Я думаю, что для нас вопрос «Что делать?» давно трансформировался в вопрос «Куда поехать?». Ну, а потом уже «Когда поехать?», «На что поехать?» и «С кем поехать?». Перед очередными выходными мои раздумья были прерваны непонятно откуда взявшимся решением — Звенигород! А почему нет? Близко и интересно. А самое главное — подруга хотела поехать вместе со мной. Сразу скажу, что поездка получилась замечательная. А небеса просто подарили нам отличный день, наверное, единственный солнечный день в сентябре. Хочу еще сразу похвалить московские электрички: очень удобно и комфортно.
Звенигород, Звени-город. Откуда точно произошло такое мелодичное название — доподлинно неизвестно. Может, из-за сторожевого колокольного звона. Может, из-за звонкой речной воды. А может, люди, основавшие здесь новое поселение, захотели возродить название своего покинутого родного места. Впервые документально название «Звенигород» встречается в Духовной грамоте (завещании) князя Ивана Калиты, которую историки датируют 1329 годом. А возможно, город — ровесник или старший брат Москвы, археологи говорят о ХII веке. И якобы, сам Юрий Долгорукий даже размышлял над тем, Москву или Звенигород сделать своей резиденцией: оба поселения имели удобное географическое положение и были расположены на холмах. Но остановил он свой выбор на Москве, а Звенигород стал укрепленным форпостом. Как знать? Войны и пожары уничтожили рукописные документы. Так и живет Звенигород в тени Москвы, а своим брэндом выбрал колокольчик.
Свой путь мы начали от памятника преподобному Савве Сторожевскому и князю Юрию Звенигородскому (автор-А. Н. Ковальчук). На памятнике надпись: «Преподобному Савве Сторожевскому и его духовному сыну князю Юрию Дмитриевичу Звенигородскому, прославившим Звенигород в веках». Кто же эти люди, кому благодарные потомки в 2005 году возвели такой достойный памятник? При князе Юрии Дмитриевиче — сыне Дмитрия Донского — наступил подлинный расцвет Звенигорода. Несмотря на разорения татаро-монголами в городе успешно развивались ремесла и торговля. Князь Юрий Дмитриевич избрал преподобного Савву — ученика Сергия Радонежского — своим духовником и умолил его остаться и заложить «в отечестве его, близ Звенигорода, идеже есть место зовомо Сторожи», новую обитель. Савва основал небольшой деревянный храм Рождества Пресвятой Богородицы (1377 г.) на горе Сторожевской, где некогда располагалась стража, охранявшая Москву от врагов, и недалеко от него поставил келью для себя. Согласно летописям, в 1395 году преподобный Савва благословил князя Юрия Дмитриевича на поход в Волжскую Булгарию (территория Орды). Поход завершился полной победой князя и взятием им 14 городов. После похода появились средства, и были возведены каменные Рождественский собор в Сторожевском монастыре и Успенский храм на Городке в Звенигородском кремле.
Рядом с памятником расположен храм Александра Невского в память императора Александра III. Храм открыт, но внутри идет ремонт.
А мы пошли по улице Московской, название которой связано с дорогой, соединяющей Звенигород со столицей. Дома, стоящие на ней, в основном деревянные. Некоторые довольно приличные, а некоторые прямо-таки развалюхи.
В Звенигороде в 1902 году родилась Любовь Орлова — актриса театра и кино, символ советского кинематографа. Она была любима зрителями. На Московской улице ей поставлен памятник, а культурный центр носит ее имя.
Наверное, в каждом российском городе есть мемориал в честь воинов, отдавших свои жизни в годы Великой Отечественной войны. Вечный огонь горит и здесь, в честь погибших звенигородцев.
А мы, не спеша, дошли до Вознесенского собора.
Это новый собор. На месте нынешнего, каменного, некогда была деревянная Вознесенская церковь. Каменная же Вознесенская церковь была построена в 1792 году с тремя приделами: Вознесение Господне, Толгская икона Божьей Матери и святителя Николая. А чуть позже здесь же построили колокольню. В 1812 году Вознесенский храм сильно пострадал: французская армия Наполеона вынесла почти все ценности. Со временем эту утрату восстановили. Но после революции, в 1922 году Вознесенский храм опустошили и закрыли. Потом здесь хранили зерно, был гараж, а весной 1941 года церковь разобрали, и на месте церкви остался пустырь. А потом снова все возвращается на круги своя: в 1998 году была поставлена небольшая памятная часовня, а в 2003–2007 годах на старом месте была выстроена новая кирпичная церковь с теми же тремя престолами.
Росписи на стенах и потолке очень яркие, понятно, что новодел, но мне понравились.
В Музей русского десерта мы заходить не стали, решив, что можем сделать это на обратном пути. А дорога привела нас к Городку, это древний Звенигородский кремль. Проводя на этом месте археологические раскопки, ученые склоняются к мнению, что поселение возникло здесь все-таки в XI–XII веках и уже тогда было оснащено земляными и деревянными укреплениями. В конце XIV века проводились повторные фортификационные работы: валы были заполнены глиной и укреплены деревянными срубами. По верху вала в рост человека были поставлены дубовые стены, внутренняя сторона которых была выложена булыжником, а внешние склоны обложены глиной. Тогда же князем Юрием Звенигородским в центре этого кремля был возведен белокаменный собор Успения Пресвятой Богородицы. Он простоял в неизменном виде 400 лет! В XIX веке к нему пристроили звонницу. В 1930-х годах храм закрыли (я уже перестала этому удивляться), и даже хотели его разобрать и построить на этом месте стадион. Научная и культурная общественность смогла отстоять этот памятник истории. Чудом эта древняя святыня сохранилась и в годы Великой Отечественной войны: линия фронта обогнула Звенигород. И уже в 1946 году здесь возобновились богослужения.
Сам собор сначала и не был виден за деревьями. От подножия звенигородского крепостного вала к нему ведет лестница. Потом начинается улочка с какими-то небольшими домишками, в конце ее — собор, а за ним поляны и лес. Когда-то это место и было центром Звенигородского княжества. Собор встретил нас в таком виде, его практически не видно из-за лесов и щитов.
Успенский собор реставрируется. Ну и хорошо! Сколько уже мы видели уникальных старинных разрушающихся храмов и усадеб, глядя на которые просто хотелось плакать. Но… внутрь можно было войти. Храм небольшой. Там нас встретили старинные иконы и фрески, возможно, Андрея Рублева!
Фрески украшают алтарные столбы и подкупольный барабан. Упоминания об этих фресках, закрытых иконостасом, впервые встречаются в литературе в 1847 году. В 1918 году сотрудники Комиссии по сохранению и раскрытию древнерусской живописи, которую возглавлял знаменитый художник и искусствовед И. Э. Грабарь, разобрали иконостас и собрали его так, что фрески уже были открыты для взора людей, входящих в храм. Конечно, фрески уже поблекли и частично разрушились.
«Беседа царевича Иоасафа с преподобным Варлаамом»
Также во время реставрационных мероприятий были найдены три знаменитые иконы кисти Андрея Рублева — Архангел Михаил, Спас Вседержитель, Апостол Павел. Они хранятся в Третьяковской галерее. В этом храме — копии.
В храме было тихо и безлюдно. Душевно. Образы на некоторых иконах были написаны в непривычной для нас манере: на ликах святых резкие темные тени, мы таких раньше не видели.
Напротив Успенского собора находится Богоявленская церковь. Сейчас это кирпичная церковь, построенная в 2003 году на месте деревянной, с целью ограничить количество служб в соборе и сохранить уникальные фрески.
По уже знакомой узкой улочке мы спустились вниз. У подножия крепостного вала бьет святой источник. А мы снова пошли пешком, вдоль дороги, теперь уже к Саввино-Сторожевскому монастырю, чьи купола иногда были видны за лесом. День был теплый и солнечный, с подругой мы давно не виделись, так что 2 километра пути не показались долгими.
И вот мы у белых стен монастыря, вернее, у Красной (Надвратной) башни со Святыми воротами. Красную башню украшают не очень хорошо сохранившиеся с XVII века киоты с изображениями Богоматери и преподобных Сергия и Саввы.
Влево уходит стена к Юго-восточной башне, а вправо к Северо-восточной. Стены и башни монастыря построены по типу крепостных стен, которые окружают монастырь: их протяженность 760 м, высота до 8.5 м, толщина до 2.7 м. Раньше было семь башен, сохранилось шесть. Время постройки 1650–1654 годы. Чтобы попасть на территорию монастыря, нужно идти вдоль стены направо.
Итак, Саввино-Сторожевский монастырь был основан преподобным Саввой, одним из первых учеников преподобного Сергия Радонежского, в 1398 году, по просьбе Звенигородского князя Юрия Дмитриевича, на горе Сторожи, у места впадения реки Сторожки в Москву-реку.
Пришедших к монастырю благославляет преподобный Савва. Автор композиции — скульптор Сергей Сорокин, 2007 год, памятник был поставлен к 600-летию кончины преподобного Саввы.
А мы через Северные проездные ворота входим на территорию монастыря. Надо сказать, что все сооружения отреставрированы и выглядят замечательно.
Слева — Трапезная, 1652–1654 годы. Первоначально здание имело 4 этажа и красивую большую столовую палату. В подклете, углубленном в землю на 6 метров, размещался ледник и имелся колодец глубиной 15 метров. На втором этаже располагалась кухня, вокруг которой были кельи для служителей. На третьем этаже находилась собственно столовая палата, площадью около 500 м². Отапливалась она проходившими в стенах трубами от кухонных печей. В верхнем этаже хранилась монастырская казна. В начале XIX века Трапезная была перестроена из-за обрушения верхнего этажа.
Напротив Трапезной находится беседка — часовня, построенная в 1998 году на сохранившемся фундаменте церковного алтаря древнего храма преподобного Иоанна Лествичника. Храм был возведен возле монастырских больничных корпусов по указу царя Алексея Михайловича и разобран из-за ветхости в конце XVIII века.
Второе возрождение монастыря произошло при царе Алексее Михайловиче. В 1650 году он издал указ о строительстве нового монастырского комплекса, внешний вид которого сохранился до наших дней. Алексей Михайлович избрал монастырь своей резиденцией. Здесь были возведены царский дворец и Царицыны палаты. В 1652 году по инициативе Алексея Михайловича состоялось обретение мощей преподобного Саввы Сторожевского. Монастырь получил статус Лавры первым в истории Руси. С именем Саввы связано множество чудес. Первое — это спасение преподобным Саввой царя Алексея Михайловича от медведя во время охоты.
Дворец Алексея Михайловича был возведен в 1650-х годах и неоднократно перестраивался. Это было одноэтажное строение длиной около ста метров из семи комнат с отдельными входами. Центральную часть занимали покои царя. Царь обычно приезжал сюда на богомолье с большой свитой. Окончательная отделка и украшение дворца относятся ко времени правления царевны Софьи, при которой в 1687 году надстроили второй этаж. Дворец сильно пострадал от пожара в 1721 году и долгое время стоял без кровли. Здание было восстановлено при императрицах Елизавете Петровне и Екатерине II, которая подписала Указ о создании в нем семинарии. В стенах дворца неоднократно бывал и император Александр II. В XIX веке на верхнем этаже дворца находились парадные залы с галереей с портретами всех русских царей, начиная с Ивана Грозного.
После Великой Отечественной войны помещения дворца были заняты военным санаторием. В 1970–1980-х годах на верхнем этаже располагалась художественная галерея народного художника России Бориса Яковлева. Сейчас во дворце находятся: приемная наместника, классы богословских курсов, библиотека, паломническая служба и монастырские лавки.
Существует легенда, что, когда в 1812 году во дворце царя Алексея Михайловича остановился французский полководец (пасынок Наполеона) Евгений Богарне, ему во сне явился преподобный Савва и обещал сохранить жизнь, если тот сохранит от разрушения и поругания обитель. Еще было предсказано, что его дети будут жить в России. Просьба Саввы была выполнена, обещание тоже: Богарне остался жив, а его потомки даже породнились с царской семьей и жили в России.
В центре монастырской территории, на большой зеленой поляне, возвышается белокаменный собор Рождества Пресвятой Богородицы, возведенный в 1405 году в традициях владимиро-суздальской архитектуры. Храм увенчан одной главой.
В XVI веке к нему был пристроен придел преподобного Саввы с небольшой главой. Украшением храма является резной белокаменный узор наверху под куполом и резной пояс на середине фасада.
Внутри на стенах сохранились фрагменты фресок, написанных учениками Андрея Рублева. Иконостас выполен мастерами по заказу царя Алексея Михайловича. Фотографировать нельзя (да и не хотелось), вот только один раз.
В соборе находится рака с мощами преподобного Саввы Сторожевского. Первое обретение мощей было совершено в царствование Алексея Михайловича в 1652 году. Они были поставлены в соборе справа, у южных врат, ведущих в алтарь. В мае 1918 года сюда прибыл с мандатом продкомиссара Константин Макаров. Его отряд реквизировал у Саввино-Сторожевского монастыря хлеб, а заодно попытался вскрыть раку с мощами преподобного Саввы Сторожевского, что стало причиной Звенигородского мятежа. Участники мятежа убили Макарова и ещё двух коммунистов, но подошедший вскоре вооружённый отряд из Дедовска подавил восстание. Мощи были увезены на Лубянку. В 1998 году во время празднования 600-летия монастыря мощи преподобного Саввы были торжественно перенесены в основанный им монастырь.
Но наверное, самым ярким и заметным строением в монастыре являются так называемые Царицыны палаты. Они расположены напротив дворца Алексея Михайловича по другую сторону от Рождественского собора.
Палаты были построены в середине XVII века для супруги царя Алексея Михайловича — царицы Марии Ильиничны Милославской. Будучи на богомолье в монастыре, здесь останавливалась и вторая жена Алексея Михайловича царица Наталья Кирилловна Нарышкина. Сохранилось подлинное крыльцо Царицыных палат, сложенное из белого камня и красного кирпича и украшенное белокаменной резьбой.
Крыльцо массивное, но очень красивое. Таким нарядным, разноцветным узорочьем, напоминающим праздничный убор знатной женщины, по-видимому, подчеркивалось, что палаты были предназначены для царицы.
Сейчас в Царицыных палатах располагаются экспозиции и выставки Звенигородского историко-архитектурного и художественного музея. В северной части дворца реконструированы интерьеры Передной (Приемной), Светличной и Трапезной палат знатной женщины XVII века. Мы побывали на этой выставке.
Царицыны палаты построены у парадного входа (Святые ворота в Красной башне), чтобы царица со свитой могла войти в свои палаты, не проходя на территорию мужского монастыря. Кроме того, Царицыны палаты соединены коридором с Троицкой надвратной церковью, где царица могла молиться, опять же не попадая на территорию мужского монастыря. Братия монастыря и царь со свитой молились в Рождественском соборе.
На следующем слайдшоу фото подклета рядом с Царицыными палатами, который соединял парадный вход с площадью монастыря. Здесь тоже есть фрески. Но так как это находится на открытом воздухе, то состояние их плачевное.
Звонница — это красивое и самое высокое здание обители, построенное в 1652 году (зодчий И. М. Шарутин). Она украшена несколькими башенками с декоративными шатрами. На втором ярусе находится небольшая церковь во имя преподобного Сергия Радонежского.
В звоннице было 16 колоколов разного размера. В 1668 году колокольню украсил самый большой колокол, весивший почти 35 тонн и отлитый прямо на территории обители московским колокололитейщиком А.Григорьевым. Он получил название — Благовест: по свидетельству очевидцев, звон у него был такой густой и мелодичный, что слышен был даже в Москве. В XVIII веке изображение Благовеста появилось на гербе Звенигорода. В 1930 году часть колоколов сняли и отправили на переплавку. В 1941-м году дошла очередь и до Благовеста. Но аккуратно снять его не смогли и сбросили (или даже взорвали), он упал и повредил звонницу. Нынешний благовестный колокол отлит в Воронеже и установлен на звонницу к пасхе 2004 года. А от старого Благовеста уцелело несколько деталей, в том числе половинка языка.
Напротив Звонницы находятся руины от фундамента надвратной церкви преподобного Сергия Радонежского.
Осмотрев монастырь, мы решили сходить на выставку «Покои боярыни XVII века» в Царицыны палаты (билеты можно приобрести при входе в монастырь).
Комнаты небольшие, в них расписные потолки и стены. Немного предметов интерьера и посуды. В стенных нишах — печурах — хранились книги, посуда, украшения. Мне показалось, что гланое в интерьере — это печь.
Справа из сеней — Трапезная.
Дальше за ней анфиладой — Приемная комната.
С другой стороны сеней — Светличная, здесь женщины занимались рукоделием. На втором фото в слайдшоу видны ажурные металлические стойки с палочками, это лучины (видимо, экономили на свечах).
В каждом переднем покое стояла печь: муравленая, то есть зеленая, или многоцветная. Топились печи со стороны хозяйственных помещений или из подклетов. Мне они понравились больше всего.
Мы обошли территорию монастыря, настроение было умиротворенное. Нам здесь понравилось.
Пошли к выходу — пора уже было и покушать. Перед входом в монастырь мы видели нарядную бревенчатую трапезную с верандой. Но не дошли: аромат свежеиспеченного хлеба заставил нас свернуть к Провиантской башне. На первом этаже продавалась всевозможная свежайшая выпечка. Мы поднялись на второй этаж. Нас «встретили» бояре да дворяне, «вкушающие» за столом.
Кафе небольшое, столики расположены как бы в нишах, около окон с яркими витражами, очень нарядно. Но оплата здесь и на первом этаже только наличными или переводом.
Работница, несмотря на запрещающую табличку, почему-то предложила нам подняться на третий этаж, посмотреть. Там тоже помещение для кафе, оформлено совсем по-другому, тоже красиво. Нарядная стойка, нарядные столешницы.
Вкусно покушав, мы вышли из монастырской ограды и пошли на смотровую площадку. Перед нами открылись широкие русские просторы.
Провиантская башня с внешней стороны выглядела так:
А мы вдоль стены пошли к Колодцу преподобного Саввы Сторожевского.
Колодец был выкопан Саввой в 1400 году. Впоследствие здесь открылся источник. Вода считается чудотворной.
Еще мы, естественно, зашли в сувенирный магазин. Разве можно уехать из Звенигорода без звонкого колокольчика!
Теги:
Самостоятельные путешествия, Культурно-познавательный туризм