Пустыня… Жара, подружившаяся с песком, обволакивает сознание и мутит разум. Единственной мечтой остаётся глоток воды и холодок, в котором можно укрыться от всепожирающей и изнуряющей тепловой ловушки, от песка, забивающегося во все щели одежды, раздирающего сухостью рот и иссушающего глаза тонкой, похожей на измельченную каменную пудру, плёнкой. Пустыни в Египте занимают около 96% территории и если бы не Нил, то в древние времена о создании одной из старейший цивилизаций мира оставалось бы только мечтать. Между долиной Нила и Красным морем расположено самое суровое место Египта — Аравийская пустыня. К заблудившемуся путнику здесь почти всегда неминуемо приходила смерть. Что такое осадки в этих местах слышали, но видели редко. Мы проехали этот участок пустыни, когда ехали от Хургады до Луксора Поездка от Хургады до Луксора и обратно.
Живущим около пустыни поневоле приходится философски относиться ко многим вещам, в том числе к вопросу о жизни и смерти. Человечество с незапамятных времён старается не только выжить, но и повысить продолжительность жизни своих индивидуумов. Смерть страшна, если считать, что на это человеческое существование как отдельной индивидуальности прекращается. Недаром различные верования и религии каждая на свой манер решают вопрос, что же там — после смерти.
Древние египтяне верили, что каждое человеческое существо состоит из физических и духовных частей или аспектов. В дополнение к телу, каждый человек имел šwt (тень), Ба (личность или душу), Ка (жизненную силу) и Имя. После смерти душа человека не умирает и умершего ждет воскресение. Чтобы обеспечить умершему новую, уже вечную жизнь, нужно сохранить его тело и снабдить в могиле всем необходимым, чем он мог пользоваться при жизни, дабы дух мог, вернувшись в тело, не умереть от голода и жажды. Поэтому и нужна была мумификация, а если она невозможна, то надо создать подобие тела умершего в виде его статуи. Египтяне верили в загробный мир и на похоронах совсем не печалились. Сначала своих покойных древние египтяне хоронили просто в ямах, вырытых в горячем песке пустыни, фараонов стали хоронить в пирамидах, а затем в гробницах усыпальницах. Богатые вельможи стали следовать царскому примеру.
Примерно в эпоху Древнего царства, более 5 тысяч лет, назад появился город Фивы на восточном берегу Нила. Город развивался, набирался политического веса, здесь была сначала столица Верхнего Египта, затем сотни лет, начиная с времён Среднего царства, он был столицей всего Египта.
По негласному уговору между людьми и пустыней египтяне не селились на западном берегу Нила напротив Фив, там длительное время происходили захоронения знати. Так появилось разделение на «Город живых» и «Город мёртвых».
Храмы строились на двух берегах Нила, но в «Городе мёртвых» это были поминальные храмы, а в «Городе Живых» возводились дворцы для жилья и веселья. Прошли, как сыпется сухой песок в гигантских песочных часах, года и века. Ушли в небытие древние египтяне и другие народы, пришедшие м на смену. Теперь египтянами мы называем живущих в Египте арабов.
Давным-давно Луксор, пришедший на смену древним Фивам, стал современным городом. Но устные договоренности живы, люди редко селятся на западном берегу Нила, особенно на территории Фиванского некрополя. Там царит «Город мёртвых» с его усыпальницами и развалинами древних храмов. Время в нём словно застыло, остановив свой стремительный бег. Даже ЮНЕСКО, когда вносило Луксор в список памятников ЮНЕСКО, не стало отдавать приоритета ни одному из параллельно существующих городов, включив оба. Они для ЮНЕСКО равноправны: Луксорский и Карнакский храмы на восточном берегу и Фиванский некрополь, объединяющий колоссы Мемнона, «долину царей», «долину цариц» и поминальные храмы, среди которых выделяется храм царицы Шаптесут, на западном берегу В «Городе мёртвых».
На месте древних Фив на самом деле расположился не только Луксор, но и деревня Карнак, в 2,5 километрах от Луксора. Собственно поэтому два древних храма в «Городе живых» носят названия Луксорский и Карнакский в зависимости от местонахождения. Мы побывали в Карнакском храме.
У входа стояли в ожидании седоков запряженные в кареты лошади.
Но нам было не до них.
При входе на территорию музея находится здание от которого нужно идти до самого храмового комплекса еще минут пять. В этом здании находится макет комплекса, с которым желающие могут ознакомиться.
С 1979 года храмовый комплекс на территории деревни Карнак включен в список Всемирного наследия ЮНЕСКО. Так храм выглядит издалека от входа.
Если развернуться на 180 градусов, то можно увидеть лишь пустыню и горы.
Но мы дружно шагали по направлению к храму, при этом стараясь не потеряться. Перед входом в храм — аллея сфинксов-баранов, которые считались одним из воплощений бога Амона-Ра.
Комплекс состоит из четырёх частей: храмы Амона-Ра, богини Мут, которая считалась матерью, супругой и дочерью Амона, бога Монту -бога войны и покровителя Фив, а также фараона Аменхотепа II. Всего в комплекс входит 33 различных храма и зала, а также священное озеро.
Рядом с озером находится колонна со скарабеем Счастливая статуя священного жука-скарабея и несчастливая колонна злосчастного фараона Тахарки . Многие храмы подверглись действию времени, какие-то были частично или полностью разрушены.
В 346 году храмовый комплекс был закрыт по указанию императора Рима Константина, причиной такого решения было принятие им христианства в 323 году. На долгие годы храм погрузился в забвение и только в 1798 году благодаря описанию храмового комплекса членом экспедиции Наполеона ученого Денона мир вновь вспомнил о нём.
Как всегда бывает во время групповых экскурсий, то нужно было либо слушать гида,
либо не отставать от группы,
но при этом фотографировать величественные руины древности.
Свободного времени как всегда в подобных случаях было мало, да и обойти гигантскую территорию храма полностью было физически невозможно.
В Древнем Египте не было паспортов, ни у фараонов, ни тем более у простого люда. Для того, чтобы имя фараона не сглазили — в иерографических текстах его имя обводилось овалом, такой овал назывался картуш. Фактически это и был паспорт владык древнего мира, раскинувшегося на берегах Нила. Такой картуш можно увидеть в каменных постройках Карнакского храма.
После Карнакского храма мы отправились на обед и прокляли себя за непредусмотрительность за то, что не взяли с собой воду, хотя в номере пластиковых бутылок с водой было завались — нам каждое утро приносили в номер новые бутылки. Во время обеда питься не было бесплатного, спасли нас арбузы. Не из фонтана же пить воду.
Зато когда поехали в Израиль, то водой запаслись.
При поездке в Луксор наступает момент, когда гид приглашает человека со множеством золотых и серебряных картушей в виде кулонов и браслетов. При этом существует табличка с соответствием латинских букв и иероглифов. Каждый желающий может заказать себе картуш с любым именем. Со смехом вспоминается, как одна дамочка не могла решить какое же ей написать имя: «Юля» или «Юлия». У каждого гида свой торговец, а у того свой набор картушей и хотя они говорят, что работают от одной фабрики в этом возникают сомнения. Но прикольный сувенир- почему бы не уподобиться фараону и не получить паспорт древнеегипетского владыки со своим именем.
Процедура демонстрации картушей происходила во время обеденного перерыва и пока мы смотрели достопримечательности «Мёртвого города» — на картушах появились наши имена и картуши были доставлены прямо в автобусы.
«Мёртвый город» мы покинули не по мосту, а переплыли Нил на местных судёнышках.
Интересно было плыть и смотреть на «Город живых».
После пересечения Нила наша туристическая группа нестройною толпой во главе с гидом отправилась в последний пункт назначения — «Музей папируса».
Как и следовало ожидать по предыдущему опыту это оказалась очередная сувенирная лавка, на это раз по продаже папируса. Потом из окна автобуса я заметил несколько аналогичных заведений.
Прохлада, создаваемая кондиционерами, приятно успокаивала после жары улицы и чашечки холодного каркаде придавали этому месту особое обаяние. На стенах висели папирусы различных размеров и расцветок, фотографировать их нам запретили.
Но действо по получению папируса разрешено было фотографировать. Молодой человек, больше похожий на китайца, чем на араба, начал колдовать над тростником, превращая его в папирус.
После шоу нам предложили приобрести папирус, при это снова заверения, что здешний папирус-истинный папирус, а не дешевая китайская подделка из банановой кожуры.
Принималась практически любая валюта, папирус сворачивался и упаковывался в тубы. Несколько счастливых обладателей драгоценных папирусов вместе с остальными зашагали к автобусу, с которым мы не виделись еще на этом берегу Нила. Путешествие назад в Хургаду началось…
Теги:
Автобусные туры