Когда я приезжаю на железнодорожную станцию Аткарск и, не заходя в вокзал прохожу на Привокзальную площадь, то на пересечении площади и улицы Чапаева, вижу старинный паровоз.
Когда я приезжаю на железнодорожную станцию Аткарск и, не заходя в вокзал прохожу на Привокзальную площадь, то на пересечении площади и улицы Чапаева, вижу старинный паровоз.
Между паровозом и пятиэтажным жилым зданием находится памятник с надписью «Слава железнодорожникам станции Аткарск, ковавшим победу на фронте и в тылу».
На тендере с одной стороны находится надпись «Всё для фронта, всё для Победы!»,
с другой стороны «Паровозное депо Аткарск основано в 1871 году».
Паровоз и памятник составляют мемориальный комплекс, установленный к 75-летию Победы в 2020 году.
Когда я увидел паровоз, то вспомнил про паровоз, который стоял в тупике на выезде из Аткарска в сторону Москвы.
Оказалось, что это тот же паровоз, который просто перегнали с окраины города в его центр.
Хотя паровозы появились более 200 лет назад и многочисленные конкуренты в виде тепловозов и электровозов значительно потеснили их, но до сих пор не только в странах Африки и Азии они бегают по железнодорожным путям, Есть отдельные представители паровозного племени и в России. Но в большинстве своём паровозы отправлены на переплавку еще в прошлом веке.
Даже мода, начавшаяся в семидесятых годах 20 века на установку паровозов в виде памятников, не намного отсрочила печальную участь большинства подвижного парка паровозов — под открытым небом многие паровозы ржавели, с них сдирали металлические детали любителю сдачи в металлом, менялись хозяева предприятий для которых паровоз-памятник был нужен как собаке пятая нога. И памятники следовали по следу своих предшественников — на переплавку. Поэтому паровозов даже в виде памятников всё меньше и меньше на просторах нашей родины.
Самый удачный дореволюционный товарный паровоз Э выпускался с 1912 по 1957 год, изготовлялся на 32 заводах в восьми странах и стал самыми многочисленными среди всех отечественных локомотивов. Правда были различные модификации, где к букве Э добавлялись дополнительные литеры.
Паровоз Эу 686–31, установленный в Аткарске, один из оставшихся в живых. А всего паровозов серии Эу было построено меньше 2166 штук. Эу- означает паровоз серии Э усиленный. Полное их обозначение состояло из буквенной серии (Эу), цифровой трехзначной серии (например 686) и двузначного номера (в нашем случае -31).
Выпускались такие паровозы в 1926 — 1931 годах, т. е. нашему паровозу не менее 90 лет. Изготовлялись они на Луганском, Сормовском, Харьковском, Брянском и Коломенском заводах. Снимались паровозы серии Э во многих советских и российских фильмах, среди которых «Адмиралъ», «Адъютант его превосходительства», «Корона Российской империи или Снова неуловимые», «Место встречи изменить нельзя», «Комедия строгого режима».
Пройдя по переулку к стадиону, мельком глянул на здание школы № 1.
Не обнаружил мемориальной таблички, которая раньше присутствовала на фасаде школы.
В 1997 году школе № 1 города Аткарска было присвоено имя 397 Сарненской Краснознаменной ордена Кутузова 2 степени стрелковой дивизии. В 1974 году в школе был создан музей, посвященный этой дивизии.
Дело в том, что во время Великой Отечественной войны, с 24 декабря 1941 года по 15 февраля 1942 года на территории Аткарского района формировалась 397 стрелковая дивизия. В школе находился штаб формирования.
Но никто не упоминает, что эта дивизия была дивизией второго формирования. Обычно вновь формируемые воинские подразделения получали или новый номер, или свободный номер ранее расформированной части. В подавляющем большинстве случаев, это были либо окончательно разгромленные, с утратой Боевого Знамени и документов штаба дивизии, либо понесшие такие потери, при которых восстановление дивизии как формирования было нецелесообразным.
Про судьбу 397 дивизии первого формирования документы музея молчат, как будто и не было её. Кстати, в боях под Старой Руссой с 7 марта 1942 года по 18 марта 1942 года 397 дивизия второго формирования потеряла большую часть своего первоначального состава, но расформирована не была, получила новое пополнение и опять вступила в бой.
Поворачиваю на улицу Ленина и иду в сторону улицы Вали Макеевой. Здесь на пересечении улиц расположен памятник участникам локальных войн.
Вот только изначально памятник выглядел иначе.
В 2011 году в календаре памятных дат России появилась новая: 15 февраля стало именоваться «Днем памяти о россиянах, исполнявших служебный долг за пределами Отечества». Если же совершить экскурс в историю, то именно в этот день, в 1989 году, завершился вывод советских войск из Афганистана. Открытие памятника «Участникам локальных войн» было приурочено к этой дате. Памятник был открыт 15 февраля 2012 года. Автором был скульптур Павел Андреевич Якушев, житель села Малая Осиновка. Куда делся изначальный памятник — не знаю, но, с моей точки зрения, смотрелся он лучше.
Возвращаюсь по улице Вали Макеевой на улицу Чапаева.
Возле входа на территорию бывшего локомотивного депо, основанного в 1871 году и закрытого в 2008 году, находится Мемориал работникам локомотивного депо, погибшим в годы Великой Отечественной Войны.
Железнодорожники локомотивного депо и работали в прифронтовой зоне и уходили на фронт. Шесть досок на мемориале содержат фамилии тех, кто не пришел с войны.
Отправляюсь дальше по улице Чапаева, в парк- музей. Но сначала останавливаюсь возле памятника «Аткарчанам- участникам ликвидации аварии на Чернобыльской АЭС».
Автор памятника — аткарчанин П.А, Якушев.
Памятник представляет собой расколотый на две части земной шар.
А ведь запаса ядерных ресурсов на планете хватит не только для того, чтобы разорвать её пополам и распылить остатки в космическом пространстве. По данным Союза чернобыльцев и инвалидов -чернобыльцев из Аткарского района участвовало в ликвидации последствий страшной беды около ста человек.
В парке я иду к Мемориалу Славы.
Хотя в 1945 году в честь великой победы 9 мая было объявлено государственным праздником и выходным днём, с 1948 года по 1965 год праздник не праздновался. Только с 1965 года День Победы окончательно вошёл в перечень праздников советских людей. После двадцатой годовщины стали постепенно появляться в СССР всё больше и больше памятников и мемориалов, посвященных Победе в Великой Отечественной войне.
Аткарск, благодаря своему расположению у железной дороги и нахождению в тылу, с первых дней войны начал принимать раненных фронтовиков. Первый эвакуационный госпиталь № 1689 был развернут уже 23 июня 1941 года. Всего в Аткарске во время войны базировалось 7 эвакогоспиталей. Под них были отданы все школы города, последний госпиталь был закрыт 1 ноября 1947 года. Погибших от ран хоронили на городском кладбище.
В восьмидесятые годы часть праха была перенесена с кладбища и торжественно перезахоронена к Мемориалу Славы. Тогда же был зажжен Вечный огонь, горящий до сих пор в любую погоду и любое время года, а во многих районах области Вечные огни не горят совсем или зажигаются от случая к случаю.
У Мемориала Славы ежегодно проводятся мероприятия, посвященные памяти не вернувшихся с поля боя.
В 2010 году благодаря помощи железнодорожников и строителей мемориал был отремонтирован и заново облицован керамогранитными плитами.
В 2020 году проведена очередная реконструкция, во многом изменившая окружение мемориала.
Центральная фигура осталась неизменной.
Лики женщины и ребёнка,
Зато появились гранитные звёзды Герове Советского Союза по бокам
Но куда-то исчезли аллея памятников, что находились сбоку от мемориала.
Может морально или физически устарели герои Великой Отечественной войны.
Есть еще в парке Памятник «Борцам революции 1917 года», появился он в 2010 году.
Это третий памятник на месте захоронения погибших в 1917 — 1921 годах.
Находится памятник на небольшом холмике, под ним похоронены 15–20 человек.
Если выйти из парке и пойти по улице Советской в сторону железной дороги, то там можно увидеть еще два места, напоминающих о войне.
У фабричной стены бывшего завода «Ударник» — три гранитные плиты, на одной из которых выбито: «Никто не забыт- ничто не забыто», а на двух других — фамилии, имена и отчества людей.
Частенько в России встречались мне на улицах городов и весей различная военная техника: самолёты, танки, пушки и многое другое. Но никогда не задумывался, а откуда эта роскошь. Ларчик просто открывается. Существует Постановление Правительства РФ от 17 ноября 2007 года № 783 «О порядке исключения из состава Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов вооружения, военной, специальной техники и других материальных средств, не выслуживших установленные сроки службы, хранения и не имеющих перспектив применения для обеспечения обороны и безопасности государства» , в котором в пункте 4 описываются способы дальнейшего использование имущества, не имеющего перспектив применения. Среди подпунктов есть такой подпункт «д»: «демилитаризация для последующей передачи субъектам Российской Федерации или органам местного самоуправления для экспонирования в музеях либо установки в качестве памятников (по их заявкам).»
В рамках этой программы 1 мая 2011 года в город Аткарск прибыла боевая машина пехоты БМП-1, которая до этого несла верную службу в городе Камышлов Свердловской области. После обсуждения перспектив использования было принято решение об его установке у стен завода «Ударник», где в годы Великой Отечественной войны располагался Гомельский завод «Двигатель революции», специализирующийся на выпуске оборонной продукции.
Так 11 сентября 2011 года в Аткарске появился новый мемориал, который назвали просто.
Собственно на этом месте я завершаю прогулку.