старинные иконы, зеркало, столик для рукоделия.
Небольшой угол перед детской.
Далее детская комната. В такой комнате жил в Захарове юный Саша. Здесь можно увидеть диван, плетеное кресло-качалку, детское бюро, книжный шкаф со старыми книгами. В последний раз Пушкин приезжал в Захарово в 1830 году.
Самое большое помещение — столовая
Ну и кухня, где готовили еду.
Рядом с домом — яблоневый сад. В нем в 2007 году установлен памятник «Марии Алексеевне Ганнибал и юному Пушкину» (скульптор Козинин). На нем бабушка с любимым внуком.
За прудом находится большой парк.
В парке нашлось место для поляны героев пушкинских сказок.
Поскольку в Захарове не было церкви, Пушкиным приходилось ездить к обедне в село Большие Вязёмы, в двух верстах от усадьбы. Поехала и я. Но не в карете с лошадьми. Мне пришлось вернуться на станцию Голицыно и пересесть на другой автобус, хотя ехать было действительно близко.
Название Вязёмы впервые встречается в 1556 году в писцовых книгах. Тогда здесь был оборонно-сторожевой пункт, где останавливались послы и гости. С 1584 по 1605 годы это место было вотчиной Бориса Годунова. При нем здесь была построена каменная церковь Преображения со звонницей и каменный мост через реку Вяземку. С 1613 года это уже царская вотчина Романовых. И только в 1694 году имение было пожаловано князю Борису Алексеевичу Голицыну — воспитателю Петра I и затем принадлежало Голицыным. При них был выстроен каменный дом, который мы видим сейчас.
Сейчас на территории бывшей усадьбы Голицыных находится музей-заповедник, созданный в апреле 1987 года. Он включает в себя бывший дворец и два флигеля князей Голицыных XVIII века, конный двор, хозяйственные постройки, парк, пруд.
При входе на территорию нас снова встречает Пушкин, поскольку музей носит его имя.
Белокаменный семиглавый, четырёхпрестольный, двухэтажный храм был сооружен в 1598 году «царем и великим государем Борисом Годуновым». Возведённый храм посвятили Живоначальной Троице.
В 1606 году по пути в Москву, в храме молилась невеста Лжедмитрия I-го — Марина Мнишек. В своих дорожных записях она отметила, что «церковь воистину царская, красиво украшенная». Бывал здесь и сам Самозванец, устроив здесь неподалеку на Масленицу потешный бой. Царь Алексей Михайлович, следуя в Саввино-Сторожевский монастырь в Звенигород, проезжал через это свое дворцовое имение Никольское-Вязёмы. Он любил вязёмскую церковь и вносил в нее щедрые дары.
Получив имение, Голицын не замедлил переименовать Троицкую церковь в Преображенскую. Поступок этот считается дерзким и труднообъяснимым и характеризует хозяев как людей очень самоуверенных. Этим переименованием Голицын, возможно, решил прославить деятельность своего царственного воспитанника. В эту Преображенскую церковь из Захарова приезжали юный Пушкин с бабушкой и с сестрой Ольгой. В ограде церкви похоронен умерший летом 1807 года шестилетний, младший брат Пушкина — Николай.
Двадцатый век принес этому храму, как и многим другим российским храмам, много бед и лишений. Были расстреляны его последние священнослужители. В середине 1950-х была предпринята попытка открыть приход, но просьба более 600 человек не была удовлетворена. В течение 50-х — 70-х годов XX века была разрушены трехъярусная колокольня постройки 60-х годов XIX века, галереи, ведшие от колокольни к храму, остекление гульбищ, а также снята и расчленена на куски белокаменная корона под крестом, венчавшая центральную главу. Храм использовали как столовую, лабораторию, склад. Затем все-таки все вернулась на круги своя, и реставраторы восстановили разрушенную церковь в параметрах годуновской эпохи. Восстановили также и редкую, единственную уцелевшую среди подобных звонницу, вероятно, построенную незадолго до возведения храма. Возобновление приходской жизни началось в декабре 1992 года. Построена и действует церковная школа для детей.
Звонница меня поразила больше всего, я таких еще не видела. Это как бы высокая, отдельно стоящая, белокаменная стена с колоколами наверху. Неожиданно.
Слева от церковной ограды находится здание бывших конюшен. А сначала именно это здание было усадебным домом, построенном Борисом Алексеевичем Голицыным в конце XVII века. В конце XVIII века Николаем Михайловичем Голицыным здание было перестроено под конный двор. А еще ранее здесь стоял деревянный дворец Бориса Годунова, который сгорел во время пожара в начале XVII века. Реставрация была проведена в 2005–2015 годы, и здесь разместился Музей Бориса Годунова и Петровского времени. Сейчас здание снова на реставрации.
А на следующем фото — взгляд на Преображенский собор и колокольню со стороны реставрируемого здания.
А дальше я пошла в саму усадьбу князей Голицыных. Жаль, что погода немного подвела: было пасмурно и иногда слегка моросило. Сначала я прошлась по парку. Он небольшой, но деревьям — липам и дубам — здесь почти по 200 лет!
В парке несколько скульптур. Бюст — памятник Дмитрию Владимировичу Голицыну, герою Отечественной войны 1812 года, военному генерал-губернатору Москвы.
И Александру Сергеевичу Пушкину
Гуляя по парку, я дошла до пруда.
Речка Вязёмка была запружена плотиной. Плотина была сооружена по указанию царя Бориса Годунова в конце XVI веке. Мост был построен по распоряжению Дмитрия Владимировича Голицына в 1820-х годах. С берега открывается вид на красивый дворец.
Когда я шла ко дворцу, то увидела совсем небольшой памятник, даже не памятник, а памятный знак (сооружен в 2002 году) «Остановки русской и французской армии в августе 1812 года». Отступая после Бородинского сражения в усадьбе сначала остановилась русская, а затем французская армия. Совершенно непонятно, почему такому значимому событию установлен такой незначительный памятник.
Справа от него расположен Восточный (Гостевой) флигель, построенный в 1771–1772 годах. Во время Отечественной войны 1812 года здесь находился перевязочный пункт русской армии. А сейчас здесь расположены выставочные залы музея-заповедника.
Слева от дворца расположен Западный (Кухонный) флигель. Флигели были построены раньше дворца.
Главный усадебный дом вырос между флигелями в 1784-м году.
В ХХ веке в главном доме поочередно располагались: дом для беспризорных детей, санаторий ВЦИК, институт коневодства, эвакогоспиталь, Полиграфический институт, музыкальная школа, дворец пионеров и т. д. Сейчас здесь экспозиция музея. Подлинные интерьеры в усадьбе не сохранились: слишком много было пережито и слишком много было «хозяев». В залах главного дома музейные сотрудники попытались хотя бы частично реконструировать голицынские комнаты. Здесь находятся экспонаты, рассказывающие об истории усадьбы и знаменитых людях, так или иначе связанных с ней. После небольшого дома-музея в Захарово этот музей показался довольно богатым. Пройдемся по его залам.
Парадные залы по традиции XVIII века расположены анфиладой. Символом гостеприимства является парадная столовая. На стенах — портреты императора Павла I и императрицы Марии Фёдоровны, знатных родственников и гостей усадьбы. Мебель из карельской берёзы и красного дерева. Фарфор и фаянс, который мы видим, XVIII -XIX веков. В 1797 году усадьбу посетил император Павел I, после коронации путешествующий по России. Гостей ждало обеденное кушанье на 19 кувертах (куверт-полный набор предметов для одного человека на накрытом столе).
Далее салон (круглая гостиная)
Будуар. Здесь отдыхали после обеда: играли в карты, пили кофе.
Парадный кабинет — кабинет Московского генерал-губернатора князя Дмитрия Владимировича Голицына. При нем было завершено восстановление Москвы после пожара 1812 года. В 1822 году было издано распоряжение, чтобы все крестьяне, едущие в Москву, сдавали по одному булыжному камню. Так появились мостовые и гранитные набережные. Был открыт для публики Александровский сад, восстановлен Большой театр и еще много, чего было сделано для Москвы при этом выдающемся человеке.
Масонский зал. Да, некоторые из Голицыных были масонами. В конце XVIII века масонство было очень модным движением.
Розовая гостиная. Это комната отдыха для дам, она меблирована мебелью светлого дерева, что придает интерьеру мягкость и нежность. Эта гостиная посвящена княгине Наталье Петровне Голицыной, которая послужила прообразом старой графини в «Пиковой даме» Пушкина. Пушкин в 1834 году в своём дневнике отметил, что «…моя „Пиковая дама“ в большой моде, при дворе нашли сходство между старой графиней и княгиней Натальей Петровной и, кажется, не сердятся»
Каминный зал, или Иностранная библиотека. После Бородинского сражения русская армия отступала к Москве. Главные силы остановились в усадьбе. В этом зале 11 сентября 1812 года располагался кабинет М. И. Кутузова.
Экспозиция в иностранной библиотеке посвящена полководцам Отечественной войны 1812 года. В библиотеке собраны произведения XVIII–XIX веков.
Проходной (французский) зал. После ухода русской армии, 12 сентября 1812 года, дворец занимает неаполитанский король И.Мюрат вместе с авангардом французской армии. А 13 сентября в Вязёмы прибывает в карете заболевший император Наполеон.
Зал завершает анфиладу комнат первого этажа. И я поднимаюсь на второй этаж по лестнице, стены вдоль которой увешаны охотничьми трофеями.
Далее следует анфилада комнат второго этажа. Сначала Охотничий кабинет князя Дмитрия Борисовича Голицына — последнего владельца Вязём, который служил начальником Императорской охоты. В кабинете представлены охотничьи трофеи, оружие и снаряжение.
Дальше уютная Салон-гостиная, где собирались хозяева и гости и проводили длинные вечера.
Русская библиотека дворца. Библиотека собиралась многими поколениями рода Голицыных и была ядром и гордостью владельцев усадьбы. К 1917 году библиотека насчитывала 25 тысяч томов и делилась на иностранную (на первом этаже) и русскую на втором этаже. Стены украшены картинами и гравюрами, на книжных шкафах — бюсты античных философов и мыслителей.
В следующих залах дворца наряду с предметами интерьера представлена вышивка. Пока мужская половина вела разговоры о политике, курила и играла в карты, женщины вышивали и болтали о своем. Вышитые картинки разнообразны, работа просто ювелирная.
В одном из залов представлена одежда XIX века
В одном из последних залов размещена выставка «Мир детства в дворянской усадьбе». Сделаны макеты кукольных комнат с мебелью, одеждой и миниатюрными игрушками кукол.
Пушкин не раз бывал в Больших Вязёмах и, скорее всего, описал именно дворец Голицыных как имение Онегина в романе «Евгений Онегин»:
Почтенный замок был построен,
Как замки строиться должны.
Отменно прочен и спокоен,
Во вкусе умной старины.
Везде высокие покои,
В гостиной штофные обои,
Царей портреты на стенах
И печи в пестрых изразцах.
А соседнее Захарово могло послужить прототипом имения Лариных.
Усадьба и музей мне понравились. Я ехала с вопросом: «Здесь или не здесь Пушкин познакомился с Натальей Гончаровой?». Потому, что некоторые пишут, что в Вязёмах у Голицына; в других источниках, что на московском балу у танцмейстера Петра Иогеля. Получила ответ от смотрительницы, что не в Вязёмах.
А теперь полезная информация. За один день вполне возможно посетить обе усадьбы. Удобнее, если не на машине, ехать на электричке до станции Голицыно. От вокзала пойти направо, после магазинов будут автобусные остановки (их не видно от вокзала).
До усадьбы Захарово ходит автобус № 22, остановка «Захарово» или «Летний отдых», перейти дорогу.
До усадьбы Вязёмы автобусы № 38, № 50 до остановки «Институт», далее вернуться до перекрестка и повернуть налево, указатели есть.
Часы работы усадеб: с 10 до 17, понедельник-вторник — выходной.
Стоимость билетов (можно по безналу): Захарово 300/200 (льгот), Вязёмы (дворец и парк) 430/280 (льгот).
Теги:
Самостоятельные путешествия, Культурно-познавательный туризм