Хорошёво-Мнёвники один из столичных районов.
Хорошёво-Мнёвники один из столичных районов.
В состав города вошёл в начале 1960-х, расположен на Северо-Западе. В его состав также входят промзона, жилые дома,
Мневниковская пойма и Серебряный бор.
Последний, наряду с Живописным мостом,
одна из главных знаменитостей района, впрочем, и самой Москвы тоже.
Обилием исторических достопримечательностей Хорошёво-Мнёвники похвастать не могут.
Точнее, есть одна очень значимая, но мы поговорим о ней позже…
Хорошёво-Мнёвники образовано тремя деревнями Хорошёво, Мнёвники, Карамышево. Последней в историческом плане повезло меньше. В название нового района её не включили, но при этом мы имеем Карамышевскую набережную.
На Карамышевской набережной, спустившись к воде, попадаешь в девственный уголок природы.
Не познавшая шлюзов, плотин и спрямлений Москва-река чиста, как слеза ребёнка. В хорошую октябрьскую погоду позолотевшая листва украшает её воды. С берега дно просматривается примерно на метр.
Село Карамышево известно с 1646 года.
Деревня принадлежала старинному дворянскому роду Карамышевых, предок которого татарин Карамыш, согласно родословной, приехал в Москву из Золотой Орды в начале XV века.
Мнёвники впервые письменно упоминается (под другим названием) в 1499 году. Деревня располагалась на левом берегу Москва-реки, в центральной части большой Карамышевской излучины.
Название «Мнёвники» закрепилось за жителями села потому, что они ловили рыбу мень (налим). Деревня являлась самым крупным рыболовецким хозяйством в Подмосковье.
До строительства Канала имени Москвы прибрежная зона изобиловала многочисленными ключами, что, возможно, привлекало налима. Для ловли этой рыбы ловцы использовали плетёные корзины-верши.
Весной 2021 г. на территории деревни Мнёвники появилось метро с аналогичным названием, при этом сама деревня давно расселена и можно сказать, практически не существует.
При застройки бывшего селения Хорошёво местность изучили археологи. Учёные обнаружили следы неолитической стоянки конца III — начала II тысячелетий до нашей эры.
Высокие берега Москва-реки люди обжили издавна.
Название Хорошёво начинает письменно фигурировать в XVI веке. Прежде местность носила название Ходынский луг и принадлежала Дмитрию Донскому.
Более двухсот лет — с 1631 по 1861 годы — село Хорошёво было центром дворцовой конюшенной волости, составляя актив правящей династии.
Живописное местоположение села на высоком холме, с которого открывался вид на долину Москвы-реки, замечательные возможности для соколиной и псовой охоты в окружающих лесах и рощах не могли не привлечь внимания Ивана Грозного, который, как предполагается, дал селу название Хорошёво.
Чем деревня отличается от села? Правильно, наличием храма.
Когда Хорошёво принадлежало Борису Годунову, царь повелел — построить церковь. Храм Живоначальной Троицы в Хорошёво одна из главных достопримечательностей района, его самое старое здание.
Церковь в царской вотчине возведена по образцу Малого собора Донского монастыря предположительно Фёдором Конём. Освящение состоялось в 1598 г.
Через село проходила важная дорога на Звенигород. Рядом с храмом стоял царский путевой дворец. Терем был деревянный и до нашего времени не сохранился.
Изначально храм с двумя приделами был окружён папертью. Колокольню возвели отдельно в 1745 году. В позапрошлом веке паперть разобрали, построив из её материалов обширную трапезную, соединив здание храма с колокольней в единый комплекс.
Ко храму принадлежали несколько окрестных деревень, а сам он относился к Дворцовому ведомству. Над оформлением традиционно работали Кремлёвские мастера.
В начале XVII века церковь получила общероссийскую известность. 13 июня 1619 г. здесь встречали Патриарха Филарета, направлявшегося в столицу. На службу в Хорошёво неоднократно приезжал Алексей Михайлович Романов.
В советское время история храма типична: в 1939 г. закрыли и до 1989 г. использовали в хозяйственных целях. На Пасху в 1989 г. состоялось первое богослужение. Более 10 лет церковь реставрировалась и благоустраивалась и теперь она полностью открыта для верующих.
Попав в эти края, я попросту не мог пройти мимо храма Живоначальной Троицы.
В самом разгаре бабье лето. Погода, что называется, шепчет. Осеннее солнце старается порадовать последним теплом. Покупаю в церковной палатке кофе с булочкой, присаживаюсь на скамейку, наблюдаю, как ребята из Армении ловко укладывают камнем дорожку. После решаю зайти в храм.
Надо сказать, если внешнее оформление по большому счёту стандартно, то внутренняя начинка равнодушным не оставляет, создавая иллюзию сопричастности с поздним средневековьем.
Летом 2002 г. был полностью восстановлен уникальный декор — керамические блюда в закомарах центрального объёма, изготовленные по образцу Родосских фаянсовых тарелок, некогда подаренных Борису Годунову гостями из Оттоманской империи.
Служба давно закончена. Прислужницы вычищают с пола и с подсвечников накапавший свечной воск. Меня они не замечают. Я вполне мог сфотографировать внутреннее великолепие, но не захотел.
«Просите и дано будет вам; ищите и найдете; стучите и отворят вам», — учил Господь.
Я именно так и поступил, попросив разрешения. В большей степени интересно было пообщаться, а разрешение на съёмку — повод.
Женщины ответили, что сами решения принять не могут. Начались расспросы, кто я и зачем хочу снимать оформление храма? Далее одна из служак побежала звонить. Мне предложили посидеть на скамейке.
Абонент на другом конце упорно не брал трубку. Прошло минут двадцать, а я ответа так и не получил. Женщины проходили мимо, извинялись, предлагая подождать ещё, что я и делал. Наконец, через полчаса после озвучивания вопроса, мне ответили — староста не благословляет.
В толковом словаре слово «церковь» имеет несколько определений. Одно из таковых — христианская община в целом, форма организации верующих христиан. Проще говоря, кто приходит в храм, эти люди составляют общину — они и есть церковь.
После богоборческих советских лет вся Россия так или иначе участвовала в восстановлении церквей. Верующий ты или нет, свой вклад в реставрацию ты так или иначе внёс. Соответственно, для одних монастыри и церкви имеют религиозное значение, для других — историческое и культурное.
Вот и спрашивается, как так получается, что в одних храмах снимать категорически запрещено, в других — пожалуйста? Служители РПЦ никак не могут выработать единых правил.
Говорить по теме можно бесконечно, но я в такие храмы, где заповедь «Просите и дано и дано будет вам» не действует, стараюсь не возвращаться.