Турист Андрей Смирнов (SAY)
Андрей Смирнов
был сегодня 14:21

Москва — Россия Сентябрь 2021

В годы моей юности была очень популярна австралийская диско-группа Би Джиз (Bee Gees). На пике своей мировой популярности в 1977 году они выпустили долгожданный «живой» концертный альбом «Here At Last… Bee Gees… Live», что можно перевести как «Наконец-то мы здесь… Би Джиз…живьем». Вот и я решил назвать свой отзыв о долгожданной длинной поездке в Москву похожим образом, поскольку очень долго мы ждали такой возможности — приехать в Москву относительно надолго, спокойно погулять и посмотреть то, что нам интересно.

Предыдущая зимняя поездка в этом смысле оказалась скомканной, поскольку и времени было заложено меньше, и цель была другая да и погода вмешалась https://www.tourister.ru/responses/id_33595 . Неизменным осталось одно — любимые родственники не видели другого варианта приезда, кроме как сначала к ним на дачу, а дальше — как хотите. Поэтому появилась новая страница в истории наших поездок — на автобусах, поездах, паромах и самолетах до места добирались, а на автомобиле — никогда. Накануне они приехали к нам, а уже рано-рано утром мы все вместе загрузились в харизматичную и агрессивную Тойоту и двинулись сначала по новой трассе М — 11 до Твери, а оттуда по сильно отличающемуся от нее шоссе до Можайска.

Ехали весело и я, чтобы водителю было не скучно и не хотелось спать, всю дорогу бодрствовал и вовсю крутил головой изучая новую для себя реальность. Особенно интересным для меня было изучение названий пролетающих мимо населенных пунктов, речек и ручьев. Великий Могучий Русский Язык! Чего я только не увидел: Напрудное, Мозжарино, Суватель, Издетель, Желомеено, Тьяра, Слободка Бельцы, Микулино городище, Немки, Мжуть, Малое Крутое и, наконец, апофегей — ПЬЯНКИНО!

Боже! Кто? Почему и по каким поводам и основаниям это напридумывал? В конце рассказа я снова коснусь этой темы.

Ехали мы почти 7 часов и прибыли на замечательную дачу недалеко от Можайска. Планов никаких особо не было, но вдруг возникла тема — а поехали в Бородино! Легендарное поле русской военной славы находится всего в 40 километрах и на воскресенье там планировались праздники, реконструкции и т. п. Но общая отпускная расслабленность и вот такие природные катаклизмы нас «отговорили».

Поэтому, коротко, наш быт выглядел вот так:

Москва... наконец-то мы здесь... целых 5 дней

Во вторник утром мы распрощались с гостеприимной дачей, но не с гостеприимными хозяевами, которые взвалили на себя тяжкий труд доставить нас до гостиницы. А сложность состояла в том, что до Москвы мы ехали час, а по самой Москве — еще полтора. Строят в Москве дороги, строят, а вот такая ситуация вполне привычна, особенно в центре города.

И вот, по логике, настал момент рассказать об отеле, в котором мы остановились. Он называется «Садовое Кольцо 4 *" и находится в начале проспекта Мира недалеко от Сухаревской площади.

Жена, как всегда, долго и придирчиво выбирала варианты и остановились мы на этом по причине его заманчивого расположения и приемлемой стоимости. Номер «люкс» нас ждал и выглядел вот так.

Кроме услуг в номере меня привлек СПА комплекс, куда входил бассейн, 2 сауны, хамам и несколько душей с разными насадками для массажа. Народу было мало, все работало и я там хорошо расслаблялся по вечерам перед ужином.

У нас были оплачены завтраки, которые проходили в пафосном ресторане, но были достаточно простыми и легкими. Однако, нам вполне хватало.

Из дополнительных положительных впечатлений отмечу ежедневную смену белья, а из отрицательных (чтобы уж все по-честному) — дурацкий экран в ванной и запах дыма от соседей курильщиков, который проникал в ванную по вентиляции. Если подвести краткий итог — отель нас вполне устроил и не разочаровал. А вот теперь можно начинать рассказ по сути.

Как я уже говорил, в Москву я ездил часто — за последние 1.5 месяца 5 раз, но все на день — два, по работе. А ведь Москва — большой город, там есть что посмотреть и о чем узнать:)) Поэтому я запланировал около десятка разных объектов, которые, по моему мнению, должны были завершить для меня формирование города как туристического объекта.

Поскольку было уже обеденное время, то проблему питания мы эффективно решили в замечательном месте неподалеку от отеля, а именно — в модерновой столовке «Лепим-варим», которая предлагала около десятка разных видов пельменей со скидкой 20% в будни. У нас в Петербурге есть их аналог, но предложенное меню отличается. В итоге, мы обедали там дважды и остались довольны вкусом и ценой.

Москва... наконец-то мы здесь... целых 5 дней

На первый вечер у меня была запланирована прогулка по Сретенскому бульвару и до Красной площади. Первым объектом для осмотра стал дом «Китайская шкатулка» — очень необычное здание с интересным наполнением.

Далее прошли Чистые пруды, посмотрели на «застенчивые ивы» и тут я совершил ошибку — мы повернули не туда и двинулись в сторону Земляного вала. Правда, по пути увидели много нового, поскольку дошли до необычно оформленного ТЦ «Атриум» — тамошние граффити были для меня интересны.

Уже в ходе прохождения по этому маршруту я выделил для себя необычные для Петербурга с его прямыми «першпективами» особенности архитектуры Москвы. Во-первых — жуткая эклектика, когда дома и домики разного стиля, вида и размера просто прилеплены друг к другу.

И вторая примета древней столицы — огромное количество церквей и соборов, которые частенько настолько сливаются с более современной застройкой, что их и не видно. Вот примеры.

Наконец, я понял свою ошибку, мы вернулись к Покровским воротам (а где ж они?) и пошли верной дорогой к Китай-городу. Опять-таки, с детства мое воображение пыталось представить образы, вызываемые такими чисто московскими названиями, как Петровка, Маросейка, Варварка, Сухаревка и т. д. и т. п. Действительность оказалась прозаичной — ну улочки, ну переулочки вроде этого.

Москва... наконец-то мы здесь... целых 5 дней

К сожалению, в их аутентичный внешний облик все чаще вторгаются высоченные новоделы, глядя на которые представляешь себе что угодно, но не старую Москву, которую хотел бы увидеть и узнать. Таким неспешным порядком мы дошли до парка Зарядье, немного там погуляли и, в сгущающихся сумерках, поехали домой уже на метро.

Дома поужинали салатиками из Азбуки Вкуса и отдыхать, поскольку за день прошли 20 500 шагов.

Следующий день мы начали с долгожданного — Оружейной палаты. У меня с детства была мечта — побывать в Алмазном фонде и в Оружейной палате. И вот она реализовалась. Билеты, по опыту зимней поездки, я купил на определенный сеанс заранее. И мы решили идти туда из гостиницы пешочком — для лучшего погружения в город. Маршрут был простым и понятным и мы, к счастью, вышли сильно заранее. Шли не торопясь и наблюдая вот такие приметы старинного российского города.

Около 11 часов мы были у ворот Александровского сада и тут — шок. Все кругом перекрыто, никого никуда не пускают и гонят в обход — в Манеже проходит Финансовый форум и там ожидают первых лиц. Ничего себе! В итоге до касс Кремля мы добирались минут 30 выполняя противополицейский зигзаг и размахивая ваучером на билеты в Оружейную палату. Добрались, а тут еще и Боровицкая башня на ремонте — снова беги в обход. Короче, сильно порадовались, что вышли заранее. Но и удивились — хоть в билетах и было обозначено время сеанса, но никакой экскурсии не предусматривалось и нас просто пропустили на самостоятельный осмотр. Ладно, с пенсионной скидкой за 500 рублей на двоих да с фотосъемкой — не обидно.

В итоге было довольно интересно. Я, почему-то, думал, что там, в основном, оружие и немного прочих ценностей. А оказалось наоборот — всего 2 зала с доспехами, ружьями и саблями, а остальное — драгоценности, костюмы, кареты и, наконец-то — Шапка Мономаха!

Сбылось!

Гуляли больше часа, а когда вышли «на волю» — оцепление уже было снято и мы за 10 минут дошли до следующего интересного для нас объекта — ГУМа и находящейся в нем Столовой № 57. Я как-то примеривался там пообедать, но очередь меня отпугнула. А тут все оказалось доступно и мы встали в архаичную очередь с подносами.

Москва... наконец-то мы здесь... целых 5 дней

Скажу сразу — восторга не испытали ни по качеству еды, ни по цене. Забавно было наблюдать, как некая большая компания обедала там сдвинув столы и запивая Советским шампанским местную жареную докторскую колбасу. :)) А мы за два горячих с гарниром, два салата и морс заплатили 875 рублей. Для завершения впечатлений о «московском советском изобилии» зашли в Гастроном № 1 и посмотрели издалека на продаваемую там черную икру.

Как нам показалось, основными покупателями в ГУМовских бутиках и посетителями тамошних пафосных кафе, типа «БарБоско» были угнетенные жительницы Ближнего Востока, судорожно сжимавшие в кулачках по 2 мобильных телефона. Их тамошние цены не отпугивали. Насытившись едой и впечатлениями еще успели осмотреть необычные (а какие там еще могут быть?) инсталляции и просто очень красивые газоны.

Вернулись домой, отдохнули и пошли догуливать. На этот раз доехали до Парка культуры, перешли мост и углубились в пространство Музеона. Я там уже бывал, а для жены тамошние скульптуры, дорожки и панорамы были в новинку.

С опасениями прошли почти вплотную к «шедевру» неадекватного скульптора и примкнувшего к нему тогдашнего мэра, разрешившего это безобразие — памятник Петру. Мне кажется, что в него вбухали годовой запас бронзы, имевшийся тогда в стране. А результат?

Примерно такой же, как от расположенного недалеко другого примера, но уже современного т.н. искусства про который говорят: «на Г…, но не глина». Хотя называется он «Большая глина № 4» художника-провокатора Урса Фишера.

Приведу цитату из одного из «блогеров» — я их за авторитетов не считаю, но здесь все достаточно откровенно и понятно: «В этом списке вызывавших протест статуй забыт важный пункт — памятник Петру Первому работы Зураба Церетели. А именно с ним соседствует объект Фишера на Болотной набережной. Практически как со статуей Давида во Флоренции. Но если «Давиду» эта самая «Глина» противостояла (как и всей окружающей возрожденческой архитектуре), то с Петром они составляют некий созависимый дуплет. Петр не контрастирует со скульптурой Фишера, а скорее поддерживает и тем самым оглупляет ее. Кажется, что ну окей, раз то безобразие было возможно — возможно и это. «

Гораздо больше порадовало создающееся рядом новое креативное пространство от Центра современного искусства ГЭС-2 — вот такой пример парка вместо индустриального объекта.

Москва... наконец-то мы здесь... целых 5 дней

Поскольку мы люди традиционного воспитания и восприятия, то не смогли удержаться от одного из традиционных для всех туристов акта — фотографий вот этой панорамы города Москвы с экстраполяцией от старого (Храм Христа Спасителя) к новому (Москва-сити).

На этом программа второго дня была исчерпана и мы поехали домой отдыхать, пройдя за день 29 600 шагов.

На следующий день была запланирована еще одна долгожданная цель — усадьба Кусково. Туда тоже купил комплексный билет заранее и выбирал ее по критериям легкой доступности (ст. метро «Рязанский проспект» и оттуда на автобусе № 133 шесть остановок.) и интереса к тамошней, близкой к нашей, северной, архитектуре. Во время поездки оценили еще одно достойное транспортное отличие Москвы от нас — за поездку в метро с карты «Тройка» сняли 42 рубля, а при пересадке на автобус — только 24. Экономично и удобно. А у нас одна поездка в неразвитом метро стоит 60 рублей.

Что интересно, этот музей показался нам как-то невероятно плохо организованным. Хоть касса у входа есть, но посетителей заставляют стоя рядом с ней покупать билеты через интернет. В стоимость комплексного билета (500 рублей для двоих пенсионеров) входит посещение трех объектов и в КАЖДОМ нам измерили температуру и проверили наличие QR кода, хотя в остальных, цивилизованных местах, о них даже не спрашивали. Первым делом зашли в небольшой парадный дворец. То ли время было раннее, то ли погода мрачная, но он произвел на нас не очень радостное впечатление. А тут еще смотрительницы, которых больше, чем посетителей, сидели в залах в пальто и шапках и выглядели не очень приветливо.

Ну, ладно, пошли дальше. Прогулялись по аллеям и с грустью увидели, что большая часть кустарников и деревьев поражены каким-то грибком или болезнью, что плохо. У нас, местами, тоже деревья желтеют, но здесь, прямо, как-то очень массово. Прошли по территории, заглянули в боскеты, а во второй объект — Американскую оранжерею решили не ходить. Осмотрели тамошние новоделы — Голландский и Швейцарский домики

и двинулись к главной жемчужине — Гроту. Вот уж признаюсь — такого не видел нигде. Идея отделки интерьеров различными раковинами и ракушками (более 20 видов из 4 морей), картины и скульптуры из того же материала произвели очень сильное впечатление. Начал все исступленно фотографировать на аппарат, а тут смотрительница говорит: «А у нас фотосъемка платная», Я извинился и стал убирать фотик, но она добавила: «А на телефон можно бесплатно». Супер! Так что фотографии оттуда различного формата и качества. Очень посмешили пояснения к экспонатам, пришедшие из тогдашних времен. Вот почитайте про скульптуры. Да и повеление князя Шереметева о допуске на свою территорию тоже выглядит забавно.

Тамошний сад напомнил нам Версаль в миниатюре и мы сделали вывод — до наших пригородов здешним красотам далековато будет. Хотя у нас дворцы в пригородах — царские, а здесь, всего лишь, княжеские. Но в то время Шереметевы или Юсуповы были, даже, побогаче Романовых, но меру в роскоши знали и понимали.

Погуляли там часа полтора и поехали выполнять следующий пункт обязательной программы — обедать. Да не где-нибудь, а в «Депо».Это первое в стране «гастрономическое пространство», открытое в 2019 году в здании бывшего троллейбусного парка недалеко от Белорусского вокзала. Позиционируется как крупнейший в Европе фуд-молл с 27 000 посетителей ежедневно. У нас сейчас этот формат тоже активно развивается, но в ТЦ и на рынках. А здесь — колорит и территория позволили разместить отдельные пафосные рестораны с парковками, заполненными лимузинами и спорт-карами и общедоступный фуд-корт с 75 ресторанными концепциями и кухнями разных стран.

По совету нашей родственницы — завсегдатая тех мест, остановились на вьетнамском заведении, где заказали себе фо бо, фо го (разновидности супов на говяжьем бульоне с лапшой, мясами, разными острыми приправами — лайм, перчик, имбирь, пророщенные зерна), рулетики с креветками и, как вершину ожиданий, банку холодного вьетнамского пива. Это обошлось нам в 2100 рублей, но того стоило. Целиком справиться с порциями мы не смогли, так что самое вкусное забрали с собой на ужин.

Интересно было заметить, что рядом с метро, где расположен комплекс офисных зданий, снимались сцены из любимого фильма про то, о чем говорят мужчины. Чтобы минимизировать ущерб от обильной пищи пошли домой пешком — по Тверской и Садовой. Шли с трудом, долго, но по пути отмечали разные интересные места и объекты.

Дома отдохнули — и снова в путь — на Арбат. Не искали легких путей и шли туда от Киевского вокзала, опять же крутя головами и встраиваясь в ритм города. Он напрягал, особенно — обилием автомобилей. Но дошли до Арбата — а там уже обилие народу — дело было к вечеру.

Удивило и обилие памятников, в том числе «нашему все» А.С Пушкину напротив дома, где он прожил менее 3-х месяцев. Умеем ценить гениев!

До дома доехали уже в потемках, пройдя 23600 шагов.

На следующий день опять потянуло на культуру и мы второй раз за 7 месяцев пошли в Третьяковку — показалось, что в тот раз «не досмотрели». Поскольку новизны поубавилось, то гуляли там полтора часа и я для себя решил посчитать — сколько картин я знал, видел раньше или они мне знакомы из каких-то других источников. Получилось 80. Не знаю — много это или мало? В этот раз больше всех понравился вот этот фантастический портрет княжны Трубецкой крепостного художника Сергея Зарянко.

Москва... наконец-то мы здесь... целых 5 дней

Выйдя из галереи пошли в сторону Кремля, вышли на набережную Водоотводного канала с мини-Петергофом, внимательно рассмотрели скульптурную группу «Дети жертвы пороков взрослых» Михаила Шемякина. Сильно. Возмущает.

Путь наш снова лежал в Зарядье — хотелось подольше там погулять и все хорошенько рассмотреть. Погуляли, посмотрели, но уж больно было жарко да и дождь собирался, так что и мы домой засобирались.

Дождь, таки, собрался и мы пережидали его дома, а как распогодилось — гулять. Куда — в давно ожидаемое место — на Патриаршие. Тоже культовое место со студенческих времен, когда зачитывались «Мастером и Маргаритой». А на практике… Небольшой пруд с темными аллеями, пятничная вечерняя тусовка в многочисленных кафе и ресторанах и, почему-то, памятник Крылову с его персонажами… Не знаю, как-то не вдохновило.

Решили продолжить маршрут по интересной Поварской улице, на которой я часто бывал по работе, дошли до Нового Арбата — и домой, баиньки. И это после 22 400 шагов.

В субботу Москва начала скромно праздновать свой очередной день рождения, что вылилось в установку вот такой цветочно-травяной экспозиции на площади Революции.

А мы поехали «по классике» — на ВДНХ.

Жена была там в глубоком детстве, я сравнительно недавно, но посмотреть, все равно, хотелось. Ну, что сказать… Мы воспитаны в Советском Союзе на идеалах дружбы, братства и стремлении к недостижимому тогда изобилию. Сейчас многое в мире изменилось и эти идеалы не являются доминирующими (кроме третьего), так что приехали туда поностальгировать. Чистенько, просторно, узнаваемо, музыка хорошая (советская) играет, но и много нового. Зашли на пробу в павильон Белорусской ССР — по сути, банальный магазин белорусских товаров. Но внешнее оформление — блестящее. То же и с другими объектами, в первую очередь — среднеазиатскими павильонами.

Рядом с одним из них «послышалось пенье заунывное» ©, которое оказалось выступлением экзотического мужского хора из ОАЭ. Долго ждали, когда же они закончат и что будет дальше, но их караван все шел и шел и новой песни мы не дождались.

Москва... наконец-то мы здесь... целых 5 дней

Прогулялись до фонтана, порадовали Амброзиуса красивыми видами (уж очень просил и по нему видно, что доволен)

и решили проехать до Ботанического сада — всего-то одна остановка на метро. Вышли, спросили у местного экскурсовода, собиравшего старушек на прогулку — где тут сад? Она очень удивилась, типа, ну вы нашли где выйти. Выяснилось, что название станции — обманка и идти оттуда до Ботанического сада еще минут двадцать. Мы решили не напрягаться, а погулять по расположенному рядом аккуратному «Саду будущего».

Понравилось — чисто, функционально, много детских площадок с коворкингом для детей и их родителей. Есть небольшая «экологическая тропа», пруд с лебедями.

Короче, прочистили легкие кислородом и вернулись домой — обедать. Для этого выбрали заведение «Продуктовая лавка братьев Караваевых». Интересный формат, надо только учитывать, что цена блюд указана за 100 граммов и разогревают еду в микроволновках. Но мы не роптали, а спокойно пообедали и пошли домой на заключительный отдых. Прошли около 20 000 шагов.

Уезжали мы в воскресенье в 13 часов, поэтому решили успеть утром посетить еще один близлежащий объект — Аптекарский огород. Вот уж не ожидал увидеть в самом центре города такой оазис.

Билеты для двоих пенсионеров стоят 500 рублей (для сравнения, в Третьяковку — 600). Очень много интересных растений, объектов, инсталляций. Только мельком заглянули в оранжереи и на выставку бабочек. По хорошему, там бы погулять часика три, но мы уже торопились уезжать.

Успели только вернуться к осознанию Великого и Могучего, посмеявшись над вот такими примерами.

Но здесь вопроса Кто? не возникает — понятно, что ботаники — затейники. Но что они при этом пили — курили — вопрос:)) Быстро собрались, за полчаса доехали до вокзала и поехали домой на быстром «Сапсане». Амброзиус очень радовался поездке и не отрывался от окошка внимательно рассматривая незнакомую ему природу Средней полосы.

Редко это делаю, но сейчас решил дополнить рассказ несколькими фотографиями, которые не укладываются в общую канву рассказа. Однако, лимит на размещение фотографий заставляет разместить их все вместе, а пояснения дать отдельно. Итак: 1.Единственный раз я видел, как тротуар моют с мылом в Кельне. А тут — центр Москвы. Зачет! 2.Оказывается и Москва подвержена стихийным бедствиям. 3. Да, такие граффити должны сохраняться веками. До следующего успеха сборной. 4. Очень позитивный магазин на Арбате. 5.ИМХО, чисто московский текст, написанный на языке тех, кто бросает бычки не в мусорку, а в палисадник. 6. Еще раз говорю — в московском метро все совсем неплохо организовано. 7. Это синагога. Ну что, идут в ногу со временем. 8. В самом центре Москвы, на многолюдном Арбате вот так открыто и явно расположено «логово братского народа» — культурный центр Украины.

Вот перечитал отзыв и вижу — получилась классическая «бродилка». Но я не огорчен и вот почему. Я решил посмотреть на одном популярном туристическом сайте статистику рассказов, посвященных Москве и Санкт-Петербургу. Очень удивился, что количество таких рассказов, примерно, одинаково — 1100 против 1097. Но вот в чем разница — о Петербурге пишут, в основном, приезжие туристы, а про Москву — местные знатоки. Так что, надеюсь, что мой рассказ в таком формате станет вкладом в «кладезь советов» и даст дополнительный толчок именно для тех, кто в Москву только собирается. Они не пожалеют.

Спасибо за внимание. Авторы.

Москва... наконец-то мы здесь... целых 5 дней

✔️ Отели на сайте Т-Банка — ищите и бронируйте жилье онлайн, оплачивайте картой Т‑Банка и получайте кэшбэк.