Когда в доковидные времена я сама собиралась в Хельсинки (или кто-то из знакомых, зная мое хорошее отношение к этому городу, да и к Финляндии в целом, спрашивал, чем там занять время), план поездки выглядел обычно так: «По ходу прогулок церковь, музей, библиотека». Храмы, точнее разнообразие их стилей там, я показывала на Туристере, по библиотекам оду «Оде», думаю, тут пропели и без меня (а «Ода» там не одинока), в музеях же получаешь удовольствие и от экспонатов постоянных/временных выставок, и от организации/построения самих экспозиций, в том числе и в совсем небольших музеях.
А вот в Петербурге библиотеки из моих размышлений на тему «Что бы где-то посмотреть?» по неизвестной причине долгое время выпадали. И оказалось, что совсем зря, так как теперь по результатам посещений можно и серию отзывов написать.
А вспомнила я про библиотеки после одной апрельской новости на просторах интернета. Точно, где прочитала, уже забыла, поэтому приведу текст с сайта партнеров одной библиотеки по одному проекту:
»«Посольство Архитектуры» — совместный проект Международного архитектурно-дизайнерского конкурса «Золотой Трезини» и Центральной городской публичной библиотеки им. В. В. Маяковского. Клуб станет постоянно действующей площадкой для выставок, лекций и дискуссий, посвященных архитектуре, реставрации, урбанистике, дизайну и вопросам развития городской среды и общественных пространств.
«Сегодня публичные библиотеки трансформируются, переживая новое рождение, — говорит директор Центральной городской публичной библиотеки им. В. В. Маяковского Зоя Чалова. — Лучшие мировые примеры показывают, как библиотека становится не просто пунктом выдачи литературы, а местом встречи и общения, гостеприимным культурным центром, который объединяет людей.»
Все правильно, вот это «место встречи» и т. д., как раз то, что давно у себя внедрили финны, и что привлекает туристов в их библиотеках, кроме, конечно, потрясающей архитектуры зданий.
Я проанализировала сайты петербургских библиотек, поняла, что там интересно не только читать, но до посещения дело дошло только в июле. Порядок посещений был иным, но первый рассказ будет про библиотеку, новость о которой я привела чуть ранее:
1
Думаю, что параллельно я ответила и на известный вопрос «Как пройти в библиотеку?», поскольку вряд ли ошибусь, если предположу, что практически каждый турист или местный житель хотя бы раз проходил/проезжал мимо этого здания на Невском проспекте.
Сразу уточню, что зданияБиблиотеки им. В.В. Маяковского (она же Маяковка) с Фонтанки никуда не переезжали:
После ремонта фасадов (надеюсь, качественного) прекрасно выглядят и главное здание:
1 из 5
, и Дом Н.Ф. Карловой, кроме ворот, на которые денег, видимо, не выделили (здесь находятся иностранный отдел ЦГПБ им. В.В. Маяковского и Мемориальная библиотека князя Г.В. Голицына):
А по адресу Невский пр., дом 20 находится филиал: Центр искусства и музыки.
Но сначала про здание, обозначаемое ныне в списках достопримечательностей как «Дом голландской церкви»:
Здание хорошо смотрится с набережной реки Мойки или из Строгановского дворца напротив:
1 из 3
2
Голландцы присутствуют на этом месте с 1718–1719 года. Участок между Мойкой и Большой Конюшенной улицей был застроен несколькими зданиями. Голландская реформатская Церковь тоже была (и не в одном варианте), но не по линии Невского проспекта, а в глубине двора. Что интересно, часть домов уже тогда были доходными, и плата за проживание не только шла на содержание действующей церкви, но и стала одним из источников денежных средств на новый проект застройки этой территории, к которому приступили в 1831 году. Уже тогда строительство новых зданий согласовывала комиссия, которая и изменила проект, перенеся церковь в середину корпусов по линии Невского проспекта.
Стиль — классицизм. Архитектор — Павел Петрович Жако. Возможно, не самая известная фамилия среди зодчих Петербурга, но даже краткий список работ выглядит, согласитесь, неплохо:
— помощник Росси при строительстве Здания Главного штаба;
— Дом Энгельгарда (тут вспоминаем «Маскарад» и, для ориентира, ст. метро «Невский проспект» (выход на канал Грибоедова));
— Большой зал Санкт-Петербургской филармонии (бывшее здание Дворянского собрания); фасад — проект К. Росси, а вот зал с великолепной акустикой — П. Жако;
— собственный доходный дом по адресу: Б. Морская, дом 11 (ужас, но тут самым простым ориентиром в настоящее время является «Макдональдс»).
Коротко изложила, подробно историю с разными интересными фактами и фамилиями можно почитать, например, тут или тут.
Хочется только немного дополнить памятную доску с фасада, фото которой было чуть раньше. Там мы читаем, что 14 января 1834 года на освящении новой церкви присутствовали принц Оранский и его старший сын. А по факту понимаем, что речь идет о будущем короле Нидерландов Виллеме II, за которого в 1816 году вышла замуж дочь Павла I Анна Павловна. Таким образом, будущий (в то время) король Нидерландов Виллем III (он же — «старший сын» с доски на фасаде церкви) — внук Павла I, а последующим королевам и нынешнему королю Виллему-Александру нужно просто добавить соответствующее количество «пра».
Весной 2020-го года в официальный праздник Нидерландов — День рождения короля — Эрмитаж у себя в онлайне вспомнил про Анну Павловну (фильм 1, фильм 2). Во втором фильме дополнительное удовольствие — слушать текст в исполнении Светланы Крючковой.
А что касается здания (зданий), то полагаю, что хорошие отношения между Россией и Нидерландами, подкрепленные родством на таком высоком уровне, сыграли свою роль в довольно быстрой застройке такой большой территории (даты были привелены ранее).
Здание по Большой Конюшенной улице было достроено чуть позже, что зафиксировано на воротах в его арке:
1 из 3
Если через ворота зайти во двор, то видно, что здание церкви имеет круглую форму (отсюда и «Ротонда» в заголовке), и окна меняют форму:
1 из 3
Возвращаемся к главному входу.
На фронтоне здания два ангела держат Библию:
1 из 3
1
Прямо знак для того, чтобы в дальнейшей судьбе здания появились и книги, и другие печатные издания. А вот произведения изобразительного искусства появились еще в прешественнике Дома голландской церкви. В статье из «Прогулок по Петербургу» (ссылка была в отзыве ранее) об этом написано так:
»В феврале 1826 года в доме Голландской церкви открылся художественный магазин А. М. Прево [5, с. 77]. Он стал первой в России постоянно действующей выставкой-продажей. Ни одного общедоступного художественного музея тогда в стране не существовало. Собрания картин находились в частных собраниях, а в Эрмитаж можно было попасть только по специальному приглашению. Выставка же в доме Голландской церкви оказалась открытой для всех желающих. Любой мог войти сюда и при возможности приобрести понравившуюся вещь.
Андрею Прево принадлежит идея создания гравированного изображения Невского проспекта от Адмиралтейства до Аничкова моста . Это было реализовано художником В. С. Садовниковым и гравёрами П. и И. Ивановыми. Здесь, в издательстве Прево, и была издана «Панорама Невского проспекта».»
Эту панораму в развернутом виде можно посмотреть в Музее Академии художеств на постоянной экспозиции «Петербург в архитектурных моделях и чертежах. XVIII—XIX вв.». Свое фото у меня не получилось, поэтому прилагаю скрин с виртуального тура по выставке. В красной витрине и представлена панорама Невского проспекта 1830—1835 гг. (сверху — четная сторона, ниже — нечетная):
1 из 2
На увеличенном фрагменте мы видим участок от Арки Главного штаба до Большой Конюшенной улицы, можно сказать, глазами Александра Сергеевича. А ведь, вполне всё узнаём в верхнем ряду. Слева — направо: Арка Главного штаба, Дом Котомина, Зеленый (в те времена — Полицейский) мост (за которым видно здание Главного штаба), а также здание, о котором и написан этот отзыв:
В Youtube нашлось видео про эту панораму, но Дом голландской церкви там в хорошем качестве можно посмотреть только частично:
Виртуальный тур с сайта МАХа, кстати, сам по себе интересен и дополняет посещение музея, поскольку на экспозиции близко подойти к макетам или обойти их по кругу порой не позволяют веревочки. Пару фото, специально сделанных с людьми, чтобы был примерно понятен размер макетов:
1 из 2
1
Изданием этой панорамы не закончилась художественно-выставочная деятельность Дома Голландской церкви. Литературная продолжилась тоже. Про дореволюционные времена рекомендую статьи по ссылке выше.
Советские годы добавили в историю дома театральную страницу. С 1920 года 92 года в части у Большой Конюшенной улицы проработал Дом военной книги. Старшие поколения, конечно же, помнят пирожки из кафе «Минутка».
Библиотечная же история здания началась в 1936 году, когда после реконструкции здесь начала работать Городская общественная библиотека им. А. А. Блока. В феврале 2004 года был крупный пожар. А после ремонта в феврале 2005, здесь и начал работу «Невский, 20» — Центр искусства и музыки библиотеки им. В. В. Маяковского.
Снаружи посмотрели, продолжим внутри:
1 из 2
После входа можно пойти прямо (там небольшой лекционный и выставочный зал, а мы поднимаемся по красивой симметричной лестнице. И тут я вряд ли согрешу против истины, когда напишу, что подъем у зашедших сюда первый раз происходит не быстро, так как потолок, в первый раз уж точно, обращает на себя внимание посетителя:
1 из 4
1
За фотографии потолка лестницы честно ставлю себе минус, так как по неизвестной причине не сняла снизу симметрично от центра сколько влезло бы в фотоаппарат. А ведь, должно быть красиво.
Заходим в дверь наверху лестницы:
1 из 2
2
и понимаем, что это и есть Ротонда из заголовка отзыва, которую чуть раньше видели со стороны двора:
1
Последние реставрационные работы в Ротонде были завершены весной 2018 года (статья в газете «Санкт-Петербургские ведомости»). Сейчас она является главным выставочным и концертным залом Центра искусства и музыки. На фотографии видна выставка, о которой речь пойдёт позже. Да и внимание у впервые попавшего в Ротонду человека точно привлечёт не выставка, а интерьер, особенно, потолок, точнее, плафон. Сам купол не заметен, если проходишь мимо здания близко, на фото со двора его тоже нет, но хорошо виден, например, с набережной Мойки, остановки у Казанского собора или из окна Строгановского дворца:
1 из 4
В мои фотоаппарат и смартфон плафон еле влез, поэтому дополню кусочками:
1 из 6
1
И тут я предлагаю ненадолго покинуть Ротонду и переместиться на другую сторону Невского проспекта в уже упомянутый в этом отзыве Строгановский дворец.
Знаменитая Картинная галерея:
Смотрим на потолок, а там 2 раза так:
1 из 4
Что касается автора Картинной галереи, то на сайте Русского музея я обнаружила немного разные сведения.
»В восточном корпусе дворца находится знаменитая Картинная галерея — одно из лучших творений Андрея Воронихина, уникальный русский интерьер рубежа XVIII—XIX вв.»
»Согласно одним источникам, интерьер зала выполнен по проекту А. Н. Воронихина, согласно другим — по проекту Ф. Л. Демерцова.»
Правда ведь, потолки похожи? Только в Ротонде цветочки разнообразнее. И колонны в Картинной галерее ионического ордера. Я не про плагиат, а про то, что, возможно, вдохновлял архитекторов какой-то известный классический интерьер, но в эту сторону я уже не копала.
Возвращаемся в библиотеку.
Красивы также проёмы полукруглых верхних окон и ниш; колонны коринфского ордера уже не оштукатурены, как на фасаде, а отделаны, насколько я понимаю, искусственным мрамором:
1 из 3
Над входной дверью расположен орган:
Памятная доска на стене у входа сообщает нам его историю:
Но был в Голландской реформатской церкви и другой орган, который после ее закрытия совершил совсем небольшое путешествие по набережной Мойки и обосновался в знаменитой Певческой Капелле. Вот как рассказана его история на сайте Капеллы:
»Вся судьба и биография органа Капеллы необычайно интересна. В 1740 году голландцы из деревни Фризенфейн образовали в Петербурге свою колонию и построили деревянную церковь, в которую был заказан орган, аналогичный тому, что находился в их деревенской церкви. К сожалению, другой информации о нём не сохранилось.
В 1830-х годах они построили новую церковь (Невский пр., д. 20). Архитектором здания был Поль Жако. Орган для церкви построил мастер Г. Л. Фридрих. Инструмент имел 2 мануала, педаль, 23 регистра.
В 1891 году эта же община Голландской Реформатской церкви заказала новый орган у фирмы «Э. Ф. Валькер». Он содержал 28 регистров, 3 мануала, педаль. Это был немецкий романтический орган, который подкупал благородством и теплотой звучания. При установке нового инструмента фирма «Валькер» использовала фасад старого органа Г. Л. Фридриха. Этот фасад был создан при участии архитектора Поля Жако. Именно он украшает сейчас концертный зал Капеллы. Фасад органа является старейшим из сохранившихся в России и считается памятником декоративно-прикладного искусства.»
В 20-м веке орган в Капелле переделывался, а в начале 21-го был капитально отреставрирован (подробная информация — на сайте Капеллы по ссылке выше).
Новый орган в Ротонде тоже не только радует вполне гармоничным внешним видом:
1 из 3
но и неплохо звучит по время проводимых здесь концертов.
Также в библиотеке проходили лекции по истории и устройству органов.
Мне понравилось оформление потолка балкона, где расположен орган:
На этом про здание всё, но рассказ про выставочный зал, на мой взгляд, не может быть полным без примера хотя бы одной выставки.
Предлагаю перейти к двум словам, завершающим заголовок этого отзыва.
ЕВРО-2020, конечно, внес свои краски на улицы Петербурга (я немного показывала тут). Были также и культурные проекты, один из которых от Покра́са Лампа́са совсем недавно завершил свою работу как раз в Доме голландской церкви, и именно в Ротонде.
Афиша в окне библиотеки:
Анонс проекта «Единство» видели в начале июня теле- и обычные зрители товарищеского матча Россия-Болгария. В слайд-шоу я включила и скрины с официального сайта проекта:
1 из 3
Про Покраса Лампаса Википедия сообщает так: «Российский художник-каллиграф, работает в стиле „каллиграфутуризм“, каллиграффити».
Всех работ Покраса я не знаю. Знаю, что были, вызвавшие неоднозначную реакцию. Но лично мне нравится, что он обычно имеет четко сформулированные мысли по поводу своих работ, готов их обсуждать, а интервью с ним читать, на мой взгляд, часто вполне интересно (пример).
Вводный текст про «Единство» был на стене лестницы, в том числе на английском языке:
1 из 2
1 из 2
К слову «выставка» в анонсах было добавлено «перфоманс», поскольку работы создавались прямо на глазах у посетителей, проводилось обсуждение работ с автором. В Ротонде была оборудована невысокая сцена, в середине которой располагался большой экран, а по краям стеллажи со всем, необходимым для работы:
1 из 2
Так как я посетила выставку только почти в самом конце чемпионата, ничего не могу сказать про то, как выглядела экспозиция, когда было еще мало работ про страны-участницы.
8 июля в зале немного хаотично стояли передвижные стенды, на которых с обеих сторон висели картины. У входа было несколько, как я поняла, старых работ:
1 из 5
Табличек не было, но я видела их или подобные в официальном ВК(или другом паблике?) Покраса, но пока не читала.
Часть стендов занимали уже готовые работы из проекта «Единство». Развеска показалась мне намеренно случайной, поэтому начну с Нидерландов, так как происходило все это в Доме голландской церкви. «Соседкой» Нидерландов была Польша:
1 из 3
Оттенки синего у фона Финляндии напоминали о финских озерах, а также о градиенте креста на форме сборной этой страны (форму, кстати, считаю удачной):
1 из 3
Бельгия сначала встречала посетителей почти у входа, а в конечной расстановке была практически «поставлена в угол» к дальней стенке. Вероятно за то, что не оправдала выданные ей перед чемпионатом авансы:
1 из 3
Некоторые страны остались в малом формате. Тут я удивилась кириллице Северной Македонии (и была не одинока в своем удивлении):
1 из 5
А вот Швейцарию после игры в Петербурге я бы перерисовала в большой формат. И еще красиво, каллиграфично, но читаемо добавила бы «Зоммер! Зоммер!»:
Очень мне понравилось сочетание выбранных оттенков зеленого и желтого у Португалии. Вкрапление красного удачно подчеркивало два основных цвета:
1 из 4
У одного из окон 8-го июля лежала «незалежная». Ничего личного или политического, просто досыхали краски. А потом Украина заняла выделенный ей стенд:
1 из 3
Дания:
1 из 2
Германия была единственной, состоящей из двух частей:
1 из 4
Швеция, Франция и Испания обрели свой окончательный вид только к 10-му июля:
1 из 3
1 из 3
1 из 3
Цвета Англии (в готовом виде уже была 8-го июля), вероятно, намекают, за кого болел автор выставки:
1 из 4
Чемпион:
Россия 8-го июля еще дорабатывалась в середине сцены, 10-го уже была на своем стенде. Название страны, как и в остальных работах проекта, присутствует. Сначала хотела нарисовать стрелки, но интереснее же найти самим:) :
1 из 4
10 июля все работы были уже развешены, стеллажи с инструментами и красками убраны. Мы гуляли недалеко, и я привела на выставку друзей, которые, как оказалось, в библиотеке не были, да и захотели посмотреть на картины Покраса. В какой-то момент на сцене появились двое в черном и начали переставлять стол, протягивать какие-то провода, подключать компьютер. И тут я опознала человека в шляпе. Оказалось, это была, видимо, завершающая встреча с автором, но у меня были другие планы, поэтому про ее содержание ничего сказать не могу:
Выставка должна была завершить свою работу вместе с чемпионатом, но ее продлили до 27 июля. Стенды, на которых картины висели с двух сторон, расставили по форме зала. В экспозиции остались только страны из проекта «Единство»:
1 из 2
Мои впечатления о выставке кратко такие: реализация соответствует названию, задумке и событию, ярко и динамично, что неплохо для спортивной тематики, прочитать смогла я, конечно, далеко не все, но рассматривать эти орнаменты точно было интересно. Многие посетители фотографировались на фоне работ, снимали сами работы и, думаю, некоторые из этих фото точно займут свое место в альбомах про прогулки по Петербургу во время ЕВРО 2020.
Покрас молод, энергичен, поэтому его работы про ЕВРО были и в других местах города. Очень рекомендую посмотреть фотографию в этой статье на официальном сайте Приморского парка Победы, как была оформлена площадь с фонтаном перед матчем Россия-Финляндия.
1. Филиал представлен и на общем официальном сайте библиотеки им. Маяковского, но информацию про выставки, лекции и концерты лучше смотреть в оф. группе ВК: https://vk.com/nevskiy20.
2. Все мероприятия бесплатны, но на некоторые необходима предварительная регистрация, ссылка на которую размещается в анонсах в ВК.
3. Я забыла спросить, открыта ли для осмотра Ротонда, если там нет выставки. Но это не проблема узнать, проходя мимо в часы работы библиотеки. А выставки там проходят часто: например, в этом августе сразу две.
Спасибо за внимание всем заглянувшим в мой подзатянувшийся отзыв:). Заранее приношу извинения за неизбежные ошибки и печатки.
Дополнение:
Я внутри библиотеки показала в отзыве только лестницу и выставочный зал, а вот что там в библиотечных залах, можно посмотреть в видео про Маяковку в проекте "Этажи Петербурга" от Лахта Центра: https://youtube.com/playlist?list=PLjLkumN6q3z0Ikt3K448u41snBjX_xVgL . Невский, 20 там примерно на 6:20, но про другие подразделения тоже интересно. Остальные выпуски проекта тоже познавательный и иллюстративны: музей в Петропавловской крепости, метро, дамба.