После посещения бункера Сталина мы отправились в бар «На дне» через Иверский монастырь. По пути завернув в уютный сквер со скамейками и памятником Пушкину, расположенный за драмтеатром. Благодаря удачному месторасположения сквера отсюда открывается красивый вид на старинные здания Жигулевского пивоваренного завода, Иверский монастырь и Волгу.
В Иверский монастырь мы вошли через парадные ворота на Вилоновской.
Первое, что видит каждый входящий на монастырскую территорию, это, конечно же, стройная колокольня с надвратной церковью Св. Николая.
Долгое время Иверский монастырь не имел своей колокольни. Звонница представляла собой группу колоколов, закрепленных на четырех столбах. Денег на строительство колокольни не было, ибо шло строительство храмов, корпусов, мастерских, требующее больших капиталовложений. Но благодаря материальной помощи прихожан, которая выражалась и в денежном эквиваленте и в дарении больших партий кирпича, дело сдвинулось с места. И вот в конце 70-х гг. 19 века главные монастырские ворота украсились стройной и величественной 65-метровой пятиярусной и одноглавой каменной колокольней.
Иверская колокольня, сразу же после окончания ее строительства, стала признанным символичным украшением города, его «визитной карточкой».
Но эта колокольня новая. Она здесь появилась в 2011 году, взамен уничтоженной в 30-е годы. Колокольня, которая сегодня встречает туристов у входа на территорию обители, является точной копией уничтоженной при советской власти. И так же как уничтоженная, новая колокольня остается красивой городской достопримечательностью, видной из различных точек города и с Волги. Сегодняшнее сооружение снабжено современной ночной подсветкой и очень эффектно в темное время суток.
Прогулялись по монастырской территории, но внутрь храмов заходить не стали. Рассмотрели лишь часть некрополя по другую сторону часовни царственных страстотерпцев у стены Иерусалимского храма. Здесь находится надгробие Петра Алабина и единственное послереволюционное захоронение — могила протоиерея Иоанна Букоткина, покинувшего этот мир в 2000 году. Петр Владимирович Алабин — знаменитый самарский градоначальник. Удивительно то, что когда в советское время территорию монастыря разграбили, то его могила осталась нетронутой. Этот человек многое сделал для города и для этой обители. Его надмогильный памятник сохранился до наших дней.
По монастырской территории приятно гулять — она ухожена и засажена цветами. Вокруг строений высажены деревья и кустарники, разбиты многочисленные цветники. Благодать, да и только…
Через дорогу от монастыря расположен Жигулевский пивоваренный завод. Это одно из старейших действующих предприятий России. Построен он позже Иверского монастыря в 1881 году австрийским подданным Альфредом Филипповичем фон Вакано. Пивзавод заметно выделялся среди предприятий Самары своим архитектурным обликом, чистотой и порядком «доселе на наших заводах подобного рода не видимыми» — писал тогдашний городской голова П. А. Алабин (тот самый, что захоронен на территории Иверского монастыря). За более чем 130 летнюю историю своего существования, завод неоднократно реконструировался, постоянно наращивая мощности. Сегодня он производит 6 сортов пива: «Жигулевское», «Самарское», «Фон Вакано светлое», «Фон Вакано темное», «Фон Вакано 1881», «Фон Вакано Венское» и 4 сладких газированных напитков: «Груша», «Лимонад», «Саяны», «Буратино» и газированную питьевую воду «Жигулевские воды».
Корпуса этого старинного завода с более чем вековой историей хорошо сохранились. Красивые ворота для автотранспорта.
Доминантой этого красивого архитектурного комплекса безусловно является это высокое здание с четырьмя трубами — «солодовня».
В 2006 году на заводе была установлена мемориальная доска Альфреду Филипповичу фон Вакано.
Как я хотела бы попасть на экскурсию! Но, увы, в этот раз, как с бункером Сталина сегодня мне уже не повезет. Пойдем запивать свое горе пивом продолжим вчерашнюю дегустацию местных сортов пива в баре «На дне».
В отличие от дня вчерашнего, в этот день здесь обстановка была спокойней и можно было с легкостью найти свободный столик.
Кстати, раньше ресторан фон Вакано располагался не здесь. Здание кухмистерской, бывшего пивного ресторана фон Вакано, на Алексеевской улице (Красноармейская, 4) построили в 1903 году. Краевед и писатель Головкин описывал это заведение, называя его «кафедралкой»: «Здание прекрасное с высокими и большими залами, с отличной обстановкой и изящной отделкой, с хорошим буфетом недорогих блюд, привлекало любителей пива со всех частей города». В здании на 1-м этаже располагался небольшой ресторан, или кухмистерская. В торжественных залах был выстлан паркетный пол, стены были обиты деревянными панелями, украшены зеркалами и большими осветительными приборами, но основным декоративным акцентом служил подвесной потолок, в каждом из двух залов индивидуальный, выполненный, как и фасады здания, в стиле немецкого барокко. https://drugoigorod.ru/cultural_layer_von_vacano/
С кухмистерской Альфреда фона Вакано связана популярная городская легенда о том, что пиво, как сейчас модно говорить, на кран подавалось по огромной трубе непосредственно с Жигулёвского пивоваренного завода. Скорее всего, это плод фантазии любителей пенного напитка, поскольку строительство подобного сооружения, имеется в виду трубопровод длинной более одного километра, видится бессмысленным в виду того, что завод обладал своим конным двором, и проще было подвозить пиво в бочках.
Еще одной легендой, более похожей на правду можно считать рассказы местных краеведов о том, что заведение это нередко посещал молодой Владимир Ульянов, служивший помощником присяжного поверенного в Самарском окружном суде (ничего человеческое вождю пролетариата, оказывается, было не чуждо. Здание можно смело включать в маршрут «По ленинским местам»).
Но здесь уже несколько десятилетий не ступала нога любителя «Жигулевского». Здание отреставрировано, но что здесь находится так и не поняла (кто знает, пишите в комментариях). Известно, что это объект культурного наследия федерального значения.
После старейшего пивного завода отправились в старейшее место отдыха самарцев — Струковский сад.
Струковский сад — замечательное место для тихих прогулок, любимое самарцами еще с 19 века. Здесь нам попался памятник Максиму Горькому.
А стоит он здесь неслучайно. В 30-е годы сад был преобразован в парк культуры и отдыха и стал носить не имя землевладельца и бывшего статского советника, а советского писателя Максима Горького. В настоящее время пришли к компромиссному варианту, и парк называется «Струковский парк имени М. Горького».
Но не только памятник Горькому нам попался в саду, а еще вот этот грот с благородным … козликом.
Кстати, если вы будете внимательны, то увидите на многих зданиях изображение козла… на гербе города.
Выйдя из сада первое здание, которое бросается в глаза Самарский дом промышленности. Оно как две капли воды похоже на здание ПриВО на улице Фрунзе. И это тоже яркий пример конструктивизма тридцатых годов двадцатого века.
Как я уже говорила в первом своем рассказе о Самаре, улица Дворянская была главной улицей Самары, и на ней располагалось множество красивых зданий. Многие сохранились до сих пор. И чтобы рассказать про все, то надо, пожалуй, писать отдельный рассказ. Поэтому расскажу о некоторых, на мой взгляд, интересных.
Очень красивое здание на Куйбышева, 139. Как гласят интернет-источники выполнено оно в стиле Генриха IV, но я бы особо им верить не стала. По мне так на эклектику похоже больше. Но, что абсолютно бесспорно — здание, словно сказочный теремок, такое яркое, что сразу бросается в глаза. Это особняк И. А. Клодта — памятник архитектуры федерального значения. В те годы городская Управа дозволяла строить такие оригинальные особняки в центре города лишь за особые заслуги. За что же И. А. Клодт получил такое право? Он вместе со своим братом Карлом создал электрическую компанию, обеспечивавшую горожан Эдисоновскими лампочками, динамомашинами, проводами и другими приборами. Кроме того, братья снабжали Самару водопроводными трубами и сантехнической утварью.
С 1991 года в здании особняка работает Детская муниципальная картинная галерея.
Про Самарскую евангелическо-лютеранскую кирху Святого Георга, что находится рядом с гостиницей «Бристоль-Жигули», я здесь уже несколько раз упомянула (ну помните, что строилась она изначально, как польский костел и что немецкая община любила захаживать после богослужений в ресторан отеля). Кирху закрыли в 1930 году по постановлению горисполкома, некоторых прихожан арестовали. А здание использовали для собраний «Союза безбожников», в дальнейшем в нём разместили склад.
Евангелическо-лютеранская община в Самаре была восстановлена только в Перестройку, тогда же она и получила свой храм назад. 21 декабря 1991 года в ней провели первое Рождественское богослужение.
Напротив целый комплекс архитектурных памятников. По здание банков я уже писала в первом рассказе. А вот рядом есть еще интересное здание бывший торговый дом Егорова 1890-е гг. Здесь Алексей Ильич Егоров открыл в Самаре бакалейный магазин элитарных продуктов. Товары ему доставлялись из Москвы по договору с фирменным Елисеевским магазином. В губернский город поступали ананасы, манго, киви, кокосовые орехи, лучшие сорта кяхтинского чая, голландские, швейцарские сыры, чешские конфеты и много других деликатесов.
Напротив здание гостиницы «Бристоль-Жигули», в которой мы остановились. А рядом дома с не менее интересными архитектурными изысками. До 1907 года два дома принадлежали Юрину, один — Головкину. После модернизации Александра Щербачева, здесь разместился ресторан братьев Ивановых. Рядом дом Сибирякова.
Вот тут я не поняла, точнее пол не могу определить. Что это мужеподобная женщина или все-таки мужчина? Есть варианты? Пишите в комментариях:)
А далее мы свернули на улицу Ленинградская — главную пешеходную улицу Самары.
Первое что попалось на глаза — это стела в честь 150-летия Самарской губернии. И здесь так же полно красивых исторических зданий. Но самое прекрасное — это то, что нам повезло с погодой! Первые числа мая просто радовали температурными рекордами! Всё что можно мгновенно расцвело. Еще три дня назад мы замерзали в Перми, а тут как в песне «а за окном бушует месяц май и кружит в белом танце…" Ходи, любуйся, наслаждайся: цветами, красками, запахами, архитектурой…
В Самаре я впервые в жизни увидела, как цветут каштаны.
На перекрестке улиц Ленинградская — Фрунзе стоит здание некогда респектабельной гостиницы «Националь». Эта гостиница переходила из рук в руки, пока не стала знаменитой и респектабельной. В 1889 году самарский купец Павел Федорович Гудков построил на углу улиц Панской и Саратовской (Ленинградская/Фрунзе) номера для сдачи внаем. В 1902 году владелец надумал расширить дело: надстроить здание и приобрести лифт. Чтобы было побольше шика и прибыли. Но прогорел. Здание у банкрота перекупали несколько раз, пока оно не стало собственностью знаменитых самарских купцов Сурошниковых. Это они перестроили номера купца Гудкова в знаменитую и респектабельную самарскую гостиницу «Националь». Сейчас она на реконструкции.
На улице Ленинградская находится скульптура известного любому советскому ребенку литературного персонажа — Дяди Степы. По размерам можно догадаться кто автор — Зураб Церетели.
От скульптуры мы свернули на Молодогвардейскую улицу. Здесь тоже много красивых исторических особняков, но, видимо у властей хватило денег только на те, что расположены на центральных улицах, поэтому многие из них требуют реставрации. Как, например, это особняк купца 1-й гильдии Гребежева, мимо которого мы прошли.
А вот дом Каргиной отреставрирован. Недалеко от улицы Высоцкого рядом с магазином «Мир музыки» обнаружили мемориальную доску со знакомыми фамилиями.
Про Кабалевского я уже здесь писала, но напомню — этот композитор вдохнул культурную жизнь в провинциальный городок Чайковский, организовав там музыкальные фестивали. А вот фамилия Высоцкого в представлении не нуждается. В Самаре бард был всего дважды и по приглашению клуба, название которого указано на мемориальной доске. Но тем не менее его именем в 1998 году названа одна из улиц, есть мемориальные доски и даже памятник, который мы, увы, не видели, т. к. было не по пути. Как я в таких случаях говорю, хоть обратно возвращайся! Столько всего интересного в этом городе, что два неполных дня на него — это маловато будет.
Дальше по Молодогвардейской есть еще интересные особняки: Торговый дом Щетинкина, особняк Матвеевой (на фотографии ниже можно разглядеть знакомые плавные линии стиля модерн), но мы свернули на улицу Некрасовская, а затем снова на Фрунзе.
И пошли искать очень интересный архитектурный объект — фахверковый домик на Фрунзе 75а. Этот чужестранец стоит и сейчас одиноко, скромно, даже боязливо, прячась в глубине двора. Дом Гиршфельда в стиле фахверк был построен в Самаре в конце XIX века. Этот дом — одна из первых авторских работ архитектора Георгия Мошкова, ученика и члена творческой мастерской Александра Щербачёва. Дом и по сей день является жилым. И, как вы понимаете, жить в таком раритете — это явно не самый лучший вариант. Как я поняла, реставрации толком нет и снести, переселив жителей, тоже не могут т. к. это памятник архитектуры. Но выглядит на фотографиях необычно, как будто и не в России. Правда, когда смотришь на окружающую домик обстановку, то понимаешь, что точно не Европа:)
Немного дальше расположены доходный дом Челышева и музей.
Доходный дом Челышова на Фрунзе, 56 — памятник градостроительства и архитектуры регионального значения сейчас находится в не самом лучшем свое виде. Построен он в 1890 году по проекту архитектора Александра Щербачёва.
Напротив него ещё один доходный дом Челышёва на Фрунзе, 49 построен тем же архитектором. Сейчас в этом доме музей истории города Самары им. М. Д. Челышова.
После внешнего осмотра этих домов мы повернули в сторону площади Революции. Эта площадь появилась на плане Самары еще при Екатерине Второй. В центре площади стоит памятник вождю пролетариата.
Но явно видно, что постамент принадлежал не ему, а кому-то другому. Т. к. постаменты для памятников Ленину всегда более лаконичные без изысков. И как оказалось, мои подозрения были не безосновательны. Погуглив, выяснила, что в 1889 году на этом месте стоял величественный памятник Александру Второму. Ну, а его место занял Ленин уже в 1927 году (примерно такая же история, как и в Костроме). Кстати, скульптор Матвей Манизер тот самый, который автор уже виденного нами памятника Чапаеву.
От площади Ленина мы отправились гулять на Набережную. Посмотрев попутно, на особняки, мечеть. Увы, последняя была на реставрации.
Вот так идешь по пляжу вдоль Волги, а в голове вертится «Быть может, ты устанешь от дорог. Когда придешь домой в конце пути, свои ладони в Волгу опусти…« — пела Люся Зыкина. И я послушала…
Усталости от дорог на тот момент не ощущала от слова совсем, а все же руки в Волгу опустила. Водичка, мягко говоря, бодрит! Что-то кроме рук туда опустить представляется вряд ли возможным. А пляж в Самаре — зачетный! Здесь даже в мае кипит жизнь: дети строят замки из песка, любители чтения погружаются в выдуманные миры, перелистывая страницы книг, туристы и жители города прогуливаются по песку, а спортсмены активно тренируются.
Прогулки по Набережной вдоль реки Волги навеяли мысль о раках. Если вы побывали в Самаре и не попробовали раков, все было зря.
Конечно, чтобы наесться раками надо ведро, поэтому лучше тогда ловить их самому или купить в специализированных магазинах «Царские раки», «Ваши раки» и т. д. А вот попробовать можно в раковарнях. Мы предпочли раковарню «Пикник».
К такой дегустации нужно быть готовым: раков обычной едят руками, начиная с хвостика, потом переходят к клешням. Но для тех, кто делает это первый раз, знающие официанты проводят мастер-класс, а также демонстрацию самых крупных раков (ну, по крайне мере у нас такая была. Что на это повлияло, сложно сказать. Может быть фирменная футболка «Туристер» или наличие зеркалки в руках).
Как я уже сказала, одними раками сыт не будешь. Поэтому, если не наелись (а мы не наелись), то съешьте курник. От курников других регионов самарский отличается большим количеством начинки из лука, куриного мяса, картошки, перца и соли. Тесто для его приготовления используют песочное. Готовят его в высокой сковороде, запекают в духовке. При этом должна получиться тонкая корочка сверху и снизу, а в середине огромный слой начинки. Где попробовать? Я покупала в пекарне «Хлебовед», т. к. она ближе всех расположена к отелю, в котором мы остановились. К тому же размер этого курника и цена были вполне приемлемы.
На этой вкусной ноте, слушая выступление музыкантов на улице Ленинградская, мы закончили знакомиться с Самарой — городом русского купечества, архитектуры модерна, великолепного пива, вкуснейших конфет (да, кстати, не забудьте купить конфет в качестве вкусных сувениров из Самары) и мороженого.
Конечно же, в связи с ограничением во времени мы много чего не посмотрели. А у вас если останется время, то список можно продолжить посещением музеев Эльдара Рязанова, Литературного и Самара-космическая, прогулками по многочисленным скверам и паркам, походами в театр и на концерты.
Мы же, забрав чемоданы, отправились на железнодорожный вокзал. Здесь также есть чем себя занять. Для начала найдем здесь скульптуру Юрия Деточкина из старого советского фильма «Берегись автомобиля!».
А затем рассмотрим здание вокзала, т. к. оно самое высокое. Но у нас уже не было времени на фотографии и посещение смотровой площадки. А у вас, если будет, то можете зайти. Правда, в отзывах читала, что вид оттуда не впечатляет. Поэтому не жалею…
Теги:
Самостоятельные путешествия, Культурно-познавательный туризм