Несколько дней нашего пребывания в столице Татарстана было решено посвятить ее ближайшим окрестностям. За пределами города немало интересных природных и исторических достопримечательностей. Одно из таких мест — древний город Булгар. Добраться туда из Казани легче всего на скоростном теплоходе «Метеор». Путь по воде занимает примерно два часа.
Теплоход швартуется у старенького дебаркадера в поселке Болгары.
Прямо у причала туристов караулят местные таксисты, предлагая свои услуги. Мы с удовольствием воспользовались представленной возможностью и от пристани на такси поехали прямиком к Белой мечети. Утром там ещё нет больших толп туристов, а хотелось рассмотреть всё спокойно, без суеты.
Пространство перед мечетью спроектировано по принципу «чахар-баг» — райскому саду, разделенного реками на четыре части, ориентированных по сторонам света.
В центре обрамлённой аркадой площади создан искусственный водоем, радующий прозрачной водой и гладкой, словно зеркало, водной поверхностью.
Удивительно эффектную Белую мечеть в Болгарах часто сравнивают с шедевром индийской архитектуры и называют в народе «татарстанский Тадж-Махал». Это изящное сооружение, увенчанное двумя стройными минаретами и тремя куполами, было построено в 2012 году. Облицовка выполнена из итальянского мрамора Боттичино Классико, который добывают вблизи города Брешиа. Белоснежная чистота этого природного камня придаёт мечети легкость и очарование.
Внутри всё аскетично и скромно, без излишней помпезности. Стены украшены лишь арабесками, да затейливой арабской вязью. Просторный зал освещает гигантская люстра диаметром 25 метров.
Недалеко от мечети находится Музей хлеба. Здесь есть мельницы, пекарни, кузница, амбар с зерном, баня, дом мельника и даже хлев с коровами. Можно погрузиться в быт татарской деревни прошлых лет и узнать все этапы приготовления хлеба, то есть проследить путь от зерна до буханки. На территории музея работают кафе и ресторан, где в меню присутствуют блюда национальной кухни.
Слегка подкрепившись, вызываем такси и отправляемся к главному пункту нашего маршрута, а именно в Болгарское городище. Это одно из тех редких мест, где можно своими глазами увидеть строения времён Золотой Орды.
Большой минарет высотой в 32 метра. Стилизация. Настоящий минарет (XIII век) имел высоту 24 метра и простоял до 1841 года. Причиной падения явилась пустота в его основании, которую прорыли местные кладоискатели в поисках сокровищ.
Сейчас уже точно известно, что в средние века на Волге существовало могучее государство Волжская Булгария, которое занимало довольно большую для тех времен территорию. В Х-XI веках её северная граница проходила по правому берегу Камы, западная — в районе бассейна реки Свияги, восточная — в междуречье Шешмы, а южные границы простирались до Самарской Луки. Государство было широко известно как на Западе, так и на Востоке. Расположенная на перекрестке цивилизаций Великая Волжская Булгария являлась крупнейшим центром международной торговли. Интенсивная торговля шла с Русью, Прибалтикой, Скандинавией, Средней Азией, Кавказом. Караванные пути вели до Хорезма, Китая и Индии. Из Булгарии вывозились меха, рыба, орехи, мёд и лес. По всей Евразии славились кольчуги и стрелы булгарских оружейников, изделия гончаров, ремесленников, кузнецов, ювелиров и кожевников. Государство активно развивалось по всем основным направлениям. Были накоплены большие знания в области математики, астрономии, медицины, географии и другим наукам. Экономический подъем Волжской Булгарии привел к росту городов. Археологами обнаружено около 170 булгарских городов и военных укреплений. Крупнейшими из них считаются Булгар, Сувар, Биляр, Ошель, Нухрат, Кашан и др.
Мемориальный камень в древнем Болгаре на берегу Волги
Город Булгар, возникший как укреплённое поселение в IX–X веках, высшего расцвета достиг на рубеже XIII — XIV столетий. Существует предположение, что именно Болгар стал первой столицей Улуса Джучи и местом, где началась чеканка татарских монет — серебряных и медных дирхемов с именем багдадского халифа Насир-лид-Дина. В золотоордынское время город расширяется, застраивается каменными постройками и становится одним из самых важных торговых, культурных и культовых центров Золотой Орды. Но в 1359 году в Орде разворачивается яростная борьба за ханский престол. Началась «великая замятня», то есть большая смута. В 1361 году власть в Булгаре штурмом захватил золотоордынский эмир Булат-Тимур, бежавший из Сарая. С этого момента для города наступили тяжелые времена. Междоусобные войны, многочисленные нападения со стороны русских князей и новгородских ушкуйников вели к разорению Волжской Булгарии и разрушению её городов и селений. Но полностью город Булгар уничтожили в 1431 году русские войска под командованием князя Федора Пестрого, мстившего булгарам за разграбление русских земель. После этого город угас, но продолжал существовать как небольшое поселение.
В XVI столетии земли бывшего Болгарского государства вошли в состав Русского государства. В 1722 году заброшенный Булгар посетил Пётр I и издал указ о ремонте и сохранении древностей Булгарского городища. Это событие стало началом длительной и сложной работы по признанию выдающейся ценности Булгара. В 1969 году был создан Болгарский государственный историко-архитектурный музей-заповедник. В 2014 году Древний Болгар был включен в Список всемирного наследия ЮНЕСКО.
Каменные стены Соборной мечети
Городище Булгар находится рядом с современным городом Бо́лгар — это официальное название райцентра, утвержденное Верховным Советом ТАССР в 1991 году. Местные жители называют его чаще «Булга́р» или «Булга́ры». По поводу написания идут постоянные дискуссии. Тем не менее допустимы оба варианта. Но следует учитывать: название с буквой «у» предпочтительно, когда речь идет о прошлом Волжской Булгарии. А написание с «о» более уместно в современном контексте.
Большой минарет и Успенская церковь (1732-1734 гг.)
От средневекового города сохранились остатки укреплений — валов и рвов, да отдельные памятники XIII — XVIII веков: мечети, минареты, мавзолеи, развалины общественных бань и ханского дворца.
Ханский дворец был сооружен в середине 13 века, сразу после монгольских завоеваний. Сейчас от дворца сохранилась незначительная часть стен и фундамент, над которыми возведен защитный купол
На фоне руин выделяется церковь Успения Пресвятой Богородицы. Это единственная постройка, оставшаяся от мужского Успенского монастыря, который существовал на городище с 1712 по 1764 г. При строительстве церквушки для фундамента использовали оставшиеся от развалин камни и надгробные плиты.
Предприимчивые монахи приспособили под свои нужды мавзолеи XIV века — усыпальницы болгарской знати. Восточный мавзолей был переоборудован под церковь Святого Николая.
Шестигранный Восточный мавзолей. Памятник XIV века. По своей архитектуре принадлежит к типу мусульманских шатровых усыпальниц
Северный мавзолей известен как «Монастырский погреб». Монахи вскрыли богатые захоронения, вынесли хранившиеся там надмогильные плиты и использовали строение для хранения продуктов и вина.
Северный мавзолей. Возведен в 30-е годы XIV века. Реставрирован в 1968-69 гг.
Сейчас внутри мавзолея собраны намогильные плиты с надписями. Тексты некоторых эпитафий вырезаны трудно читаемой арабской вязью. С помощью электронного табло, здесь же установленного, можно прочитать перевод.
21 мая 2012 года проект «Культурное наследие Татарстана» подарил Болгару новый музейно-выставочный комплекс «Памятный знак», посвященный принятию Волжскими булгарами в 922 году ислама. Здание с блестящим на солнце медным куполом выполнено в стиле древнебулгарской архитектуры.
В музее тихо, прохладно и немноголюдно. На цокольном этаже расположена картинная галерея «Город Булгар глазами художников». Привлекает внимание большое мозаичное панно «Принятие булгарами ислама». На нем изображена встреча Алмуш-хана с посланниками халифа в присутствии многих представителей булгарских родов, различных народов, проживавших на булгарской земле. В главном зале на специальном пьедестале размещен печатный Коран. Он внесен в Книгу рекордов Гиннеса как самое большое печатное издание священной книги мусульман.
После осмотра городища приятно отдохнуть сидя на высоком берегу, всматриваясь в волжские просторы.
Величавая Волга предстаёт здесь во всей своей красе. Сверкая излучинами голубая лента реки огибает холмы и убегает вдаль, сливаясь на горизонте с небом. От этого вида перехватывает дыхание.
Там, за лугами, за верстами лежит дивный остров. Начинается совсем другая история.
В том месте, где в Волгу впадает речка Свияга, в акватории Куйбышевского водохранилища стоит остров‑град Свияжск.
Датой основания Свияжска считается 24 мая 1551 года. Поселение было основано Иваном Грозным как форпост русских войск для взятия Казани. Свияжск стал беспрецедентным в мировом зодчистве примером единовременной закладки и заселения города-крепости: она была поставлена за месяц силами 75 тысяч человек из ранее заготовленных под Угличем срубов, которые затем разобрали и сплавили вниз по Волге. Возведённый в неслыханно короткий срок новый город полностью оправдал расчёт царя Иоанна. В 1552 году Казань была взята.
Пушки, стоявшие в воротах крепости, имели особые названия: "Змей", "Дракон", "граф Свистун" и другие. У Рождественских ворот была установлена пищаль "Девкина голова", получившая такое название из-за изображенной на лафете головы, напоминающей Медузу Гаргону. Пушка была воссоздана реставраторами по древним чертежам и теперь украшает вход в Свияжский краеведческий музей
После покорения Казани Свияжская крепость постепенно потеряла своё военное значение. На острове воцарилась мирная жизнь. Свияжск стал заселяться людьми, строились жилые дома, соборы и церкви. Разрослись угодья монастырей. Из форпоста город превратился в духовный православный центр Среднего Поволжья.
Вплоть до начала XX века Свияжск с населением 4,5- 3,5 тыс. человек функционировал как самодостаточный, благоустроенный город с развитыми торговлей, ремесленничеством, кустарным производством. Ежегодно проводились ярмарки. Но лихолетья двадцатого столетия поставили Свияжск на грань исчезновения.
В 30-е годы прошлого века часть храмов была разрушена, а церковное имущество разграблено. После заполнения Куйбышевского водохранилища в 1957 году было утрачено 75% городской застройки. Свияжск потерял статус города, и став островом медленно погружался в небытие. Численность населения резко сократилась с 2700 до 500 человек. На начало 2009 года постоянное население Свияжска составило 252 человека.
Дом городского главы Ф.П. Полякова Конец XIX века.
Дом-усадьба купца Ф.Т. Каменева. Конец 19 века
Сегодня в Свияжске проживает около 250 человек. С 2010 года на острове-граде начались работы по реализации принятой в Республике Татарстан программы, ставящей цель возрождения Свияжска. Город потихоньку восстанавливается и становится туристическим. Как и в былые времена, нас встречают золотые маковки церквей и колокольный звон.
Церковь Константина и Елены. Единственная посадская церковь, уцелевшая до наших дней. Деревянная была построена в 1551 году. Предположительно во второй половине XVII века перестроена в камне
Конечно, за свою почти 500-летнюю историю Свияжск значительно изменился. Но многие улицы проходят там же, где и много веков назад, сохранив свои старые названия. Например — Успенская, Троицкая, Никольская.
Прогуливаясь по улицам Свияжска интересно рассматривать дома и палисадники перед дворами. Массивные ворота, наличники, ставни с резьбой и деревянные кружева на карнизах создают размеренную атмосферу уездного русского городка. Почти каждое здание, каждый дом рассказывает свою историю.
Деревянный дом Илларионова-Бровкина-Медведева первой трети XIX века. По слухам, летом 1918 года в нем гостил Лев Троцкий. В здании расположен Музей Гражданской войны
Несмотря на испытания и утраты в Свияжске сохранились два уникальных памятника времён Ивана Грозного. Самая знаменитая из них и самая древняя- деревянный храм Святой Троицы. Он был заложен в 1551 г. монахами Троице — Сергиева монастыря, прибывшими вместе с полками князя Петра Серебреного. Церковь сложили из стволов лиственницы и, как рассказывают летописи, «без единого гвоздя». Наивно было бы полагать, что храм не переделывали. Он неоднократно обновлялся, постепенно теряя свой древний облик. Но это ни в коей мере не умаляет значимости и уникальности церкви.
Основные перестройки произошли в начале XIX века. Шатер заменили на восьмискатную крышу, с востока был прирублен алтарь, с трех сторон пристроили крыльца. Церковь была поставлена на каменный цоколь, причем с полной разборкой бревен. Но неоспоримым является тот факт, что дошедший до нас иконостас изначально принадлежал древней монастырской церкви, возведенной вместе с Кремлем и освященной 17 мая 1551 г. по указу Ивана Грозного. Нарядный 4-ярусный иконостас сразу притягивает взгляд и поражает своей красотой.
Иконостас Троицкой церкви в Свияжске. В церкви представлены копии икон. Подлинники хранятся в Музее изобразительных искусств Республики Татарстан
В 1764 г. Троице-Сергиев монастырь был упразднен. Пустующие строения передали послушницам Иоанно-Предтеченского монастыря, сгоревшего при пожаре в 1775 году. Святой Синод выделил на содержание сестринской общины дотацию в 500 рублей. Кроме того, монастырю были пожалованы угодья для ловли рыбы, мукомольная мельница, пахотная и сенокосная земли. В течение нескольких лет были построены новые хозяйственные здания, братские кельи, игуменский корпус. К старинному Сергиевскому храму, построенному в период 1570—1604 гг., была пристроена трехъярусная колокольня.
Одностолпный трапезный храм во имя преподобного Сергия Радонежского. (1604 г.)
Самым молодым храмом Иоанно-Предтеченского монастыря и последним построенным в Свияжске крупным сооружением стал собор во имя иконы Божьей Матери «Всех Скорбящих Радость» (1906 г.). Архитектор Ф. Н. Малиновский построил его в неовизантийском стиле. Храм удачно вписался в монастырский ансамбль и стал архитектурной доминантой города.
Собор во имя иконы Божией Матери «Всех Скорбящих Радость». Заложен в 1898 г. Выстроен и освящён в 1906 г.
Торжественный и очень светлый внутренний интерьер вызывает ощущение праздника. Впечатление радости усиливает солнечный свет, льющийся из окон под куполом.
Свияжск изначально был городом монастырей и церквей и таким оставался на протяжении всех последующих веков. Уже к концу XVI века в городе и посаде насчитывалось около десятка церквей и три обители. Но ни среди монастырей самого Свияжска, ни среди обителей всего Среднего и Нижнего Поволжья не было равных Успенскому Богородицкому монастырю.
Ворота Свияжского Богородице-Успенского монастыря и надвратный Храм Вознесения Господня (год постройки: приблизительно 1700 в. разрушен в XX в. восстановлен в 2017 г.)
Основанный в 1555 году монастырь, по замыслу архиепископа Гурия и царя Ивана IV Васильевича Грозного, должен был распространять православную веру как среди окрестных мусульман, так и среди язычников, живших по правому берегу Волги. Настоятелем новой обители был назначен Герман (до пострига Григорий Садырев-Полев, потомок смоленских князей). Пользовавшийся особым расположением царя и наделенный им многими привилегиями, он обладал незаурядными личными качествами и весьма успешно управлял монастырем, который очень скоро стал крупнейшим в крае. Задолго до своего посвящения в архиерейский сан, Герман прославился как аскет, подвижник и проповедник-миссионер. Можно полагать, что даже если б он не сподобился позже сана архиепископа, то всё равно был бы прославлен в лике святых как преподобный. Раз и навсегда — и при жизни, и после земной кончины — подвижничество святителя Германа обеспечило особое народное почитание Успенскому Богородицкому монастырю.
Особый статус архимандрита и высокое доверие царя позволили ему использовать при строительстве каменных храмов псковских мастеров. В 1556 году псковской артелью под руководством Ивана Ширяя из известкового камня с просторной братской трапезной была построена Никольская церковь. Рядом возвели колокольню, которую XVII веке надстроили двумя ярусами из кирпича.
Никольская церковь (1555-1556 гг). Самое старое, на сегодняшний день, каменное здание Свияжска
В 1560 году псковскими мастерами под руководством Постника Яковлева и Ивана Ширяя из белого камня был построен храм во имя Успения Божьей Матери. Он дошел до нас почти в первозданном виде, кроме купола в стиле украинского барокко и узорных кокошников, которые добавили в XVIII веке. Позже собор был расписан внутри и снаружи. Живопись на фасадах утрачена, но ее фрагменты сохранились в интерьере храма. Техникой выполнения, колоритом красок и многообразием библейских сюжетов стенопись Успенского собора существенно отличается от немногочисленных аналогов православной Российской фресковой живописи. Жаль, что зайти внутрь нам не удалось и уникальные фрески мы не увидели.
Собор Успения Пресвятой Богородицы
Слева от ворот у монастырской стены находится двухэтажный Архимандритский корпус. Высокая деревянная крыша и парадное крыльцо на приземистых круглых столбах, делают его похожим на русский терем. В 1829—1858 гг. здесь размещалось Свияжское духовное училище с классами, залом, библиотекой и жилыми комнатами. В 1859 г. училище было переведено в Казань. Здание капитально отремонтировали, и в нем поселился настоятель монастыря. В годы Первой мировой войны в корпусе разместили лазарет для раненых воинов. В 1919 г. — начальную школу. С 1936 по 1953 год здесь располагалась больница исправительно-трудовой колонии.
Архимандритский корпус. Построен во второй половине XVII в.
При входе в монастырь справа находится Братский корпус. Претерпев неоднократные переделки здание дошло до наших дней в значительно измененном виде. Свою историческую планировку наиболее сохранила трехэтажная часть корпуса. В конце XIX века массивный каменный Братский корпус был самым большим зданием городской застройки Свияжска. В корпусе размещались кельи наместника и монастырской братии, епархиальная больница и управление Казначейской палаты. С 1936 по 1953 гг. помещения заняли хозяйственные службы ИТК № 5, позднее — отделение психиатрической больницы.
Братский корпус. Построен во второй половине XVII−XVIII вв., перестроен в начале XIX в. С восточной части к корпусу братии примыкает небольшая церковь, освященная в 1799 году в честь святителей Германа Казанского и Митрофана Воронежского
Со времён Грозного Свияжск пережил многое. Были периоды благоденствия и процветания, были и дни, наполненные глубокой скорбью. Пожалуй, ни один другой русский город не менялся столько раз.
Свияжск — необычное место, соединяющее в себе великую историю и умиротворяющую красоту природы. Почти с каждой точки города открываются изумительные виды на Волгу. Раздолье и покой этих мест настраивают на какой-то особый лад, освобождающий от повседневных забот и городской суеты.
Сегодня над Свияжском дует ветер перемен. Хочется верить, что этот крошечный остров, когда-то всеми забытый и затерянный среди необъятных просторов России станет настоящей сказкой.