Продолжим знакомство с Великим Новгородом и совсем немного пройдемся по исторической Ильиной улице, обозначенной на плане города еще в 1778 году и с тех пор являющейся важной городской магистралью.
Во время последней войны многие здания улицы пострадали, от них остались лишь чудом сохранившиеся стены, довершили процесс разрушения уже современные времена. Сейчас на Ильине улице сохранилась лишь гражданская застройка, но и изучить и рассмотреть особняки не представлялось возможным — в 2021-м году началась масштабная реконструкция улицы с вытекающими последствиями: экскаваторы, пыль, кучи песка и гравия.
На перекрестке улиц Ильиной № 17 и Славной расположен дом вдовы генерал-майора Е.Н.Кармановой. А с 1896 по 1996 годы в доме (сто лет!) жила Любовь Митрофановна Шуляк, архитектор-реставратор и почётный гражданин Новгорода. В настоящее время этот многоквартирный жилой дом является памятником архитектуры XIX века.
На углу Ильиной улицы № 11 и улицы Михайлова расположен дом титулярного советника И. И. Игнатовского, постройки 19 века. В настоящее время это многоквартирный жилой дом, памятник архитектуры и истории.
На углу улиц Дворцовой и Иваньковской расположен объект культурного наследия регионального значения, памятник архитектуры постройки 19 века так называемый Дом Розова. В настоящее время в этом розовом здании располагается Главпочтамт.
И вот наконец-то я вплотную подошла к еще одному значимому и важному административному месту древнего Новгорода и его Торговой стороны — Ярославову дворищу, расположенному напротив Новгородского Кремля и разделенного с ним рекой Волхов.
В далеком 11 веке на правой берегу Волхова находилась княжеская резиденция Ярослава Мудрого — Ярославов дворец и давший впоследствии название всей этой территории. В то время в этом удобном месте был организован и Торг — торговая площадь. Застроенная лавками, амбарами, торговыми рядами дворище представляло собой весьма живописное место. А представьте себе многочисленные торговые суда, теснившиеся вдоль берега у причалов и ожидающие погрузки — разгрузки! Шум, суета, тюки с заморскими товарами, крики грузчиков, шлейфы ароматов, одним словом —Торг!
Помните, я вам рассказывала про Новгородскую Республику, установившуюся в городе в 1136 году? Низложенные до положения военачальников и выселенные из Новгорода князья, сообща решали важные и насущные проблемы Республики. Именно на Ярославовом дворище находилась небольшая площадка для проведения этих вечевых собраний узкого круга представителей знати.
На Ярославовом дворище, с севера на юг ограниченном Волховом и Большой Московской улицей, а с запада и востока — Никольской и Иваньской улицами на сравнительно небольшом пространстве расположены сразу семь древних церквей.
А теперь мы с вами пройдемся по Торгу и Ярославову дворищу, я покажу вам все эти храмы и совсем кратенько расскажу о судьбе каждой их них.
Нашла информацию, что в 1950-е годы по указу местных партийных органов множество сооружений этого исторического комплекса было разобрано.
Церковь Иоанна Предтечи на Опоках — одноглавая церковь возведена в 1127–1130 годах внуком Владимира Мономаха — князем Всеволодом Мстиславовичем. До 16 века эта церковь была главной для объединения только богатых купцов. В церкви хранились контрольные эталоны мер: «локоть иванский», для измерения длины сукна, «гривенка рублёвая» для взвешивания драгоценных металлов, «медовый пуд» и другие.
В 1453-м году с использованием фундамента и с сохранением изначальных архитектурных форм церковь была перестроена. В 1934-м церковь не обошла борьба с религиозными сооружениями- была снесена колокольня. Сильно разрушенная во время ВОВ церковь была восстановлена в 1950-е годы.
Церковь Георгия Победоносца на Торгу расположена буквально метрах в 20–30 от предыдущей. Каменная церковь построена в 17–18 веках на месте старинной деревянной церкви, впервые упомянутой в 1356 году.
От нее сохранился фундамент и кладка стен на высоту 4,5 метра. После пожара в 1745-м году церковь сильно пострадала и была перестроена в стиле «московского барокко». В 1952-м году были проведены восстановительные работы, позднее в ней разместили сувенирный магазин. В настоящее время в бывшей церкви располагается выставка исторической новгородской фотографии.
Эти две белоснежные церкви расположены чуть поодаль и разделены с другими пятью храмами Ильиной улицей.
В настоящее время ведется реставрация фасадов и храмы ограждены лентой, рядом видны результаты строительных работ. Но активности не наблюдалось, лишь один парень вяло ковырялся в песке.
На пересечении улиц Ильиной и Большой Московской сохранился небольшой флигелек — это единственный уцелевший фрагмент торговых рядов. Сейчас домик занимает магазин «На Торгу» с продукцией новгородского отделения Союза художников России.
Сразу за ним начинается территория, где расположены остальные пять храмов.
Первая каменная с лаконичными формами Церковь Успения Пресвятой Богородицы на Торгу была заложена князем Всеволодом в 1135 году в память о новгородцах, погибших в неудачном походе с суздальцами у Жданой горы.
Церковь, продолжающая традиции княжеских построек 12 века, была закончена к 1144 году. Позднее она неоднократно перестраивалась, а в 1458 году на старой основе практически заново перестроена. В 1930-м году церковь была закрыта для прихожан и приспособлена под склад.
Следующая церковь, расположенная недалеко от предыдущей, но тем не менее как-то особняком — церковь Параскевы Пятницы на Торгу отличается от остальных храмов Ярославова дворища.
Первая церковь на этом месте была деревянная и возведена в 1156 году новгородскими купцами, торговавшими за морем, т. е. за границей. Она являлась патрональным храмом новгородского купечества и названа в честь великомученицы Параскевы-Пятницы, которая считалась их покровительницей. С закатом славы Новгорода церковь утратила свою популярность. В 16 веке по инициативе уже московских купцов она подверглась глобальной перестройке. За всю свою многовековую историю церковь Параскевы Пятницы 15 раз подвергалась пожарам, уничтожавшим ее снова и снова. Но несмотря на многочисленные изменения в ходе переделок на протяжении столетий, современный внешний облик храма — это результат полувековой реставрации, начатой в 1954-м году. Архитектурное решение церкви отличается от типичных новгородских построек того времени. В процессе реставрации, проводимой под руководством архитектора-реставратора, историка Григория Михайловича Штендера, и благодаря выявленным в ходе ее деталям, сохранилась вытянутая форма церкви, дающая представление о ее первоначальном виде. В настоящее время в храме размещается Музей истории новгородского зодчества и ведутся реставрационные работы.
Следующее трехэтажное сооружение с двумя проездными арками, восьмиугольной шатровой башней по центру и колокольней, расположенное напротив церкви Параскевы Пятницы — Воротная башня гостиного двора, по своим архитектурным формам повторяющая главные ворота Воеводского двора. Построено сооружение в 1686 году по проекту русского архитектора Семена Ефимова каменных дел мастером Гурием Вахромеевым.
Проект Воротной башни, примера надвратных сооружений не культового характера конца 17 века по сути не был реализован. Она была превращена в обычное здание, которое в разные ходы приспосабливали под самые различные учреждения: сиротский приют, городской магистрат, суд. С 1857 года в помещениях Воротной башни разместилось Новгородское приходское училище. Позднее и вплоть до ВОВ в здании находились архив и жилые квартиры.
В настоящее время на трех этажах башни находится выставка «Христианские древности. Художественный металл XI—XIX вв.», но она скорее всего пока не работает, потому как опять же идет ремонт. А еще на Воротную башню можно подняться — там устроена смотровая площадка!
А теперь я расскажу вам про самый главный, самый древний, первый каменный храм на Торговой стороне, освященный в честь особо почитаемого на Руси святого Николая Чудотворца.
Николо — Дворищенский собор был построен на территории княжеского двора в 1113–1136 годах по заказу сына Владимира Мономаха, князя Мстислава Владимировича.
Пятиглавый, шестистолпный, трехапсидный великолепный Никольский собор выполнен в сдержанном и строгом стиле, а в его очертаниях можно рассмотреть черты Софийского собора.
Именно возле Никольского собора проходили вечевые собрания как именитых новгородцев, так и простонародные рядовые жители, а сам собор долгие годы был главным вечевым собором Новгорода. Но даже имея эти привилегии собор считался всего лишь приходской церковью, а статус собора Николо — Дворищенский храм получил гораздо позже — в 15 веке, в Московский период.
Сведений о закрытии Никольского собора в Революционный период нет, известно, что с 1933 года в здании совмещались функции храма и музея.
В годы оккупации Новгорода немецкими захватчиками, Николо — Дворищенский собор использовался ими в качестве казарм. Во время бомбежек храм существенно пострадал. По окончании войны он был передан православной церкви. В период хрущевских гонений на религию в начале 60-х годов Никольский собор был упразднен и передан в ведение Новгородского музея, после чего в нем разместили научно-атеистическую экспозицию, а в куполе — планетарий.
Никольский собор, простоявший в самом сердце Новгорода на протяжении девяти веков, к концу 20 века нуждался в спасении от разрушения. Срочная и дорогостоящая реставрация была невозможна в условиях экономического кризиса в России. И тогда свое плечо подставили ганзейские города-партнеры, как это бывало не раз за историю русско-ганзейских отношений.
В 1990-е годы в Николо — Дворищенском соборе проведены масштабные реставрационные, буквально спасательные работы, финансируемые жителями ста городов «Ганзейского союза нового времени».
В 1992-м году Николо — Дворищенский собор внесен в список объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО.
В 1999 году, в год празднования 1140-летия Новгорода, великолепный Никольский собор, шедевр архитектуры 12 века, предстал перед всеми обновленным, но с полным сохранением своих исконных архитектурных форм.
В интерьере собора большая часть живописи относится к 19 веку, но сохранились многочисленные фрагменты живописи 12 века. В 2013-м году в соборе открылись выставки, посвященные 900-летию Никольского храма.
Рядом с Николо — Дворищенским собором, вплотную примыкая к Никольской улице, находится лаконичная, изящная, однокупольная, трехапсидная церковь блаженного Прокопия Устюжского с элементами московского декора на фасадах. Построена она в 1529-м году по заказу и на средства московского купца Дмитрия Ивановича Сыркова.
Напротив церкви Прокопия расположена необычная церковь Жен-мироносиц, заложенная в 1508 году по заказу отца Дмитрия Сыркова, родоначальника в Новгороде известной московской купеческой династии, Ивана Сыркова. Церковь являлась фамильной и была построена рядом с домом купца на месте, где до этого были и другие церкви, сгоревшие или пришедшие в упадок.
Церковь трехэтажная, в нижних этажах ее размещались склады, в которых в 16 веке хранилась часть казны царя Ивана Грозного.
В годы ВОВ здание сильно пострадало, в начале 1960-х годов оно было восстановлено и отреставрировано. В настоящее время в нем находится Детский культурный центр, в котором проводятся выставки, семинары, совещания. Церковь обладает уникальной храмовой акустикой, что дает возможность проводить в ней концерты классической, духовной музыки, фольклорные программы.
С декабря 2020 года церковь закрыта по техническим или по каким-то другим причинам. Церковь Жен-мироносиц мне очень понравилась, я кружила и кружила вокруг нее, любуясь деревянными лесенками, крышей и куполом — луковкой.
В общем в итоге, если я все правильно поняла- ни один храм на Ярославовом дворище не несет свое изначальное предназначение.
С 15 века после утраты независимости и вывозе вечевого колокола в Москву на Ярославовом дворище стали строится дворы и приказы великокняжеских наместников.
В 1572-м году на месте Никольской улицы, примыкающей к Торгу, было начато строительство Большого Государева двора Ивана Грозного. Но в 1580-м году его ждала часто случавшаяся напасть той эпохи — пожар, недостроенный двор сгорел.
В 16 веке на месте Торга был выстроен Гостиный Двор, а в 1606 году, как упоминается в летописях, случился огромный пожар, уничтоживший все торговые ряды, Великий мост через Волхов и половину Гостиного двора.
Еще одним сохранившимся фрагментом Гостиного двора, кроме флигелька, является белоснежная, одиноко стоящая на берегу Волхова Аркада.
Чудом прошедшая через разрушения во время ВОВ и уцелевшая во время масштабного сноса многих строений древнего комплекса в 1950-е годы, она величаво обрамляет Ярославово дворище со стороны Волхова, словно защищает его от нежданных бед и печалей.
Великолепное сооружение, притягательный символ города, Аркада невероятно красива с любого ракурса, откуда на нее не посмотришь.
Но прежде чем покинуть Торговую сторону, покажу вам еще один очень важный элемент Торга — это Ганзейский фонтан, построенный в 2009 году к открытию Международного культурно-экономического форума «XXIX Ганзейские дни Нового времени». Огромная мраморная плита, по которой плавно струится вода — это стол переговоров, за которым все участники равны.
По периметру круга размещены инкрустированные цветной мозаикой изображения гербов 16 стран, входящих в Ганзейский союз Нового времени. В настоящее время союз объединяет более 170 городов из 15 европейских государств.
В «Новую Ганзу» вошли также города, не входившие в средневековую Ганзу, но сумевшие доказать наличие торговых связей с Ганзой в эпоху средневековья.
Термин «ганза» — в переводе обозначает группа или союз. Ганза в настоящее время- это культурное содружество городов, которое способствует развитию и процветанию торговли и туризма.
В 1993-м году первым со стороны Российской Федерации в союз городов вступил Великий Новгород. Это произошло как раз в то время, когда сто городов Ганзейского союза подставили плечо помощи для сохранения древнерусского наследия — реконструкции Николо — Дворищенского собора. Всего же в «Новую Ганзу» были приняты 13 российских городов.
Ну вот и все, с Торговой стороной я покончила,
хотя там осталось очень много архитектурных объектов, не попавших в поле моего зрения и оставшихся за кадром. Стоя на мосту и любуясь Волховом, я думала о том, что может быть, когда-нибудь судьба вновь занесет меня в этот удивительный древне-русский город, подаривший мне незабываемые дни и эмоции.
Стоя на Великом мосту, я любовалась не только Волховом, Кремлевской стеной, но и монументом Победы, установленном в январе 1974 года на Екатерининской горке.
Торжественное открытие монумента состоялось в день 30-летия освобождения Великого Новгорода от фашистских захватчиков в память о победе Советского Союза.
По берегу Волхова я подошла поближе к монументу и Вечному огню.
Бронзовая фигура всадника на коне — единственная в Новгороде конная статуя.
В советские годы у мемориала каждый день стоял почетный караул-новгородские школьники. Сейчас у «Вечного огня» проводятся различные памятные мероприятия. 9 мая новгородцы приходят сюда почтить память погибших в годы Великой Отечественной войны.
От монумента я прогулялась вдоль Кремлевской стены по Кремлевскому парку. Парк огромный — его площадь около 25 гектаров и охватить все эти необъятные площади у меня не было ни сил, не желания, ни возможностей.
Я вышла к главной площади города, вплотную примыкающей к центральному входу в Новгородский Кремль. Площадь носит двойное название Победы — Софийская, это своего рода найденный компромисс.
Дело в том, что в 19 веке площадь назвали Софийской и более ста лет она носила это исконно русское историческое название. После Победы в Великой Отечественной войне площадь переименовали в площадь Победы.
В 1990-е годы пошла волна возвращения старых географических названий и площадь переименовали в Софийскую. Такое решение правомерно возмутило ветеранов войны.
Так и стала называться площадь Победы-Софийская, никому не обидно.
Прежде чем продолжить путь к отелю, я решила посетить Музей изобразительных искусств, расположенный слева на площади.
Площадь также примыкает к монументальному зданию, которое занимает Правительство Новгородской области и Новгородская городская дума.
Построено здание в 1955–1959 годах по типовому проекту, созданному группой архитекторов «Ленгипрокоммунстрой» под руководством Николая Федоровича Бровкина. Архитектурный стиль — советский монументальный классицизм.
За зданием расположен сквер имени Лени Голикова, в центре которого находится памятник герою Советского Союза, установленный в 1964 году, автор — скульптор Николай Васильевич Томский.
До ВОВ на месте сквера находился православный храм Святых Флора и Лавра, предположительно 1377 года постройки. Для строительства дорог фашистам не хватило материала — для этих целей храм был взорван.
Через дорогу от сквера по улице Чудинцева, 3, находится Дворец детского (юношеского) творчества имени Лени Голикова, история которого началась в 1952-м году. Это здание было построено в 1958-м году.
По улице Предтеченская, 24 к скверу примыкает Отель «Волхов», в котором я проживала и о котором вам уже рассказывала.
Зайдя в отель, забрала свой багаж и так как время в запасе у меня еще было, не спеша отправилась в сторону вокзала, не забывая вертеть головой и реагировать на достопримечательности. Правильнее будет сказать — мне очень хотелось найти приличное кафе или пекарню.
Минут пять в окрестностях не наблюдалось ничего интересного, но вскоре я вышла на прямую — Воскресенский бульвар, берущий начало от сквера Воинской Славы и оканчивающийся у Вокзальной площади.
Бульвар, сформированный в 1950-х годах, это почти полукилометровая тенистая аллея, обрамленная деревьями, украшенная газонами с цветами и лавочками.
Но прежде чем ступить в спасительную тень, изучим стелу «Город воинской славы», установленную в центре сквера Воинской Славы 8 мая 2010 года в Дни празднования 65-летия Великой Победы. Памятник создан в ознаменование присвоения Великому Новгороду почетного звания РФ «Город воинской славы». Средства на строительство и установку стелы собирали всем миром. Деньги перечисляли предприятия и организации, новгородцы, ветераны Великой Отечественной войны, жители других городов страны.
Гранитная колонна увенчана гербом России, по низу создано 16 рельефов-панно и под ними поясняющие надписи.
1700 год. Укрепление обороны Новгорода в начале Северной войны под руководством Петра I и митрополита Иова (левое панно) 1709 год. Героизм новгородских полков в сражении под Полтавой (правое панно)
После изучения стелы я успела пройти в тени густой листвы Воскресенского бульвара пару-тройку минут, как мое внимание привлекла вывеска, заставившая перебежать дорогу в неположенном месте — Кафе-кондитерская «Бриошь»! Чемонданчик недовольно тарахтел своими колесиками, но я занесла его внутрь, нашла удобный столик и водворила его сбоку.
Потрясающе вкусные запахи, огромнейший и разнообразный ассортимент заставили меня помучиться в выборе выпечки. В итоге и капучино и круассан с абрикосами выдержали экзамен. Заведение рекомендую, однозначно.
Сытая и довольная, более ни на что не отвлекаясь, я проследовала к железнодорожному вокзалу.
Новое здание новгородского жд вокзала, ставшего одним из первых крупных общественных зданий, построенных в городе после войны, было открыто в январе 1953 года. Автор проекта доктор архитектуры, профессор Игорь Георгиевич Явейн, победивший в проводимом конкурсе проектов. Здание создано автором как собирательный образ древнего Новгорода — образ, соединяющий в себе архитектуру новгородских звонниц, монастырских стен с рельефами ладьи. Перед зданием установлена скульптура князя — воителя Александра Невского. В 2002-м году в здании был проведен капитальный ремонт.
Вот и все, я прощалась с Великим Новгородом, городом, навсегда оставившим след в моей душе.
Теги:
Самостоятельные путешествия, Культурно-познавательный туризм