Турист Наталия Семчина (NataliaC)
Наталия Семчина
была сегодня 19:38

Старая Ладога, Новая Ладога — Россия Май 2021

Старая Ладога. Откуда есть пошла земля Русская

Все значимые достопримечательности Старой Ладоги рассредоточились вдоль берега Волхова. После посещения Староладожской крепости, мы отправились к последней точке — Никольскому мужскому монастырю, чтобы уже потом спокойно ехать в обратном направлении и останавливаться там, где предусмотрено программой.

Староладожские монастыри. Новая Ладога

Волховский проспект пролегает вплотную и вдоль стен монастыря. Перед главным входом огромнейшая благоустроенная парковка, размерами соизмеримая с самим внутренним пространством монастыря. Выбравшись из нашего уютного и теплого микроавтобуса, сразу же попадаем под резкие порывы холодного ветра. Небо, буквально набрякшее и готовое каждую секунду низвергнуть на нас потоки воды, пугало. Поэтому вся группа, перегоняя друг друга, ломанулась внутрь огражденной территории. Какой там рассказ гида, успеть бы хоть одним глазком увидеть древние храмы до светопредставления.

Староладожский Мужской Монастырь Святителя Николая по преданию был основан князем Александром Ярославовичем (Невским) после победы в Невском сражении со шведами в 1240–41 годах.

Староладожские монастыри. Новая Ладога

Во время русско-шведской войны (1610–1617 годы) монастырь был захвачен и разрушен шведами. В 1714-м году Никольский монастырь был передан в ведение Санкт-Петербургской Александро-Невской лавре, что привело к его упадку, а в 1771- к упразднению.

Митрополиту Санкт-Петербургскому от местных жителей полетели письма с прошениями вернуть им монастырь. Просьбу удовлетворили лишь в 1811 году.

После Революции в 1927-м году монастырь был закрыт, но каким-то чудом монашеской общине удалось продержаться вплоть до 1937-го, выдавая себя за рыбацкую артель. Позднее на территории монастыря разместилась ремесленная школа, общежитие, база сельхозтехники.

Восстановление монастыря началось в начале 21 века, когда его земли были возвращены Санкт-Петербургской епархии РПЦ. Не вооруженным глазом заметно, с чего перво-наперво начата реставрация и ремонт: с келейных корпусов!

Староладожские монастыри. Новая Ладога

От удручающего состояния главного храма монастыря — Никольского сердце щемит.

Построенный в одно время со всем монастырем, он был освящен во имя святителя Николая Чудотворца, покровителя моряков, рыбаков и путешественников. После погромов шведов в середине 17 века храм восстановили. Последние ремонтные работы проводились в 1910–1913-х годах, храм был утеплен. В 1958 году, проведя исследования на местности, специалисты — реставраторы отказали собору и не услышали его крик о помощи! Сколько же еще лет ему ждать эту помощь? Выдержит ли? Выстоит ли под безжалостным влиянием северной суровой погоды?

Вот так он выглядел еще в прошлом веке.

Староладожские монастыри. Новая Ладога

Рядом с Никольским собором высится колокольня, ей повезло больше — вся в «лесах» она тем не менее принимает гостей: можно аккуратно пробраться по лестнице наверх и погреметь колоколами на всю округу! Некоторые туристы из нашей группы так и сделали, но мне недосуг было заниматься ерундой, тем более в такую жуткую погоду. Восьмигранная шатровая колокольня была построена тихвинскими мастерами в 1691–1692-м годах.

Совсем забыла поделиться: настойчивые струи дождя пробили-таки черные тучи и хлынули вниз, подхлестываемые ветром, они жалили открытые части тела: руки и лицо! Зонт вихлялся, трепетал, ему страшно как хотелось вывернуться в обратную сторону! Какая там колокольня!

Напротив расположен грустный, обшарпанный и заброшенный когда-то с достоинством носивший свое имя — Новый настоятельский корпус, названный так в момент его постройки в 1856-м году. На втором этаже располагались кельи для монахов и гостей, на третьем находились помещения для высших монашеских чинов.

Староладожские монастыри. Новая Ладога

И наконец самый красивый храм монастыря, освещенный во имя святителя Иоанна Златоуста. На его месте стоял древний храм, он слишком обветшал и не подлежал восстановлению. В 1860–1873 годах по проекту академика Алексея Максимовича Горностаева и был построен этот, нарядный, яркий, с обилием резных орнаментов и фигурной кладкой. В этой красивой церкви старорусский стиль переплетается со стилем древней романской базилики.

Староладожские монастыри. Новая Ладога

В настоящее время Староладожский Мужской Монастырь Святителя Николая находится в ведении Тихвинской епархии. В 2015 году ему исполнилось 775 лет.

Покинув территорию, я устремилась на берег Волхова и с удивлением воззрилась на огромный причал-ничего себе! Но вспомнила, что видела замечательные кадры монастыря с воды и позавиловала круизерам.

Староладожские монастыри. Новая Ладога

Едва успела сделать фото монастыря, как нас с зонтом увлекло порывами ветра, подхватило и едва не унесло в холодные воды Волхова! А лицо и руки уже горели, не понимая в чем дело, я остановилась, пригляделась и увидела летающие снежинки! О, теперь понятно откуда эти иглы, впивающиеся в тело!

— Только снега сегодня и не хватало: пронеслось в голове, и я быстренько побежала в автобус греться!

Но программу тура никто не отменял и не успев согреться, мы вновь покидаем тепло автобуса. Почему-то не в главный вход, а в небольшую калиточку где-то сбоку, гуськом заходим на территорию Староладожского Свято-Успенского Девичьего Монастыря.

Староладожские монастыри. Новая Ладога

Крест, установленный в честь 900-летия собора Успения Пресвятой Богородицы – главного храма Успенского монастыря.

С первых же шагов возникло ощущение настоящего монастыря, территория большая, всюду дорожки, садовые и декоративные деревья, цветники — чувствуется женская рука. Дождь, словно почувствовав настроение группы — нехотя прекратился.

Вся территория монастыря обнесена кирпичным ограждением и внутри находятся различные постройки. Годом основания монастыря принято считать 1156 год, хотя в переписной книге он впервые упоминается лишь в 1500-м году.

В годы войны со шведами и этот монастырь не избежал разрушения и разорения варварами.

Главной достопримечательностью монастыря является типичный памятник новгородского зодчества домонгольского периода — собор Успения Пресвятой Богородицы.

Староладожские монастыри. Новая Ладога

Этот древнейший, сохранившийся храм на Северо-Западе страны, считается первой храмовой постройкой на Ладоге. Храм изначально был предназначен как усыпальница для княжеского рода Рюриковичей, поэтому существует мнение, что и храм, и монастырь возникли одновременно с постройкой Староладожской крепости в период с 1114 по 1150 годы. Храм холодный, поэтому, для сохранения в нем фресок 12 века, обнаруженных в момент ремонта в 1960-м году, службы совершаются только летом.

В этот же момент храм был освобожден от построек, прилепившихся, пристроенных к нему за годы существования. Удалены и руины колокольни, что без сомнения жаль, хорошо, что сохраняются фото и можно увидеть то, что было ранее.

Староладожские монастыри. Новая Ладога

За почти вековую историю культурный слой земли вокруг храма поднялся на несколько метров и в наши дни древнерусское сооружение выглядит более приземистым.

История монастыря связана с нахождением в его стенах в разные годы 18 века известных особ. С 1718 по 1725 год сюда, из Суздальско-Покровского монастыря, была переведена первая жена Петра I — Евдокия Федоровна Лопухина. Всего 29 лет прожила в заточении бывшая императрица, при пострижении нареченная инокиней Еленой. Семь лет монастырь был на особом положении: запрещено пострижение в монахини, круглосуточная охрана военным караулом. Но опальная царица оставила после себя память: речку Ладожку стали называть Еленой, в Свято-Успенском Монастыре сохранились келья Лопухиной и липы, посаженные ею.

Староладожские монастыри. Новая Ладога

С 1754 года и до своей смерти в монастыре проживала первая жена прадеда Пушкина, Абрама Ганнибала — гречанка Евдокия Ганнибал.

В годы правления императора Николя I в. монастыре проживали родственники декабристов.

С 1823 года в монастыре начался этап каменного строительство и большинство построек, дошедших до наших дней, были построены в 19 веке.

В 1918-м году Свято-Успенский Монастырь был закрыт, а всю его территорию передали детскому дому. В 2004 году монастырь передан Православной церкви и лишь тогда началась реставрация и его восстановление.

А мы опять грузимся в минкроавтобус, чтобы буквально через несколько минут покинуть его теплое нутро.

Вырулив с Волховского проспекта в проулок, наш водитель не остановился сразу на парковке, а направил автобус по узкому проходу между заборчиков вверх,

Староладожские монастыри. Новая Ладога

на Малышеву горку — видимо решил реабилитироваться за утреннюю промашку.

Народ лихо повскакивал со своих мест, но гид тормознула и огорчила:

-Стоп, смотрим из окошек и все, мы катастрофически опаздываем!

Но разве могла она устоять перед многоголосьем недовольных туристов, смилостивилась и дала буквально пять минут времени.

Перед нами на фоне мрачного, зловещего и готовившего свои сюрпризы неба, возвышался величественный, белокаменный храм Рождества Иоанна Предтечи.

Староладожские монастыри. Новая Ладога

С далекого 12 века, на Малышевой горке с видом на Волхов, стояли деревянные постройки Иоанно-Предтеченского мужского монастыря. К обители благоволили московские князья, одаривали ее драгоценной утварью, иконами, богатыми пожертвованиями. Семья царя Бориса Годунова имела особое расположение к монастырю.

В 1695 году все деревянные постройки обители были заменены на каменные. Пятиглавый памятник русского зодчества конца 17 века храм Рождества Иоанна Предтечи, единственный, сохранившийся от архитектурного комплекса Иоанно-Предтеченского мужского монастыря и дошедший до наших дней.

До 1920-х годов, когда храм закрыли, он был главным храмом Старой Ладоги.

Староладожские монастыри. Новая Ладога

В 1980-е годы его пришлось буквально спасать от разрушения-обрушился свод апсиды, колокольня накренилась. При исследовании специалистов выяснилась причина: еще в 19 веке все пространство под храмом было изрыто крестьянами, добывающими в нем кварцевый песок. Началась долгая реставрация храма, а подземелья залили бетоном. В настоящее время действующий храм Рождества Иоанна Предтечи приписан к Староладожскому Никольскому мужскому монастырю.

Читала, что отреставрированы и внутренние помещения храма, но то, куда мы зашли с главного входа под колокольней, пока находится в плачевном состоянии.

Виды с Малышевой горки на окрестности, на Волхов.

Староладожские монастыри. Новая Ладога

Время обеда уже давно осталось где-то позади, организм срочно требовал допинга, да и по расписанию тура нас заждались в кафе. Обед за дополнительную плату был предусмотрен в очень симпатичном кафе, оформленном в деревянном русском стиле. В помещениях пахло свежеструганным деревом, массивные деревянные столы и стулья, русская печь — в общем типа аутентично! Еду нам на столы приносили работники: вкусный борщ со сметаной, на второе что-то из мяса и компот! Все было сытно и вкусно, что даже не успела сфотографировать!

Подкрепившись, отправились далее: мы покидали Старую Ладогу и путь наш лежал в Новую Ладогу.

Планируя маршруты, я, наивная, полагала, что могу прокатиться по этим двум Ладогам на общественном транспорте, да еще и за один день! Ничего подобного и тур — это отличная альтернатива.

Новая Ладога расположена в 15 километрах от Старой Ладоги на берегу Волхова, в том месте, где река впадает в Ладожское озеро. Новый город начал обустраиваться в 1704 году по распоряжению Петра I. Он обосновал здесь судостроительные верфи, при его бытности выпустившие на воду 169 судов. Город стал обустраиваться вокруг существующего в тот момент Николо — Медведского монастыря,

Староладожские монастыри. Новая Ладога

наполняясь жителями, массово переселенными из Старой Ладоги, в один миг потерявшей свой городской статус.

Для строительства Санкт-Петербурга требовалось огромное количество самых разнообразных грузов из глубины России: от продуктов питания до строительных материалов. Но Ладожское озеро коварное и опасное для судов. Поэтому в 1719-м году у Петра I возникает новая глобальная идея и он отдает приказ — прорыть в обход коварного озера, но вдоль ее берега канал, соединяющий две реки: Волхов и Неву! Конечно же, как только канал был вырыт, экономическое значение Новой Ладоги выросло в разы. Я посмотрела карту — канал и в настоящее время тоненькой голубой ленточкой вьется вдоль берега огромного озера.

А город процветал, в середине 18 века в нем существовал банк, училище, телеграф, библиотека, строились казенные учреждения, трактиры, каменные дома преуспевающих купцов. Некоторые здания сохранились, что-то мы успевали увидеть в окна автобуса, но, конечно же, хотелось погулять по бывшему Большому Николаевскому проспекту — средоточию деловой и культурной жизни Новой Ладоги того времени.

Мелькавшие картинки вызывали разные эмоции, особенно когда в кадр попадали старинные деревянные особняки либо полуразрушенные, либо пострадавшие от пожара!

Но у нас по плану было лишь посещения музея русского полководца, генералиссимуса, генерала-фельдмаршала Александра Васильевича Суворова, открытого в ноябре 2020 года.

Староладожские монастыри. Новая Ладога

Сидя в теплом автобусе я уже позабыла, как там на улице, но выйдя у стен Николо-Медведского монастыря в промозглую и обволакивающую крошечными капельками воды действительность, мгновенно ощутила всю мощь ветров, дующих с Ладоги.

Верхушки серебристых куполов сохранившихся храмов и колокольни монастыря, ускользали и терялись в туманно-дождливом небе.

Староладожские монастыри. Новая Ладога

Николо-Медведский монастырь основан в 15 веке на мысу полуострова Медведец, врезающемся в тревожные воды Ладожского озера. Освещенный во имя покровителя странствующих и путешествующих святого Николя Чудотворца, монастырь был важным перевалочным пунктом на торговом пути из Европы в Новгород. Монастырь служил местом отдыха для мореходов перед трудными походами по бурной и непокорной Ладоге, своеобразным маяком в непогоду.

В 1583 году монастырь захватили и разорили немцы, в Смутное время обитель подверглась разрушению со стороны шведских воинов. К моменту основания Новой Ладоги в 1704 году монастырь находился в упадочном состоянии и Петр I, не долго размышляя и занятый более важными делами- постройкой рядом с монастырем Новоладожской верфи, упразднил его, а монахов отправил в Старую ладогу в Никольский монастырь. В Никольском

и Иоанно-Богословском

соборах монастыря стали проводиться службы для прихожан. В 1935-м году храмы были закрыты. Возобновленные в 1949 году службы велись вплоть до 1961 года. Впоследствии храмы подверглись реставрации, но в настоящее время Никольский собор находится в очень плачевном и удручающем состоянии.

Храмы бывшего монастыря находятся на территории кладбища и могилы подступают к сооружениям вплотную. Уворачиваясь от порывов ветра и прячась под вибрирующем зонтиком, я сожалела, что невозможно нормально рассмотреть удивительную архитектуру соборов, полюбоваться просторами Волхова со смотровой площадки.

Дождь уже не пугал нас, он разразился рыданиями и поливал всех с остервенением. Подгоняемые ветром, погрузились в автобус и отправились в Петербург.

Староладожские монастыри. Новая Ладога

Но путь домой оказался сложным, утомительным и длительным — впереди нас ждала пробка, которая образовалась благодаря аварии. Это был кошмар, часа два мы больше стояли, чем ехали. Домой я попала лишь к 11 вечера, уставшая, но наполненная эмоциями и впечатлениями.

Цикл материалов "Майский Петербург"

1. В Шуваловский парк вопреки непогоде
  2. Академия барона Штиглица
  3. Зоологический музей Санкт-Петербурга — как все начиналось
  4. Каменный остров — Курортный остров
  5. Булочные Вольчека
  6. Елагин остров в начале мая
  7. Меншиковский дворец на Васильевском острове
  8. Русский музей в корпусе Бенуа
  9. Макет «Петровская Акватория»
  10. По Большой Морской до смотровой на Исаакиевском соборе
  11. Михайловка — дача великого князя Михаила Николаевича
  12. Театр, два храма, солнце и ветер с залива
  13. Лопухинский сад и дача Громова
  14. Каменноостровский проспект — легкомысленный красавец
  15. Исследуя исторический Петербург (часть 1-я)
  16. Петроградская сторона, продолжение. Приморский парк Победы
  17. Санкт-Петербург, Смольнинское
  18. Стрельна. Свято-Троицкая Сергиева Приморская мужская пустынь
  19. Стрельна. Дворцы, «Огненный князь» Львов и «Царская прогулка»
  20. Выборг — русский островок Европы (часть 1-я)
  21. Выборг — русский островок Европы (часть 2-я)
  22. Выборг — русский островок Европы (часть 3-я)
  23. Старая Ладога. Откуда есть пошла земля Русская…