Вот и закончилось жаркое лето, случившееся в средней полосе России. Не знаю, как вам, а мне жара пришлась по вкусу. Три месяца ярких красок, душистого разнотравья, природной щедрости 2021 канули в лету, оставив лишь воспоминания. Не могу похвастаться разнообразием вылазок за пределы дома за это время, но кое-что все же удалось увидеть. Возвращаясь к просмотру фотографий, привезенных из июньского Санкт-Петербурга, не смогла устоять перед соблазном что-нибудь смастерить для Туристера. Вспоминаю разыгравшийся у себя аппетит от вида красивейших исторических зданий, мелькающих за окном автомобиля, когда сын вез нас к себе домой с Московского вокзала по Литейному проспекту. И тут уколола мысль — как я могла пропустить эту красоту, любуясь исключительно гармоничным узором каналов, мостов, дворцов. Накануне прогулки посмотрела, на что стоит обратить внимание рядом со станцией метро Чернышевская. Наверняка, найдутся люди, упрекнувшие меня, что многое упустила и не рассказала о чем-то важном. Отвечаю — я создавала свое виртуальное каменное ожерелье Санкт-Петербурга, используя фотоматериал, оказавшийся под рукой — не обессудьте. Три улицы попали в поле зрения на сей раз: Чайковского, Фурштадская, Кирочная. Оставлю при себе размышления по поводу некоторой обветшалости и небрежного отношения к историческому наследию — пусть этот момент останется на совести властей предержащих. Несмотря ни на что, имперский шик 19–20 столетий, свойственный Северной столице того времени, не утрачен и вызывает восторг
Начнем с бывшего дома Шрейберов — Доходного дома князя А. Д. Чавчавадзе, поражающего обилием лепных украшений и декором верхних этажей. Адрес дома: ул. Чайковского, 63. Совет: по возможности, заглядывайте в питерские парадные (подъезды) — как правило, все они оборудованы домофонами. Парадные в Петербурге называются парадными не случайно — их украшают стены с оригинальной лепниной, винтовые лестницы, кованые лифты, витражи
Правда, порой состояние оставляет желать лучшего — в таких домах еще не перевелись коммуналки, а для хорошего ремонта нужны богатенькие собственники с выраженным желанием преобразований в части мест общего пользования. Исследование питерских парадных — тема благодатная. Существуют списки особо привлекательных с советами, паролями, явками. В моем случае приведены фотографии лишь двух парадных по улицам Чайковского и Кирочной (чтобы попасть внутрь, наудачу нажала на домофоне кнопку указанной организации). Дом, стоящий на пересечении проспекта Чернышевского и улицы Чайковского тоже обращает на себя внимание, но уже совершенно другим качеством. Хочется не просто заглянуть за кованую чугунную дверь, над которой заботливо раскрыл зонт сам сэр Чарльз Спенсер Чаплин, но и провести время в экстравагантном учреждении, предаваясь увеселению
Но не в этот раз. На пересечении пр. Чернышевского и ул. Чайковского выделяется монументальностью архитектурный шедевр — доходный дом П. П. Вейнера — отца искусствоведа и издателя П. П. Вейнера, успешного промышленника и мецената
До начала Первой мировой войны в удобных, уютных квартира, оборудованных в лучших традициях современной моды, жили обеспеченные горожане, а с 1914 года размещался лазарет. После революции, не трудно догадаться, на смену успешным квартиросъемщикам, вынужденным либо эмигрировать, либо уплотниться на квадратных метрах, поселились «новые» люди. Две стороны улицы — с четной и нечетной нумерацией домов, да еще и разделенные автомобильной дорогой — неизменное препятствие для фотографа. Разбирая фотографии, я поняла, что придется отказаться от последовательного подхода, заменив его рандомным. Мимо очень красивого здания, похожего на Зимний дворец, точно не пройдешь, пленившись его формами и цветовым очарованием. Это дом статс-дамы Елизаветы Бутурлиной, возведённый в середине XIX века и чуть было не утраченный навсегда после попадания в фасад бомбы в 1942 году. После войны его внешний полностью восстановили по фотографиям.
Строился особняк в стиле необарокко по проекту архитектора Геральда Юлиуса Боссе на участке, принадлежавшем Василию Дмитриевичу Корчмину, с его именем связывают происхождение названия Васильевский остров, где он командовал батареей, и Пётр I адресовал ему записки не иначе как: «Василию на острову». После смерти владелицы особняка квартиры стали сдаваться внаем. Семья члена-корреспондента Петербургской академии наук, математика Софьи Ковалевской, снимала здесь квартиру. После 1917 года в доме № 10 проживали солдаты-военнопленные, успешно спалившие превосходную мебель в печках для обогрева. Понятно, что непростой исторический зигзаг обеспечил незавидную участь существованию дома и его квартирантов. В 1924–1925 годах советское государство взяло здание под охрану как памятник архитектуры
И мимо особняка Кельха сложно пройти, не зависнув при разглядывании его фасадов. Это так называемый Дом Юриста. В 1896 году Варвара Петровна Кельх — наследница богатейших сибирских золотопромышленников, выкупает дом, стоявший на этом участке. В ее распоряжении огромные средства, которые она может тратить, как ей вздумается на разыгравшиеся архитектурные фантазии. В итоге особняк Кельха приобретает весьма оригинальный вид, став образцом поздней эклектики. Из интересных фактов — в доме хранилась пасхальная коллекция знаменитых яиц Фаберже. Сию роскошь могли позволить себе только такие богачи, как Александр Кельх и нефтяной магнат Людвиг Нобель. Не спрашивайте про судьбу яиц — я ничего не знаю. Могу лишь посоветовать записаться на платную экскурсию внутрь особняка, чтобы очароваться интерьерами, и задать вопросы экскурсоводу (посмотрела интернет, вроде бы такая возможность гипотетически существует). В новейшей истории особняк приглянулся демократу первой волны, по совместительству мэру Санкт-Петербурга Анатолию Собчаку. Здесь располагался его рабочий кабинет. Не вдаваясь в подробности, покажу еще несколько известных домов улицы Чайковского
Доходный дом А. В. Рерберг — Высшее художественно-промышленное училище им. В. И. Мухиной. В доме снимали квартиру князь Лука Степанович Гедианов и дочь простого солдата Авдотья Антонова — родители будущего композитора Александра Порфирьевича Бородина (отцом мальчика по понятным причинам записали камердинера князя Порфирия Бородина). Владельцы и жильцы за долгую историю, разумеется, менялись постоянно, функции дома тоже. В 1970-х гг. здание передали Высшему художественно-промышленному училищу имени В. И. Мухиной. Особняк А. А. Фадеева — Доходный дом в О. В. Серебряковой
Изначально особняк принадлежал генералу от артиллерии попечителю Александровского комитета раненых А. А. Фадееву. В 1900 г. новая владелица особняка жена полковника Кавалергардского полка О. В. Серебрякова затеяла перестройку, в результате которой появился роскошный доходный дом в стиле растреллиевского барокко. Доходный дом А. М. и А. М. Тупиковых
Привлек внимание дом № 25 в стиле неоренессанса
На улице Чайковского, в принципе, что ни дом, то достопримечательность. Устав бегать перед потоком машин с одной стороны на другую, я знаю, где нам будет хорошо и спокойно, так как конечная точка прогулки по улице Чайковского предопределена и обусловлена вполне конкретным интересом к Музею под открытым небом «Санкт-Петербург Олимп культуры» Владимира Лубенко с дивным мозаичным двориком, способным одарить яркой непосредственностью
Неординарное решение оформления жилой среды стало уже одной из достопримечательностей Петербурга, отмеченной на карте города, о которой рассказывают туристы, делясь впечатлениями. Чайковского, 2 — это и есть тот заветный адрес, который нам нужен, и он легко нашелся
Пестрая, как калейдоскоп, лубочная шкатулка, в которую упакованы и тротуары, и стены домов, и детская площадка, и лавочки, и скульптурки людей, ангелочков, животных, сплошь покрытые мозаикой, играющей яркими цветами
Художник полагал, что солнечной жизнь делает не только погода, яркой жизнь делают люди, их дела, их любовь, поэтому подарил Петербургу жизнеутверждающий дворик
«Лето, Лучами сверкая, Ручьем заиграет. Сонеты на ветках Ткут ранние птицы….А там уже фрукты. Срывая с деревьев, Веселые люди поют» (Вдадимир Лубенко). Открываю интернет, чтобы понять, что тут имеет особую ценность. Фонтан «Мать и дитя»
Цветные скамейки. Милые миниатюрные ангелочки
Трехметровые Атланты, держащие на своих могучих плечах целый дом
Для создания красочных панно и скульптур автор использовал смальту, мрамор, керамическую плитку и фарфор. Здесь же, в мозаичном дворике находится галерея Владимира Лубенко, созданная в августе 2012 года, уже после смерти художника. Отдельные работы из обширной коллекции мне приглянулись глубиной сюжета с нестандартным воплощением. Девушка, поставленная наблюдать за происходящим, предупредила — ни в коем случае не фотографировать. Даю согласие, что нет, конечно, не буду фотографировать, как можно нарушить данное слово. Мозаичный дворик осмотрен и можно было бы направиться в Летний сад (он рядом), мы же пошли взглянуть на Малый Мраморный дворец (Особняк Кушелева-Безбородко), что находится на Гагаринской улице, 3
Этот красивый мраморный особняк принадлежал знаменитым аристократическим и купеческим родам царской России Малый Мраморный дворец стал вторым в Санкт-Петербурге после Мраморного дворца (который я очень люблю посещать) особняком, чей фасад был облицован мрамором. Поэтому и получил такое название. Свой нынешний облик дом приобрёл в середине XIX века, когда архитектор Эдуард Яковлевич Шмидт перестроил и расширил для графа Николая Александровича Кушелева-Безбородко — кавалергарда, коллекционера, библиофила. На сегодняшний день дворец не является действующим музеем, попасть сюда можно лишь в составе экскурсионной группы. Возможно, петербуржцы лучше знают — в нем по-прежнему располагается Европейский университет или уже нет? (помню был момент, когда его лишали лицензии, или же все успокоилось?) Попытайте удачу на сайте
https://открытыйгород.рф/ чтобы посмотреть архитектурные особенности и интерьеры. Завершаю далеко неполный обзор знаменитых сооружений улицы Чайковского, так как далее переходим на
улицу Фурштатскую — мне она показалась самой уютной и приятной для неспешной прогулки в этом районе благодаря бульвару, протянувшемуся до Таврического сада, со скамейками для отдыха
Любителям фотографировать городскую застройку не придется перебегать с одной стороны улицы на другую. Словом, место — самое что ни на есть прогулочное. А разноцветная скульптура танцующего Медведя Бадди — символа Берлина, напротив немецкого консульства, заставит лишний раз улыбнуться
Правда, замечательная улица и не утомительно длинная, чуть больше километра — гуляйте на здоровье, разглядывайте бывшие доходные дома, они все по-своему хороши, например этот — в неорусском стиле (Дом семьи Зайцевых)
и здания в стиле модерн (особняк князя В. С. Кочубея и его жены Е. К. Белосельской-Белозерской)
Название Фурштатская улица получила в 1780 году, которое не раз менялось и вернулось из небытия совсем недавно, 4 октября 1991 года. Слово «Фурштат»- довольно редкое и непривычное русскому уху — переводится с немецкого как фуражный обоз. Фурштатский двор лейб-гвардии Преображенского полка находился во дворе нынешнего дома № 21. Чтобы не затягивать рассказ, постараюсь не пускаться в подробные описание всего и вся, что встретилось на пути и остановлюсь на некоторых приметных домах. К достопримечательностям улицы Фурштатская мы вернемся после того, как заглянем в местное кафе — пришло время подкрепиться
Оказавшись на этой же улице в другой день, случайно зашли в булочную Вольчека на Фурштатской — это сеть магазинов со своим собственным производством-пекарней. Не сфотографировала витрину соблазнительной фирменной выпечки, так как держала в руке стакан кофе (с собой). Не удержавшись от искушения, купили сладкого лакомства и, усевшись на уличную скамейку, блаженствовали. Не всем подойдет, знаю, но нас устроил такой вариант перекуса на скамейке — салфетки и санитайзеры в наше-то время в сумочке всегда найдутся, а выпечка у Вильчека отменная и недорогая. А теперь про примечательное и любимое туристами и молодыми петербуржцами место, что есть на Фурштатской — это лютеранская церковь Святой Анны
Давно собираюсь попасть туда на органный концерт из-за хорошей акустики
Находится Анненкирхе в одном из старейших зданий города. Ее прихожанами были известные люди — Антон Дельвиг; Павел Пестель, Карл Брюллов, семья Фаберже и другие, не менее примечательные люди. И такая она внешне изящная и прекрасная в своем архитектурном наряде, что не зная, подумаешь, что за ее стенами спрятано сокровище. Ан нет, случившийся в начале нашего века пожар погубил внутреннее убранство, оставив посетителям лишь арт — пространство со следами приключившегося бедствия
Но есть в этом жутковатом сочетании обугленной красоты и пугающей разрухи что-то завораживающее, магическое — не случайно сюда стекается столько народа, в основном, молодого за получением каких-то своих ощущений и переживаний. Теперь церковь, все еще являясь лютеранским приходом, служит людям, в основном, в качестве площадки для проведения концертов и различных выставок, и в этом проявляется ее индивидуальность и неповторимость
Кстати, вход в нее находится с противоположной стороны здания — с Кирочной улицы). Продолжим прогулку
Приметный доходный дом Н. Н. Зайцевой, по адресу: Фурштатская, 20. Цитата: " Здание выполнено в русском «петушином» стиле. Оштукатуренный фасад украшен плетеными бордюрами, стилизованными орлами, растительными орнаментами. Окна, разделенные в формах флорентийского ренессанса, украшали витражи. Просторные эркеры связывали балконы». В доме жила владелица Н. Н. Зайцева, ее дочь, Ю. С. Шереметева, супруга офицера Кавалергардского полка. Большой дом, солидный. А я засмотрелась на невысокий особняк Спиридонова (Дворец «Малютка»)
Эклектика с элементами немецкого классицизма, ренессанса и барокко очень подходят этому уютному, аккуратному зданию с фасадом, украшенным широким балконом, поддерживаемым изящными фигурами атлантов
Есть тут и застекленная галерея с настоящим зимним садом, и вазы, и въездные ворота с ажурной решеткой, изысканными фонарями
Хорош! Николай Спиридонов был коллежским советником, а название особняка «Малютка», пошло в народ гораздо позже — с 1965 года в нем регистрируют новорожденных. Рядом находится еще один прелестный особняк-дворец бракосочетания
В 1896 году этот участок улицы купил купец Константин Александрович Варгунин. По его заказу в 1896–1899 годах здесь и был построен двухэтажный особняк. После революции его разграбили, а в 1924 году устроили коммунальные квартиры. Дворцом бракосочетания он стал в 1963 г. Уютная, респектабельная Фурштатская улица привела нас в Таврический сад, купающийся в летней жаре, спустившейся с небес на город в июне. Сирень в завершающей стадии своего цветения кружит голову сиреневым ароматом (у сирени аромат сиреневый?) и завораживает взор
Погулять по тенистым аллеям, пройтись вдоль прудов с плавающими утками, найти приятные взгляду уголки — чем мы еще могли заняться в столь благодатном месте?
Не загорать же мы сюда приехали?
Кусочек рая в каменном сердце города живет своей жизнью, а мы лишь наблюдаем за этим действом. История возникновения сада, легко догадаться, связана с именем князя Потемкина. Дворец, и сад, примыкающий к нему, создавались на средства князя, а потом были выкуплены Екатериной и подарены любимцу царицы вместе с титулом «князь Таврический». Планировкой и благоустройством участка занимался английский садовник Вильгельм Гульд, создавший великолепный парк в пейзажном стиле, удачно преобразовав ровную территорию в живописный холмистый рельеф с прудами, соединенными друг с другом каналом. К пруду выходит лишь задняя часть Таврического дворца
Было время, когда в местных оранжереях и теплицах выращивались арбузы, дыни, персики, абрикосы, ананасы, а в прудах плавали лебеди, по газонам гуляли павлины. Но не все утрачено безвозвратно — сад продолжает жить и щедро делиться с гостями благостной атмосферой. Советую наведаться при случае. А мы идем на Кирочную улицу, где нас ожидает милая уличная сценка, словно, на заказ
Название улицы Кирочная появилось в 1780 году благодаря соседству той самой лютеранской кирхи — Анненкирхе. За столь длинную жизнь внешний вид и названия улицы менялись не раз, а современный облик сформировался на стыке 19–20 столетий. К тому времени она стала застраиваться каменными многоэтажными жилыми домами в модных традициях позднего классицизма и эклектики, а в начале века 20-го приобрела славу респектабельной и гламурной. В это время в известных домах ул. Кирочная видные сановники снимали квартиры на весь этаж; театральная богема с удовольствием смаковала скандальные сплетни в гостиных, а Лев Бакст работал над костюмами к «Русским сезонам». Вот по столь шикарной улице с блистательным прошлым, надеюсь, и достаточно светлым будущим, мы с вами и пройдемся. Дом по адресу: Кирочная, 32 салатовой «расцветки» поражает великолепным декором и масштабностью сооружения
Автором проекта является архитектор граф Павел Юльевич Сюзор (он же проектировал и известный многим Дом Книги на Невском). Доходный дом строился для аристократического семейства потомственных дворян Ратьковых-Рожновых. Ананий Владимирович Ратьков-Рожнов имел все основания не сдерживать себя в архитектурных воззрениях. Статский советник, чиновник Министерства иностранных дел, предводитель дворянства, член правления меднопрокатного и трубного завода Розенкранца, член Общества Российских железных дорог, и так далее, был человеком весьма состоятельным, знал деньгам счет и любил вкладывать их в недвижимость. Не будем забывать, что дом-то доходный, за его привлекательным фасадом, располагались большие квартиры и квартирки для квартиросъемщиков, которые ранжировались по степени платежеспособности. Пишут, что дом приносил владельцу доход внушительный. Сложно изловчиться, чтобы привычным способом полностью сфотографировать этот громадный дом, но архитектурные фрагменты компенсируют полноту картинки. Можно и нужно рассматривать коринфский и ионический ордер, скульптуры, гирлянды фруктов и цветов, маскароны, атлантов, фризы и другие архитектурные изюминки. Главный же элемент, привносящий оригинальность и неповторимость в облик этого здания — масштабная арка на четыре этажа
Творение архитектора Сюзора, на первый взгляд, затмевает собой все остальные дома, находящиеся по соседству. Отчасти ему это удалось, до тех пор, пока не подойдешь к дому номер 24 — Юлиана Бака — он сейчас очень популярен в туристической среде (к нему не зарастет народная тропа)
Не так давно благодаря самоорганизации жильцов были отреставрированы фасады, и теперь люди идут сюда, чтобы посмотреть на крытые галереи, парадные, а кто-то и послушать экскурсовода, который знает все про дом Бака в стиле модерн с элементами рококо, построенный в начале 20 века для основателя газеты «Речь» Юлиана Бака по проекту архитектора Б. Гиршовича. Его «фишками» являются три двора, соединенные между собой, и две воздушные галереи между главным корпусом и флигелем. Благодаря подвесным галереям можно перейти в противоположную часть здания, не спускаясь во двор
Оригинальный архитектурный прием позволял увеличить аренду дворовых корпусов, так как появилась возможность попасть в них с парадного входа, а не со двора. Я в самом начале рассказа показала некоторые элементы парадной этого дома, в которую смогла войти по домофону. Остатки былой роскоши застенчиво проступают на сильно потрепанных стенах, и совершенно очевидно, что придется вложить немалые средства, чтобы вернуть парадным былой лоск и шик. Думаю, что жильцам не справиться с этой задачей самостоятельно. В дореволюционное время дом поражал современников роскошью отделки парадных с мраморными лестницами, лифтом в стиле модерн с коваными розами снаружи (в лифте была еще и лавочка, обитая бархатом, зеркала в рост), прекрасными витражами, огромными квартирами по 10–15 комнат с зеркальными окнами и лепными плафонами, каминами, медными ваннами и прочими диковинками начала 20-го века. Неудивительно, что дом Бака стал местом притяжения богемы и очень состоятельных людей. До революции в нем существовал литературный салон Софьи Исааковны Чацкиной, привлекавший молодых поэтов Серебряного века — Анну Ахматову, Марину Цветаеву, Осипа Мандельштама, Сергея Есенина, Николая Клюева, Владислава Ходасевича За каждым именем стоит целый мир. Обожаю поэзию Серебряного века! А Лев Бакст занимал в доме 6-ти комнатную квартиру. Под самой крышей, в мансардных пространствах со световыми фонарями, у него была мастерская, в которой создавались эскизы театральных костюмов. Знаменитый портрет Зинаиды Гиппиус был написан именно здесь. Парадные дома помнят шаги и других выдающихся людей, среди которых были Галина Уланова, Дмитрий Шостакович, актер Василий Качалов, режиссер Юрий Завадский. Дом Ю. Б. Бака продолжает выполнять миссию, предопределенную изначально — в наши дни в нем живут петербуржцы и не просто живут, но посильно стараются продлить и облагородить и жизнь этого исторического дома. Следующий дом 22 — Доходный дом Мещерского — Верховского (Верховский был заказчиком строительства дома, но в процессе строительства дом поменял владельца — им стал Мещерский)
Семья горного инженера Мещерского зимой 1914 года переехала в квартиру, которая занимала полтора этажа, с внутренней лестницей. Нина Кривошеина-Мещерская — дочь Алексея Мещерского подробно пишет о жизни в доме на Кирочной, 22 в книге воспоминаний «Четыре трети нашей жизни». В поисках материала, связанного с домом, я прочитала, что сюжет фильма «Восток-Запад» (1999) основан на реальных событиях жизни семьи Нины Мещерской. Щемящее чувство безвозвратных духовных потерь, жуткой несправедливости возникает при прикосновении к судьбе наших соотечественников, лишившихся не только родного очага, но и родины, которая поманила, и вероломно предала еще раз. Удивительный дом, с историей, и неплохо сохранившийся. Фасад здания выполнен в стиле модерн с применением неоклассических деталей. Дом удачно украшает эркер, при чем на уровне второго этажа он выглядит более богатым, с картушем, так как именно здесь располагалась квартира владельца
На уровне пятого этажа на эркере видны маскароны, а 6-й этаж заканчивается балконом. По бокам оформлены барельефы с чашами неугасимого огня богини Весты. Вот такой замечательный фасад в стиле модерн — мне это дом особенно приглянулся. Кирочная, 12 — доходный дом Дурдина. Пятиэтажное здание на Кирочной улице было построено в эклектичном стиле с элементами барокко в 1894 году по проекту архитектора Петра Гилева
Оно предназначалось для члена городской думы, купца Д. А. Дурдина. В начале 20-го века в доме жила правнучка актера Михаила Щепкина, поэтесса Татьяна Щепкина-Куперник. Её квартира была местом встречи политических активистов и представителей интеллигенции. В 1917 году здесь Владимир Ленин в 1917 году здесь озвучил Апрельские тезисы. В 1940 году после переезда в Москву Щепкина-Куперник отдала комнаты единственному внуку актрисы Ермоловой, психиатру Николаю Зеленину, который умер от голода в блокадном Ленинграде. Еще интересный модерновый дом № 6 — доходный дом Екимова, построенный в 1909 году для строительного подрядчика потомственного почетного гражданина И. М. Екимова. Причастный к делам строительным, Екимов позаботился о красоте и совершенстве 6-ти этажного дома с дворовыми флигелями
Самым знаменитым из жителей дома 6 по улце Кирочной до 1917 года являлся известный писатель, публицист и театральный критик Влас Михайлович Дорошевич. Ещё одно громкое имя связано с этим домом — известный депутат Государственной Думы Владимир Пуришкевич — активный соучастник убийства Распутина. Также в доме жили: конструктор оружия В. И. Бекаури до 1937 года (подвергся репрессиям, как и некоторые другие жители этого исторического дома). Книга памяти «Ленинградский мартиролог» сообщает о восьми жителях, арестованных и расстрелянных в годы Большого террора. Проживал здесь и известный пианист, дирижер Е. А. Мравинский до 1937 года (не пугайтесь даты — простое совпадение). В здании сохранились внешняя отделка фасадов и отделка парадных лестниц в соответствии с проектом. Не совсем понятна мне судьба скульптурной группы из серого камня — двух сидящих молодых женщин и играющих детей (они были затянуты грязной, неопрятной тряпкой, на столько потрепанной, что у меня при редактировании фото, возникло желание обрезать эту часть). Хотят сохранить и восстановить? Напоследок покажу еще одно впечатляющее здание Офицерского собрания армии и флота (Дом офицеров). по адресу: Кирочная, 1, построенное в неорусском стиле в 1890 году
В 1898 году в здании Офицерского собрания было учреждено Общество ревнителей военных знаний, занимавшееся изучением истории армии, военной теорией и просветительской деятельностью. В 1924 году его передали в ведение Ленинградского дома Красной Армии, впоследствии присвоив имя Сергея Кирова. В то время здесь располагались школа ликбеза и народный университет. Сейчас это Дом офицеров Западного военного округа. Очень выразительное здание, поражающее масштабами. Мое знакоство с тремя примечательными и очень приметными улицами Петербурга на этом закончилось. Да, конечно, многое осталось за кадром, а то, что и попало в кадр, не полностью вошло в рассказ из-за ограниченного формата. Мне нравится ходить по городу с фотоаппаратом, а потом создавать из разрозненных кусочков-фотографий стройную картину. Думаю, что и вам тоже. Гуляйте, любуйтесь, изучайте, погружайтесь в историю Санкт-Петербурга, повидавшего на своем веку имперскую роскошь, разруху, испытавшего ужас войн, страшную блокаду и возродившегося словно птица Феникс благодаря стойкости и мужеству его жителей. Отойду от патетики — она напросилась непроизвольно. Короче, не устану изучать этот великолепный город.
Теги:
Самостоятельные путешествия, Культурно-познавательный туризм