Несколько дней назад я вернулась из Красноярска. Поездок у меня в этом году немало, но эта, пожалуй, станет самой любимой. Здесь было все, что я ценю в путешествиях: красивая архитектура и великолепная природа без длительных переездов, чтобы все это увидеть.
Как сказал один наш очень известный блогер: «Ради одних Столбов и самого Красноярска вряд ли кто-то полетит туда». Но, почему нет? Для жителей европейской части России такую поездку сложно совершить за выходные, а вот для жителей соседних городов — Новосибирска, Иркутска, Томска, Барнаула это вполне реально: выходные + пара отгулов или какие-либо длинные праздники, которые у нас случаются регулярно. На мой взгляд, для Красноярска нужно минимум четыре дня в чистом виде, без дней отъезда-приезда. И поверьте, вам будет чем заняться!
Из Екатеринбурга до Красноярска всего 2,5–3 часа прямым рейсом «Уральских авиалиний», но мне пришлось лететь с пересадкой в Новосибирске авиакомпанией S7. «Уральские» предлагали и туда, и назад ночной перелет, что создавало массу проблем и ненужных трат.
Красноярск встретил пасмурной погодой и прохладой, а из Екатеринбурга улетала в +30. Международный аэропорт Красноярска с 2019 года носит имя Дмитрия Хворостовского. Певец родился в Красноярске, его именем в городе названы еще Театр оперы и балета и Сибирский государственный институт искусств.
Аэропорт расположен в 27 километрах от города, добраться можно автобусом, но с пересадкой, да и ходят они нечасто. Выйдя из здания, поняла, что лучший транспорт в данном случае, как обычно, — такси. Сибирский ветерок к длительным ожиданиям не располагал. За разговорами с водителем и время пролетело незаметно.
Как известно, Красноярск раскинулся на обоих берегах Енисея, одной из самых длинных и полноводных рек мира. Длина Енисея — 4387 километров, это самая полноводная река России. По Енисею проходит граница между Восточной и Западной Сибирью: правый берег Красноярска — Восточная Сибирь, а левый берег — Западная.
На том берегу - Восточная Сибирь.
Прилетев и устроившись в гостиницу «Ирис» на проспекте Мира, одной из центральных улиц города, я, не задерживаясь, отправилась «с корабля на бал», вернее совсем наоборот — на корабль. Была заказана прогулка по Енисею, а они бывают только в определенные дни и пользуются популярностью, поэтому нужно бронировать место заранее, что я и сделала. Нельзя было упустить такую возможность!
Спустилась на набережную, искать причал, от которого отправится на прогулку теплоход. Красноярск может гордиться набережной Енисея. Левобережная ее часть тянется почти на пять километров от Стрелки — места впадения в Енисей небольшой речки Качи. Я видела почти всю, прошла от Стрелки до Центрального парка.
Набережная — это две террасы, связанные между собою лестницами, пандусами, пологими спусками и даже лифтом. Здесь кроме великолепных видов немало интересного, но об этом рассказ еще впереди.
В Красноярске красивое здание Речного вокзала, сейчас оно находится на затянувшейся реконструкции. Как написано на щите, идет «приспособление для современного использования», но хорошо, что без изменения исторического облика. Здание построено в начале 1950-х годов по проекту местного архитектора А. М. Голубева, в 1958 году его макет был выставлен на международной выставке в Брюсселе. Проект был удостоен серебряной медали.
Коммунальный мост — самый знаменитый мост города, вы все его видели на десятирублевой купюре. Этот мост протяженностью 2300 метров построили в 1961 году по проекту П. А. Егорова и К. К. Ивашова.
По Коммунальному мосту обязательно стоит пройти пешком, чтобы полюбоваться открывающимися с него видами. Я сделала это в один из дней.
Граффити на стене паркинга у Коммунального моста со стороны набережной называется «Сказ о Байкале, Ангаре, Енисее и Шаман-камне». Граффити в городе немного, а мазни практически нет, это меня очень радовало.
На приколе у берега стоит теплоход «Антон Рубинштейн», который ходил по Енисею от Красноярска до Дудинки. Отслужил 45 лет, выведен из эксплуатации в 2001 году, теперь это ресторан «Капитанский клуб». Кстати, в такой круиз из Красноярска можно отправиться и сейчас, только цена на эти круизы не очень радостная.
А вот и теплоход «Товарищъ», на котором предстоит совершить 1,5 часовую поездку. Предлагают различные варианты прогулок: есть экскурсионная, а есть под саксофон, продолжительность также разная. Я выбрала экскурсионную, чтобы рассказали, что можно видеть на берегу.
Теплоход отходит от причала, и начинается мое первое путешествие по Красноярску. Вдоль набережной протянулась улица Дубровинского, названная в честь первого председателя Красноярского Совета рабочих и солдатских депутатов.
Здание с зеленой крышей — гостиница «Огни Енисея» 3*, над ним возвышается штаб-квартира «Енисейского речного пароходства».
На улице Дубровинского сохранилось всего два дореволюционных здания, одно из них — Красноярский краевой краеведческий музей. Это он, — здание в египетском стиле, виднеется над паркингом у Коммунального моста.
Здание с башней и часами слева от здания пароходства — Администрация Красноярска. Как видите, в городе есть свой Биг-Бен.
За деревьями скрывается главная площадь Красноярска — Театральная, это здесь вечером можно посмотреть шоу светомузыкальных фонтанов. Здание слева — Красноярский государственный театр оперы и балета им. Д. А. Хворостовского. В центре — гостиница «Красноярск» 3*.
Кстати, пятизвездочных отелей в Красноярске пока нет. Мне сказали, что вот это строящееся здание на снимке ниже как раз он.
На Енисее в черте города есть несколько островов. Слева, напротив Центрального парка, находится небольшой остров Посадный. Название острова происходит от слова поса́д — населённая посадскими людьми территория за пределами поселения. В начале прошлого века остров был застроен различными предприятиями. Например, здесь была лесопилка, где перерабатывали лес, сплавляемый по Енисею.
К началу XX века в Красноярске, единственном из крупных сибирских городов не было водопровода, не было денег в казне на его строительство. Поэтому в городе были две большие проблемы: болезни из-за плохого качества воды в колодцах и пожары, от которых не раз страдал город.
Деньги собрали к 1913 году и на острове Посадный построили насосную станцию для забора воды из Енисея, электрическую подстанцию, которая обеспечивала насосы энергией и дюкерный переход, по которому подавали воду в город.
На острове и сейчас работает водозабор, причем вода в Енисее отличного качества и, как мне сказали, ее можно пить из-под крана без кипячения.
Насосные станции посадского водозабора (башенки), соединенные переходом. Слева - электроподстанция. Сейчас в здании насосной станции работает музей, открытый к 100-летию водопровода.
А вот здесь в центре за опорами ЛЭП угадывается здание Железнодорожного вокзала.
Посмотрим и на правый берег. Это жилой комплекс «Белые росы», а слева — остров Отдыха, на котором находятся многие важные спортивные сооружения Красноярска. Например, Дворец спорта им. Ивана Ярыгина и Центральный стадион им. Ленинского комсомола.
На левом берегу на горке жилые комплексы Октябрьского района Красноярска.
Это Красноярский железнодорожный мост, до 2007 года рядом стоял первый железнодорожный мост города, построенный в 1895–1899 годах. Это был уникальный для того времени мост: самый большой на тот момент в России пролет ферм (144,5 м), самая большая длина моста (907 м) и многое другое. Модель моста, представленная на Всемирной выставке 1900 года в Париже, удостоилась Гран-при и золотой медали. Сдали на металлолом в 2007 году, когда построили новый. Могли бы хоть пролет оставить, как в Новосибирске.
На горке жилой комплекс «Орбита», а за ним прячется студенческий городок Сибирского федерального университета.
Новые районы растут все дальше от центра.
А вот и самая знаменитая природная достопримечательность Красноярска. Эти зеленые горы — Национальный парк «Красноярские Столбы» и горнолыжные трассы фанпарка «Бобровый лог». Над всем возвышается известный скальный массив Такмак.
Все выше и левый берег. Церковь на горе — Храм Новомучеников и Исповедников Российских в Академгородке, достроенный года четыре назад.
Наш маршрут заканчивается напротив Успенского мужского монастыря. Этот монастырь был основан в шести верстах от Красноярска в 1878 году. При нем была школа иконописи и ремесел для сирот всех сословий, богадельня, больница для духовенства всей епархии. Монастырь закрыли в 1921 году, в нем сначала была школа-коммуна, потом дом отдыха учителей, пионерлагерь.
Самое заметное здание монастыря — Церковь иконы Божией Матери Всецарица в неорусском стиле, освященная в 2015 году. У церкви интересная история: ее построили по проекту, выполненному известным красноярским архитектором Леонидом Чернышевым еще в 1914 году. По понятным причинам в то время к строительству не приступили: война, революция… Построили спустя столетие по старому проекту Л. А. Чернышева, но с соблюдением современных технических регламентов.
Сюда доехать у меня не хватило времени. А наш теплоход разворачивается и отправляется в обратный путь.
Здесь можно купить живую рыбу. Такую рекламу не заметить трудно!
Погода заметно улучшается, дождливые прогнозы, к счастью, не оправдались.
У реки корпуса бывшего мукомольного завода.
Слева — автомобильно-пешеходный Николаевский мост, справа — железнодорожный мост.
Вот уже и Коммунальный мост, прогулка скоро закончится.
В лучах солнца все кажется веселее, город мне уже нравится.
Выйдя на берег, отправилась есть и отдыхать, поскольку последний раз удалось поесть еще рано утром в капсульном отеле в Новосибирске.
Все мосты Красноярска вечером ярко и красиво подсвечиваются, причем подсветка меняется. Жаль, увидеть в вечерних огнях железнодорожный и Николаевский мост не удалось, а вот Коммунальным полюбовалась! Очень красивое зрелище.
Больше всех мне понравился вот такой вариант.
С воды на Красноярск мы посмотрели, в следующий раз погуляем по улицам города.
Теги:
Самостоятельные путешествия, Культурно-познавательный туризм