Либеталер Грунд (Liebethaler Grund) впервые возник в планах посещения в 2018 году, но тогда не сложилось. Потом в августе 2021 в парке миниатюр «Маленькая саксонская Швейцария» увидели памятник Рихарду Вагнеру и решили посмотреть оригинал. И вот в середине сентября мы приехали в Либеталь и отправились на поиски «Вагнера».
В Либетале организованы бесплатные парковки для желающих прогуляться по так называемой Тропе-поэтов-музыкантов-художников (Dichter-Musiker-Maler-Weg).
Мы оставили машину на парковке N2,
у бывшей целлюлозно-бумажной фабрики.
Там сохранилась мемориальная доска с надписью:
«Здание целлюлозно-бумажной фабрики, построенное в сентябре 1886 года на месте старой красочно-шлифовальной фабрики, сгорело. 11 ноября 1920 года отстроена, как фабрика по производству кожаного картона инженером Ф А. Цахариасом (Dr. Ing F. А. Zacharias) и сдана в эксплуатацию в августе 1921 г.
Будем стремиться вперед в профессиях нобогобоязненно, экономно, честно и усердно.»
Поначалу, мы двинули в обратном направлении от Либеталер Грунда (навигатор обманул), но местное население доброжелательно отправило нас верной дорогой.
И тут уже вход в Либеталер Грунд (Liebethaler Grund).
«Liebenthaler Grundt» (es), впервые упоминается в документе 1527 года, и на протяжении веков был связан с добычей песчаника. Гидроэнергетика также использовалась на раннем этапе различными заводами, а с 1894 года была построена электростанция муниципалитета Копиц. В конца 18 века долина превратилась в популярное место для экскурсий и долгое время была западными воротами в Саксонскую Швейцарию.
В этом месте на Везенице (Wesenitz) устроены шлюзы.
Изначально ущелье было намного уже. Но многовековая добыча камня расширила его. Постарались и наводнения. Эта пешеходная тропа была проложена в 1841 году.
Неожиданно вышли к Электростанции в Либеталер Грунде.
Она находится ниже Лохмюле, на так называемой Вороньей глубине (Rabenteufe). Община Копиц (Copitz) приобрела участок для строительства электростанции Копиц в 1890 году, и построила её в Мюльсдорфер коридоре (Mühlsdorfer Flur). Электростанция обошлась в 30 000 марок, её запустили в1894 году, одной из первых в здешних местах.
Электричество вырабатывали две турбины по 80 и 150 л.с. Генераторы от 220 В / 50 Гц-100 кВА, вырабатывали однофазный переменный ток. С 15 декабря 1894 года появился свет на улицах, в столовых, в частных квартирах, во дворах, на лестницах и даже в конюшнях и подвалах! Производство электроэнергии было остановлено примерно в 1970 году.
Место сказочное.
Про памятник Рихарду Вагнеру (Richard-Wagner-Denkmal) в Либеталер Грунд (Liebethaler Grund) я уже докладывала.
Хозяин Лохмюле, выделивший на своей территории скалу под памятник не прогадал — популярность маршрута возросла. Да и сама Лохмюле стала популярной, благодаря Вагнеру.
Мельница Лохмюле (Lochmühle) впервые письменно упоминается в документе 1559 года. В 1681 году её разрушил камнепад, перестроили в 30 шагах выше по течению.
Работа мельницы оказалась сложной, о чём свидетельствуют многочисленные смены собственников. В отличие от других мельниц в Саксонской Швейцарии, семейный бизнес не мог обосноваться в Лохмюле, известно, что с 1561 по 1681 год сменилось по крайней мере семь разных владельцев. Трудности были в том, что мельница буквально находилась «в яме», и добраться можно было только пешком по крутым тропинкам и лестницам из Мюльсдорфа и Даубе.
Долгое время не было возможности перевезти его туда и обратно на лошадях и телегах. Лишь в 1799 году была проложена дорога из Мюльсдорфа в Лохмюле, проехать по которой по-прежнему было крайне сложно из-за ее крутизны.
Мешки с зерном и мукой обычно привозили из долины не на лошадях и телегах, а на ослах. Расположение в ущелье также означало, что у мельников не было побочного сельского хозяйства, потому что не было ни полей ни лугов.
До завершения строительства железной дороги в долине Эльбы (1851), путь из Пильница через Граупу и Лохмюле на Ломен и Бастай был основной туристической дорогой в Саксонскую Швейцарию.
Туризм превратился для мельника «Лохмюле» в достойный дополнительный доход. Крутой ступенчатый путь, ведущий от мельницы к Даубе, был расширен в 1820 году владельцем озера Лохмюле. В 1882 году проложили пешеходную тропу от Лохмюле до Даубемюле (Daubemühle) — Мельничный променад (Mühlenpromenade). В 1828 году Лохмюле сгорела, но сразу была отстроена и расширена. В 1842 году Шрайтер (мельник) получил разрешение управлять на мельнице и гостиницей. Среди гостей мельницы также были художники, поэты и композиторы, и с тех пор существуют многочисленные исторические изображения озера Лохмюле.
В канун Нового 1880 года с последним владелецем Лохмюле произошел несчастный случай со смертельным исходом — он погиб в колесе своей мельницы. После этого перемолка была остановлена, и Лохмюле использовалась исключительно как гостиница, но достаточного дохода это не приносило.
В 1989 году мельницу планировалось переоборудовать в частный дом отдыха с рестораном. Однако в ходе объединения Германии про планы забыли и мельница пустовала и пришла в упадок.
В 2015 году появился инвестор, но дело это не скорое.
Так что смотрим на водопад и по променаду к Даубемюле.
Первое упоминание о Даубемюле относится к 1465 году. В 1711 г. здесь было два цеха помола зерна и перловой крупы. С 1875 года здесь шлифовали дерево (Закрыта в 1925 г.).
Позже Даубемюле использовали для выработки электроэнергии. Турбины и генераторы были модернизированы и используются муниципалитетом Ломен для выработки электроэнергии (макс. 180 кВтч). Старый генератор вырабатывал электричество с 1916 по 1992 год и является историческим памятником техники в здании мельницы.
От Даубемюле мы поднялись в Мюльсдорф (Mühlsdorf).
Дальше в Пирну, к стоянке в Либетале.
Некоторые дворики разукрашены без всякой меры. Но старались же.
А это одна из старейших церквей Саксонской Швейцарии — церковь Либенталя. Впервые она упоминается в 1373 году.
На табличке есть телефоны, куда можно обратиться, чтобы зайти внутрь, но мы поехали в Граупу в надежде успеть в Дом Лоэнгрина …
Теги:
Самостоятельные путешествия, Культурно-познавательный туризм